СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Тема семьи в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности»..

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через изучение основных понятий семья, традиция, брак способствовать воспитанию у школьников нравственных качеств личности: любви к своим родным и близким, терпению и прощению.

Просмотр содержимого документа
««Тема семьи в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности»..»


Методическая разработка урока



«ТЕМА СЕМЬИ В «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ». НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ И ЗАВЕТЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ».





Подготовила:


Визнер Н. Г., учитель русского языка

и литературы МБОУ-СОШ № 2 г. Аркадака

Саратовской области









2023 год.





ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА



«ТЕМА СЕМЬИ В ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ». НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ И ЗАВЕТЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ».



ФИО (полностью)

Визнер Наталья Геннадьевна

Место работы

МБОУ – СОШ № 2 г. Аркадака Саратовской области

Должность

учитель русского языка и литературы

Класс

7

Тема урока

«ТЕМА СЕМЬИ В «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ». НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ И ЗАВЕТЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ».


Базовый учебник

Литература. 7 класс. Автор – составитель Коровина В. Я.


Содержательная цель: через изучение основные понятия семья, традиции, брак способствовать воспитанию у школьников нравственных качеств личности: любви к своим родным и близким, терпению и прощению.


Деятельностная цель:

  • создать условия для усвоения темы урока;

  • развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности.

9. Задачи:

1. Личностные: воспитание у учащихся чувства единения с членами своей семьи, активизация познавательной деятельности и развитие творческого потенциала.

2. Метапредметные: совершенствование умения обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать информацию. Развивать навыки самостоятельной, исследовательской работы, подбора материала на заданную тему, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Формирование коммуникативной компетенции, поиск информации о культуре, традициях крестьянской семьи.

3. Предметные: овладение целостным представлением о нравственных устоях христианской семьи.

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний, с элементами интеграции (литература, история, русский язык, краеведение, ОПК)

  2. Формы работы учащихся: театрализация, исследовательская, проектная деятельность, работа с учебником, работа в группах, творческая индивидуальная работа.

12.Необходимое техническое оборудование:

компьютер, мультимедийная установка, экран,

Словари:

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Медиа, 2007.

Комплексный словарь русского языка/ под ред. А. Н. Тихонова. – М.: Медиа, 2007.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999.

Универсальный словарь по русскому языку.- СПб. : ИГ «Весь», 2009.

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Алма – Пинт, 2007.

Православная литература:

Закон Божий для семьи и школы/Сост. Прот. Серафим Слободской.- М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008

Энциклопедия православной жизни/под. ред. Г. Калинина.- Т.: Имидж Принт, 2009.


Методы обучения:

- словесный

- метод стимулирования интереса к учению

- проблемно-поисковый

- интерактивный

-элементы исследовательского метода

Методы познания:

- Сравнение

- синтез

- самостоятельный поиск учащимися новых знании.

Технологии: информационные технологии, ИКТ;

личностно-ориентированные технологии;

технология воспитания духовной культуры;

технология педагогического сотрудничества,

здоровьесберегающий компонент.

Ожидаемые результаты:

- толерантность;

-общение в коллективе;

-сотрудничество с одноклассниками и учителем;

-доброжелательность и уважение к членам своей семьи.

13.Структура и ход урока (план)


Реализация целей будет достигнута через развитие общеучебных и специальных умений и навыков с разными источниками информации.

Здоровье и психосберегающая среда организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований.

Место проведения: комнаты Аркадакского музея краеведения.

















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этапы урока

Действия учителя, взрослых

Действия учащихся

Планируемые

Результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

  1. Организационный момент.

Организация местоположения каждого ученика.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Коммуникативные

1

  1. Этап мотивации


Театрализованная постановка

Два школьника в костюмах Петрушек приветствуют гостей.

Просят выполнить задания.

Личностные: коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками

2

  1. Актуализация

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

_ Дайте определение слову «Семья»

Ученики называют тему «Семья», используют ассоциации.

Дают своё толкование слову «семья».

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

1

  1. Объявление темы и целей урока

Учитель предлагает определить задачи урока, его проблему.

Называют задачи урока, формулируют проблему

«В чём загадка крепкой счастливой семьи?»

Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка задач; общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели; формулирование проблемы

1

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия


Театрализованная постановка,

Февронья загадывает загадки о человеке, орудиях труда.

Реализация проекта «Загадки русского народа о человеке, орудиях труда»

Школьники отгадывают, показывают на предметы, расположенные на стендах зала музея краеведения.

