Конспект урока музыки в 1 классе
Тема: 3вучащие картины
Цель урока: научить детей слушать музыку, звучащую в картине.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
Распевание
1. Пение звукоряда
2. Ма – мэ – ми – мо- му
3. «Я пою песенку мою»
Задание. Закрепить знания о нотные азбуки.
- Как называется домик, где живут нотки? (нотоносец)
Тема нашего урока «Звучащие картины».
- На прошлом уроке мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Вспомните их названия (свирель, рожок, гусли).
Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами (флейта, арфа).
Фле́йта (лат. flauta, от flatus — дуновение) — лабиальный духовой музыкальный инструмент, в котором первичным источником колебаний является воздушная струя, рассекающаяся о край стенки инструмента, называемой ла́биум (лат. labium — губа). Источник колебаний приводит в движение воздушный столб в канале флейты и образуется звук определённой высоты. Один из древнейших музыкальных инструментов. Относится к группе деревянных духовых.
А́рфа — струнный щипковый музыкальный инструмент, состоит из двух расположенных под углом рам, между которыми натянуто множество струн. Один из древнейших инструментов, символ Ирландии. В XVIII столетии была изобретена педальная арфа, ставшая стандартом в классической музыке. Арфа относится к древнейшим музыкальным инструментам. Ещё в изобразительном искусстве кикладской цивилизации был распространён сюжет сидячего арфиста.
Муза приглашает нас посетить картинную галерею и рассмотреть картины, написанные художниками.
- Какие картины мы здесь видим?
«Лель и Снегурочка» (Федоскино)
«Гусляры» В. Васнецова
«Алымова за арфой» Д. Левицкого.
- Можем ли мы сказать, что картины – музыкальные?
(Да. Все персонажи, изображённые на картинах, играют на музыкальных инструментах).
- Мы не будем торопиться, а послушаем. Какая музыка звучит в каждой из картин.
Звучит «Лель и Снегурочка» (Федоскино).
https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=1295420843937480532&from=tabbar&parent-reqid=1642572536733285-16778990422201169426-sas6-5248-baf-sas-l7-balancer-8080-BAL-4283&text=%D0%97%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82+%C2%AB%D0%9B%D0%B5%D0%BB%D1%8C+%D0%B8+%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%C2%BB+%28%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%29.
- На чём играет Лель? (На свирели).
- Кто такой Лель? (Пастушок).
- Какую музыку он играет? (Народную).
- Какие цвета приобладают в картине? (светлые)
- Как прозвучала песня? (весело)
- Какое настроение, характер мелодии? (радостное, характер танцевальный).
- Соответствует ли картина, нарисованная художником звучанию фрагмента из оперы? (да, соответствует).
- Что такое опера? (музыкально-драматическое произведение, где герои не говорят, а поют).
Прослушивание «Флейтиста» Х. Тербрюггена.
https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=1614207556340932415&from=tabbar&parent-reqid=1642572589545382-10655374924291299845-vla1-4657-vla-l7-balancer-8080-BAL-7640&text=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%C2%AB%D0%A4%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%C2%BB+%D0%A5.%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%80%D1%8E%D0%B3%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B0.
- Какой инструмент вы видите на этой картине? (Флейта).
- Похож ли флейтист на пастушка? (Нет. Он играет не народную музыку, а композиторскую).
Прослушивание «Шутки» из оркестровой сюиты №2 И.С. Баха.
https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%C2%AB%D0%A8%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B8%C2%BB%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D1%8E%D0%B8%D1%82%D1%8B%20%E2%84%962%20%D0%98.%D0%A1.%20%D0%91%D0%B0%D1%85%D0%B0.&path=wizard&parent-reqid=1642572747717107-17222682966866859715-vla1-3117-vla-l7-balancer-8080-BAL-3803&wiz_type=vital&filmId=17517361488738015770
- Как звучит музыка? (радостно, весело)
- Какой вы услышали музыкальный инструмент? (флейта),
- Если сходство со свирелью? (Эти инструменты родственные)
- Какие слова соответствуют характеру этого произведения? (игривый, задорный, шутливый)
- Как прозвучала мелодия? (веселый и легкий).
- Почему композитор назвал эту мелодию «Шутка»? (потому что музыка шутливая).
Картины позволили увидеть исполнителей, играющих на народных инструментах – свирели, гуслях, и музыкантов – профессионалов, играющих на флейтах и арфах.
Закрепите названия музыкальных инструментов (свирель, рожок, гусли, флейта, арфа).
Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового на уроке вы узнали? (музыка бывает народная и профессиональная).
- Какое настроение у вас? (радостное).
- Где мы с вами побывали? (в картинные галереи).
-Можно ли услышать музыку в живописи? (Да).
- С каким настроением вы уходите с урока (с радостным).