СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема «Формирование природоведческих представлений о птицах у школьников младшего возраста на уроках русского языка»

Тема: Текст 8

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема «Формирование природоведческих представлений о птицах у школьников младшего возраста на уроках русского языка»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Холуй Южского района Ивановской области






















Методическая разработка

Тема «Формирование природоведческих представлений о птицах

у школьников младшего возраста на уроках русского языка»





Разработала учитель начальных классов

Болотова Е.А.




























2020 г.








Актуальность темы, заявленной в работе


Я начал с удовольствием следить за жизнью птиц …

и в своей простоте удивлялся, как это

каждый джентльмен не делается орнитологом …

Ч. Дарвин. Автобиография

Птицы – одно из самых привлекательных и ярких проявлений жизни на земле. Трудно представить себе мир без них. Они доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение. Прекрасен и многолик мир птиц. Маленькие и большие, с великолепным оперением и самые обыкновенные, домашние и лесные, черные и белые, певчие и стучащие – всякие, ценимы людьми. Почему птицы пользуются такой популярнос­тью у ученых и всего населения? Все стороны жиз­ни птиц практически стали предметом пристального изучения, по крайней мере, со времен Аристотеля, уже практически на протяжении 25 столетий. При­чина этого, возможно, в том, что они относятся к самым красивым и бросающимся в глаза объектам животного мира.

Обучение и воспитание младших школьников средствами ознакомления с птицами выбрано не случайно. Птицы являются замечательным объектом для изучения, развития наблюдательности, воспитания ответственности за сохранение, развитие личности ребёнка. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, так как они вызывают у детей живой интерес. Знаменитый канадский писатель Э. Сетон-Томпсон писал в своих воспоминаниях: «…Маленькая птичка прилетела на тополь около нашего дома и тихо запела…Мне показалось, что я видел её синюю спинку. Снова и снова пела она свою нежную песенку. Не знаю почему, но я вдруг разрыдался. Я был взволнован этой песней до глубины души. С тех пор каждый год я ждал свою синюю птичку и с ней – весну». Эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру птиц являются основополагающими факторами для успешного развития и воспитания ребёнка. Формирование представлений у младших школьников о птицах - необходимое условие воспитания бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения. Представления о птицах по своему содержанию относятся к экологическим представлениям. Экологические представления - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды. Умелое использование интересного, естествоведческого материала о птицах, расширяющих кругозор учащихся, позволяет сделать обучение в начальной школе познавательным во всех образовательных областях, внеклассной и внеурочной работе.

Значение познавательного интереса заключается в следующем:

-процесс изучения русского языка и русского языка как родного имеет позитивную эмоциональную окраску;

-процесс усвоения знаний имеет личностную ценность.

Познавательный интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенно велика связь с вниманием, памятью, работоспособностью.


Система работы в этом направлении позволяет решать следующие задачи:

обучающие:

- дать знания о видовом многообразии и жизнедеятельности птиц;

- развить умения и навыки практической работы по изучению, привлечению, охране птиц;

- расширить знания учащихся по экологии и краеведению;

- расширить и активизировать словарь детей по теме «Птицы»;

- сформировать предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой;


воспитательные:

- создать условия для развития мотивации учащихся к познанию жизни птиц;

- формировать экологическую культуру учащихся;

- создать условия для взаимодействия и сотрудничества в паре и коллективе;

развивающие:

- создать условия для творческого потенциала учащихся;

- создать условия для реализации индивидуальных способностей учащихся;

- развивать познавательную деятельность учащихся;

- развивать универсальные учебные действия учащихся.


Личная концепция:

- формирование природоведческих представлений о птицах у младших школьников на уроках русского языка;

- поиск и использование материала о птицах на уроках русского и родного русского языка;

- вовлечение учащихся в различные виды творческой деятельности;

-создание на уроках атмосферы сотрудничества.


