СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс. Учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературоное чтение»

Просмотр содержимого документа
«Тема: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»»

2 класс
Тема:
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;

  2. Продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;

  3. Рассматривать сказку как систему отношений;

  4. Формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;

  5. Использовать картины, воссоздающие воображение детей;

  6. Воспитывать бережное отношение друг к другу.

Ход урока

      1. Организационный момент  

(Слайд 1)

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

      1. Подготовка к восприятию

- Мы продолжаем путешествовать по главе: «Идём по невиданным следам…»

Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок.

- Узнайте, о какой сказке идёт речь.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается,

По его хотению,

А сказка называется…(«По щучьему велению»)

(Слайд 2)

Сидит в корзине девочка,

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тога скорей ответь!

Названье этой книжки…(«Маша и медведь»)

(Слайд 3)

Укатился он из дома,

По дороге незнакомой.

Ты узнал его дружок?

Он – румяный…(колобок)

(Слайд 4)

- По какому признаку эти сказки можно объединить в одну группу? (Все они – русские народные)

- Какие бывают сказки? (Авторские, народные)

- По виду? (Волшебные, бытовые, про животных)

- Какую последнюю сказку мы с вами читали? (Кот в сапогах)

- Кто автор? (Шарль Перро)

- Определите вид сказки. (Волшебная, авторская) (Слайд 5)

(На доске детские иллюстрации одного из героев, написан синквейн)



      1. Сообщение темы и цели урока

- А сегодня мы с вами прочитаем поэтическую, хотя и без рифмы сказку. Сказывается, словно печальная песня поётся.

(Видео – 20 сек) (Слайд 6)

- Узнали сказку? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») (Слайд 1)

      1. Работа по теме урока

- Открываем книги на странице 138.

- В ходе чтения подумайте почему автор учебника сравнивает эту сказку с печальной песней. (Чтение отрывка мной, продолжают читать дети)

а) Словарная работа

Мочи нет – совсем нет сил.

Купец – богатый торговец.

Красная девица – скромная, молодая.

Хоромы – жилой дом богатого владельца.

Ножи булатные – ножи из булатной стали обладают большой упругостью.

Ключевая вода - родниковая вода.

- Почему эту сказку сравнивают с печальной песней? (Сказка трагическая, сначала остались одни - одинёшеньки, Иванушка превратился в козлёночка, ведьма топит Алёнушку, ведьма хочет зарезать козлёночка)

- В какие моменты вам было особенно жаль Алёнушку?

- Найдите моменты которые очень похожи на песню.

- Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

- Почему она звучит напевно?

- Здесь непривычный порядок слов и прилагательные стоят последними. Такой приём в литературе называется ИНВЕРСИЯ. Проведём эксперимент изменим порядок слов.

- Что заметили? (Исчезла напевность)

- Определите вид сказки. (Волшебная, русская народная)

- Докажите. ( Происходит волшебство: Иванушка превратился в козлёночка и снова в человека; Алёнушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Алёнушкой)

- Сколько раз Иванушка просил Алёнушку выплыть на бережок? (3)

- Вспомните ещё примеры в этой сказке числа 3. (3 раза просил напиться, 3 раза перекинулся через голову)

- Какие ещё волшебные числа встречаются в других сказках? (Три поросёнка, Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Тридевятое царство, двенадцать месяцев)

- А что ещё характерно для русских народных сказок? Чем заканчиваются? (Добро всегда побеждает зло)

- Здесь у нас тоже счастливый конец.

- Прочитайте начало сказки – ЖИЛИ – БЫЛИ – традиционное начало всех сказок.

- А какая это часть речи? (Глагол)

- Прочитайте 1 слово на странице 139. (Не пей)

- Начало 2 предложения. (Идут)

- Что заметили? (Все предложения начинаются с действия)

- Найдите ещё такие примеры.

-Это ещё одна особенность волшебных сказок.

- А есть в этой сказке повторы слов?(Одни-одинёшеньки, выплынь-выплынь, шли-шли, жить поживать, подумал-подумал)

-Это ещё одна особенность волшебных сказок.

- Вернёмся к названию сказки.

- Что заметили? (Слова употребляются в ласковой форме)

- Есть ли ещё в сказке слова в такой форме? (Дочка, копытце, водица, телёночком…)

-Это ещё одна особенность волшебных сказок. (Слайд 8)

ФИЗМИНУТКА

Работа над картиной (Слайд 9)

Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно
Девице одной.

- Именно эта сказка вдохновила Виктора Васнецова на написание картины «Алёнушка».

- Рассмотрите репродукцию.

- Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника, на этот сюжет. Найдите его в сказке. (Залилась Алёнушка слезами…страница 139)

- Как вы думаете есть ли что-то общее у сказки и картины? (Нет, такого эпизода)

- А может это ведьма переоделась в Алёнушку? (Нет, зачем ей плакать, она радуется)

- Как удалось художнику изобразить её беду? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у неё распущены, смотрят на тёмную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон)

- Что усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, тёмная вода, тёмный лес и одежды неяркие, блеклые)

- А почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке – Иванушка испил водицы, Алёнушка в воде, диалог Иванушки – козленочка и лежащей на дне реки Алёнушки, оживление водой)

- Какое настроение вызвала картина? (Грустное, печальное, жалостливое)

- Картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение.

Итог урока (Слайд 10)

- Почему Иванушка превратился в козлёночка? (Не послушался сестрицы)

- Что помогло им выдержать все испытания? (Они не оставили друг друга в беде, любили друг друга)

      1. Выставление оценок


      1. Домашнее задание

  1. Прочитать сказку.

  2. Сделать иллюстрацию одного из героев сказки, написать синквейн.

      1. Заключение

- С кем из героев вы ассоциируете эту музыку? Почему? (Озорной, весёлый, непослушный – Иванушка) (Слайд 11, 12)

- С кем из героев вы ассоциируете эту музыку? Почему? (Грозная, злая, суровая – ведьма) (Слайд 13, 14)

- С кем из героев вы ассоциируете эту музыку? Почему? (Грустная, печальная – Алёнушка) (Слайд 15, 16)



(Слайд 17)

- Чему учит сказка? (Слушаться старших, любить друг друга, не бросать в беде близких)

- Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. А наш урок окончен.










Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (Руки на пояс)

За природой наблюдали. (Повороты головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (Поднялись на носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (Присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!