СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема проекта: «Изделия из бисера»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема проекта: «Изделия из бисера»»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 1" села Новоселицкого

Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

2021/22 УЧЕБНЫЙ ГОД

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП

Предмет: технология

Тема проекта: «Изделия из бисера»






Автор проекта:

Ковешникова Полина Егоровна,

обучающаяся 10 класса

Руководитель проекта:

Круглова Евгения Константиновна ,

учитель первой квалификационной категории










г. Ставрополь, 2022 год

















































Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

История происхождения броши……………………………………………4

История происхождения бисероплетения…………………………………5

Первый ремень………………………………………………………………6

История происхождения бусин………………………………………….....9

Схема обдумывания………………………………………………………..12

Материалы…………………………………………………………………..13

Техника безопасности ……………………………………………………...13

Технологический процесс изготовления броши………………………….15

Экономическое и экологическое обоснование проекта…….……………17



Заключение……………………………………………………………….………



Реклама……………………………………………………………………………



Список использованных источников………………………………………………………………………..















Введение

Скоро наступит замечательная и сказочная пора – Новый год! А это значит, время готовить подарки родным и близким. Я тоже решила не оставаться в стороне. Папе и брату приготовила заранее, а вот над подарком для мамы пришлось немного поломать голову. Но решение быстро нашлось. Я задумала сплести брошь из бисера.

Бисероплетением и рукоделием я занимаюсь с начальной школы, поэтому изготовление подарка никак не затронуло финансы, и в целом проблем не было. Лишь были затруднения с выбором какую именно брошь плести, но я подумала раз сейчас зима и самая знаменитая зимняя птица снегирь, то решила сплести именно его, для полного комплекта я решила изготовить и ремешок, назвала его «Ягодная россыпь»

Для саморазвития я решила изучить историю происхождения броши, ремней и бисероплетения, изучила значение и ценность бусин в древности, а так же изучить разные техники плетения и вышивки бисером.

Цель проекта: изготовить брошь «Снегирь» из бисера, в комплекте с ремешком «Ягодная россыпь»

Задачи:

1. Изучить историю происхождения броши, ремня

2. Изучить историю бисероплетения, бусин

3. Изготовить брошь из бисера и ремень

4. Рассчитать экономический выгоду

Актуальность

Одним из самых экономичных материалов в современно мире является бисер, он доступен практически всем. Чтобы изготавливать изделия из бисера не требуется специальная подготовка, а достаточно лишь фантазии. Конечно, для изготовления более сложных изделий стоит руководствоваться дополнительными источниками информации, пройти обучение.

Новизна данного проекта заключается в том, что бисероплетение доставляет большое удовольствие и расслабляет. При выполнении работы учишься сочетать цвета и оттенки бисера, комбинировать материалы при изготовлении изделий. Но самое приятное в этом занятии видеть реакцию окружающих и получать удовольствие от того, что это сделано собственными руками. И еще один положительный момент – решена проблема с подарками.

История происхождения броши

Броши возникли довольно давно и всегда пользовались большой популярностью. В переводе с французского слово «брошь» означает «длинная игла». Она необходима для соединения двух деталей одежды. Большая история броши началась с появлением первых людей. Примитивное приспособление, изготовленное из подручных средств (растения, зубы или кости) выполняли функцию скрепления одежды. Когда первобытный человек впервые надел что-то большее, чем набедренная повязка — у него появилась необходимость скрепить эту одежду. Колючки и шипы растений первыми выполняли эту функцию, потом их заменили изогнутые острые кости и осколки кремня. Бронзовый век ознаменовался использованием металла — вначале появились штырьки со шляпкой, затем — прообразы современных брошей с замочками.

В Греции стали делать броши из стекла. Даже церковь в Византии использовала брошь, как оберег, на ней писали молитвы, считалось, что таким образом люди становятся ближе к Богу.

В царские времена любили камеи, которые изготавливались из натурального камня и имели рельефный рисунок.