Личностные: коммуникативные:

сотрудничества с учителем и одноклассниками

познавательные

2



Проект «Крестьянская изба». Традиции Домостроя.

Нравственные устои христианской семьи.

Личностные,

Коммуникативные, познавательные

5


Священник рассказывает о Таинстве Брака, обручении и венчании, о том, что супруги обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.



Познавательные

5

6.Проверка понимания изученного


Просмотр учащимися мультфильма «Сказание о Петре и Февронии Муромских»

и ответ на вопрос «В чём сила их любви?»

Регулятивные: оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6

7.Применение изученного материала.

Учитель просит подобрать однокоренные, родственные слова к слову «Семья», объяснить их смысл.

Работа в группах со словообразовательным словарём Тихонова, толкование слов по – семейному, семьянин, бессемейный и др.

Регулятивные: оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра

3

8.Физминутка. Релаксация.

Звучит песня о семье


Прослушивание песни,

устное словесное рисование увиденных зрительных образов.

Личностные

2

9.Закрепление изученного. Применение знаний.

Задание составить синквейн на тему «Моя семья»

Индивидуальная работа

Школьники выполняют творческое задание.

Регулятивные: контроль, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению; личностные: самоопределение

5

10.Актуализация


Выступление ученика с проектом – презентацией «Христианские традиции и современность»

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

5

11.Рефлексия

Учитель просит ответить на вопросы:

Что нового узнали?

Что понравилось в уроке?

О чём бы хотели ещё узнать?

Школьники отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

5

12.Обобщение и систематизация

Предлагает ответить на вопрос

«Что является основой хорошей семьи?»

Школьники дают свои ответы. Делают вывод, что для хорошей семьи важны любовь, прощение и терпение.

рефлексия; личностные: смыслообразование

1

13.Информация о домашнем задании

Предлагает разноуровневое домащнее задание на выбор:

-проиллюстрировать любую пословицу по теме сегодняшнего урока;

- реализовать проект «Традиции моей семьи»;


Записывают домашнее задание.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

1





































Конспект урока


«ТЕМА СЕМЬИ В «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ». НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ И ЗАВЕТЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ».



Содержательная цель: через изучение основные понятия семья, традиции, брак способствовать воспитанию у школьников нравственных качеств личности: любви к своим родным и близким, терпению и прощению.


Деятельностная цель:

  • создать условия для усвоения темы урока;

  • развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности.


Задачи:

1. Личностные: воспитание у учащихся чувства единения с членами своей семьи, активизация познавательной деятельности и развитие творческого потенциала.

2. Метапредметные: совершенствование умения обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать информацию. Развивать навыки самостоятельной, исследовательской работы, подбора материала на заданную тему, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Формирование коммуникативной компетенции, поиск информации о культуре, традициях крестьянской семьи.

3. Предметные: овладение целостным представлением о нравственных устоях христианской семьи.

1.Оргмомент.

2.Активизация мыслительной деятельности. Театрализация:

Петрушка1:

Здравствуйте, ребята!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь.

Петрушка2:

Мир неведомый вам откроем,

Но только с определённым условием.

Петрушка1:

Чтобы чего – то добиться,

Никогда не нужно лениться!

Петрушка2:

На вопросы отвечайте,

Ответ правильный давайте.

3.Игровой момент. Игра «Ромашка».

Задание: сформулировать тему занятия, выполнив задания, написанные на лепестках ромашки.

А) назвать слово по данному лексическому значению: «Женщина по отношению к своим детям» (мама);

Б) Восстановить пословицу, дать её толкование: «Вся семья вместе, так и душа на месте»

(Семья)

4. Лексическая работа.

Задания:

- дайте толкование слову семья.

(Это близкие и родные люди. Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример. Это те люди, о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья))

- сравните с высказываниями лингвистов, какое из них, по – вашему, самое точное:

- работа со словарями:

1. Толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова:

Семья – группа живущих вместе близких родственников.

2. Комплексный словарь русского языка под редакцией А. Н. Тихонова:

Семья – группа близких родственников, которые живут вместе (муж и жена, родители с детьми)

3. Большой толковый словарь современного русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова:

Семья – группа людей состоящих из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

- создайте ассоциативный ряд, связанный со словом семья.

(Труд, традиции, любовь, мама, папа, дети, защита и др.)