Формирование природоведческих представлений о птицах у младших школьников будет проходить эффективно, если:

-использовать инновационные методы и приемы в образовательном процессе;

 осуществлять связь природоведческих понятий с практической деятельностью.


Таким образом, актуальность темы, заявленной в работе, определяется необходимостью формирования природоведческих представлений о птицах у младших школьников на уроках русского языка, воспитания у школьников уважения и любви к родному русскому языку.



Формирование природоведческих представлений о птицах у школьников младшего возраста на уроках русского языка.

Актуальность обучения русскому языку и русскому языку как родному связывается с формированием социокультурной компетенции и национального самосознания учащихся. Способность родной речи, родного языка передавать особые реалии национальной жизни может способствовать осознанию учащимися того факта, что родной язык – часть национальной культуры. При этом уровень сформированности культуроведческой компетенции во многом зависит от того, какой языковой материал будет использоваться на уроках. Русский педагог К.Д. Ушинский  считал, что первый воспитатель – это народ, поэтому актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров в начальной школе  особенно очевидна в наше время, когда утрачиваются веками сложившиеся нравственные ценности, исчезает интерес к учебе и живому слову.

Детский фольклор – это особенная область народного творчества, особый мир детства. Народные педагоги, наши предки, хорошо понимали важное значение детского возраста, и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, сказки, считалки, загадки любовно и мудро воспитывают, поучают ребенка, их родные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Хорошо, когда этот чудесный мир окружает ребенка с первых дней его жизни, с песенками, сказками он засыпает и просыпается, с пестушкам, потешками, прибаутками купается и играет, они развлекают малыша и, в то же время, развивают нравственно, физически и духовно.

Произведения устного народного творчества активно используются педагогами на уроках в начальном звене. Они выполняют и образовательную, и развивающую, и воспитательную функции в процессе обучения. Без произведений устного народного творчества невозможно представить формирование системы морально-нравственных и духовных ценностей у младших школьников. Именно они имеют большое воспитательное значение для формирования положительного отношения к окружающему миру. Произведения фольклора помогают развитию речи детей, способствуют созданию положительного эмоционального настроения, вызывают у детей интерес к живому русскому слову. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, учащиеся приобщаются к красоте и самобытности русского языка.

Особое место в русском фольклоре, мифах славян, в народной символике занимают птицы. В русском фольклоре мы найдём больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Колыбельные, потешки, песенки, прибаутки и другие малые жанры, главными героями которых являются птицы, – это первые поэтические произведения, которые слышит ребёнок, первая ступенька лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Знакомство с ними расширяет кругозор учащихся, приобщает их к народной культуре, играет большую роль в формировании интереса и внимания к окружающему миру. Ознакомление с видами птиц, их повадками, условиями обитания способствует формированию экологической культуры. Произведения устного народного творчества обогащают словарный запас учащихся, формируют речевую культуру школьников. При отборе материала ориентируюсь на то, чтобы он был понятен и доступен младшим школьникам, чтобы вызывал живой интерес. Все малые жанры фольклора использую как учебный материал на уроках обучения грамоте, уроках развития речи, уроках русского языка и родного русского языка в различных видах деятельности на разных этапах урока.

Колыбельные песни


Колыбельные песни – один из фольклорных жанров, стоящих "на грани быта и искусства". Это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится с первых дней жизни. В народной колыбельной все особенное: слова, ритм, интонация и мелодия – спокойная, светлая и монотонная. Специалисты по народным колыбельным настаивают, что слова в колыбельных для малышей очень важны. Именно они «задают программу» прекрасного будущего ребенка и закладывают его уверенность в том, что он любим. Содержание русских народных колыбельных песенок пронизано вековой мудростью. Они учат ребенка быть добрым и трудолюбивым, помогать близким, уважать старших. Кроме того, колыбельные песни содержат широкий круг сведений об окружающем мире.   Матери рассказывали о радостях и горестях своей жизни, о своих хозяйственных заботах, о том, что их занимало в данное время. Одновременно ребенок получал некоторые сведения об окружающем его мире, овладевал речью, начинал понимать ее содержание и постигать особенности родной речи. Благодаря колыбельным песням обогащался словарь детей. Персонажами колыбельных песен часто становились птицы. Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.

