Тема: «Склонение имен существительных» (обобщающий урок)
1) Обобщение знаний об основных типах склонения имен существительных; закрепление умения различать существительные 1,2,3 склонения
2) ) формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
3) Развитие внимания, зрительной памяти учащuxся;
4) Воспитывать доброту, культуру общения,
5) Умение работать индивидуально и коллективно.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран,интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
Рубрика «Это интересно».
Одному профессору на лекции о будущих космических путешествиях подали записку с вопросом: «Что должен взять с собой космонавт, готовясь к многолетнему полету на Венеру?»
Профессор ответил: «Прежде всего, школьную тетрадь с пятеркой по русскому языку».
- Вы поняли, почему? Видно у автора письма были проблемы с орфографией.
- Что же надо делать этому человеку? ( И ему, и нам надо изучать русский язык, узнавать новые орфограммы, …)
2) - Вы готовы? Вспомним, что изучали на прошлых уроках? (Части речи, их правописание)
Чистописание.
- Что стоит посередине Киева (буква е)? Запишите, продолжив закономерность.
-Прочитайте пословицу. Когда так говорят?
Словарная работа.
Д…рога, б…лет, в..кзал, ш…ссе, в…гон, кил…метр, счастье.
-Составив слово, мы узнаем кто герой нашего урока:
- в слове дорога возьмите первый звонкий согласный,
- в слове билет ударную гласную,
- в слове вокзал первый парный согласный звук,
- в слове шоссе безударную гласную,
- в слове счастье шипящую согласную букву,
- в слове километр глухой мягкий согласный звук,
- в слове вагон первую букву алфавита.
-У вас получилось? девочка
Героиня нашего урока Девочка Ирма.
Она жила в большом кирпичном доме. Однажды маленькая Ирма заболела. Девочка лежала в постели и перечитывала последнее письмо от бабушки. Папа был на работе, мама на кухне гремела кастрюльками и тихонько напевала колыбельную песню.
-Какие части речи вы знаете? (сущ., прил., гл., мест..)
-На какие вопросы отвечают имена существительное? (кто? Что?)
-Что обозначают? Предмет
-Каждый из вас получил карточку. Подчеркнуть имена существительные и в начальной форме записать внизу.
Сообщение темы урока: «Склонение имен существительных» (обобщающий урок)
-На какие 2 группы можно их разделить? (одуш. –неод., нариц.-собств.)
- Утром почтальон принес письмо Ирме от бабушки. Мама сразу же ей передала его. Радостная Ирма прочитала:
«Здравствуй, любимая моя внучка!
У нас в горах так красиво: повсюду лежит снег и ярко светит солнце. Мне так хочется, чтобы ты все это посмотрела.
Я знаю, что ты всего месяц назад была у меня, но я соскучилась и очень хочу, чтобы ты ко мне приехала. В последнее время я плохо себя чувствую и знаю, что ты собиралась ко мне, но приболела. Пожалуйста, Ирма, выздоравливай и приезжай ко мне. Я тебя жду.
Любящая тебя, твоя бабуля.
……. В моей шкатулке есть очень старинный фонарик... Пусть его лучи и как моя
любовь будут тебя согревать. Приезжай, Ирма, я должна тебе его передать».
Из-за недомогания последние строчки Ирма читала уже в полудреме, погружаясь в сон, где она вспоминала последний свой визит к бабушке. Сон у Ирмы получился чуть-чуть волшебный, как сказка.
Ирма вспомнила, как она путешествовала к бабушке…
Закрепление знаний об имени существительном.
Прочитать сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей»:
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный. Ас
Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.Астем
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.Кант.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.Зал.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.Дана
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.Тахир.
- У падежей как-то спросили:
- А зачем вы нужны существительным?
- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение хозяина Существительного к другим словам в предложении.
- А как именно?
- Указываем, на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия объекта (читать книгу, собирать ягоды и так далее).
-На пути ей повстречался могучий дуб, которого заслонила тяжелая туча.