В эпоху Ренессанса после изменений в моде броши практически перестали использовать. Однако аксессуар был возрожден в XVII веке и лишь с одной целью – выполнять декоративную функцию. Брошь стала женским украшением, состоящим из банта с подвеской.

В 19 веке в моду вошли броши-насекомые - их нежно любили молодые дамы. В те дни женщины также носили броши. ХХ век. Рубеж XIX-XX веков ознаменовался появлением «нового стиля» – Ар Нуво (от франц. art nouveau – новое искусство), более известного как модерн. Главным источником вдохновения стала природа: плавные, изогнутые линии, растительные мотивы встречаются во многих украшениях. Легкость и игривость пришли на смену привычным классическим образам.

С середины 1970-х годов в производстве брошей используются совершенно новые материалы и техники, появляется новый художественный язык, броши стали разнообразнее, более изысканными, символичными, ироничными.

Современные мастера конца ХХ – начала XXI века не просто создают украшения, они стараются выявить скрытые возможности материала, который своим цветом, своей формой, рисунком выразит идею автора. Отсюда и стремление соединить, казалось бы, несоединимые материалы: драгоценные камни, дерево, каучук, простые и благородные металлы, керамику, ткань, кожу [1].

Современные изделия довольно разнообразны и по форме, и по материалу изготовления, и по способу крепления. Узнав о разновидностях брошей, подобрать подходящее украшение станет намного проще. Сегодня принято различать следующие виды брошей по способу крепления:

брошь-заколка чаще всего используется для соединения двух краев одежды или шарфа (палантина). Крепление изделия происходит при помощи зажима, схожего с принципом крепления заколки для волос. Именно поэтому такие украшения можно носить на волосах;

брошь-игла – менее популярное, но очень изящное украшение, которое представляет собой длинную иглу. На одном ее конце находится декоративный элемент, а другом – заглушка. Такие аксессуары лучше всего смотрятся на трикотажных изделиях;

брошь-булавка – наиболее распространенный тип крепления украшения. Представляет собой брошь, которая фиксируется на одежде, обуви или аксессуарах (сумках, головных уборах) при помощи английской булавки [2].

История броши продолжает развиваться и дальше, нужно отметить, что в последнее время очень актуально носить брошь на шарфе, шапке, поясе, сумке, на ободке и т.д. Брошь можно прикрепить не только к платью или лацкану пиджака, но и к свитеру, майке, брюкам, юбке и т.п. Брошь можно использовать вместо верхней пуговицы жакета и кофты. С помощью броши можно интересно обыграть обычный шарф, превратив его в капюшон или палантин.

История происхождения бисероплетения

История возникновения бисероплетения уходит в глубокую старину. В далекие времена понятия бисероплетения не существовало, но люди всегда любили украшать себя. Они носили ожерелья из камней, клыков, перьев, ракушек, различных семян и плодов. Бусины всегда были очень популярны: их носили как украшения, как амулеты от злых духов. При раскопках ученые-археологи находят много артефактов-украшений с отшлифованными камнями. Наши предки делали глиняные бусины и раскрашивали их вручную, когда стали развиваться ремесла металлические бусины.

Родиной возникновения искусства бисероплетения считается Древний Египет. Именно там примерно три тысячи лет назад изобрели стекло, из которого и стали изготавливать бусины. Ими расшивали одежды фараонов и плели ожерелья. Египтяне начали изобретать новые методы плетения, вместе с бусинами они использовали драгоценные камни и благородные металлы. Украшения, созданные египтянами, стали распространяться в другие страны.

История возникновения бисероплетения неразрывно связана с племенами индейцев, которые использовали бисер для украшения домов, одежды, предметов мебели, вплетали ленты из бисера в волосы. Для изготовления бусин индейцы использовали натуральные камни, ракушки, кораллы.

В Европе бисерные изделия тоже пользовались большим спросом, устраивались ярмарки, строились склады для этого материала. Чем мельче бусина, тем дороже она ценилась. В средние века бисером и бусинами расшивали одежду и просто нанизывали для ожерелья.

