СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 1.1. Язык – языковая система. Функции языка. Стилистика. Функциональные стили русского языка: научный, официально – деловой; разговорный; публицистический, литературно-художественный. Их черты и признаки.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит с содержанием и разделами-аспектами стилистики как науки; расширяет языковой кругозор в процессе работы над темой; воспитывает взыскательное отношение к собственной речи и речи окружающих с учётом её стилистических особенностей; помогает осуществлять речевой контроль; редактировать текст; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания.

Просмотр содержимого документа
«Тема 1.1. Язык – языковая система. Функции языка. Стилистика. Функциональные стили русского языка: научный, официально – деловой; разговорный; публицистический, литературно-художественный. Их черты и признаки.»

Тема. Раздел 1. Структурные и коммуникативные свойства языка.

Тема 1.1. Язык – языковая система. Функции языка.

Стилистика. Функциональные стили русского языка: научный, официально – деловой (функция познания); разговорный (функция общения); публицистический, литературно-художественный (функция познания). Их черты и признаки.

Цель. Познакомиться с содержанием и разделами-аспектами стилистики как науки; расширять языковой кругозор в процессе работы над темой; воспитывать взыскательное отношение к собственной речи и речи окружающих с учётом её стилистических особенностей; осуществлять речевой контроль; редактировать текст; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания.

Задачи урока:

Образовательные - углубить представление обучающихся о стилях речи; дать понятие о признаках официально – делового, публицистического, разговорного стилей; отработать умение составлять тексты разных стилей речи.

Развивающие - развитие речи, внимания, памяти, мышления.

Воспитательные - прививать любовь к русскому языку, развивать культуру речи.

Тип урока. Урок-усвоение новых знаний

Межпредметные связи. Русский язык, литература, риторика, психология.

Формы деятельности. Фронтальная, групповая.

Оборудование: проектор, презентация по теме, раздаточный материал, словари.



Ход урока


I. Организационный момент.


II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1. Оглашение темы, целей и задач урока.


III. Изучение новой темы.

1. Слово преподавателя.

Задание. Записать в тетрадь четыре аспекта изучения стилистики.

Стилистика - это особый раздел лингвистики, изучающий стили и стилистические ресурсы. Как языковая дисциплина стилистика возникла на основе риторики.

Эта наука относительно молодая - как отрасль знаний она сформировалась лишь в начале XX в. Однако люди уже давно интересовались не только тем, что они говорят, но и как это делают.

Слово «стилистика» происходит от слова «стиль» - острая палочка, стерженек для писания на восковых дощечках. В русском языке на основе этого слова возникает его аналог - стило - перо, орудие письма:

А если Вам кажется,

Что всего делов - это пользоваться

Чужими словесами, то вот вам,

Товарищи,

Мое стило, и можете

Писать Сами!

(В. Маяковский «Разговор с фининспектором»)


В.И. Даль (известный составитель толкового словаря) отсылает нас к немецкому языку: стилистика - учение о слоге или стиле; стилист - человек с хорошим слогом, пишущий изящным слогом.

Первым понятие стиля в отечественную науку ввел М.В. Ломоносов. Определение объема и содержания стилистики принадлежит к самым спорным и не получившим окончательного разрешения вопросам. Объем стилистики определяется тем, что она рассматривает целесообразность использования языковых явлений из всех областей языка. Поэтому она охватывает и словарный состав, и грамматический строй, включая морфологию и синтаксис, а также фонетическую систему.

Языку свойственны красота, богатство, сила, выразительность. Слову доступны цвет и звуки, объем и психологическая глубина. Именно стилистика пытается ответить на вопрос, как же слово в контексте приобретает такую царственность. Это достигается в первую очередь при помощи особых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка.

Таким образом, один из аспектов стилистики - изучение выразительных средств, ресурсов языка. Стилистика учит говорить и писать выразительно.

Она изучает значение слов, речевые обороты, предложения с точки зрения выраженных в них мыслей и чувств (эмоционально-экспрессивные свойства).

Определенные слова, обороты речи, специальные приемы позволяют нам продемонстрировать свое языковое мастерство, возможность «рисовать словами» - это второй аспект стилистики.

- Послушайте это стихотворение, отгадайте слова, которые нужно вставить вместо пауз, и скажите, какой же это аспект.

Забота о стиле

Артисты говорят в гримерной,

Твой друг беседует с тобой

- Стиль это просто…,

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу

- Знай, в них… стиль,

Стиль очень интересный.

Еще есть стиль…

- Газетных очерков, заметок

- Запомни также стиль и этот.

А биографию открой - … (официально-деловой).

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль… (научный).

(В.А. Синицын)

Итак, третьим аспектом, разделом, стилистики является изучение стилей. В зависимости от того, что надо выразить, о чем идет речь, или, говоря научно, в зависимости от целей общения, русский язык меняется.

Мы знакомимся с разновидностями одного и того же языка, то есть с его стилями. Знать в совершенстве язык - значит владеть его стилями.

Стили - это хлеб стилистики, главный предмет изучения.

Четвертым, тоже очень важным, аспектом данной науки является точность и правильность речи. Вы все знаете, что речь должна быть грамотной, литературной, но она должна быть и точной, выразительной, образной. Забота об этих основных параметрах сближает стилистику с культурой речи.

Культурный человек культурен во всем, но, прежде всего, в своем языке. Поэтому на современном этапе развития лингвистики актуальными являются такие понятия, как речевой этикет, речевое поведение, экология речи.

Таким образом, задачами преподавания стилистики являются:

1) изложение теоретических основ функциональной стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи;

2) развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.


2. Проблемное задание.

Закончите фразы:

1) Стилистика и культура речи - это… .

2) Стилистика изучает


3. Слово преподавателя.

Хотите, чтобы вас внимательно и с интересом слушали, понимали, а не затыкали уши и не морщились, как от зубной боли? Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной и выразительной, логически стройной и убедительной, чистой и живой.

