Методическая разработка урока
«ТЕМА СЕМЬИ В «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ». НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ И ЗАВЕТЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ».
Подготовила:
Визнер Н. Г., учитель русского языка
и литературы МБОУ-СОШ № 2 г. Аркадака
Саратовской области
2023 год.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«ТЕМА СЕМЬИ В ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ». НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ И ЗАВЕТЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ».
| ФИО (полностью) | Визнер Наталья Геннадьевна |
| Место работы | МБОУ – СОШ № 2 г. Аркадака Саратовской области |
| Должность | учитель русского языка и литературы |
| Класс | 7 |
| Тема урока | «ТЕМА СЕМЬИ В «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ». НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ И ЗАВЕТЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ». |
| Базовый учебник | Литература. 7 класс. Автор – составитель Коровина В. Я. |
Содержательная цель: через изучение основные понятия семья, традиции, брак способствовать воспитанию у школьников нравственных качеств личности: любви к своим родным и близким, терпению и прощению.
Деятельностная цель:
создать условия для усвоения темы урока;
развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности.
9. Задачи:
1. Личностные: воспитание у учащихся чувства единения с членами своей семьи, активизация познавательной деятельности и развитие творческого потенциала.
2. Метапредметные: совершенствование умения обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать информацию. Развивать навыки самостоятельной, исследовательской работы, подбора материала на заданную тему, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Формирование коммуникативной компетенции, поиск информации о культуре, традициях крестьянской семьи.
3. Предметные: овладение целостным представлением о нравственных устоях христианской семьи.
Тип урока: урок открытия новых знаний, с элементами интеграции (литература, история, русский язык, краеведение, ОПК)
Формы работы учащихся: театрализация, исследовательская, проектная деятельность, работа с учебником, работа в группах, творческая индивидуальная работа.
12.Необходимое техническое оборудование:
компьютер, мультимедийная установка, экран,
Словари:
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Медиа, 2007.
Комплексный словарь русского языка/ под ред. А. Н. Тихонова. – М.: Медиа, 2007.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999.
Универсальный словарь по русскому языку.- СПб. : ИГ «Весь», 2009.
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Алма – Пинт, 2007.
Православная литература:
Закон Божий для семьи и школы/Сост. Прот. Серафим Слободской.- М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008
Энциклопедия православной жизни/под. ред. Г. Калинина.- Т.: Имидж Принт, 2009.
Методы обучения:
- словесный
- метод стимулирования интереса к учению
- проблемно-поисковый
- интерактивный
-элементы исследовательского метода
Методы познания:
- Сравнение
- синтез
- самостоятельный поиск учащимися новых знании.
Технологии: информационные технологии, ИКТ;
личностно-ориентированные технологии;
технология воспитания духовной культуры;
технология педагогического сотрудничества,
здоровьесберегающий компонент.
Ожидаемые результаты:
- толерантность;
-общение в коллективе;
-сотрудничество с одноклассниками и учителем;
-доброжелательность и уважение к членам своей семьи.
13.Структура и ход урока (план)
Реализация целей будет достигнута через развитие общеучебных и специальных умений и навыков с разными источниками информации.
Здоровье и психосберегающая среда организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований.