Во второй половине 18 века, с изобретением разнообразных машин, появились новые формы бисера, он стал мелким, изобрели стеклярус. Одежда, расшитая бисером становится самой модной. В конце 19 и начало 20 веков бисер используют для декорирования и вышивки бумажников, дамских сумочек, подстаканников и др.предметов.

Бисероплетение всегда было очень популярным видом рукоделия, и распространен во многих странах. История развития бисероплетения шагает в ногу с историей развития всего человечества.

Бисероплетение и современность.

Современность предполагает прежде всего поиски новых форм, содержания. В современном мире бисероплетение обрело новую жизнь. Наряду с традиционными техниками плетения, появилось много новых. Но и традиционные виды плетения все еще очень популярны. Существует множество техник и способов плетения: параллельное, петельное, игольчатое, вышивка, кирпичный шаг, плетение дугами, вязание из бисера. В наше время в бисероплетении появились такие направления, как бисерная флористика и объемные игрушки из бисера. Эти виды набирают все больше поклонников. Разнообразие расцветок, размеров и форм бисера позволяют развернутся фантазии мастеров бисероплетения. В наш век пресыщенности изделия из бисера стали хорошей идеей подарка. Мастера создают эксклюзивные предметы для украшения домашнего интерьера. Красота и блеск бисера в изделиях завораживают взгляд и восхищают. Неувядающие цветы и деревья радуют, оживляют интерьер жилых помещений.

Делать поделки из бисера любят не только девочки, но и мальчики младшего школьного возраста. В основном поделки малышей- это игрушки из крупного бисера, сделанные собственными руками. Бисероплетение требует таких качеств как терпение, усидчивость, целеустремленность, чтобы довести работу до конца. При этом формируется эстетический вкус. Бисероплетение очень увлекательное и творческое занятие. Фантазия мастеров не знает границ, а разнообразие материалов помогают им в этом.

Искусство бисероплетения остается востребованным многие века. Стремление человека украшать себя и свой быт вечно, а значит и бисероплетение будет всегда актуально.

История происхождения ремня.

Изначально ремень играл роль элемента гардероба, который обозначал положение человека в обществе.

Первый ремень

Существует историческая версия, что первый ремень появился в III веке до н. э. в Египте и использовался мужчинами для завязывания схенти (своеобразной набедренной повязки). Пояса могли носить только фараоны и их ближайшее окружение, подавляющее большинство пользовалось другими концами повязки или простой веревкой.

Для изготовления древних ремней использовали плотный материал или тонкую кожу, а при носке завязывали их узлом. Очень редко встречались ремни с пряжками из слоновой кости или металла.

В этот же период территорию греческого полуострова занимали Кикландцы, которые носили похожие повязки и использовали ремни для тех же целей.

Население Древней Греции и Рима носили пояса поверх хитона - мужской и женской одежды из отреза ткани, согнутого пополам, с прорезями на сгибах рук, а также ремнем подвязывали пеплос - еще один вид одежды, типа хитона, но длиннее и с большим количеством складок. Особенно длинные женские наряды зачастую приходилось повязывать не одним, а двумя ремнями, чтобы получился двойной напуск.

Жители Древнего Китая надевали пояс поверх халата, а Кельты носили их с женскими платьями.



По историческим данным, первыми переоделись в штаны Персы, которые, как и греческие женщины, надевали сразу по два пояса. Только, в отличие от гречанок, которые надевали пояса поверх греческих платьев для красоты, Персам приходилось это делать из-за суровых условий. Они надевали нижний более широкий пояс для оружия - портупею, а нижним был уже пояс для одежды. У Персов, помимо ремней из ярких тканей для мужчин и женщин, были исключительно мужские пояса из жгутов, с квадратными металлическими накладками и геометрическими орнаментами.

Ремни и пояса играли важную роль у кочевников, как например, Скифы, Сарматы, Тюрки и др. Прежде всего это связано со сложными погодными условиями и суровостью кочевого образа жизни - одежда всегда должна быть надежно зафиксированной при езде на лошади. Как у персов, они часто использовали пояс и портупею вместе. Иногда пояс нес в себе две функции, например, мужские шубы подвязывались поясом, к которому также крепилось оружие.