Вспомните, как А.С. Пушкин писало своей героине в «Сказке о царе Салтане…»: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит».

Вот в этом вам и поможет Стилистика – наука, которая изучает стили речи и употребление в них языковых средств. Она поможет вам сделать вашу речь стилистически правильной.

А правильность речи – это основа речевой культуры, т.е. умения владеть языковыми нормами и использовать выразительные средства языка.

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Вы, наверное, помните сказки, которые читала вам мама или рассказывала бабушка, как учились произносить первые звуки, слова, строить предложения, а вас часто поправляли, учили правильно говорить. Но шли годы, и многие из вас, повзрослев, перестали следить за своей речью, небрежно обращаются со словом. А что из этого получается – послушайте!


4. Полминутки для шутки.

1). «Сильное кино». Прочитайте стихотворение-шутку А.Барто.

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат.

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне, что к чему.

А я большая! Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им – раз! Они ей – раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Но, видно, я ещё мала,

Я ничего не поняла.


- Что вы можете сказать о «рассказчике»? Какие слова-сорняки мешают нормальной речи незадачливого «героя»?

- Могла ли сестра понять содержание фильма? А вы – поняли?


2). Шёл урок литературы. Учитель попросил пересказать своими словами содержание первой главы повести А. Пушкина «Дубровский». Мальчик неуверенно начал: «В одном… этом, как его… ну… поместье жил один помещик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого не слушал, он всё делал так, как ему хотелось, и все его боялись…».

Учитель, конечно, прервал сбивчивую, неряшливую речь ученика. Незадачливый рассказчик умудрился в двух предложениях сделать… восемь ошибок. Да, да, восемь! Восемь стилистических ошибок. Пожалуйста, найдите и исправьте их.

Вот эти ошибки:

1. У Троекурова было не одно поместье, поэтому и точнее, и правильно сказать не «в одном поместье», а в одном из своих поместий.

2. Чтобы избежать назойливого повторения созвучных слов поместье, помещик, следует одно из них заменить синонимом: в одном из имений жил помещик или в одном из поместий жил барин.

3. Нет смысла говорить «один помещик»: ведь речь идёт не о каком-то неизвестном лице, а

именно о Троекурове. Без слова один короче и яснее.

4. Слова этот, как его, ну не только ничего здесь не выражают, но и засоряют речь, делают её неряшливой, маловыразительной.

5. Незачем вторично упоминать фамилию Троекуров: для этого существуют местоимения, синонимы, есть у него и имя – Кирилла Петрович. Можно сказать он или этот барин.

6. Слова здорово богатый – просторечие. Надо сказать: очень богатый.

7. Первый союз и не на месте, его лучше употребить перед последним однородным сказуемым, выбросив лишнее там местоимение он.

8. Последнюю многословную характеристику помещика можно заменить одним точным и выразительным словом – самодур.

Вот вам и восемь стилистических ошибок и неточностей в ответе горе-рассказчика. Если избежать их, получится следующее:

В одном из своих имений жил помещик Троекуров. Это был богатый самодур, которого все боялись.


5. Будьте редактором!

Кто такой редактор? Редактор исправляет, улучшает стиль текста книги, статьи.

(Редактировать – проверять и исправлять текст.) Найдите и исправьте ошибки.


Воздвигнута поражающая своим великолепием овощная база.

Мы с сестрой громом аплодисментов встретили бабушку.

Поведением Кости была возмущена вся общественность класса.


Построена большая овощная база.

Мы с сестрой радостно встретили бабушку.

Класс был возмущён поведением Кости


Повторение на коротких отрезках текста одних и тех же слов, выбор неточного слов из двух или нескольких близких по смыслу, небрежность в построении высказывания – всё это принято относить к стилистическим ошибкам.


Мы поражались его поразительной памяти.

Ближайшего соперника он обогнал, но остальных обогнать ему не удалось.

Сначала появился лесник, а вскоре появились и все наши ребята.


Мы удивлялись его поразительной памяти.

Ближайшего соперника он обогнал, но остальных опередить ему не удалось.

Сначала появился лесник, а вскоре – и все наши ребята.


Опасность, которую таят в себе стилистические ошибки, - это бедность, невыразительность речи. Но они могут также вести к неясности, двусмысленности или же попросту искажать смысл сказанного или написанного: Вдали зеленеют купоросы (вместо кипарисы).


6. Язык мой – друг мой?

Всем известны слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

- Что значит «беречь» язык? От кого или от чего?

- Разве у языка есть враги и ему грозят какие-то опасности? Оказывается, да!


Вот «образец владения» языком. Послушайте «Рассказ школьного портфеля» (стихотворение Ю.Тимянского).


Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрой магазин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы…»

«Секёт свеклу…» «Пекёт блины…»

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «портфелем» зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя…


- Как вы думаете, почему этот Петя так говорит? От незнания норм литературного языка или в результате небрежного отношения к слову? Как правильно? Исправьте!

7. «Ванька – встанька» (физкультминутка)

Правильно (сидим) Неправильно (стоим)

Положить, права (правы), звонит Повешать, ложить, покласть

Табурет, сви(тэ)р, пихтовый Калидор, убираюсь, красивее

Приятный шампунь, компью(тэ)р Шин(э)ль, красивая тюль (м.р.!) Cредства, класть, туфля (тэ)рмин


8. Говорите правильно!

Коридор, табурет, звонит, клади (а не ложи!), красивее, повесить, свёкла, печёт, сечёт,

средства, обеспечение, копировать, фанера, шинель.


Очевидно, опасность, грозящая языку, - это искажение слов в результате невежества, неверного их употребления, неправильного ударения и произношения. Искалеченные таким образом слова засоряют язык.