Постановка целей и проблемы на уроке:

Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

- Как тема связана с проблематикой курса ОПК?

(Постановка целей,

Проблемы: -(- в чём загадка крепкой и счастливой семьи?

- что является основой крепкой семьи?»)

А ответить нам этот вопрос возможно поможет следующая героиня:

  1. Этап актуализации. Театрализация.

Февронья сидит в за прялкой в зале «Хозяйство крестьян» Аркадакского музея краеведения:

Диалог:

-Здравствуйте, гости дорогие! С чем пожаловали к нам?

Дети:- здравствуй, Февронья! Пришли мы к вам узнать, что лежит в основе крепкой семьи..

Ф.: Хорошо! Я женщина мудрая, хитростей всяких знаю, но только с плохим человеком, лодырем я разговаривать не стану. Отгадаете мои загадки, да покажите их отгадки, тогда и открою вам тайну семьи крепкой.

7. Реализация проекта «Загадки русского народа о человеке и орудиях труда»

Одного не знаю, другого не вижу, третьего не помню. (Смерть, возраст, рождение).

Чего хочешь, того не купишь; чего не надо, того не продашь. (молодость, старость)

Не на меру, не на вес, а у всех людей есть. (Ум)

Один говорит, двое глядят, двое слушают.(язык, глаза, уши)

На дворе кланяется, а домой придёт – растянется. (Топор)

Маленький , горбатенький всё поле обыщет; Домой прибежит, целый год пролежит. (Серп)

Щука понура, хвостом вильнула, леса пали, горы стали. (Коса).

Баба – яга, железная нога, весь свет кормит, а сама голодна. (Плуг)

Не лошадь, не корова и не бык, а сено ест. (Вилы)

Меня бьют, колотят, ворочают, режут, я всё терплю и всем добром плачу.((Земля)

Ф.:- вижу, люди вы хорошие , смышленые, с добром и миром пришли.

Проходите в дом.

Дети следуют в в комнату музея «Быт крестьян. Крестьянская изба»

Феврония вместе с Петром, как полагается на Руси, встречает гостей хлебом – солью.

  1. Реализация исследовательской работы по теме «Крестьянская изба. Нравственные устои крестьянской семьи. Домострой».


Образно наш зал представлен в виде комнаты крестьянской избы, где центральное место занимала русская печь (фото) - так называемый женский угол. Хозяйка основное время проводила в доме именно здесь: готовила еду, используя утварь, сделанную из глины или дерева, частично из металла были изготовлены кочерга и ухваты, полностью из металла были только чугуны. Еда в крестьянском хозяйстве не зря определялась пословицей : «Щи да каша – пищи наша». Причем щи были не те, что мы едим сегодня. Щи или шти, означали квас. А. Никольский, управляющий имением господ Талызиных в Крутце, при составлении статистической книги «Хозяйственно – статистическое описание Балашовского уезда за 1855 г.» пишет: «Щи варить не умели, обычно это была кислая водица. Овощи в них, да и для других целей рубили сечкой. Зато хлеб пекли отменный, душистый». Замешивали тесто в квашне. И когда тесто было готово, формировали хлеб. Используя катки, хлеб на лопате ставили в печь.

Женский угол – это не только приготовление пищи, но и стирка белья, для чего использовали рубель. Воду для стирки приходилось носить с помощью коромысла и деревянных ведер. Для купания детей и стирки применялось деревянное корыто. Одежду гладили тоже чаще всего с помощью рубеля. Позже для глажки стали использовать железные печные утюги. В нашей экспозиции они представлены несколькими видами: литые, паровые и угольные.

В домах крестьян имелся так называемый красный, или передний, угол, который находился в горнице. В нем обязательно висели икона с лампадой, стоял стол, за которым никогда не обедали. На нем чаще всего стояли цветы, и несмотря на убогую обстановку крестьянской избы, хозяйки всегда старались украсить и следить за его чистотой и убранством.

На фотографии вы видите дом зажиточного крестьянина (об этом говорит наличие фундамента у дома, его черепичная крыша и стеклянные окна), а также внутреннее убранство. Семьи были большие, все в доме было устроено так, чтобы большая семья могла разместиться и за столом для принятия трапезы, и для отдыха. На фото явно прослеживается порядок «Домостроя», где во главе стола сидит хозяин дома, сыновья, по- старшинству, работник , и только затем сидят женщины.