Чаще всего в колыбельных появляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. Образ кроткого, нежно воркующего голубя олицетворяет нежность и заботу. Обилие уменьшительных префиксов, повторение буквы «л» в словах передают их воркование.


Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.

***

Люли, люли, люлиньки,

Прилетали гуленьки

Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Ваню кормить.

Но иногда голубиный сюжет более развёрнут и предусматривает птичью беседу, в которой выражается ещё большая забота о дитятке. При этом у школьников формируются коммуникативные навыки ведения диалога, доброжелательное и толерантное отношение к собеседнику.

…Стали думать да гадать,

Чем Ванюшеньку питать.

Один гуля говорит:

- Надо кашки сварить.

Другой гуля говорит:

- Надо Ванюшу покормить.

Третий гуля говорит:

- Надо байки уложить,

Побаюкать, покачать,

Будет Ваня крепко спать.


Разговорчивые гули располагались подальше от малыша, чаще всего – на воротах, где вели беседу о разных вкусностях, в уж потом – для воркования – перебирались поближе:


Люли-люли-люли,

прилетели гули.

Сели на воротцах

В красных чеботцах.

Стали гули говорить,

Чем бы Машу накормить.

Сахарком да медком,

Сладким пряничком,

Сладким пряником,

Конопляником.

Коровку подоим,

Молочком напоим.

Сели наши гули

К Машиной люли.

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.


Кроме гуленек, могли навестить детку и другие птицы, например, грачи или журавли. Что характерно, они тоже усаживались на воротах, но, в отличие от голубей, дальше их не допускали:


Ой, люли-люли-люли,
Прилетели журавли.
Журавли-то мохноногие,
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип…
Не будите у нас Ваню,
У нас Ваня спит-спит.

Часто в колыбельных используются слова “лю-ли”, “люшеньки-люли”, колыбельку до сих пор называют “люлькой”, ребенка - “лялей”, “лялечкой”, детей “лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница–Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах. Эту особенность колыбельных использую при лексической и словообразовательной работе.

Реже в колыбельных упоминаются другие птицы – куры, вороны.


Ай качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота
Ворота-то – скрып, скрып,
А Коленька спит-спит.

Тексты колыбельных песен являются прекрасным материалом, который можно использовать на уроках русского языка в младших классах по разным темам. Они знакомят детей с родным языком и ритмом речи. Этот познавательный материал можно использовать при изучении состава слов, правописании слов с парными согласными, с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными. Виды работ могут быть самыми разными: комментированное письмо, письмо по памяти с последующим орфографическим разбором, разбор по членам предложения, по частям речи, списывание с заданием и другие. Используя этот вид фольклора, можно инсценировать колыбельную, эмоционально «прожить» текст, выразить свои эмоции. Разыгранный учениками диалог обязательно нужно проанализировать с точки зрения культуры речи и коммуникации.


 Потешки, шутки, песенки, прибаутки

Потешки, шутки, песенки, прибаутки, где персонажами являются птицы, служат отличным речевым материалом для упражнений по развитию фонематического слуха. Определенные звукосочетания повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. При чтении учащиеся находят соответствующие буквы, выбирают тон и интонацию, отрабатывают хоровое чтение. Их я использую на уроках для обучения выразительному чтению поэтических произведений. Учащиеся находят в них образные выражения, учатся наблюдать словесные средства создания художественного образа. Эти произведения прекрасно подходят при формировании орфографической зоркости, знакомстве с типами предложений по интонации и по цели высказывания и других тем.

Синичка, синичка,

воробью сестричка.

Воробей – воришка

Залез в амбаришко

Клевать просо,

Своим носом.