Важнейшим требованием стилистики и является правильность, точность и ясность –полное соответствие слов тем понятиям, которые вы должны выразить. Неясность высказывания часто происходит от неумения быстро подобрать нужное слово, точно определяющее лицо и предмет.


9. Это интересно!

Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нрава-ми, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите».

Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите. Предельным лаконизмом поражают нас древнеримские (латинские) афоризмы: По когтям узнают льва, т.е. по одному какому-нибудь признаку можно узнать человека; Через тернии к звёздам, т.е. преодолевая все невзгоды, придёшь к заветной цели и др.

Известны также и удивительные лаконизм, выразительность, меткость русских народных пословиц и поговорок. Многие из них едко высмеивают многословие, болтливость: Звону много, да толку мало; Язык без костей; Лучше ногою запнуться, чем языком и т.п.


Чрезвычайно высоко ценили краткость речи выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А.П.Чехов говорил: «Краткость – сестра таланта». Придавая огромное значение стилистической работе над каждым словом, он писал: «Надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее… Надо заботиться об её музыкальности».

Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно, чтобы, как писал Н.А. Некрасов, «словам было тесно, мыслям просторно», - задача нелёгкая, но при желании вполне осуществимая. Прежде всего надо научиться избегать элементарных ошибок многословия (плеоназмы).

Например, в предложении На горизонте появились ледяные айсберги слово ледяные совершенно лишнее: ведь айсберги и есть плавучие ледяные горы.


10. «Федот, да не тот». Найдите лишние слова в следующих предложениях.

Муму очень сильно привязалась к Герасиму.

Караван двигался по песчаным барханам.

Мы вновь возобновили с ними переписку.

Я не успел закончить до конца эту работу.

Моя автобиография уместились на страничке.

Всадники уже приближались ближе к деревне.

На Камчатке много горячих гейзеров.


11. Слово преподавателя.

Помните, что, изучая русский язык, вы имеете дело с живым, близким вам организмом.

Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами, штампами!

Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его

истории.

Выдающийся учёный современности, академик Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и

прекрасном» писал: «…Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем делоУчиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

Действительно, как гласит народная мудрость – не учась, и лаптя не сплетёшь. Да, совершенно удивительные владения Стилистики. Она очень доброжелательна, приветлива и гостеприимна, всегда рада каждому, каждому готова помочь: выбрать нужное слово, правильно построить предложение, научить использовать богатейшие выразительные средства нашего языка, чтобы речь стала красивой и стройной, логически ясной и правильной. Хотим ли мы сами себе помочь? Решать каждому из нас… А наука Стилистика нам поможет. И тогда мы скажем: «Нам Стилистика нужна!».


Нам Стилистика нужна!

или Ода Стилистике

Нам Стилистика нужна!

И для нас она важна!

Всех Стилистика научит,

Правильности речи учит!

Стилистика – это стили речи,

Которые помогают нам в культурной речи,

Потому что нет «ложи»!

А запомни, друг, «клади»!

Да, «клади», «звонит», «шинель», средства,

«Обеспечение», «права», «портфель»,

«Свёкла», «свит(Э)р», «магазин»,

«Положить», «красивее», «серпантин».

Нам стилистика нужна,

И для всех она важна.

Ведь встречают по одёжкам,

Провожают по речам.

Стыдно речь нашу уничтожать,

Вульгарными паразитами, сленгом засорять,

Просторечьями, штампами, плеоназмами,

Жаргонами, иностранными словами разными!

Неправильно говорить «очень сильно»,

Неверно выражение «ужасно красиво»,

Никуда не годится «очень прекрасно»,

Потому что всё это для языка опасно!

О стилистике ведём мы речь.

Она нас учит нашу речь беречь.

Она нас учит наш язык любить,

Она нас учит наш язык хранить!

Нам Стилистика нужна,

И для всех она важна…


12. Отредактируйте текст, используя более уместные в научной речи конструкции. Какого стилистического эффекта достигли вы?

Зимний наряд у белой куропатки более тёплый: число перьев по сравнению с летним нарядом увеличивается. Полезно отметить: линька иногда меняет форму и величину некоторых перьев. У дятлов сохраняется до полной линьки длинное и широкое первое маховое перо, заменяющееся потом более коротким и узким.

Заменить бессоюзные сложные предложения сложноподчинёнными. В начало последнего предложения вставляется слово например. Отмечается, что для научного стиля характерна специально подчёркнутая логичность, поэтому здесь уместны союзные связи между частями предложений, слово например, указывающее на переход от общей мысли к её конкретизации.


13. С помощью синонимических замен повысьте эмоциональность высказывания.

Первая боевая ночь. Мы запомнили её во всех подробностях. Запомнилась она и Нине Рудиной. Не забудется она, тёмная-претёмная, даже при свете крупных южных звёзд, усыпавших таинственное небо.

Возможные замены:

1. Кто из нас не запомнил её во всех подробностях!

2. Разве забудется она, тёмная-претёмная, даже при свете крупных южных звёзд, усыпавших таинственно небо?


С помощью синонимических замен можно достигнуть и таких стилистических качеств речи, как лаконичность, ясность, личностный или обезличенный характер изложения. В научной, официально-деловой и в публицистической речи часто уместно заменить придаточные определительные причастными оборотами, способствующими краткости изложения. Замена придаточных предложений распространёнными дополнениями и обстоятельствами в научном стиле делает речь краткой и усиливает именной характер повествования.


14. Устраните речевые элементы, неуместные в строго научном тексте.

Что такое колониальные птицы? Колониальными называют тех птиц, которые на ограниченной небольшой территории гнездятся целыми группами, располагая гнёзда близко друг от друга. Примерами таких птиц могут служить грачи, чайки, кайры и многие другие.


Без ущерба можно устранить вопросительное предложение, так как вопросо-ответная форма типична для научно-популярного изложения и для публицистики.

15. Следующие предложения сделайте более лаконичными за счёт устранения связок и повторяющихся слов

1. Размножение является важнейшим биологическим периодом в годовом цикле жизни птиц.