Чтобы туча отпустила дуба нужно прочитать слова и определить склонение.
Ветвь, ель, облако. лошадка, тополь, брат, юноша, дочь елка.
-Как изменяются имена существительные?( по родам, по числам и по падежам)
-Определите род имени существительного и склонение.
-Поставьте слова дочь, лошадка в родительном, дательном и предложном падежах.
Р. Дочери, лошадки.
Д. К дочери, к лошадке.
П. О дочери, на лошадке.
Выполнив задание, она освободила дуб
1. Выбери и подчеркни правильный ответ.
Тип склонения существительных определяют
а) по окончанию существительного в начальной форме;
б) по роду существительного и его окончанию в начальной форме
в) по роду существительного;
-На повороте она повстречала старого Волка, он не мог найти след своей стаи.
Работа для самостоятельных работ.
Цель: знакомство с новым словарным словом; учить писать
слова с орфограммами; формировать умение выделять на письме
обращения; учить разбирать по составу имя существительное.
Рассуждение ученика
Вставляю новое словарное слово месяц. Подчеркиваю
букву, написание которой надо запомнить.
В первом и последнем предложениях выделяю запятыми
обращение: Спи, моя радость, усни!
Слова с орфограммой № 1: саду, глядит, скорее.
Слова с орфограммой № 2: рыбки, в окошко, глазки.
В доме (II скл., П.п.). Окончание -е (в столе). На небе (II скл.,
П.п.) (на столе).
Пчелка – образовалось от слова пчела при помощи
уменьшительно-ласкательного суффикса -к-.
Пчел/ + к +... = пчелка≫.
Физкультминутка.
Я однажды потерялась
Только быстро догадалась
Посмотрела я туда, сюда
Мамы нет вот беда
Побежала я направо
Мама не нашлась моя
Побежала я налево
Мама не нашлась
Повернулась я вокруг
Может быть увижу вдруг
Нету, я решила постоять
И на месте маму ждать.
Морфемный разбор слов (по составу).
-Ирма поняла, что заблудилась, когда повстречала Лешего. Он не мог разделить слова между собой. Это было любимое занятие Ирмы.
-Игра «лишнее слово»
Кормушка, низкий, белизна.
Запах, отдых, пастбище.
Зимний, подснежники, ужасный.
Подснежники- по составу.
- Счастливый Леший показал Ирме дорогу.
-Радостная Ирма, напевая песенку, не заметила как попала в лесную школу и встретила там мышь.
-Мышь готовила задания для учеников-мышат и попросила Ирму ей помочь.
-Что записано? Проверь свои знания, определи склонение имен существительных.
Щелчок по выбранной ячейке покажет, ошибаешься ты
или нет.
Если есть необходимость – повтори правило.
-Вот такой странно-волшебный сон получился у Ирмы, в котором она не просто вспоминала свою последнюю поездку к бабушке, куда странно вплелись сказочные персонажи, но и вспомнила уроки грамотности.
-Проснувшись, Ирма совершенно выздоровела, и сразу поехала к бабушке, надеясь, что может быть наяву она встретиться с героями своего сна.
Хочу отметить, что вы молодцы. Как и Ирма, вы успешно справились с заданиями героев разных сказок. Думаю, что мы не последний раз встретились с Ирмой и посмотрели ее сон, ведь другие ее сны не менее интересные и занимательные. Ирма написала вам пожелание-задание:
«Если мы будем иметь хорошие мысли, добрые дела, жить с любовью к ближним, то на земле не будет беды, горя, зла, ненависти, зависти».
-Как вы понимаете эти слова?
-Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
-Всё ли было понятно на уроке? Усвоил ли каждый из вас тему?
-Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
- На следующих уроках мы обязательно продолжим работу по теме «Изменение существительных по падежам».
-
Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения:
Мне понравилось на уроке …
Мне удалось на уроке…
Я порадовался на уроке за …
Я могу похвалить себя за …
Мне надо еще поработать над …
-Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.
- Сегодня на уроке хорошо работали…
- Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе.
-
Итог урока.
Домашнее задание.