***

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка,

Вот тебе крошки

На моей ладошке.

***

Курочка – тараторочка

По двору ходит,

Хохолок раздувает,

Своих деток подзывает:

-Куд - куда, куд - куда!

***

Галки, вороны

Все ли вы здоровы?

- Одна галка нездорова,

Себе ножку наколола.

- Мы поедем на Торжок,

Купим галке сапожок.

***

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

– За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу весну красну.

***

Ах ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела-

Во траву свалилася,

В яму покатилася!

***

- Курочка-рябушечка,

Куда идёшь?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

За чем идёшь?

За водой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе вода?

- Цыплят поить.

Они пить хотят,

На всю улицу пищат:

Пи-пи-пи!

***

Летели две птички,

собой невелички,

Как они летели,

все люди глядели.

Как они садились,

все люди дивились.

Сели, посидели,

взвились, полетели,

Взвились, полетели,

песенки запели.

***


А индюк среди двора –

Бал –бал –бал!

Балды –балды!

Наши гуленьки вверху –

Грру-грру-грру!

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споёт – ку-ка-ре-ку!

***


Долгоногий журавель

На мельницу ездил,

На мельницу ездил,

Диковинку видел,

Ай-люли, ай-люли,

Диковинку видел.

***


Две сороки-белобоки

Пошли танцевать,

Ай-люли, ай-люли,

Пошли танцевать.


Считалки


Народные считалки пользуются большой популярностью у детворы, родителей и педагогов. Они полезны для развития памяти, внимания, речи, прививают детям любовь к культуре и истории Родины, способствую воспитанию честности, товарищества, стимулируют детское творчество. Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Эту особенность произведений можно использовать при изучении темы «Слог. Перенос слов». Соревнование в сказывании считалок заставляет детей разучивать больше стихотворений и тем самым развивать речь, память, словесное мышление. Тексты считалок о птицах можно использовать на разных этапах урока: актуализации знаний, самоопределении к деятельности, закреплении изученного. Провожу работу по развитию речи: школьники составляют собственные тексты считалок, где главными персонажами являются птицы.



Летела кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду

И кричала: «Ку-ку-мак,

Раскрывай один кулак!»

***

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети

И кричали: «Кук! Мак!

Убирай один кулак!»

***

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек-пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей!

***

Шла кукушка через сад,

Поклевала виноград.

Шла кукушка мимо рынка,

Наступила на корзинку

И упала в яму – бух!

Раздавила сорок мух!

***

В лесу есть ворота,

Филины и совы

Берегут засовы.

В каждой щёлке

Бродят злые волки.

Кто боится там ходить-

Тому водить.

***

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок!

Кожушок горит огнем,

Сколько пёрышек на нём?

Раз, два, три, четыре, пять…

Невозможно сосчитать!

***

«Тили - тели», -
Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.

***

Первенчики, другенчики,
Летели голубенчики
По Божьей росе,
По поповой полосе.
Там чашки, горшки,
Медок, сахарок —
Выйди вон, королёк.

***

Сидит утка на гнезде,
Золотые несёт яйца.
Сколько их там — угадай.
Раз, два, три — убегай!

Скороговорки


Скороговорка – короткая, синтаксически правильная фраза с искусственно усложнённой артикуляцией. В ней поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Скороговорки слагаются для упражнения в скором и чистом произношении, поэтому в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Скороговорки используются на уроках русского языка для  развития правильной чистой речи, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, для становления  фонематического слуха у ребёнка. Скороговорки позволяют совершенствовать такие качества речи, как правильность, беглость, плавность и ритм. Скороговорки можно использовать при изучении звуков в период обучения грамоте, при проведении фонетической зарядки в начале урока. Можно предложить ученикам составить свою скороговорку на определённый звук.  Разучивая скороговорки о птицах, ребёнок узнает виды птиц, их отличительные особенности. Их можно использовать при изучении темы «Однокоренные слова» (найти формы слов и однокоренные слова), при проведении словарно-орфографической работы, при проведении выборочного диктанта для закрепления изучаемой орфограммы и других видов работы.