2. Одни из птиц, как, например, хищные птицы, цапли, грачи, гнёзда делают высоко над землёй, другие птицы – зяблики, сойки, малиновки, дрозды – гнёзда делают ниже, третьи птицы – серая мухоловка, сорокопуты, зеленушка – делают совсем низко.


Отредактированный вариант

Висячие гнёзда – это гнёзда, прикрепляющиеся к ветвям боковыми стенками или верхними краями; дно же не имеет никакой опоры. Висячие гнёзда свойственны длиннохвостой синице, камышевкам, иволге, синице-ремезу и ряду других птиц, относящихся почти исключительно к отряду воробьиных.


16. Упростить предложение (очень большое предложение разделить на два, сделать мысль более чёткой и ясной).

Имеются также висячие гнёзда, свойственные длиннохвостой синице, камышовкам, иволге, синице - ремезу и ряду других, относящихся к отряду воробьиных, характеризующиеся тем, что они прикрепляются к веткам боковыми стенками или верхними краями так, что дно не имеет никакой опоры.


17. Отредактируйте текст, устранив неуместные эмоциональные слова и выражения.


Из автобиографии

1. В пламенные годы Великой Отечественной войны мой отец был ранен. 2. В годину горя, когда мне было четырнадцать лет, я пошёл работать на завод токарем. 3. После победоносного завершения войны я поступил учиться в вечернюю школу. 4. Великолепно шло учение после рабочего дня. 5. Получив аттестат зрелости, я блестяще поступил в институт. 6. Незабываемые годы получения высшего образования!


Стилистический недочёт заключается в употреблении эмоциональных слов и словосочетаний в неэмоциональной речи.


18. Устраните синтаксическое однообразие текста, заменив некоторые предложения со страдательными причастиями неопределённо-личными предложениями.

Расправа над декабристами

В Тарханах много говорилось об участи декабристов. Рассказывали о жестокой расправе царя над восставшими. Вечером 14 декабря были взяты троюродные братья Юрия Петрович Лермонтова – Дмитрий Николаевич и Михаил Николаевич. Арестованы два брата Беляевых, моряки, активные участники восстания. Арестован Барятинский, образованный и культурный молодой человек. Он заключён в Петропавловскую крепость как государственный преступник. В Москве был схвачен сын Горских. Юноша был перевезён в Петербург и заключён в Петропавловскую крепость. Летом узнали о невозвратной потере для России. Были повешены пятеро декабристов, руководителей восстания. Очень многие отправлены на каторгу в Сибирь.


19. Отредактируйте диалог, придайте ему свойственную разговорной речи непринуждённость, лаконичность.

- У нас в школе есть литературный кружок.

- А что вы сейчас изучаете на занятиях литературного кружка?

- На литературном кружке мы сейчас изучаем «Тома Сойера» писателя Марка Твена. Ты читал «Тома Сойера»?

- Нет, «Тома Сойера» Марка Твена я не читал.

- Будем читать «Тома Сойера» вместе.


20. К каким стилям речи относятся отрывки? Какая стилевая черта усилена в них благодаря исправлениям?

1). Молодые кинематографисты пытаются сделать язык кино более выразительным. Ищут новых красок и старые мастера кино. Но герои многих произведений всё ещё не обладают яркими характерами.

2). Среди молодых москвичей – победителей спортивных соревнований много студентов.

3). В яркий солнечный день в лесу бывает прекрасно.


Исправления

1). Хорошо, что молодые кинематографисты пытаются сделать язык кино более выразительным. Хорошо, что ищут новых красок и старые мастера кино. Плохо, что герои многих произведений не обладают яркими характерами.

2). Радостно сознавать, что среди молодых москвичей – победителей спортивных соревнований много студентов.

3). Невозможно сказать, до чего прекрасно бывает в лесу в яркий солнечный день.


Следует отметить, что введение оценочных главных предложений усилило эмоциональность речи в текстах. В первом примере, помимо этого, использован параллелизм с анафорой и антитезой. Сложноподчинённые предложения со сказуемым-глаголом в повелительном наклонении в главном предложении усиливают контакт автора с читателем.


21. Прочитайте сочинение ученика 6 класса. В каком стиле оно задумано и в основном написано? Выделите в нём удачные места, найдите и исправьте недочёт (о чём здесь не следовало бы говорить).

На лыжах


Люблю мчаться с горы на лыжах! Холодный ветер обжигает лицо, солнце слепит глаза. А ты мчишься с такой скоростью, что, кажется, ещё минута – и лыжи оторвутся от убегающего из-под ног снега и ты полетишь по воздуху легко, свободно, как птица.

А вот и бугорок. Чтобы не упасть, нужно сильнее согнуть ноги в коленях и наклониться вперёд. В этот момент особенно важно держать лыжи параллельно друг другу. Но время упущено – брызги в лицо, ноги в сторону, я в сугробе.


В этой художественной зарисовке лишними являются сведения делового характера: как надо вести себя в подобной ситуации (второе и третье предложения из второго абзаца).


22. Прочитайте сочинение учащегося. В каком стиле оно задумано и в основном выполнено? Найдите в нём стилистические ошибки и исправьте их.

В выходной день мы с другом любим совершать лыжные прогулки. Въезжаешь в лес, и аж дух захватывает от такой красоты. Кругом лежит снег и серебрится на солнце. Чуть дотронешься до ветки – снег так и посыплется лёгкими пушистыми хлопьями.

В этой работе, также выполненной в основном в стиле художественного описания, неуместными являются деловой оборот совершать прогулки и просторечная частица аж.


23. Отредактировать предложения.

