СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Право и другие сферы общества. О философии права в России».

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема представлена в виде самостоятельной работы. Данная работа включает разноуровневые задания (тест, работа с текстом, таблицей, составление синквейна).

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Право и другие сферы общества. О философии права в России».»

Самостоятельная работа

по теме: «Право и другие сферы общества. О философии права в России».

I Вариант


Задание 1. Работа с текстом.

«В обширную регулирующую систему общества входят такие нормативные регуляторы, как право, мораль, обычаи, нормы общественных организаций. Рассматривая их соотношение, необходимо прежде всего обратить внимание вот на какой момент.

Всякое общество требует строго определенного уровня нормативного регулирования («не меньше» и «не больше»), иначе могут возникнуть отрицательные последствия – неорганизованность либо, напротив, ненужная «заорганизованность» общественной жизни. Но и в пределах нормальной системы в каждом классовом обществе есть какой-то «минимум» и «максимум» в уровне, в частности, права.

Причем, как и в любой системе, «недостаток», «нехватка» права может в определенной степени компенсироваться более интенсивным развитием других компонентов регулирования, в частности нравственного. Но все же «нехватка» права таким путем полностью не устраняется; и тогда возможно однобокое развитие всей системы нормативного регулирования. В последующем такая однобокая система внутренне сопротивляется введению в нее правовых форм. Пример тому– развитие права в Китае. В силу особых исторических условий китайская цивилизация, ее политическая структура сформировались так, что неограниченная диктатура императоров поддерживалась в основном не силой закона, а силой конкретизированных религиозно-этических нормативов, обеспечивающих беспощадную расправу с угнетенными. Попытки внедрения юридических норм в систему регулирования проходили болезненно, наталкивались на сопротивление. В результате юридическое регулирование так и не смогло утвердиться в качестве доминирующего компонента системы социального регулирования. К тому же и сами юридические институты, втянутые в общую систему китайской цивилизации, приобрели откровенно кроваво-жестокий характер. Очевидец китайской жизни П. Владимиров в книге «Особый район Китая» пишет, например: «…я вынес впечатление о примитивности китайского судопроизводства и широком распространении пыток, которым свойственно изуверство и изощренность» (С. Алексеев).

ЗАДАНИЯ:

1) Какие четыре нормативных регулятора выделяет автор?

2) Почему, по мнению автора, общество требует нормативного регулирования?

3) В чём, как считает автор, может проявляться недостаток права?


Задание 2. Определите характер суждений.

(А) Нормы права принимает государство. (Б) Оно, в свою очередь, является элементом политической системы. (В) Значит, политика служит посредником между интересами и потребностями людей, с одной стороны, и правом – с другой. (Г) однако деятельность субъектов политической системы общества, в том числе и государства, регулируется правом. (Д) Как мы видим. В первом случае политика первична, во втором – приоритет у права.

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений;

3) характер теоретических суждений.

А

Б

В

Г

Д







Задание 3. Тест.

1) Укажите, какие из указанных ниже признаков относятся к нормам морали (М), а какие – к нормам права (П).

А) Регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей и общества.

Б) Регулируют общественные и личные отношения в сферах: «человек-человек», «человек-группа», «человек-общество».

В) Закреплены в законах.

Г) Складываются постепенно в общественном сознании.

Д) За их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, группой, отдельными людьми.

Е) За их нарушение следует ответственность в виде государственного принуждения.

2) Укажите в приведенном ниже списке функции религиозных норм.

А) Являются обязательными для всех.

Б) Определяют отношение верующих к окружающему миру.

В) Устанавливают порядок деятельности религиозных организаций.

Г) Регулируют трудовые отношения.

Д) Определяют правила поведения религиозных обрядов.

3) Укажите, к каким ценностям относится право, как мораль, и религия.

А) Научным; Б) Идеальным; В) Историческим; Г) Философским.


Задание 4. Заполните пропуски в таблице.

«Право и мораль»

Единство права и морали

Различия права и морали

1) В системе социальных норм выступают универсальными и оказывающими действие на все общество в целом.