Ждут воробьи

У кормушки кормёжки,

Принёс им Маркушка

В кармашке морошки.

***

Цыплёнок цапли цепко

Цеплялся за цепь.

***

Летели три вороны –

Черны, пестроголовы.

***

Орёл – на горе,

Перо – на орле.

***

Проворонила ворона

воронёнка.

***

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

***

Скворцы и синицы –

Весёлые птицы.

***

В роще щебечут стрижи,

Чечётки, щеглы и чижи.

***

Сидел воробей на сосне.

Заснул –

И свалился во сне.

Если бы он

Не свалился во сне,

До сих пор бы

Сидел на сосне.

***

На крыше у Шуры

Жил журавль Жура.

***

Цыплёнок с курицей

Пьёт чай на улице.

***

Сорока с вороной спорила.

Тараторила, тараторила,

Ворону переспорила.

***

Ой качи-качи-качи!

Мы грачата, мы грачи.

***

Галка села на палку,

Палка ударила галку.

***

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

***

Летят пичужки

Через три пустые избушки.

***

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

- Ха-ха-ха-ха-ха!

***

Тары-бары, растабары!

У Варвары куры стары!

***

Стерегла цыплят Варвара, а ворона – воровала.

Все цыплят поворовала!

Проворонила Варвара!»


Заклички, приговорки


Календарный детский фольклор связан уже не с игрой; эти произведения — своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы. Самый распространенный жанр — заклички, песенные обращения к силам природы. Закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях. В частности, есть заклички, обращённые к птицам. В них содержится просьба быстрее прилетать и приносить с собой тепло. При изучении таких закличек расширяются природоведческие знания детей о перелётных птицах. При анализе содержания закличек дети выделяют обращение к птице, учатся правильно оформлять его на письме. Для развития речи можно дать детям выполнить творческое задание: составить свою закличку, обращённую к какой-либо птице (на выбор). В текстах закличек содержится большое количество изучаемых орфограмм, что позволяет использовать их в различных орфографических минутках, выборочных, объяснительных диктантах, проверочных работах.



Ики, ики, ики, ики —
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли —
Это журавли! Это журавли!
***

Кукушечка, кукушечка,
Серая рябушечка,
Покукуй в лесу: ку, ку —
Сколько лет я проживу!

* * *

Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!
***

Жаворонушки весенние,

Прилетайте!

Й весну-красну

Зазывайте!

В гости к нам скорей

На житье-бытье,

На согрев земли

Ясным солнышком,

Теплым солнышком-

Колоколнышком!

***

Уж ты, ласточка,

Мала пташечка,

Ты лети, лети из-за моря.

 

Принеси ты нам золотые ключи,

Золотые ключи,

Ключи весенние.

 

Ты замкни зиму,

Зиму холодную,

Отомкни лето,

Лето тёплое, хлебородное!

 

Нам холодная зима наскучила,

Руки, ноги отморозила!

***

Жаворонок, прилети,
Красну весну принеси!
Нам зима-то надоела:
Весь хлеб у нас поела.
Зима, зима, ступай за моря!
Там пышки пекут,
Киселя варят – зиму манят.
Кши, полетели!
***
Жаворонок,
Жаворонок!
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани,
А нам телегу!
***
Уж вы, кулички-жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Весна-красна, на чем пришла?
– На сошечке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зернышку-у-у!
***
Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам
Жаворонушки!
Нам весну-красну да красно летеце.
Жаворонушки!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,
Жаворонушки!
А воды-то попила да три колодезя,
Жаворонушки!
Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,
Жаворонушки!
На базарик пертаскали, за копейки продавали,
Жаворонушки!
За копейки продавали, детям хлеба покупали.
Жаворонушки!
***
Уж ты пташечка,
Ты залётная!
Ты слетай
На синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!
***
Жаворонки,
Жаворонки,
Прилетите!
Красну вёсну
Принесите!
Зиму холодну
Унесите!
Галки, галки,
Принесите по палке!
Голубочки,
Голубочки,
Принесите по клубочку!
Кукушки, кукушки,
Принесите
По мотушке!
Синицы, синицы,
Принесите по спице!
Канарейки,
Канарейки,
Принесите по швейке!
Чечетки,
Чечетки,
Принесите по щетке!
Тогда, утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы –
В барабаны!