1). На день рождения мне не только подарили новую компьютерную игру, но и ролики. 2). Я встретил на вокзале подругу моей тёти, которая живёт в Крыму. 3). Мне нравятся книги писателей, которые не просто учат жизни, но заставляют самостоятельно мыслить. 4). Сдайте тетради учителю, в которых вы делали домашнюю работу. 5).В июне месяце мы всем классом ездили в Псков. 6). Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж времени. 7). Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры. 8). Мы не только участвуем в олимпиаде по русскому языку, но и по литературе.


Отредактировано

1). На день рождения мне подарили не только новую компьютерную игру, но и ролики.

(Используя двойные сопоставительные союзы, надо каждую их часть ставить непосредственно перед однородным членом)

2). Я встретил на вокзале подругу моей тёти, живущую в Крыму. или Я встретил на вокзале подругу моей тёти, живущей в Крыму. (Союзное слово который, чей, какой должно замещать ближайшее к нему существительное в форме того же рода и числа. В этих предложениях используем причастный оборот)

3). Мне нравятся книги тех писателей, которые не просто учат жизни, но заставляют самостоятельно мыслить. ( Исправляем, вставив указательное местоимение) или Мне нравятся книги, которые не просто учат жизни, но заставляют самостоятельно мыслить. (Исключаем лишнее слово.)

4). Сдайте учителю тетради, в которых вы делали домашнюю работу. (Изменили порядок слов.)

5). В июне мы всем классом ездили в Псков. (Плеоназм июнь месяц.)

6). Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж. (Плеоназм хронометраж времени)

7). Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры (или памятные подарки).


24. «Золотые россыпи» радио- и телеэфира. Исправьте ошибки.

1. Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь.

2. Нужно обратить внимание к этой проблеме.

3. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра.

4. Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние школьники.

5. Получены интересные предложения с наших областей.


Около четырёхсот кинокамер вчера ещё были здесь (не тот падеж зависимого слова).

Нужно обратить внимание на эту проблему (не тот предлог и падеж зависимого слова).

Говорят, что вы нашли общий язык с семьёй шахтёра (не тот предлог и падеж зависимого слова).

Сегодня мы озабочены тем, кем станут сегодняшние школьники (лишний предлог).

Получены интересные предложения из наших областей (не тот предлог).


25. Перед вами страничка из дневника ученика. Мальчик передаёт свои впечатления об одном чудесном зимнем дне. Вчитайтесь внимательно в его рассказ, отредактируйте, попытайтесь избежать однообразного повторения однородных сказуемых и придаточных предложений.

5 января. Я проснулся рано утром, подбежал к окну, подышал на стекло, которое замёрзло, и заглянул в глазок, который образовался.

В глаза ударила резкая белизна снега, который недавно выпал. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, торопливо застлал её, сделал зарядку, с удовольствием умылся, позавтракал, захватил лыжи и выбежал во двор.

Во всю ширь, куда ни кинешь взгляд, лежал белым пологом пушистый снег, сверкал на солнце и слепил глаза. Я пристегнул лыжи, взобрался на ближайшую гору, оглянулся вокруг, вдохнул полной грудью морозный воздух, оттолкнулся палками и стремительно понёсся по склону.


26. Отредактируйте отрывок из ученического сочинения. Запишите исправленный вариант.

Какое огромное количество замечательных стихотворений у великого поэта А. Пушкина! В своём сочинении я хочу рассказать именно про его творчество. Я считаю, что этот человек внёс всю свою душу в русскую литературу. Даже в наше время его произведения считаются современными несмотря на то, сколько лет назад они были написаны. Каждое из его стихотворений, прочитанные мной, можно легко осмыслить и даже понять, с каким оно было написано.

Больше всего мне запомнилось и понравилось небольшое и очень душевное стихотворение «Я вас любил». Небольшая печаль Пушкина вызвана не тем, что он любит, а тем, какая сильная его любовь к женщине.


Редактирования:

Замечательные стихотворения у Пушкина! Его творчество и сегодня современно, потому что произведения нашего поэта – это душа русского народа. Мне нравятся стихи Пушкина тем, что всё понятно в них, хочется рассуждать, делиться мыслями и даже иногда плакать. Таким душевным для меня является стихотворение «Я вас любил». Это стихотворение - любовное откровение поэта и образец того, как надо любить женщину.


27. Устранить речевые недочёты.

Одним из самых революционных стихотворений М.Ю. Лермонтова является стихотворение «Смерть поэта». Темой этого стихотворения является отклик русского народного поэта на великую утрату, понесённую его родиной. Это стихотворение начинается словами: «Погиб поэт! – невольник чести…»


Распространённые речевые недочёты – это однообразие, частое повторение какого-либо слова, выражения.


28. Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными сказуемыми, объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи слова: а, и всё-таки, и, и, и.


Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схватил Мартина обеими руками за шею. Нильс потащил Мартина к воде. Это было нелёгкое дело. Гусь был самый лучший в их хозяйстве. Мать раскормила его на славу. Нильса сейчас едва от земли видно. Он дотащил Мартина до самого озера. Он окунул его голову прямо в студёную воду.


Приведённый текст неправильный, потому что состоит из отдельных сообщений-обрубков. Два основных порока этого текста: это навязчивые повторы и отсутствие указаний на то, как по смыслу связаны между собой коротенькие предложения. Следует использовать известные синтаксические конструкции и специальные слова для связи, и текст получается более понятным и красивым, а повторы исчезают сами собой. Вот как может выглядеть исправленный (восстановленный) текст.


Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схватил Мартина обеими руками за шею и потащил к воде. Это было нелёгкое дело. Гусь был самый лучший в их хозяйстве, и мать раскормила его на славу. А Нильса сейчас едва от земли видно. И всё-таки он дотащил Мартина до самого озера и окунул его голову прямо в студёную воду.


29. Определить и исправить логические ошибки.

А. Радищев ненавидел крепостное право и призывал к свержению его. С каким восхищением писатель рассказывает о непосильном труде крестьянина-пахаря («Любани»), с радостью знакомит нас с крепостным интеллигентом, который предпочёл 25-летнюю солдатскую службу унизительному существованию дворового слуги («Городня»).


