СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Саид Кочхюрский»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«В Дагестанской области чаше всего в прошлом преобладали насилие и зло, а справедливость и милосердие не имели место. Правители, взяв за правило хищение и грабеж, убийство и арест не делали различение между запретным и дозволенным».

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Саид Кочхюрский»»

Открытый урок.

Тема: «Саид Кочхюрский»

преподаватель дагестанской литературы ГБПОУ РД

«ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Р.Н. Ашуралиева», Мухтарова П. С.



Эпиграф:

«В Дагестанской области чаше всего в прошлом преобладали насилие и зло, а справедливость и милосердие не имели место. Правители, взяв за правило хищение и грабеж, убийство и арест не делали различение между запретным и дозволенным».

Оборудование:

  • Книги

  • Компьютер

  • Презентация

  • Телевизор

Цель урока:

  • Знакомство с творчеством и жизнью С. Кочхюрского и ее отображение в его поэтических произведениях.

  • Развивать устную речь.

  • Воспитывать любовь и уважение к своему народу и Родине.

Саид Кочхюрский родился в селении Кочхюр Кюринского округа в 1767 году. Он прожил свою жизнь в нужде. Многие годы батрачил в Ширване. Саид Кочхюрский выступал против феодального гнета и бесчинства местных ханов.



В то время передвигались на верблюдах.



Познакомился он и с отдельными здешними ашугами. Саид принимал участие и в устных поэтических состязаниях, которые в те далекие годы были обычным явлением на мусульманском Востоке.

На Родину Саид вернулся уже как сложившийся ашуг. Это было тяжелое время местные феодалы не знали границ произволу и бесчинству. Повинности, налоги борьба ханов друг с другом за расширение своих владений истощали прежде всего горский народ.

Поэт, как сын своего народа выступил против гнета притеснений.







Он писал об этом времени так: «В Дагестанской области чаше всего в прошлом преобладали насилие и зло, а справедливость и милосердие не имели место. Правители, взяв за правило хищение и грабеж, убийство и арест не делали различение между запретным и дозволенным».











В конце 18 века владетелем Кюры стал Сурхай-ханII. Такого жестокого правителя в этих краях еще не знали. Саид Кочхюрский не мог мерится с его деспотизмом, выступает за свой народ.













Реалистические стихи Саида Кочхюрского, в которых рассказывалась приводили в бешенство ханов. Правивший в то время Сурхай-хан Второй решил расправиться с Саидом Кочхюрским и пригласил его у себе на вечеринку. Хан, отметив, что Саид  прекрасно поёт, нo дерзко смотрит на всех приказал своим охранникам выколоть глаза Саиду. Слепой ашуг сложил «Проклятье Мурсал-хану», в котором выразил не только свою трагедию, но и трагедию всего лезгинского народа. Умер в 1812 году в родном селении.

Три мысли в нем надо выделить особо:

  1. Мурсал-хан – разрушитель и разоритель.

  2. С ним связана трагедия народа, Родины.

  3. Тяжкая участь самого ашуга.

Творчество Саида проникнуто ненавистью к ханам и бекам, любовью к простым людям. Это определило любовь к нему народа.







Проклятье Мурсал-хану.

Будь проклят свет, где ты рожден на свет,

Будь проклят свет, где тьма, где правды нет.

Кровавый хан — источник наших бед,

Скажи, докуда нам терпеть, проклятый?

Ты разорил аулы наших гор,

Вверг в ад мужей, а женщин вверг в позор.

Терпеть нам это все до коих пор?

Когда же грянет грозный час расплаты?

Давно в саду не слышно соловья.

Давно в саду черно от воронья.

Песнь не слышна за шумом их вранья.

Поругано все то, что было свято.

Пусть грянет гром, пусть превратится в прах

Все, что в твоих домах и закромах.

Да будет страх в твоих пустых глазах

И все твое добро огнем объято.

И пусть тебе все десять жен твоих

Родят детей увечных и больных,

И пусть на всей земле среди живых

Не будет друга у тебя и брата.

Не знающий пути добра и зла,

Зловещи и черны твои дела.

Лишь шкура у меня еще цела,

Поторопись, сдери ее с меня ты!

Платок моей ты кровью обагрил,

За все тебе я кровью заплатил,

Прочь от меня. Довольно. Нету сил,

Все то, чем я владел, тобою взято.

О Шалбуз-Даг — священная гора,

Какая нынче тяжкая пора!

Мне неоткуда ждать уже добра,

Вся жизнь моя погублена и смята.

Что делать мне? Трясется каждый раз

Моя рука, когда беру я саз.

Струится кровь из выколотых глаз.

Вот что ты сделал, хан, мой враг заклятый!



Викторина

Вопросы

  1. В каком селении родился Саид Кочхюрский?

  2. Какова тематика произведений прославленного лезгинского ашуга Саида Кочхюрского?

  3. Почему «Проклятье Мурсал-Хану» считается произведением политической лирики?

  4. На каких языках писал Саид Кочхюрский?

  5. За что тогдашний правитель Сурхай-Хан 2 приказал выколоть поэту глаза?

  6. В каких состязаниях принимал участие Саид Кочхюрский?

Ответы

  1. Саид Кочхюрский родился в селении Кочхюр Кюринского округа в 1767 году.

  2. Саид Кочхюрский выступал против феодального гнета и бесчинства местных ханов. Он писал об этом времени так: «В Дагестанской области чаше всего в прошлом преобладали насилие и зло, а справедливость и милосердие не имели место. Правители, взяв за правило хищение и грабеж, убийство и арест не делали различение между запретным и дозволенным».

  3. Произведение считается произведением политической лирики, так как в нем выразили не только Саида Кочхюрского, но и трагедию всего лезгинского народа.

  4. Саид Кочхюрский писал на лезгинском и азербайджанском языках

  5. Реалистические стихи Саида Кочхюрского, в которых рассказывалось о жестокости правителей о их деспотизме, приводили в бешенство ханов. Правивший в то время Сурхай-хан Второй решил расправиться с Саидом Кочхюрским и пригласил его у себе на вечеринку. Хан, отметив, что Саид  прекрасно поёт, нo дерзко смотрит на всех приказал своим охранникам выколоть глаза Саиду.

  6. Саид принимал участие и в устных поэтических состязаниях, которые в те далекие годы были обычным явлением на мусульманском Востоке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!