СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема : «Перспективы развития специального образования в современных условиях »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех развития специального образования в современных условиях во многом зависит от грамотного определения приоритетов развития образовательной системы. Современные требования общества к развитию детей с особыми образовательными потребностями диктуют необходимость более полно реализовать педагогическую идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. В данном случае речь идет о необходимости оказания ранней, комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей в развитии.

Просмотр содержимого документа
«Тема : «Перспективы развития специального образования в современных условиях »»

ДОКЛАД

Тема : «Перспективы развития специального образования в современных условиях »

Успех развития специального образования в современных условиях во многом зависит от грамотного определения приоритетов развития образовательной системы.

Современные требования общества к развитию детей с особыми образовательными потребностями диктуют необходимость более полно реализовать педагогическую идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе , степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. В данном случае речь идет о необходимости оказания ранней, комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей в развитии

Значительный вклад в развитие специального образования внесли следующие специалисты: Л.С.Выготский, В.П. Кащенко , А.Р.Лурия, Р.М. Боскис, Н.Г. Морозова, Б.Д.Корсунская, С.А. Зыков ,Н.Н Малофеев, Л.М.Шипицина, Н.М.Назарова , Н.Д.Шматко и др.

В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными ценностями специального образования применительно к каждому возрастному этапу признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития, предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень личностного развития.

Общей целью специального образования является определение тех условий обучения и воспитания, которые адекватно учитывают все особенности развития ребенка с отклонениями в развитии, и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. При подборе системы и методов обучения ребенка с отклонениями развития учитываются его возраст, время возникновения дефекта, а также степень поражения и место поражения.

Так, О.И. Кукушкина отмечает , что первостепенной проблемой коррекционной педагогики является поиск способа интеграции необходимости и возможности взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт. Большинство специалистов соглашается , что развитие ребенка с ограниченными возможностями в большей степени , чем нормального зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременности наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормально развивающихся сверстников, при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в системе специальных коррекционных учреждений. К основным проблемам специального образования можно отнести следующие:

недостаточно развита в целом система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям ;

отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей;

семейное неблагополучие в современных условиях вследствие недостаточной экономической защищенности становится причиной возросшего количества рождения детей с ОВЗ. Это создает значительные проблемы в развитии ребенка и затрудняет процесс специальной корреционно- педагогической помощи;

другой серьезной проблемой становится ухудшение здоровья детей;

имеются существенные проблемы с профильной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации необходимых специалистов для проведения коррекционной психолого-педагогической работы с детьми;.

В связи с выявлением вышеперечисленных проблем в стране разрабатываются основные направления реформирования системы специального образования. К этим направлениям можно отнести следующие:

*создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-педагогических комиссий единой государственной системы раннего выявления отклонения в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей , воспитывающих детей с отклонениями в развитии; *развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях , что обеспечит в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта, поскольку 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения , а не в специальных ( коррекционных) ; *создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе общего образования на всех ее ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений ( содействие развитию интеграционных процессов), а также *обеспечение условий для коррекционно- развивающего обучения детей в семье;

*создание службы специальной психологии в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического сопровождения.

Результаты отечественных и зарубежных научных исследований доказывают, что раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет ребенка позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии, скорригировать уже имеющиеся, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого уровня их общего развития, а далее и образования, а также более успешной интеграции в общество. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включая родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения.

В специальном образовании совместно с медиками и специалистами по специальной педагогике проведенные в 80-х годах исследования позволили создать единую государственную систему раннего выявления и специальной помощи для категории детей – детей с нарушенной слуховой функцией первых 3-х лет жизни. В рамках созданной системы проведение медико-психолого- педагогических коррекционных мероприятий начинается с диагностирования снижения слуха у малыша. Психолого –педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают в сурдологических кабинетах ( отделениях, центрах); а также в создаваемых при специальных ( корреционных) образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, группах надомного обучения и кратковременного пребывания. В сурдологических кабинетах медико-психолого –педагогическая коррекция детей первого года жизни осуществляется как правило, 1 раз в месяц. С года на ребенка ,не посещающего специальное учреждение, выделяется 1ч в неделю для занятий с педагогом. В группах надомного обучения и кратковременного пребывания наблюдения за детьми до года осуществляется по возможности дома. С года дети могут посещать специалиста 2-3 раза в неделю. Если родители живут далеко от учреждения, оказывающего помощь ребенку, то они могут приезжать 2-3 раза в год и в течение 1 -2 недель посещать занятия ежедневно.

Организация раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может являться моделью раннего вмешательства в развитие с другими отклонениями в развитии (интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными, двигательными, речевыми).

Создание государственной системы ранней помощи – перспектива в развитии специального образования.

Первоочередной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Считается, что каждому ребенку вне зависимости от тяжести инвалидности дается возможность реализовать свое право на образование в учреждениях любого типа с использованием необходимой специализированной помощи.

Справедливо утверждение О. И. Кукушкиной в том ,что крупнейшим достижением современной коррекционной(специальной) педагогики является :

  1. – разработка научных основ раннего выявления у детей с подозрениями на отклонения в развитии, то есть, с первых месяцев жизни;

  2. 2) – разработка научных основ ранней дифференциальной диагностики и системы специального обучения, позволяющей, добиваться качественно иного уровня психического развития и коррекция его нарушений у детей на ранних этапах онтогенеза.

Как пишет Н. Н. Малофеев, развитие дефектологической науки обеспечило развитие дифференциации системы специального образования аномальных детей разных категорий. Был осуществлен переход от 3 видов специальных школ к 8 видам и 15 типам специального обучения. К настоящему моменту составлены разноуровневые программы для каждого типа школ и вариативные формы организации специального образования. Разработанные отечественными дефектологами в процессе решения поставленной « сверхзадачи» методологические и теоретические основы специального образования признаются зарубежными специалистами крупным достижением не только российской , но и мировой науки.

Институт коррекционной педагогики РАО (является ведущим научным центром страны, проводящим фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы образования, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации детей с нарушениями слуха, зрения , интеллекта, опорно-двигательного аппарата ,речи , эмоциональной сферы, сложной структурой нарушений) под руководством профессора , доктора педагогических наук Н.Н Малофеева , признает необходимость последовательной и планомерной трансформации системы специального образования на разных уровнях, но при этом отстаивает эволюционный путь ее развития..

Институт также считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении следующих задач:

- поддерживать и развивать действующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций в формы организации, методы и средства обучения в рамках современного содержания специального образования;

- планомерно проводить переподготовку кадров для обеспечения максимально возможного в рамках существующей системы качество обучения аномального ребенка.

Параллельно:

- Обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии с целью создания государственной системы раннего ( начиная с первых месяцев жизни) выявления и ранней коррекции нарушений в развитии у разных категорий детей;

- определить систему показаний для интеграции аномального ребенка в массовые образовательные учреждения;

- разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей;

- разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений для квалифицированной работы с интегрированными детьми.



Таким образом, достигнутые результаты и намечающиеся перспективы исследований дошкольной коррекционной ( специальной) педагогики обуславливают необходимость и дают возможность переосмысления структурно- функциональной организации всей системы специального образования на основе построения нового базиса – системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушенных функций в контексте общего развития детей.

Подводя краткий итог вышеизложенному, можно заключить, что основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского сообщества.

Список литературы:

  1. Кукушкина О.И. Коррекционная ( специальная) педагогика//Альманах Института коррекционной педагогики .

  2. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики// Альманах коррекционной педагогики .

  3. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М. : Издательство: Флинта, МПСИ, 2008.- 376с.. -


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!