Нарушен один из законов логического мышления - закон противоречия. Говоря о ненависти Радищева к крепостному праву, ученик употребил слова восхищение и радость.



30. Отредактировать тексты.

1. «Земля воспитывает нас с тех пор, как мы родились. Малая родина – это наша земля, она

вливает в нас положительные или отрицательные качества».

2. «Устаревшие слова играют большую роль, если их убрать, то слов станет меньше и люди будут долго подбирать выражения».

3. «И будь ты в провинции, она по-прежнему останется нашей малой родиной. Пусть даже будет большой город или небольшой посёлок в тундре. Малая родина даёт многое, половина от родителей и половина от растившей нас земли. Она способна исправить ошибки в воспитании нас родителями. Первое – это добро и зло, красивость и уродство выносим мы из неё…»

4. «Родные места всегда останутся в душе моей, их невозможно забыть. Даже если я сменю место жительства мой маленький посёлок где-нибудь в тундре на маленький город, всё равно центром для меня останется мой родной любимый посёлок. Природа родного края останется в наших душах навеки. Ведь её невозможно забыть, она одна из самых важных для человека…»

5. «Малая родина способна исправить ошибки родительского воспитания, первое самое

прочитанное о красоте и уродстве. Природа родного края останется в наших душах навечно.

Малая родина – это не только деревня, но и человеческое взаимоотношение, уклад жизни и традиции живучестей, это и язык, и вера, и определённая скромность, и вынесение из самой земли её солями».

Функциональные стили русского языка


1. Словарная разминка «Узнай слово».

Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.

- разговор двух или более лиц (диалог)

- несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)

- тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение)

- стиль речи, цель которого – воздействовать на читателей или слушателей (публицистический)

- стиль речи, цель которого – сообщение и передача деловой информации (официально-деловой)


2. Разминка. Пользуясь записанными ассоциациями, дайте определение понятия «функциональный стиль речи» и вспомните, какие стили речи есть в русском языке.

Предполагаемые ответы: литературный язык, языковые средства, разновидности языка, речевая ситуация.


Функциональный стиль - это разновидность литературного языка, которая обслуживает ту или иную сферу общественной жизни и характеризуется определённым своеобразием отбора и использования языковых средств в зависимости от условий и целей общения.

Выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.


В речи человека используются самые разные слова, разные по построению предложения. Это определяется тем, с кем говорим (с товарищем по дому, с преподавателем), где говорим (на собрании, на улице, дома), с какой целью говорим (общение, сообщение, воздействие).

В зависимости от этого ученые говорят о разных стилях речи.

В обиходной речи, в быту используется разговорная речь. Здесь уместны грубоватые, просторечные слова, устойчивые обороты речи. Этот стиль речи допустим в общении с близкими людьми, а в художественных произведениях – в диалоге, в речи героев. Разговорная речь направлена на одного человека.

Разговорному стилю противопоставлены книжные стили. Они адресованы всем грамотным, умеющим читать.

Сегодня мы будем говорить о таких книжных стилях, как художественный, научный, публицистический, официально – деловой.

Художественный стиль призван воздействовать на ум, чувства человека, поэтому в нем – слова яркие, образные, с переносным значением. Он используется в художественных произведениях.

В научном стиле дается краткая, точная информация (сообщение, объяснение). В нем – термины, то есть слова научные, с прямым значением. Цель этого стиля – дать научные сведения.

Публицистический стиль используется в СМИ и публичных выступлениях с целью воздействовать на слушателя и читателя в форме письменной и устной речи.

Официально – деловой стиль используется при общении в учреждении, в деловой сфере. Цель – обмен информацией, регуляции поведения. Форма – письменная речь и устная речь.


Стили речи

Сфера

применения

Цели общения

Основные виды высказываний

Основные

стилевые черты

Разговорный

Быт,

семейные,

дружеские

отношения

Обмен информацией, мыслями

с близкими

людьми

Беседа, диалог, записка, письмо, СМС

Непринужденность, неофициальность, эмоции, оценочный характер речи

Научный

Наука и

техника,

учебный

процесс

Разъяснение

достижений науки и техники или сообщение

о них

Доклад, лекция, курсовая работа, ВКР,

презентация

Точность, ясность, логичность, слова только в прямом значении,

сухость речи

Официально-деловой

Официальные отношения

Регуляция

официальных

отношений

Закон, договор, приказ,

заявление,

объяснительная,

расписка,

автобиография

Строгая точность, сжатость, клише, шаблонность,

сухость речи

Публицистический

Общественная жизнь, политика

Воздействие, сообщение об общественно-важных делах

Выступление, статья, доклад, реклама, интервью, репортаж

Призывность, страстность, обилие восклицаний,

оценка,

эмоциональность

Художественный

Искусство слова

Воздействие

путем

художественного

изображения жизни

Стихотворение, рассказ, роман, повесть, пьеса

Образность,

эмоциональность, смешение стилей


Основные признаки разговорного стиля

Стилевые черты:

- Мы не всегда знаем, о чем будем говорить.

- Мы не знаем, какие слова подберем.

- Мы должны видеть и слышать участника разговора.

Языковые средства:

- Ограничен состав книжных слов.

- Много просторечий, разговорных слов.

- Большое количество междометий, частиц.

- Наличие неполных и коротких предложений.

- Богатство интонаций.

Использование: в устной речи – беседа в кругу друзей, в письменной речи – дружеские письма.

Основные признаки официально – делового стиля (лат. должностной)

- Определенная форма составления деловых бумаг (стандарт).

- Точность формулировки.