К закличкам примыкают приговорки (приговоры) — короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям. Это могут быть не только прямые обращения, но и звукоподражания, например, птицам:


«Не сей бобы!

Иди по грибы!

Худо тут!

Худо тут»

(удод)

***

«Чьи вы?

Чьи вы?

— Вши- вик!

Вшивик!»

(чибис).

***

Птичка-птичка - соловей,

Прилетай к нам поскорей!

Тирли-тирли-тирли-лей,

Жить нам станет веселей!

К приговоркам относится и всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?». По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор. Повторные сочетания действий ребёнка со словами закличек и приговорок приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию и артикуляционный аппарат.


Пословицы и поговорки


Дидактический вид жанров включает в себя пословицы и поговорки. Пословица – жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Для быстрого запоминания нравственных норм и правил важны краткость, лаконичность пословиц. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».

Мы часто употребляем пословицы и поговорки в своей речи. От этого наша речь становится яркой, образной. Работа над пословицами занимает важное место в обучении младших школьников, является источником для развития мышления и речи учащихся. Используя  пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. В пословицах и поговорках очень часто упоминаются птицы. Пословицы и поговорки о птицах возникли благодаря наблюдениям людей за особенностями поведения пернатых. В этих произведениях малого жанра фольклора упоминаются домашние и дикие птицы: курица, гусь, орел, сокол, кукушка, ворона, сорока, синица, воробей и другие. Народные изречения рассказывают при помощи образов пернатых о человеческих качествах. Они учат людей правилам поведения, предостерегают их от необдуманных поступков.

Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.

Красна птица перьями, а человек – знаниями.

Знают птицу по перьям, а молодца – по речам.

Не велика птица, да коготок востёр.

Птичку за крылья не хвалят.

Птица радуется весне, а младенец матери.

Каждая птица – хозяйка своего гнезда.

И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.

И птичка летает подумавши.

Голосиста пташка, да черна рубашка.

Всякая птица своим носом сыта.

Попала птичка в клетку.

Без крыльев и птица – ком.

Птицу – кормом, человека словом обманывают.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Всякая птица свою песню поёт.


Воля птичке дороже золотой клетки.

Птице крылья – а человеку разум.

Всякая птица своё гнездо любит.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Павлин красив, да ногами несчастлив.

Индюк думал, думал, да и суп попал.

Всякий считает своих гусей лебедями.

Один гусь поля не вытопчет.

Журавль в небе – не добыча.

К недоброму человеку и голубь не летит.

Коршуна узнают по полету, ловкого человека – по походке.

Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.

Дятел и дуб продалбливает.

Незлобен, как голубь.

Гогочет, как гусь на проталине.

Ему и беда, что с гуся вода.

Пословицы про сову

Посмотри, сова, сама какова.

Хоть под небесами летай, а все сове соколом не быть.

Сова и по полёту такова.

Сова о сове, а всяк по себе.

Пословицы про кулика



Всяк кулик хвалит своё болото.

Всяк кулик на своём болоте

Далеко кулику до орла.

Кулик до воды охоч, а плавать не умеет.

Кулик невелик, а всё-таки птичка.

Пословицы про сороку



Не учи сороку вприсядку плясать.

Принесла сорока на хвосте лихо.

Знает сорока, где зиму зимовать.