Зачастую у кочевников ремень играл и декоративную роль, служил украшением, поскольку саму одежду они не могли сильно украсить из-за тяжелых жизненных условий.

Ремень в нашу эру

В начале нашей эры пояса и ремни из ткани, кожи, шнурков, а также ремни и шарфы стали уже привычным элементом одежды. Они были популярны в Византии, у представителей варварских королевств, у славян. Варварские кожаные ремни были известны своими ювелирными пряжками из золота и серебра, изображавшие головы птиц или удлиненные пластинки с прорезным рисунком, инкрустированные фольгой или драгоценными камнями.

К славянам ремни перешли от викингов, у которых были повсеместно распространены ремни с простыми пряжками и были очень скромные. Именно поэтому первые пояса у славян были сдержанные, тонкие и узкие, с обыкновенными пряжками. Однако со временем, простые пояса носили только простолюдины, князья же отдавали предпочтение шелковым поясам с драгоценными камнями.

Эпоха Средневековья никак не отразилась на ремнях и поясах. Подавляющее большинство их было узкими с обычными пряжками. Чаще всего их носили на бедрах, реже - на талии. Часто к ним прикрепляли обереги, гребни, кисеты с деньгами и мешочки для милостыни.

11-13 века внесли большие изменения как в мужской и женский костюм, так и в ремни. Появилось большое разнообразие, теперь можно встретить ремни из самых разнообразных материалов - кожа, ткань, их украшали ювелирно выполненными золотыми накладками, завязывали сложными узлами. В это время впервые появилось своеобразное понятие "моды". Именно она диктовала фасоны одежды в последующие века.

Вот уже более тысячи лет ремень является традиционным элементом вооруженного российского воина. Восточные единоборства включают в себя приемы боя с ремнем. Ремень всегда под рукой, достаточно расстегнуть его - и ты уже вооружен. Ближайшее по технике боя к ремню оружие - это кистень. Однако ремень с боевой пряжкой отличается лучшими боевыми характеристиками.

История происхождения бусин

Наш предок – первобытный человек, который вел оседлый образ жизни, столкнулся с тем, что на определенном этапе своего развития нескольких часов времени, посвященных охоте или сбору ягод, ему вполне хватает для обеспечения себя запасами еды в течение нескольких дней. И у него появилось свободное время, которое необходимо было на что-то использовать. Душа требовала выхода и находила его в рисунках на стенах пещеры, скульптурках в виде животных, создании одежды и украшений, а затем и в более сложных видах ремесла.

Рождение бусины обязано появлению шила – с помощью него можно было прокалывать отверстия в раковинах, семенах, яйцах, костях, камнях, а затем нанизывать их на шнуры из сухожилий и кусочков кожи, создавая низки бус. Считается, что самым первым бусинам, в амулете из раковин моллюсков, которые найдены на территории Марокко около 80 тыс. лет. 

Бусины древнего мира

Материал, из которого изготавливали бусины, был обусловлен в первую очередь природой, которая окружала человека. В Африке, к примеру, найдены бусины, которые сделаны из скорлупы яиц страуса и из граненого железа.

В Северной Америке бусины изготавливались из костей животных, панцирей черепах, ракушек, пресноводного жемчуга, бирюзы, раскрашенного дерева и твердых семян, клыков, когтей и даже копыт животных.

В Перу и Колумбии наиболее ценными материалами для производства бусин в древние времена были золото и нефрит. Нефрит ценился дороже золота, так как он был тверже металла, и его обработка стоила больших усилий. И если для ацтеков мягкое золото было «потом Солнца», а серебро – «слезами Луны», то зеленый цвет нефрита олицетворял жизнь, символизируя воду и растительность.

