СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: « Измерение длины световой волны». 11 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: « Измерение длины световой волны». 11 класс»

17.12.21 г. Ф – 11 Проверила замдир по УВР С. М. Асанаева

Тема: « Измерение длины световой волны».

Цели урока: экспериментально получить дифракционный спектр и определить длину световой волны с помощью дифракционной решетки;

воспитывать внимательность, доброжилательность, толерантность в процессе работи в малых группах;

развивать интерес к изучению физики.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Оборудование: электрическая лампочка с прямой нитью накаливания, прибор для определения длины световой волны, инструкция по ОТ.

Методы проведения: лабораторная работа, работа в группах.


Все познание реального мира

исходит из опыта и завершается им

А. Эйнштейн.

Ход урока


І. Организационный момент.

  1. Сообщение темы и цели урока.

ІІ. 1. Актуализация опорных знаний.

1. Что такое свет?

2. Из чего состоит белый свет?

3. Почему свет называется видимым излучением?

4. Как разложить белый свет в цветной спектр?

5. Что такое дифракционная решетка?

6. Что можно измерить с помощью дифракционной решетки?

7. Могут ли две разноцветные световые волны, например, красного и зеленого излучений, иметь одинаковые длины волн?

8. А в одной среде?


  1. Выполнение лабораторной работы.

ІІІ.

  1. Подведение итогов. Сравнить полученные результаты с табличными данными. Сделать выводы.

  2. Рефлексия.

  1. Всё ли получилось так, как я задумывал?

  2. Что было сделано хорошо?

  3. Что было сделано плохо?

  4. Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

  5. Работа в малой группе мне помогла или создала дополнительные трудности?


VI. Домашнее задание.


Лабораторная работа

Тема: Измерение длины световой волны.

Цель работы: измерить длину волны красного и фиолетового цветов, сравнить полученные значения с табличными.

Оборудование: электрическая лампочка с прямой нитью накаливания, прибор для определения длины световой волны.

Теоретическая часть

В работе для определения длины световой волны используется дифракционная решетка с периодом 1/100 мм или 1/50 мм (период указан на решетке). Она является основной частью измерительной установки, показанной на рисунке. Решетка 1 устанавливается в держателе 2, который прикреплен к концу линейки 3. На линейке же располагается черный экран 4 с узкой вертикальной щелью 5 посредине. Экран может перемещаться вдоль линейки, что позволяет изменять расстояние между ним и дифракционной решеткой. На экране и линейке имеются миллиметровые шкалы. Вся установка крепится на штативе 6.

Если смотреть сквозь решетку и прорезь на источник света (лампу накаливания или свечу), то на черном фоне экрана можно наблюдать по обе стороны от щели дифракционные спектры 1-го, 2-го и т. д. порядков.Рис. 1

Длина волны λ определяется по формуле λ = dsinφ/k, где d - период решетки; k - порядок спектра; φ - угол, под которым наблюдается максимум света соответствующего цвета.

Поскольку углы, под которыми наблюдаются максимумы 1-го и 2-го порядков, не превышают 5°, можно вместо синусов углов использовать их тангенсы. Из рисунка видно, что tgφ = b/a. Расстояние а отсчитывают по линейке от решетки до экрана, расстояние Ь - по шкале экрана от щели до выбранной линии спектра.

Рис. 2

Окончательная формула для определения длины волны имеет вид λ = db/ka

В этой работе погрешность измерений длин волн не оценивается из-за некоторой неопределенности выбора середины части спектра данного цвета. 

Ход работы

1. Подготовьте бланк отчета с таблицей для записи результатов измерений и вычислений.

2. Соберите измерительную установку, установите экран на расстоянии 50 см от решетки.

3. Глядя сквозь дифракционную решетку и щель в экране на источник света и перемещая решетку в держателе, установите ее так, чтобы дифракционные спектры располагались параллельно шкале экрана.

4. Вычислите длину волны красного цвета в спектре 1-го порядка справа и слева от щели в экране, определите среднее значение результатов измерения.

5. Проделайте то же для других цветов.

6. Сравните полученные результаты с табличными длинами волн.

Цвет

Длина волны

Красный


7,7 - 6,2*10-7 м

Оранжевый


6,2 – 5,85*10-7м

Желтый


5,85 – 5,75*10-7м

Зеленый


5,75 – 5,1*10-7м

Голубой


5,1- 4,8*10-7м

Синий


4,8 – 4,5*10-7м

Фиолетовый


4,5 – 3,8*10-7м







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!