Для освещения домов использовали фонари. Здесь тоже представлено несколько видов: ночные (с цветным стеклом чаще всего встречались в богатых домах), простые и дворовые. Фонари нужны были и для освещения надворных построек, и самого двора в темное время суток. Одежда и обувь крестьян тоже была проста, но в то же время практична и удобна.

Еще с давних времен для русских людей было свойственно необычайное гостеприимство, так поражавшее иностранцев. Для гостей выставлялось все самое лучшее, сажали в красный угол и уделяли много внимания. А в семьях царил домострой - уважение церкви, почитание старших, стариков; уважение к труду всякому с раннего детства.

Беседа:

- есть ли у вас в доме, квартире место, где вы любите собираться всей семьёй, общаться, вести задушевные беседы?


В таких традициях жили, росли и воспитывались и мы с Февроньей.

  1. Просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронии Муромских».

  2. Беседа

- Знакомы ли вы были с героями нашего занятия?


- Нравится ли вам Феврония? Какие черты проявляются в её поступках?

- Почему именно они были причислены к лику святых, и их считают покровителями семьи, брака, влюблённых?

- Когда в России отмечают день семьи? Что является символом праздника?

  1. Актуализация материала.

В этот день, 8 июля, принято совершать помолвки, свадьбы, венчания.

11.Сообщение батюшки о том, как совершается таинство Брака, о венчании, обручении, о христианском взгляде на брак.

Таинство Брака совершается среди церкви перед аналоем, на котором находится крест и Евангелие, и при этом бывает обручение, а вслед за ним венчание.

Обручение. Жених становится по правую сторону, а невеста – по левую. Священник трижды благословляет их зажжёнными свечами и даёт им в руки свечи эти свечи, как знаки супружеской любви, благословенной Господом. После молений к Господу о даровании всяких благ и милостей обручаемым и чтобы Он благословил их обручение. Соединил и сохранил их в мире и единомыслии, священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и невеста принимают эти кольца как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить.

За обручением следует венчание. При этом священник молит Господа благословить Брак и ниспослать на вступающих в него Свою Небесную благодать. Как видимый знак этой благодати, он возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их обоих вместе, произнося «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я! (их).

В читаемом Послании апостола Павла говорится о важности Таинства Брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в Евангелии – о присутствии Самого Господа на Браке в городе Кане. Сочетающиеся Браком пьют вино из одной даваемой чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля друг с другом радость и горе. Троекратное же хождение их вслед за священником вокруг аналоя служит знаком духовной радости и торжества.

Таинство брака, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз. Во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подаётся благодать Божия для помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом ещё в раю. По сотворении Адама и Евы благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1, 28)

Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена добровольно, то есть с любовью, повиноваться мужу.

Супруги обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Даже если в их жизни будут болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, новым смыслом, радостью.

11.Беседа:

- Что нужно делать, чтобы семья была дружной?

- как в ней сохранить мир?

(нужно иметь свои традиции)

  1. Групповая работа подобрать к слову СЕМЬЯ как можно больше родственных, однокоренных слов. Дать им толкование.

(семейка, бессемейный, по - семейному, семейно, семьянин)

12.Физминутка. звучит песня о семье.

13. Словесное рисование увиденных зрительных образов.

14. Творческое индивидуальное задание: придумать синквейн по теме «Семья».

(Семья.

Крепкая, дружная.

Одухотворяет, объединяет, прощает.

Дети и родители всегда вместе.

Счастье!)

15. Реализация исследовательской работы «Знаменитые семьи Аркадакского района»

Праздник любви и верности носит статус государственного совсем недавно, с 2008 года, который был объявлен Годом семьи. Отмечают его не только в Муроме, на родине святых Петра и Февронии, но и в Саратовской области. Лучшие семьи нашего района были удостоены медали за сохранение и почитание традиций, заложенных Петром и Февронией: чтить и уважать друг друга, помогать ближним, достойно растить детей.

Одна из таких медалей была вручена семье Медведевых из села Малиновка в 2011 году в городе Саратове.

В нашем городе есть традиция - каждый год чествовать лучшие семьи. Ежегодно доска почёта «Лучшие семьи» обновляется.

17. Рефлексия:

Что нового вы узнали?

Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?

Чему вы научились?

Что удивило?

О чём бы вы хотели ещё узнать?

18.Домашнее задание разноуровневого характера:

- нарисовать рисунок своей семьи,

-проиллюстрировать любую пословицу по теме сегодняшнего урока;

- реализовать проект «Традиции моей семьи»;































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!