СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема по самообразованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я не случайно выбрал тему по самообразованию "Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении обучающихся с ОВЗ  в школе VIII вида". Это важно для детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Тема по самообразованию»

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении учащихся с ОВЗ в школе VIII вида

В настоящее время можно видеть признаки несоответствия между уровнем обучения значительной части выпускников коррекционной школы и растущими требованиями к подготовленности рабочих массовых профессий. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение простых видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в адаптации лиц, окончивших коррекционные школы.

Для коренного решения этой проблемы должна быть поднята на значительно более высокую ступень организация дифференцированного и индивидуального подхода.

Дифференцированный подход в обучении обучающихся имеет немаловажное значение. Данная работа ведется по этапам.

1 этап Цель: определить возможности и трудности школьников, сгруппировать их с целью дальнейшего обучения.

Это возможно лишь в результате комплексного и динамического исследования детей. Предварительное изучение материалов, собранных медико-педагогической комиссией (протокол, медицинская карта, личное дело) предоставляют необходимые сведения. Это данные о внимании и памяти учеников, их работоспособности, об умственном развитии, практическом опыте.

Основное значение для изучения школьников имеют текущие наблюдения, проводимые планомерно и систематически.

Фиксируя свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с работой, учитывая уровень его знаний и возможностей, варьируется задания, намечаются пути и приемы работы с конкретными детьми.

В качестве сопоставляемых показателей могут выступать следующие: понимание материала при фронтальном объяснении; умение обобщить полученные знания и применить их при выполнении однотипных или новых простых или сложных заданий, в самостоятельной работе; восприимчивость к помощи.

2 этап. Обучающиеся делятся на 4 группы.

Группы детей

1 группа

Сильные дети

Ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе обучения. Все задания выполняются самостоятельно. Они в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.

2 группа

Средняя группа

Ученики нуждаются в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Задания, близкие по способу и плану работы, выполняются ими самостоятельно и правильно.

3 группа

Слабая группа

Ученики с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно – логической, наглядной и предметно – практической).

4 группа

По индивидуальной программе

Ученики с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно – логической, наглядной и предметно – практической). Им трудно понять учебный материал.



Следует отметить, что отнесенность обучающихся к той или иной группе не является стабильной.

3 этап. Планируя дифференцированный подход к обучающимся на уроке, необходимо придерживаться следующих положений:

  • Дифференцированный подход осуществляется с опорой на сохранные возможности детей. Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.

  • Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей в обучении, овладение ими в силу возможностей программным материалом.

Продумывая ход урока, необходимо предусмотреть дополнительные методические приемы, наглядность, практические задания, различные приспособления, позволяющие успешно осуществлять дифференцированный подход к обучающимся при формировании умений и навыков, учитывать индивидуальную работоспособность.

Помимо фронтальных вопросов, предназначенных для всего класса, некоторым обучающимся в случае затруднения предлагаются дополнительные вопросы:

вопрос – побуждение, активизирующий внимание детей («Посмотри внимательно»); развернутый вопрос, сопровождаемый жестом, чтобы привлечь внимание.

Как правило, умение выполнять прием все обучающися класса закрепляют путем тренировочных упражнений. Однако для тех, кто работает медленно и быстро устает, необходимо несколько сократить объем работы. Необходимо стараться также подбадривать неуверенных учеников, внушать им веру в собственные силы.

Немаловажное значение имеет правильное размещение учеников за партами: учеников третьей и четвертой группы на занятиях можно посадить рядом с сильными учениками за первые и вторые парты на крайние места вдоль центрального прохода. Это позволит более оперативно оказывать им помощь, предъявлять дополнительную наглядность.

Перед учителем всегда стоит задача: в каждом уроке определить пути достижения целей применительно к каждому ученику. Сочетание индивидуально-групповой и коллективной работы - задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе. В основе работы с сильными обучающимися должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми обучающимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности (посильность заданий для разных групп обучающихся). Можно задания разделить на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым обучающимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную. Для учителя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к обучающимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию. Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития обучающегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. В коррекционной школе отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии, за соблюдение правил по ТБ, правильную организацию рабочего места, за степень самостоятельности при выполнении задания, за использование правильных приемов трудовых действий, за умение пользоваться столярным инструментом. Любой результат успеха должен быть оценен – это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к трудовой деятельности.

Таким образом, коррекционная школа должна создать каждому обучающемуся оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков.


Литература.

  • В.В. Воронкова «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе».

  • В.В. Воронкова, С.А. Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида». Пособие для учителей. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». Москва, 2006






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!