- Безличность предложений:

Прошу Вас…

Сообщаем (Вам; о том), что…

Ставим (Вас) в известность (о том, что)…

Доводим до (Вашего) сведения (то, о том), что…

Уведомляем (Вас; о том, что)…

Информируем…

Напоминаем…

Еще раз (вторично, повторно, снова, вновь, настойчиво, настоятельно, убедительно) напоминаем (Вам)…

Обращаемся (к Вам) с напоминанием (повторным напоминанием)…


- Использование клише (речевые штампы)

Справка из толкового словаря Ожегова С.И. Клише. Рисунок, чертеж на металле, камне, дереве для печатания. Готовое клише (перен.: о шаблонной фразе, выражении). (Н.: нижеподписавшиеся, в связи с тем, что, вышеуказанные, нижеследующие).

- Жанры: Заявление, автобиография, расписка, доверенность, счет, почтовый перевод, справка, удостоверение, докладная записка, протокол, резолюция, письменный отчет о работе, инструкция, закон, указ, рапорт, объявление.


Основные признаки публицистического стиля (язык СМИ)

- Употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая, экономическая лексика. Это связано с тем, что главный интерес публицистики – общественно – политические проблемы. (Н.: маркетинг, менеджмент, бизнес, биржа, демократия, идеология, политика и т.д.).

- Использование оценочных средств выражения (Н.: агентура, акробаты благотворительности, болячка, бутербродный писака, верхушка).

- Подчеркнутая документальность. (Н.: как показали достоверные источники, по словам путина …, т.е. конкретно указывается «кто», «где», «когда».)

- Официальные аббревиатуры:

СКВ – свободно конвертируемая валюта

НДС – налог на добавочную стоимость

ЦБР – центральный банк России

ЕЭС – единая экономическая система.

- Использование штампов. (Н.: черное золото, золотой фонд России).

- Лаконичность при информационной насыщенности. Из разнообразного синтаксического репертуара публицистика отбирает конструкции, обладающие значительным потенциалом воздействия. Именно выразительностью привлекают публицистику конструкции разговорной речи. Они, как правило, сжаты, лаконичны. Другое важное их качество – массовость, демократичность, доступность.

- Использование восклицательных и вопросительных предложений (нередко целыми группами, рядами). (Н.: Энциклопедия! Кто из ученых, политических, хозяйственных, газетных работников, учителей, агрономов, врачей, «просто людей» миновал длинные проспекты ее столбиков? Кто не лазил в ее дебри за справкой, ответом, разъяснением? (М.Кольцов)).

- Газетно – публицистический стиль выполняет функции воздействия и сообщения (информирования). Журналист сообщает о фактах и дает им оценку.

- Разнообразие жанров: репортаж, заметка, хроникальная информация, интервью, передовая статья, отчет, очерк, фельетон, рецензия.

В передовой статье журналист выступает как представитель коллектива, организации, союза. Здесь создается своеобразный коллективный образ автора.

Для стиля заметки характерна устремленность на сообщение. Главное – точно выразить суть информации, лаконично сообщить о факте, событии без комментариев, оценок, выводов.

Репортаж дает читателю наглядное представление о событии. Репортаж – это глаза и уши читателя. Автором репортажа может быть только человек, сам наблюдавший или наблюдающий событие, а нередко и участвующий в нем.

В очерке факт, событие не только воспроизводится, но и служит поводом для авторских размышлений, обобщений, постановки каких – либо проблем.

Очерк – более широкий, по сравнению с репортажем, более стилистический и более «личный» жанр.

Фельетон от других публицистических жанров отличает сатирическое отражение действительности, сатирический анализ явлений, фактов, лиц.


Основные признаки научного стиля

Ситуация:

- Сообщение информации, обмен мыслями в официальной обстановке.

Стилевые черты:

- Отвлеченность и обобщенность

- Последовательность изложения

- Точность, доказательность

- Неэмоциональность

Языковые средства:

- Научные термины

- Нейтральные и книжные слова с отвлеченным значением

- Преобладание имен существительных

- Распространенные повествовательные предложения

- Сложные предложения с союзами «что», «так как», «если».

Использование:

- В научных трудах: энциклопедиях, учебниках, словарях, научных, научно – популярных книгах, патентное описание (описание изобретения), справочники, инструкции, реклама (имеющая признаки публицистического стиля).

- В выступлениях на научные темы, лекциях, на уроках, в докладах и т.п.

- Рефераты, конспекты.


Особенности художественного стиля речи

Изображение (словами) каких – то картин (образность);

- Выражение определенного чувства (эмоциональность);

- Использование выразительных средств языка (олицетворение, эпитеты, сравнения, звуковые повторы, звукоподражание), различных по структуре и интонации предложений.

- Используются элементы разных стилей.

Метафора употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. (Н.: говор детей – говор волн, голубое небо – «ситец неба такой голубой»).

Авторские или индивидуальные метафоры придумываются, создаются писателями, поэтами. (Н.: Костер рябины красной (С.Есенин.). Волос золотое озеро (С.Есенин)). По своей природе, сущности очень близко к метафоре сравнение.

Сравнение – это сопоставление двух явлений, с тем, чтобы пояснить одно их них при помощи другого. (Н.: «Он бежал быстро – он бежал быстрее, чем лошадь» (А.Пушкин)).

Эпитетобразное определение. (Н.: Седые волосы – серебряные седины).

Постоянные эпитеты характерное явление устной народной поэзии, фольклора. (Н.: добрый молодец, красна девица, синее море, чистое поле).

Метонимия - это троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого. (Н.: «А в двери ломились люди в бушлатах, шинелях, тулупах. – А в двери – бушлаты, шинели, тулупы.»)

Тропэто оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.

Гиперболаобразное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого – либо явления. (Н.: Я вас давно не видел. – Я вас не видел тысячу лет).

Литотатроп, содержащий непомерное преуменьшение предмета силы, значения, какого – либо явления, например: мальчик с пальчик.

Аллегория иносказание. («Обрыв» И. Гончарова – это символ духовного «обрыва», душевной драмы героини романа.