2)

3) Обладают общей целью, то есть регулированием людским поведением, формированием гражданского общества, правового государства.

4)

5)

6) Основываются на одних и тех же духовных и социально-экономических отношениях.

7)

1) Происхождение (мораль появляется вместе с обществом, а право – вместе с государством).

2)

3) Сфера действия (мораль способна регулировать почти все общественные отношения, а право – только самые важные и те, которые может упорядочить; то есть без возможности упорядочить такие отношения, как мода, вкус, любовь, товарищество, дружба и проч.)

4)

5) Способ обеспечения (моральные нормы обеспечиваются мерами социального воздействия, а правовые – мерами воздействия государства).

6)

7) Характер однородности (в рамках одной страны допустимо существование исключительно одной нормы права, но целого ряда норм морали – мораль общества в целом, а также социальных групп, классов, профессиональных слоев).


Задание 5. Составьте синквейн к понятию «Мораль».



















Самостоятельная работа

по теме: «Право и другие сферы общества. О философии права в России».

II Вариант


Задание 1. Заполните таблицы.

1. «Право и религия» №2. «Право и культура»


Задание 2. Тест.

1) Верны ли следующие суждения?

А) Экономика – это организация деятельности людей, направленной на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности.

Б) В основе моральных норм современного общества лежат нравственные заповеди, которые содержатся в поэме «Илиада» Гомера.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

2) Установите соответствие.

Представители

Теории

А) Г. Спенсер.

Б) Б.Н. Чичерин.

В) П.И. Новгородцев.

Г) М.М. Троицкий.

Д) Л.И. Петражицкий.

1) Позитивизм.

2) Естественное право.

3) Верны ли следующие суждения?

А) Среди естественных прав особое место отводится праву на жизнь.

Б) В истории и философии права существуют различные школы права (теологическая, психологическая, историческая).

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны


Задание 3. Работа с текстом.

«Философия права – в ее соотношении с другими видами и способами изучения права – является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей.

Философия права начинается с возникновения идей об объективной, независимой от официально-властного усмотрения и произвола, природе и смысле права. Эти идеи стали зародышем всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и правовом государстве. И в том, что сегодня эти правовые идеи стали общепризнанными современным мировым сообществом ценностями и императивами, – великая и неоспоримая заслуга также и философии права» (В. Нерсесянц, юрист, философ права).

ЗАДАНИЯ:

1) Сформулируйте определение понятия «Философия права».

2) С чего началась философия права?

3) В чём состоит заслуга философии права?

Задание 4. Работа с документом.

«Постепенно в результате теоретико-философского осмысления феноменов права, опыта его применения сформировались аксиомы права как действенного инструмента отстаивания справедливости. Знание этих аксиом помогает людям увереннее чувствовать себя даже в самых сложных ситуациях правового характера.

Примерами таких аксиом являются, в частности, следующие положения:

- никто не может быть судьей в своем собственном деле;

- где есть право, там есть и его защита;

- никто не может передать другому больше прав, чем имел бы сам;

- нельзя осуждать дважды за одно правонарушение;

- закон, устанавливающий новую или более высокую ответственность, не имеет обратной силы, то есть в принципе не распространяется на случаи, которые произошли до введения закона в действие;

- напротив, закон, смягчающий ответственность или вовсе устанавливающий наказуемость данных действий, имеет обратную силу;

- лицо, привлекаемое к юридической ответственности, признается невиновным, покуда вина его не будет установлена актом компетентного юрисдикционного органа – судом (презумпция невиновности).

В этих и других аналогичных аксиомах проявляется нацеленность права на то, чтобы утвердить начала справедливости и правды, исключить возможность произвола и беззакония, а главное – отражено то своеобразие, тот «дух», который свойствен правовой материи» (С. Алексеев).

ЗАДАНИЯ:

1) Приведите четыре из указанных автором аксиом права.

2) Что автор пишет о презумпции невиновности?

3) Укажите цели права, выделенные автором.


Задание 5. Составьте синквейн к понятию «Позитивизм».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!