Урок в 5 классе на тему: «Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые».
Раздел программы: «Земная кора».
Тип: изучение нового материала
Вид урока: Исследовательский с элементами практической работы
Цели урока: углубить знания о горных породах, рассмотреть их классификацию и происхождение.
Задачи:
Образовательные: ознакомление с наиболее распространёнными горными породами, слагающими земную кору, их свойствами, происхождением, применением и способом добычи; закрепить знания учащихся о полезных ископаемых.
Развивающие: развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности, расширение кругозора; умений работать с коллекцией горных пород, учебником.
Воспитательные: формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых), обоснование необходимости охраны полезных ископаемых.
Оборудование:
коллекция полезных ископаемых,
Ход урока
I.Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
Эпиграф к уроку: «Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится… самое большее – взглянет, как прекрасны облака у него над головой… И ни разу не взглянет себе под ноги …»
(Карел Чапек)
Актуализация имеющихся знаний направлена на пробуждение интереса к получению новой информации. Мотивация от на столах имеются глобусы,где дети показывают .
- Какие оболочки Земли вы знаете? (Атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера.)
- Что такое литосфера? (Твёрдая оболочка Земли.)
- Каково внутреннее строение Земли? ( Землю составляют ядро, мантия и земная кора.)
- Из чего состоит земная кора? ( Из горных пород.)
вы затрудняетесь ответить на этот вопрос?
– Какова тема нашего урока?(Горные породы, минералы и полезные ископаемые)
– Сформулируйте цель.( узнать о разнообразии горных пород и минералов и определить, какие горные породы бывают по своему происхождению
Задачи: что мы должны для этого сделать
Прочитать в учебнике,отличие горных пород,где использует человек.
Записываем тему и число в тетрадь.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, а вы никогда не задумывались, как возникли горные породы?
В слоях земной коры, как на огромных страницах каменной книги, запечатлена история планеты. Миллиарды лет ее создавали волны океанов и ветры, вулканы и ледники, стремительные потоки рек и землетрясения, тепло и давления в глубинах недр, мельчайшие бактерии, растительный и животный мир.
Горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны. Они отличаются по физическим свойствам, составу и своему происхождению.
Я вам предлагаю изучить происхождение горных пород .Выполняя задания Откройте учебник стр. 65
|
Горные породы |
Магматические (Как образовались) | Осадочные | Метаморфические |
Глубинные | Изверженные | Обломочные | Химические | Органические |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Ребята, давайте проверим у кого что получилось.
Критерии: на слайде
Все справились со своими заданиями. я хотела бы сказать, что большие запасы полезных ископаемых скрыты у нас под ногами в земных недрах. К сожалению, запасы многих из них небезграничны, исчерпаемы. Мало осталось на Земле нефти, каменного угля. Поэтому люди должны найти новые, альтернативные источники энергии, топлива. Некоторые из них уже пытаются использовать и используют. Это энергия солнца, ветра, воды -неисчерпаемые природные ресурсы.
Следующее задание (работа в парах).откройте учебник стр. 66 раздел «что такое полезные ископаемые»(5-7 мин)
игра опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.
Дети на листочках пишут свой вопрос потом обмениваются между собой написав ответ.
Критерии
Проверяем работу.
Закрепление новых знаний в сочетании с физкультминуткой.
-А теперь установите соответствие между горной породой и его происхождением. Вы - горные породы, а по углам – их происхождение. Распределились! Поднимите таблички! Проверяю! А теперь, внимание!
- Как вы считаете, какие горные породы – магматические, осадочные, или метаморфические – образовались на Земле первыми? Если затрудняетесь, используйте. Подумайте, поделитесь мыслями друг с другом.
(Магматические. Горные породы разного происхождения тесно связаны между собой. При изменении условий видоизменяются горные породы).
Обобщение.
Беговая дорожка. Вернуться к задачам
Ребята давайте еще раз повторим
- Дайте классификацию горных пород.
- Охарактеризуйте осадочные породы, магматические и метаморфические.
- Какие профессии вы знаете, связанные с темой нашего урока? ( Геолог, шахтёр, оператор по добыче нефти, металлург, ювелир и др.)
Лист самооценки
№ Задания | Критерии самооценки | Баллы |
1 задание Талица «Горные породы» | Критерии : 3Балла- все правильно 2-балла 1 ошибка 1балл- 2 ошибки | |
2 задание» Опроси- обменяйся карточками» | Критерии 3балла – правильно ответил на вопрос 2балла – была допущена ошибка 1балл- затруднялся ответить | |
3 задание «Соответствие горная порода и происхождение» | Критерии оценки: 3Балла- правильно нашел свою группу происхождение 2-балла не правильно нашел свою группу по происхождению 1 балл- не смог понять задание | |
4 задание «Дело» | Критерии оценки: 3балла- я достиг цели учения 2балла- в чем то я затруднялся, 1балл- мне нужно больше времени на изучение темы | |
ИТОГ 12-10 баллов «5» 9-8 баллов «4» 7-6 баллов «3» 5 и более «2» | |
Домашнее задание.
• параграф 19 повторить, составить рассказ об использовании горных пород.