Пословицы про сокола



Сокол с лету хватает, а ворона и сидячего не поймает.

Сокола по полёту узнают.

И сокол выше солнца не летает.

Наряд соколиный, а походка воронья.

Видом сокол, а голосом ворона.

Пословицы про утку



Глупа и прожорлива, как утка.

Сколько утке не бодрись, а лебедем не быть.

Не считай утят, пока не вывелись.

Пословицы и поговорки о птицах использую при изучении следующих тем:

Правописание слов с безударными гласными

Не пугай сокола вороной.

Пуганая ворона и куста боится.

Променял ястреба на кукушку.

Соловей поет – себя тешит.

Соловей – птичка-невеличка, а поет – лес дрожит.

Сорока сама сказывает, где гнездо свила.

Сорока без причины не стрекочет.

Каждый кулик своё болото хвалит.

Всякая птица своим пером красуется.

Всякая птичка сети боится.

Всякая птица тепла ищет.

Мал соловей, да голос велик.


Правописание слов с парными согласными

У всякой пташки свои замашки.

Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в серёжках, корова в рогоже, да всего дороже.

Хорош павлин, да ногами худ.

Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает.


Правописание ь и ъ разделительных знаков

Кукушка своего гнезда не вьёт.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Соловья баснями не кормят.


Правописание предлогов и приставок

Сову видно по полету.

Сокол с места, ворона на место.

Сорока на хвосте принесла.

Курица по зернышку клюёт, досыта живёт.

Кабы на дятла не свой носок, так никто бы его в дупле не нашел.

Соколу лес не в диво.


Имена собственные

Прилетел гусь на Русь – погостит да улетит.


Правописание слов с непроизносимыми согласными

И сокол выше солнца не летает.


Правописание падежных окончаний имен существительных и имён прилагательных

            Видом сокол, а голосом ворона.

Вороне соколом не быть.

Белый лебедь серому гусю не товарищ.

Сокол с лету хватает, а ворона и сидячего не поймает.

Всякая птица своим носом сыта.

Цыплят по осени считают.


Изучение мягких и твёрдых согласных:

В марте курица напьётся из лужицы.

Видна птица по полёту.

Гусь козлу не брат.

Гусь да гагара – два сапога пара.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Ласточка день начинает, соловей кончает.


Правописание не с глаголами

Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.

Кулик до воды охоч, а плавать не умеет.

Петухи зари не проспят.

Птица не сеет, не жнёт, а сыто живёт.

Старого воробья на мякине не обманешь.


Перенос слова (выбери из пословиц слова, которые не переносятся)

 

Где ласточке ни летать, а к весне опять прибывать.

Всякая птица свои песни поет.

Ему и беда – что с гуся вода.


Для закрепления знаний детьми пословиц о птицах, развития памяти и речи, закрепления орфографических правил предлагаю упражнение:

«Собери пословицу».

Читаю пословицу, а дети должны закончить ее (можно на карточках).

Слово не воробей – (вылетит – не поймаешь).

Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).

Рано пташечка запела, (как бы кошечка не съела).

Одна ласточка (весны не делает).

Всякий кулик (своё болото хвалит).

Цыплят по осени (считают).


При работе с текстом предлагаю подобрать пословицу, отражающую главную мысль содержания. В этой пословице обязательно должна фигурировать птица. Ребёнок должен раскрыть смысл пословицы, объяснить, почему в ней упоминается именно эта птица.


Загадки


Загадка – любимая детьми форма устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка, по словам К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Загадки про птиц для детей очень популярны. Они существенно расширяют представления о разнообразии пернатых, воспитывают художественное восприятие мира птиц, формируют навыки логического мышления, развивают наблюдательность, сообразительность. Школьникам очень нравится отгадывать загадки. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. Загадки обогащают словарь детей лексикой, обозначающей реалии культуры, за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, раскрывают метафорические богатства русского языка. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, являются одним из действенных средств развития культуры речи младших школьников, формируя речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание. Загадки применяются на уроках русского языка при изучении правил правописания, на занятиях по выработке грамотного письма, при работе со словарными словами. В тексте загадок содержится немало сочетаний букв, при написании которых учащиеся чаще всего допускают ошибки: слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными, словарные слова.