Место проведения: комнаты Аркадакского музея краеведения.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя, взрослых | Действия учащихся | Планируемые Результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Время |
Организационный момент. | Организация местоположения каждого ученика. | Занимают свои места, приветствуют присутствующих. | Коммуникативные | 1 |
Этап мотивации | | Театрализованная постановка Два школьника в костюмах Петрушек приветствуют гостей. Просят выполнить задания. | Личностные: коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками | 2 |
Актуализация | Учитель предлагает найти содержание темы урока. _ Дайте определение слову «Семья» | Ученики называют тему «Семья», используют ассоциации. Дают своё толкование слову «семья». | Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. | 1 |
Объявление темы и целей урока | Учитель предлагает определить задачи урока, его проблему. | Называют задачи урока, формулируют проблему «В чём загадка крепкой счастливой семьи?» | Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка задач; общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели; формулирование проблемы | 1 |
Этап актуализации и пробного учебного действия | | Театрализованная постановка, Февронья загадывает загадки о человеке, орудиях труда. Реализация проекта «Загадки русского народа о человеке, орудиях труда» Школьники отгадывают, показывают на предметы, расположенные на стендах зала музея краеведения. | Личностные: коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками познавательные | 2 |
| | Проект «Крестьянская изба». Традиции Домостроя. Нравственные устои христианской семьи. | Личностные, Коммуникативные, познавательные | 5 |
| Священник рассказывает о Таинстве Брака, обручении и венчании, о том, что супруги обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. | | Познавательные | 5 |
6.Проверка понимания изученного | | Просмотр учащимися мультфильма «Сказание о Петре и Февронии Муромских» и ответ на вопрос «В чём сила их любви?» | Регулятивные: оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | 6 |
7.Применение изученного материала. | Учитель просит подобрать однокоренные, родственные слова к слову «Семья», объяснить их смысл. | Работа в группах со словообразовательным словарём Тихонова, толкование слов по – семейному, семьянин, бессемейный и др. | Регулятивные: оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра | 3 |
8.Физминутка. Релаксация. Звучит песня о семье | | Прослушивание песни, устное словесное рисование увиденных зрительных образов. | Личностные | 2 |
9.Закрепление изученного. Применение знаний. | Задание составить синквейн на тему «Моя семья» | Индивидуальная работа Школьники выполняют творческое задание. | Регулятивные: контроль, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению; личностные: самоопределение | 5 |
10.Актуализация | | Выступление ученика с проектом – презентацией «Христианские традиции и современность» | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование | 5 |
11.Рефлексия | Учитель просит ответить на вопросы: Что нового узнали? Что понравилось в уроке? О чём бы хотели ещё узнать? | Школьники отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование | 5 |
12.Обобщение и систематизация | Предлагает ответить на вопрос «Что является основой хорошей семьи?» | Школьники дают свои ответы. Делают вывод, что для хорошей семьи важны любовь, прощение и терпение. | рефлексия; личностные: смыслообразование | 1 |
13.Информация о домашнем задании | Предлагает разноуровневое домащнее задание на выбор: -проиллюстрировать любую пословицу по теме сегодняшнего урока; - реализовать проект «Традиции моей семьи»; | Записывают домашнее задание. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные. | 1 |
Конспект урока
«ТЕМА СЕМЬИ В «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ». НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ И ЗАВЕТЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ».
Содержательная цель: через изучение основные понятия семья, традиции, брак способствовать воспитанию у школьников нравственных качеств личности: любви к своим родным и близким, терпению и прощению.
Деятельностная цель:
создать условия для усвоения темы урока;
развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности.
Задачи:
1. Личностные: воспитание у учащихся чувства единения с членами своей семьи, активизация познавательной деятельности и развитие творческого потенциала.
2. Метапредметные: совершенствование умения обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать информацию. Развивать навыки самостоятельной, исследовательской работы, подбора материала на заданную тему, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Формирование коммуникативной компетенции, поиск информации о культуре, традициях крестьянской семьи.
3. Предметные: овладение целостным представлением о нравственных устоях христианской семьи.
1.Оргмомент.
2.Активизация мыслительной деятельности. Театрализация:
Петрушка1:
Здравствуйте, ребята!
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь.
Петрушка2:
Мир неведомый вам откроем,
Но только с определённым условием.
Петрушка1:
Чтобы чего – то добиться,
Никогда не нужно лениться!
Петрушка2:
На вопросы отвечайте,
Ответ правильный давайте.
3.Игровой момент. Игра «Ромашка».
Задание: сформулировать тему занятия, выполнив задания, написанные на лепестках ромашки.
А) назвать слово по данному лексическому значению: «Женщина по отношению к своим детям» (мама);
Б) Восстановить пословицу, дать её толкование: «Вся семья вместе, так и душа на месте»
(Семья)
4. Лексическая работа.
Задания:
- дайте толкование слову семья.
(Это близкие и родные люди. Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример. Это те люди, о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья))
- сравните с высказываниями лингвистов, какое из них, по – вашему, самое точное:
- работа со словарями:
1. Толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова:
Семья – группа живущих вместе близких родственников.
2. Комплексный словарь русского языка под редакцией А. Н. Тихонова:
Семья – группа близких родственников, которые живут вместе (муж и жена, родители с детьми)
3. Большой толковый словарь современного русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова:
Семья – группа людей состоящих из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- создайте ассоциативный ряд, связанный со словом семья.
(Труд, традиции, любовь, мама, папа, дети, защита и др.)
Постановка целей и проблемы на уроке:
Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
- Как тема связана с проблематикой курса ОПК?