В Китае для первых бусин использовались камень, клыки животных, морские раковины и кости рыб. Затем мастерами стали применяться разнообразные техники для создания бусин – резьба по лаку, ажурная штамповка металла, покрытие глазурью, гравировка. Первым китайским бусинам из стекла около 3 тыс. лет. Это мастерство настолько быстро развивалось, что бусы, датированные 500 годом до н.э., обладали роговидными отростками и раскрашивались в виде глаз со зрачками. По неизвестным причинам, после этого времени на пике совершенства мастерства, производство стекольных бус в Китае исчезло.

Бусина из стекла

Среди основных экспортеров стеклянных бус в средние века были Венеция, Голландия, Богемия и Моравия (современная Чехия и Словения), но доминировал среди них остров Мурано, где ремесленникам венецианского стекла с 1292 года и вплоть до 1400 года под угрозой смертной казни запрещалось выдавать секреты своего мастерства.

  После Французской революции (1789-1794) в моду вошла простота, украшения из драгоценных камней и металлов были вытеснены бусами из кораллов, янтаря, горного хрусталя и стекла.

Во второй половине ХIX века стали появляться бусины из различных видов пластика, а в XX веке в моду вошла недорогая бижутерия.

В наше время, в противовес недорогим украшениям развивается ручное создание бусин в огне при помощи лампы-горелки – лэмпворк. Это хобби требует определенных вложений: чтобы оборудовать рабочее место (горелки, наборы инструментов, очки, керамическое одеяло для остужения бусин, печка для отжига, защитные очки, вытяжка) придется потратить немало сотен долларов, научиться работать с огнем и, конечно, освоить мастерство создания бусины. Недаром наши предки считали, что бусы, рожденные в огне, отгоняют злых духов и привлекают к владельцу удачу в делах.

Цена одной бусины

С древних времен бусины и ювелирные украшения из них почитались за драгоценность и приравнивались к деньгам. Хранить накопленное богатство в бусинах было удобно: бусы занимают мало место и не портятся в течение времени.

Так монетами в Китае служили денежные бусины «чуан», которые изготавливали из бронзы и других ценных сплавов. Для удобной носки своего богатства, бусины нанизывали на шнурки.

В Индии бусы рассказывали о социальном статусе человека, они имели особое значение для всех каст индийского общества. Бедные носили бусы из семян, глины, а высшие касты отдавали предпочтение золоту и драгоценным камням. Бусина не только отражала богатство и статус, но и обеспечивали магическую силу и защиту своему хозяину. Поэтому бедное население за защитой шло с молитвой в храм, который был богато инкрустирован драгоценными камнями.Итальянская эпоха Ренессанса славилась вычурными ювелирными украшениями из жемчугов и алмазов Индии, изумрудов и золота Южной Америки. Эти украшения были и признаком статуса, и веянием моды, и богатством, и валютой. Известно, что король Генрих VIII расплачивался за войны и вооружение армий своими золотыми цепочками.Одна из самых известных сделок с участием бусины: покупка острова Манхэттен, с которого зародился Нью-Йорк, у индейцев. 4 мая 1626 года Питер Минуит приобрел землю за кучку тряпья, огненную воду и бусы. Всего на сумму 24 доллара.Вот так одна маленькая бусина может хранить в себе огромное состояние, а в современном мире с большими домами, широкими дорогами и сумасшедшим темпом жизни так легко привыкнуть к изобилию и не заметить его. Зато в наших руках – услышать историю маленькой Вселенной и осознать, насколько мы богаты.



Схема обдумывания

Историческая справка

Проблема

актуальность





Брошь,

ремень

Модель

Техника безопасности

Экологическое обоснование

Материалы

Экономическое обоснование

Конструкция

Инструменты оборудование

Технология изготовления



Материалы

Для изготовления броши мне потребовался фетр белого и синего цвета, бисер белый матовый, кремовый, синий стеклярус, стеклянный синие бусины, чёрный матовый бисер, красный бисер, нитки, медная проволока, хрусталик, крупные красные бусины, прозрачная бусина, застёжка и клей «Секунда».



Техника безопасности

Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице или специальной коробке).

Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.

Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.

Техника безопасности при работе с ножницами

Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

При работе внимательно следите за направлением резания.

Не работайте с тупыми и неисправными ножницами.

Не держите ножницы лезвием вверх.

Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

Не режьте ножницами на ходу.

Не подходите к товарищу во время работы.

Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия. Во время работы с проволокой нужно быть осторожными, так как ей можно уколоться или порезаться ножницами, которые мы используем для отрезания.



Чтобы было удобно работать, необходимо, чтобы рабочее место было освещено, длинные волосы (если таковые имеются) были убраны в назад, все необходимое было под рукой, а ненужное было убрано с рабочего места.













































Технологический процесс изготовления броши

1. 2. 3.



4. 5.



6. 7. 8.





9. 10.

11. 12.



1. Наносим контур снегиря на фетр в соответствии с эскизом (перевести рисунок на ткань с помощью мела или карандаша).

2. Намечаем расположение глаз на заготовке и пришиваем полубусины.

3. Вокруг бусин пришиваем бисер.

4. Пришиваем клюв.

5. Обшиваем бисером контур броши.

6. Вышиваем брошь внутри контура в соответствии с эскизом.

7. Обрезаем аккуратно по краю вышивки

8. Вырезаем кусочек голубого фетра и пришиваем к нему застёжку

9. Поверх застёжки приклеиваем овал из голубого фетра, чтобы не было видно стежков.

10. С помощью медной проволоки прикрепляем сделанную веточку

11. Приклеиваем голубой фетр с застёжкой к нашей броши.

12. Брошь «Снегирь» готова.

13. Ремешок из бусин «Ягодная россыпь» изготовила опираясь на пошаговое видео мастер класса ссылка https://youtu.be/CZRFgy6QwwQ


Экономическое и экологическое обоснование проекта

Экономическое обоснование проекта

Себестоимость бисера 185 рублей, фетр ,медная проволока была в наличии поэтому цена равна 0 рублей, застежка для броши обрела «вторую жизнь» цена 0 рублей.

Проанализировав предложения в интернет-магазинах, я выяснила, что средняя стоимость броши из бисера подобного размера составляет от 500 до 2500 рублей.

Рассчитав стоимость изготовления изделия, я сделала вывод, что изготовить брошь из бисера своими руками намного выгоднее, чем приобрести подобное изделие в магазине.

Экологическое обоснование проекта

Все виды тканей оказывают определенное воздействие на организм человека: положительное и отрицательное, чувство комфорта или дискомфорта. Мое изделии выполнено в основном из бисера, фетра и металла. Нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву и водоемы.

Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования.

При создании своего проекта я пользовалась только ножницами, клеем, и считаю, что никакого ущерба окружающей среде не было нанесено.

















Реклама

Рукодельницы из мастерской

«Волшебство бисера»

Выполнят для Вас

изделия любой сложности,

учитывая ваши индивидуальные пожелания.

Рады вас видеть

по адресу ул. Школьная 27.













Заключение.

В результате реализации проекта была изготовлена брошь из бисера «Снегирь» и ремешок «ягодная россыпь». Я ознакомилась с историей происхождения броши, бисероплетения, узнала какие бывают техники плетения бисером и техники изготовления.

Брошь была изготовлена аккуратно и качественно, при этом я затратила немного времени. Ремешок смотрится эстетично с однотонным комплектом обежды.

Данное изделие добавит яркости и оригинальности любому образу и будет радовать окружающих. А так же это отличный подарок, сделанный своими руками.

В дальнейшем я планирую изготовить множество брошей в виде других птиц: для бабушки и тёти.































Литература

1. Бернхем Стефани 100 оригинальных украшений из бисера [Текст]. – М.: Мир книги, 2012. - 144с.

2. Божко Л.А. Бисер. Уроки  мастерства [Текст]. – М.: Мартин, 2002. – 176с.

3. https://fairy-hobby.ru/kak-sdelat-sovu-iz-bisera-shema/ [электронный ресурс].

4. https://www.mastera-rukodeliya.ru/biser/vyshivka-biserom/8087-brosh [электронный ресурс].

5. Книга «Плетение бисером»

6. Видео мастер класс https://youtu.be/CZRFgy6QwwQ

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!