Загадки  можно широко использовать в разных видах деятельности на уроках русского языка. Они применяются при изучении по различным учебным темам: «Звуки речи и буквы», «Ударные и безударные гласные звуки в слове», «Согласные звуки», «Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн», при работе со словарными словами. Тексты загадок используются при изучении темы «Средства выразительности в художественной речи (эпитет, сравнение)». Учащиеся с удовольствием не только отгадывают загадки, но и сами любят их загадывать. Им также нравится задание самим придумывать загадки, пусть даже и нерифмованные. Таким образом, загадка стимулирует умственную деятельность учеников, прививает вкус к умственной работе, приучает к четкой логике, рассуждению.

Например, на уроках русского языка можно использовать загадки, в которых дается описание предмета путем перечисления различных его признаков, например:

Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет запятки,
Беги без оглядки

(гусь)

Загадки с отрицательным сравнением, например:

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

(петух)

Отгадывание таких загадок позволяет сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы.

Загадки можно использовать при изучении следующих тем:


«Правописание безударных гласных в корне слова».

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.

(сова)

Без рук, без топорёнка построена избёнка.

(гнездо)

На шесте дворец.

Во дворце певец.

(скворец)


«Правописание парных согласных в корне слова».

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

(петух)

Явился в жёлтой шубке:

-Прощайте, две скорлупки!

(цыпленок)


Она на белых камушках сидит, не подходите близко - закричит.

(наседка)

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Их зовут … (цыплятки)


Унылая старушка
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит. 

(кукушка)

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.

(гусь)

Черный, проворный, кричит «крак»,

червякам — враг.

(грач)

«Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)

«Правописание непроверяемых безударных гласных»

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

(воробей)


В болоте плачет,
А из болота не идет.

(кулик)


«Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука».

В воде купался, сух остался. 

(гусь)

- Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? 

(снегирь)




















Сидел на заборе, пел да кричал, а как все собрались, замолчал.

(петух)

Кто больше всех кричит, а меньше всех делает?

(петух)


Под большим камнем много камешков поют.

(цыплята под курицей)

Спереди шильце,
Сзади вильце,
Снизу полотенце.

(ласточка)

Избушка нова — жильца нет,

жилец появится — изба развалится.

(Яйцо)


Не король, а в короне,

не гусар, а при шпорах,

на часы не заглядывает,

а время знает.

(петух)

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.

(курица)

В воде купался, сух остался.

(гусь)


Белые хоромы, красные упоры.

(гусь)


Вывод:


  1. Изучение мира птиц является основополагающим фактором для успешного развития и воспитания младших школьников.

  2. Использование произведений русского фольклора о птицах на уроках русского языка оказывают определённое образовательно-воспитательное воздействие на младших школьников и является необходимым условием воспитания бережного отношения к природе.


Использованная литература:

  1. Э. Сетон –Томпсон. Рассказы о животных. – М, 1983


  1. Ушинский К.Д. Избранные статьи и письма. – М., 1985.

  2. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки сост. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина – Яр., 2010

  3. Копилка народных премудростей. Из-во Метафора, Москва, 2008.

  4. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

  5.     Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М., 1997. – 240 с.

  6.    Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / Ленинград, 2002. – 191 с.

  7.    Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. – М., 1987.

  8.    Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1976. – 127с.

  9. Коваль А.А. Методика преподавания русского языка – М., 1989 .

  10. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р.

  11. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2000.

  12. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю.

  13. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: "Просвещение", 1991.

  14. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  15.  Никина В. Русский фольклор – М., 1988.

  16. Соколов Ю.М., Садовников Д.Н. Загадки русского народа – М., 1999.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!