Олицетворение троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. (Н,: гордые молчаливые горы, волнующиеся или спокойные моря, задумчивые леса).


3. Задание. Определите стиль речи каждого и отметьте стилевые черты (по 1 баллу за правильный ответ). Во 2 тексте пропущены буквы (1 балл) и знаки препинания (1 балл), которые необходимо вставить и указать вид тропов у подчёркнутых слов (1 балл).


Текст № 1.

Российская Федерация – Россия есть демократическое Федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны.

Текст официально-делового стиля речи. Стилевые черты: точность, стандартное, стереотипное построение, неличный характер, отсутствие эмоций, прямое значение слов, специальная терминология.


Текст № 2.

В воздухе вдруг захолодело; они почу...ствовали близость Днепра. Вот он сверкает (в)дали и тёмною п...лосою о...делился от горизонта. Он веял х...лодными волнами и расст...лался ближе, ближе и наконец обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он брал своё и шумел, как море разлившись по воле; где броше...ые в середину его острова выт...сняли его ещё далее из берегов и волны его стлались по самой земле не встречая н... утёсов н... возвышений.

Текст художественного стиля речи. Стилевые черты: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, эмоционально-эстетическое воздействие.


В воздухе вдруг захолодело; они почувствовали близость Днепра. Вот он сверкает вдали и тёмною полосою отделился от горизонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он брал своё и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в середину его острова вытесняли его ещё далее из берегов, и волны его стлались по самой земле, не встречая ни утёсов, ни возвышений.

- Сверкает - метафора

- Веял - метафора

- Расстилался - метафора

- Обхватил - олицетворение

- Как море - сравнение

- Вытесняли – олицетворение

- Стлались - метафора


Текст № 3.

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся в наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. …Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линий фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставратора – никакой праздничной стала бы увертюра Ленинграду. Снесли! Снесли в конце 60-ых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы творчества всегда связаны с определённой эпохой, с конкретными мастерами.

Текст публицистического стиля речи. Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность, призывность, оценочность, воздействие на читателя.


Текст № 4

Почти 11% всей земной суши скрыто под блестящим ледяным панцирем. Объём льда оценивается сейчас в 30000000 квадратных километров. Сюда входят айсберги и ледяные шапки Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ледники по своему объёму составляют примерно 80% всего льда на земле. Если ледниковый лёд равномерно распределить по земной поверхности, то он покроет её слоем толщиной в 60 см. Самый толстый слой льда обнаружен в Антарктиде – свыше 5000 метров. Если бы вся земная поверхность обладала отражательной способностью ледников, то средняя температура на земле была бы порядка - 90 градусов.

Текст научного стиля речи. Стилевые черты: логичность изложения, точность, отвлечённость и обобщённость, объективность.


4. Работа в малых группах. Для выполнения организуем малые группы по 5 человек. Каждая группа получает свой текст. За 3 минуты нужно определить стиль и доказать свой выбор.

 

№ 1. Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, всё оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой бархатистым налётом.

 

№ 2. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах  между облаками и земной поверхностью. Эти разряды – молнии  сопровождаются сильными осадками.

 

№3.

- Миш,  а  ты  уже  ел  в  нашей  столовой?

- Спрашиваешь!  Он  вчера  умял  пять  порций  запеканки.

- Вот  это  аппетит!

- Слушай  его.  Он  тебе  лапши  на  уши  навешает.  Я  съел  всего  две  порции.  Вкусная!

- А  чья  это  затея  соорудить  новую  столовую?

- Директора  нашего.

 

№ 4. Грибы – тип  низших  растений,  которые  питаются  органическими  веществами.  Около  70  тысяч  грибов  объединены  в  5  классов.  Грибы  имеют  большое  значение  в  природе.  Они  совместно  с  бактериями  разрушают  органические  вещества  в  почве  и  переводят  их  в  неорганические  соединения.

 

№ 5. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.

 

№ 6. Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника? Стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, повторяют ту же операцию.

 

IV. Закрепление нового материала.

1. Практическая работа


1 группа: Разговорный стиль

Телефонный разговор,

Разговор о любви.

- Соблюден ли стиль?

- Выделите особенности разговорного стиля.


2 группа: Официально – деловой стиль

1. Заявление (отпрашиваетесь на субботу домой).

2. Объяснительная (почему отсутствовали на занятиях или опоздали на пару)

3. Автобиография.

4. Объявление о новогоднем вечере.

5. Подготовьте и напишите резюме в адрес того предприятия, где вы хотели бы работать + деловая беседа (разыграть)


3 группа: Публицистический стиль

1. Напишите заметку о техникуме в студенческую газету.

2. Репортаж (на телевидении). Беседа с зав. отделениями о проблемах студентов, репортаж из столовой (вкусно ли готовят?)


4 группа: Научный стиль

Задание: написать в научном стиле текст: «Моя профессия» (история возникновения).


5 группа: Особенности художественного стиля речи

Написать стихотворение о профессии, о техникуме, о студенческой жизни.


V. Итог урока.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение функционального стиля литературного языка.

2. Перечислите признаки функционального стиля.

3. Какие функциональные стили выделяются в русском литературном языке?

4. Назовите формы речи.

5. Назовите типы речи.

6. Какие жанры устной и письменной речи Вы можете назвать?

7. Как связаны функциональные стили и формы речи?

8. Как связаны функциональные стили и жанры речи?

9. Как связаны функциональные стили и типы речи?

10. Как связаны между собой функциональные стили литературного языка?

11. Что такое стилистические нормы?


VI. Домашнее задание.

1. Найти в энциклопедиях, учебниках, произведениях, Интернете тексты разных стилей речи о русском языке и переписать их в тетрадь, указав стиль и стилевые черты. (Максимально оценивается 4 баллами)

2. Задание повышенной трудности: сочинить 2 – 3 текста разных стилей речи о русском языке, указав стиль и стилевые черты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!