Тема: «Патриотическое воспитание, как одно из направлений историко-культурного стандарта»
Добрый день. Свое выступление мне хотелось бы начать со слов Владимира Владимировича Путина
«Мы сегодня говорим о патриотическом воспитании молодежи. На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы должны и можем строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну…»
В.В.Путин 12 сентября 2012 год.
Новым этапом модернизации исторического образования является разработка историко-культурного стандарта (2014 г.), призванного ввести единые подходы в преподавании отечественной истории в школе.
Основная цель введения историко-культурного стандарта — повышение качества школьного исторического образования, его соответствие современному уровню развития исторической науки и педагогики, методики преподавания истории, потребностям общества и государства. Школьная история должна быть ориентирована на сплочение общества, формирование гражданской солидарности, активной жизненной и гражданской позиции, помогать школьникам в приобретении социокультурной и гражданской идентичности, ориентировать на нравственные примеры высокого служения Отечеству.
В рабочие программы по истории в 6, 7, 9 10,11 и обществознанию в 9, 10,11 интегрирован учебный курс ОДНКНР. Как духовно-нравственный компонент он успешно реализуется через предметную область «История», поскольку понимание российской истории невозможно без знакомства с основными понятиями, заложенными в ценностной парадигме православной религии и культуры.
Со школьных лет все помнят слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А.Н. Радищев в свое время сказал: «Истинный человек и сын Отечества – есть одно и то же».
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в школьном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Воспитание патриотизма, любви и уважения к истории своей страны, своему народу, культуре, православной вере осуществляется на уроках истории и обществознания через реализацию модуля ОДНКНР. Ключевая идея изучения «Основ духовно-нравственной культуры народов России» – воспитание высоконравственного, ответственного гражданина России. Конечно же, ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок. На уроках истории в 6 классе модуль ОДНКНР реализуется при изучении таких тем как:
Правление князя Владимира. Крещение Руси.
Общественный строй и церковная организация на Руси.
Культурное пространство Европы и культура Руси.
Русская православная церковь в XV_ начале XVI вв.
В 7 классе
Русская православная церковь и XVII в. реформы патриарха Никона и раскол.
Народы России в XVII в. и др.
В 9 классе:
Отечественная война 1812 г.
Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и России.
Национальная политика Александра III.
в 10 классе:
Идеология и культура периода Гражданской войны.
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
Культурное пространство в годы войны и др.
На уроках обществознания в 10 классе модуль ОДНКНР реализуется при изучении таких тем как:
Духовная культура общества. Религия-основа человеческой цивилизации.
Духовный мир личности. Православие и религии мира.
Мораль. Православие-учение о человеке.
4. Религия и религиозные организации. Православие-основа бытия семьи.
Историко-культурный стандарт усиливает те содержательные моменты в обучении истории, которые направлены на формирование гражданской идентичности школьников (общая историческая судьба народов России, создание единого многонационального государства, формирование российской нации, складывание общероссийского менталитета, исторически сложившиеся формы межнационального общения и взаимодействия во всех сферах государственной и общественной жизни, традиционные религии России и их роль в системе общественных отношений и др.).
Реализация модуля ОДНКНР на уроках истории и обществознания- это прежде всего духовно-нравственное направление, которое включающее в себя:
формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
Обучающиеся нашей школы, изучающие курс ОПК и ОДНКНР часто принимают участие в совместных мероприятиях с детьми воскресной школы при храме Архистратига Михаила ст.Незлобной После изучения темы: «Александр Невский – герой земли Русской» ребята узнали о подвигах великого полководца, его победах над врагами, о деятельности князя, направленной на сохранение мира на родной земле. В октябре в МБОУ СОШ № 12 было проведено мероприятие, посвященное 800-летию со дня рождения Александра Невского. Учителями, которые ведут рабочий курс ОРКСЭ, предметную область ОДНКНР и учителями воскресной школы была поставлена инсценировка песни об Александре Невском «Ты веди нас, княже!», в которой приняли участие обучающиеся разных возрастов, как из начального, так и среднего звена. Играя в данной постановке, ребята прочувствовали дух той далекой эпохи, ощутили свою причастность к событиям 13 века. Участие в таких мероприятиях, воспитывает в детях патриотизм, гордость за великие свершения своей страны и ее великих людей. В процессе изучения модуля ОДНКНР на уроках истории и обществознания я использую различные формы учебной деятельности: групповые, дискуссии, творческие задания, проигрывание игровых ситуаций на уроке, разбор пословиц, анализ и сравнение разных точек зрения и другие. Например, на уроке истории в 6 классе «Культурное пространство Европы и культура Руси» обучающиеся, работая в группах, узнают историю и традиции празднования национальных праздников народов России и европейских стран. Или при изучении темы «Русская Православная церковь и XVII в. реформы патриарха Никона и раскол» в 7 классе ребята учатся рассуждать, участвуют в диспуте, высказывают и отстаивают свою точку зрения на изучаемые события. В январе среди обучающихся 6-х классов прошел интеллектуальный марафон на тему: «Крещение Руси и его последствия», где ребята отвечали на вопросы, связанные и изменениями в жизни русского народа с переходом от язычества к православной вере. На уроках проводится много бесед на этические темы, применяется диалоговая технология, ведь обсуждение в парах, общее обсуждение способствует развитию логического мышления, речевых умений, эмоциональной сферы личности ребенка, ребята учатся уважать и принимать мнения других. В целях формирования данного умения, а также воспитания взаимоуважения обучающихся друг к другу, в 6 классе был проведен открытый классный час на тему: «Толерантность: в мире любви и доброты». На уроках истории и обществознания обучающиеся высказывают свое мнение, одобряют или осуждают, соглашаются или спорят. А именно в споре рождается истина. Мое слово, как педагога, является своего рода инструментом воздействия на воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей ребенка. Именно через беседы на уроках, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности, духовности и творческого начала. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках истории через реализацию модуля ОДНКНР, основанного на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства и уважения к человеку. Воспитать гражданина и патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в школьном детстве только начинается. Только планомерная, систематическая работа учителя, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
И закончить свое выступление мне хотелось словами Великого писателя Л.Н.Толстого:
«Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев - обречена на вымирание».