(Постановка целей,
Проблемы: -(- в чём загадка крепкой и счастливой семьи?
- что является основой крепкой семьи?»)
А ответить нам этот вопрос возможно поможет следующая героиня:
Этап актуализации. Театрализация.
Февронья сидит в за прялкой в зале «Хозяйство крестьян» Аркадакского музея краеведения:
Диалог:
-Здравствуйте, гости дорогие! С чем пожаловали к нам?
Дети:- здравствуй, Февронья! Пришли мы к вам узнать, что лежит в основе крепкой семьи..
Ф.: Хорошо! Я женщина мудрая, хитростей всяких знаю, но только с плохим человеком, лодырем я разговаривать не стану. Отгадаете мои загадки, да покажите их отгадки, тогда и открою вам тайну семьи крепкой.
7. Реализация проекта «Загадки русского народа о человеке и орудиях труда»
Одного не знаю, другого не вижу, третьего не помню. (Смерть, возраст, рождение).
Чего хочешь, того не купишь; чего не надо, того не продашь. (молодость, старость)
Не на меру, не на вес, а у всех людей есть. (Ум)
Один говорит, двое глядят, двое слушают.(язык, глаза, уши)
На дворе кланяется, а домой придёт – растянется. (Топор)
Маленький , горбатенький всё поле обыщет; Домой прибежит, целый год пролежит. (Серп)
Щука понура, хвостом вильнула, леса пали, горы стали. (Коса).
Баба – яга, железная нога, весь свет кормит, а сама голодна. (Плуг)
Не лошадь, не корова и не бык, а сено ест. (Вилы)
Меня бьют, колотят, ворочают, режут, я всё терплю и всем добром плачу.((Земля)
Ф.:- вижу, люди вы хорошие , смышленые, с добром и миром пришли.
Проходите в дом.
Дети следуют в в комнату музея «Быт крестьян. Крестьянская изба»
Феврония вместе с Петром, как полагается на Руси, встречает гостей хлебом – солью.
Реализация исследовательской работы по теме «Крестьянская изба. Нравственные устои крестьянской семьи. Домострой».
Образно наш зал представлен в виде комнаты крестьянской избы, где центральное место занимала русская печь (фото) - так называемый женский угол. Хозяйка основное время проводила в доме именно здесь: готовила еду, используя утварь, сделанную из глины или дерева, частично из металла были изготовлены кочерга и ухваты, полностью из металла были только чугуны. Еда в крестьянском хозяйстве не зря определялась пословицей : «Щи да каша – пищи наша». Причем щи были не те, что мы едим сегодня. Щи или шти, означали квас. А. Никольский, управляющий имением господ Талызиных в Крутце, при составлении статистической книги «Хозяйственно – статистическое описание Балашовского уезда за 1855 г.» пишет: «Щи варить не умели, обычно это была кислая водица. Овощи в них, да и для других целей рубили сечкой. Зато хлеб пекли отменный, душистый». Замешивали тесто в квашне. И когда тесто было готово, формировали хлеб. Используя катки, хлеб на лопате ставили в печь.
Женский угол – это не только приготовление пищи, но и стирка белья, для чего использовали рубель. Воду для стирки приходилось носить с помощью коромысла и деревянных ведер. Для купания детей и стирки применялось деревянное корыто. Одежду гладили тоже чаще всего с помощью рубеля. Позже для глажки стали использовать железные печные утюги. В нашей экспозиции они представлены несколькими видами: литые, паровые и угольные.
В домах крестьян имелся так называемый красный, или передний, угол, который находился в горнице. В нем обязательно висели икона с лампадой, стоял стол, за которым никогда не обедали. На нем чаще всего стояли цветы, и несмотря на убогую обстановку крестьянской избы, хозяйки всегда старались украсить и следить за его чистотой и убранством.
На фотографии вы видите дом зажиточного крестьянина (об этом говорит наличие фундамента у дома, его черепичная крыша и стеклянные окна), а также внутреннее убранство. Семьи были большие, все в доме было устроено так, чтобы большая семья могла разместиться и за столом для принятия трапезы, и для отдыха. На фото явно прослеживается порядок «Домостроя», где во главе стола сидит хозяин дома, сыновья, по- старшинству, работник , и только затем сидят женщины.
Для освещения домов использовали фонари. Здесь тоже представлено несколько видов: ночные (с цветным стеклом чаще всего встречались в богатых домах), простые и дворовые. Фонари нужны были и для освещения надворных построек, и самого двора в темное время суток. Одежда и обувь крестьян тоже была проста, но в то же время практична и удобна.
Еще с давних времен для русских людей было свойственно необычайное гостеприимство, так поражавшее иностранцев. Для гостей выставлялось все самое лучшее, сажали в красный угол и уделяли много внимания. А в семьях царил домострой - уважение церкви, почитание старших, стариков; уважение к труду всякому с раннего детства.
Беседа:
- есть ли у вас в доме, квартире место, где вы любите собираться всей семьёй, общаться, вести задушевные беседы?
В таких традициях жили, росли и воспитывались и мы с Февроньей.
Просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронии Муромских».
Беседа
- Знакомы ли вы были с героями нашего занятия?
- Нравится ли вам Феврония? Какие черты проявляются в её поступках?
- Почему именно они были причислены к лику святых, и их считают покровителями семьи, брака, влюблённых?
- Когда в России отмечают день семьи? Что является символом праздника?
Актуализация материала.
В этот день, 8 июля, принято совершать помолвки, свадьбы, венчания.
11.Сообщение батюшки о том, как совершается таинство Брака, о венчании, обручении, о христианском взгляде на брак.
Таинство Брака совершается среди церкви перед аналоем, на котором находится крест и Евангелие, и при этом бывает обручение, а вслед за ним венчание.
Обручение. Жених становится по правую сторону, а невеста – по левую. Священник трижды благословляет их зажжёнными свечами и даёт им в руки свечи эти свечи, как знаки супружеской любви, благословенной Господом. После молений к Господу о даровании всяких благ и милостей обручаемым и чтобы Он благословил их обручение. Соединил и сохранил их в мире и единомыслии, священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и невеста принимают эти кольца как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить.
За обручением следует венчание. При этом священник молит Господа благословить Брак и ниспослать на вступающих в него Свою Небесную благодать. Как видимый знак этой благодати, он возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их обоих вместе, произнося «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я! (их).
В читаемом Послании апостола Павла говорится о важности Таинства Брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в Евангелии – о присутствии Самого Господа на Браке в городе Кане. Сочетающиеся Браком пьют вино из одной даваемой чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля друг с другом радость и горе. Троекратное же хождение их вслед за священником вокруг аналоя служит знаком духовной радости и торжества.
Таинство брака, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз. Во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подаётся благодать Божия для помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом ещё в раю. По сотворении Адама и Евы благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1, 28)
Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена добровольно, то есть с любовью, повиноваться мужу.
Супруги обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Даже если в их жизни будут болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.
Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, новым смыслом, радостью.
11.Беседа:
- Что нужно делать, чтобы семья была дружной?
- как в ней сохранить мир?
(нужно иметь свои традиции)
Групповая работа подобрать к слову СЕМЬЯ как можно больше родственных, однокоренных слов. Дать им толкование.
(семейка, бессемейный, по - семейному, семейно, семьянин)
12.Физминутка. звучит песня о семье.
13. Словесное рисование увиденных зрительных образов.
14. Творческое индивидуальное задание: придумать синквейн по теме «Семья».
(Семья.
Крепкая, дружная.
Одухотворяет, объединяет, прощает.
Дети и родители всегда вместе.
Счастье!)
15. Реализация исследовательской работы «Знаменитые семьи Аркадакского района»
Праздник любви и верности носит статус государственного совсем недавно, с 2008 года, который был объявлен Годом семьи. Отмечают его не только в Муроме, на родине святых Петра и Февронии, но и в Саратовской области. Лучшие семьи нашего района были удостоены медали за сохранение и почитание традиций, заложенных Петром и Февронией: чтить и уважать друг друга, помогать ближним, достойно растить детей.
Одна из таких медалей была вручена семье Медведевых из села Малиновка в 2011 году в городе Саратове.
В нашем городе есть традиция - каждый год чествовать лучшие семьи. Ежегодно доска почёта «Лучшие семьи» обновляется.
17. Рефлексия:
Что нового вы узнали?
Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?
Чему вы научились?
Что удивило?
О чём бы вы хотели ещё узнать?
18.Домашнее задание разноуровневого характера:
- нарисовать рисунок своей семьи,
-проиллюстрировать любую пословицу по теме сегодняшнего урока;
- реализовать проект «Традиции моей семьи»;