СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Склонение имен существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1)  Обобщение знаний об основных типах склонения имен существительных; закрепление умения различать существительные 1,2,3 склонения

2) )  формирование учебно-познавательной деятельности;  формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

 3) Развитие внимания, зрительной памяти учащuxся;

4) Воспитывать доброту, культуру общения,

5) Умение работать индивидуально и коллективно.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Склонение имен существительных»»

Тема: «Склонение имен существительных» (обобщающий урок)


1) Обобщение знаний об основных типах склонения имен существительных; закрепление умения различать существительные 1,2,3 склонения

2) ) формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

3) Развитие внимания, зрительной памяти учащuxся;

4) Воспитывать доброту, культуру общения,

5) Умение работать индивидуально и коллективно.


Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран,интерактивная доска.


Ход урока

Организационный момент.

Рубрика «Это интересно».

Одному профессору на лекции о будущих космических путешествиях подали записку с вопросом: «Что должен взять с собой космонавт, готовясь к многолетнему полету на Венеру?»

Профессор ответил: «Прежде всего, школьную тетрадь с пятеркой по русскому языку».

- Вы поняли, почему? Видно у автора письма были проблемы с орфографией.

- Что же надо делать этому человеку? ( И ему, и нам надо изучать русский язык, узнавать новые орфограммы, …)

2) - Вы готовы? Вспомним, что изучали на прошлых уроках? (Части речи, их правописание)



Чистописание.

- Что стоит посередине Киева (буква е)? Запишите, продолжив закономерность.


-Прочитайте пословицу. Когда так говорят?



Словарная работа.

Д…рога, б…лет, в..кзал, ш…ссе, в…гон, кил…метр, счастье.

-Составив слово, мы узнаем кто герой нашего урока:

- в слове дорога возьмите первый звонкий согласный,

- в слове билет ударную гласную,

- в слове вокзал первый парный согласный звук,

- в слове шоссе безударную гласную,

- в слове счастье шипящую согласную букву,

- в слове километр глухой мягкий согласный звук,

- в слове вагон первую букву алфавита.

-У вас получилось? девочка


Героиня нашего урока Девочка Ирма.


Она жила в большом кирпичном доме. Однажды маленькая Ирма заболела. Девочка лежала в постели и перечитывала последнее письмо от бабушки. Папа был на работе, мама на кухне гремела кастрюльками и тихонько напевала колыбельную песню.


-Какие части речи вы знаете? (сущ., прил., гл., мест..)

-На какие вопросы отвечают имена существительное? (кто? Что?)

-Что обозначают? Предмет

-Каждый из вас получил карточку. Подчеркнуть имена существительные и в начальной форме записать внизу.


Сообщение темы урока: «Склонение имен существительных» (обобщающий урок)


-На какие 2 группы можно их разделить? (одуш. –неод., нариц.-собств.)



- Утром почтальон принес письмо Ирме от бабушки. Мама сразу же ей передала его. Радостная Ирма прочитала:

«Здравствуй, любимая моя внучка!

У нас в горах так красиво: повсюду лежит снег и ярко светит солнце. Мне так хочется, чтобы ты все это посмотрела.

Я знаю, что ты всего месяц назад была у меня, но я соскучилась и очень хочу, чтобы ты ко мне приехала. В последнее время я плохо себя чувствую и знаю, что ты собиралась ко мне, но приболела. Пожалуйста, Ирма, выздоравливай и приезжай ко мне. Я тебя жду.

Любящая тебя, твоя бабуля.

……. В моей шкатулке есть очень старинный фонарик... Пусть его лучи и как моя

любовь будут тебя согревать. Приезжай, Ирма, я должна тебе его передать».


Из-за недомогания последние строчки Ирма читала уже в полудреме, погружаясь в сон, где она вспоминала последний свой визит к бабушке. Сон у Ирмы получился чуть-чуть волшебный, как сказка.

Ирма вспомнила, как она путешествовала к бабушке…


Закрепление знаний об имени существительном.







Прочитать сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей»:

  • Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный. Ас

  • Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.Астем

  • Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.Кант.

  • Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.Зал.

  • Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.Дана

  • Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.Тахир.




- У падежей как-то спросили:

- А зачем вы нужны существительным?

- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение хозяина Существительного к другим словам в предложении.

- А как именно?

- Указываем, на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия объекта (читать книгу, собирать ягоды и так далее).


-На пути ей повстречался могучий дуб, которого заслонила тяжелая туча.

Чтобы туча отпустила дуба нужно прочитать слова и определить склонение.

Ветвь, ель, облако. лошадка, тополь, брат, юноша, дочь елка.


-Как изменяются имена существительные?( по родам, по числам и по падежам)




-Определите род имени существительного и склонение.


-Поставьте слова дочь, лошадка в родительном, дательном и предложном падежах.

Р. Дочери, лошадки.

Д. К дочери, к лошадке.

П. О дочери, на лошадке.

Выполнив задание, она освободила дуб

1. Выбери и подчеркни правильный ответ.

Тип склонения существительных определяют

а) по окончанию существительного в начальной форме;

б) по роду существительного и его окончанию в начальной форме

в) по роду существительного;


-На повороте она повстречала старого Волка, он не мог найти след своей стаи.

Работа для самостоятельных работ.

Цель: знакомство с новым словарным словом; учить писать

слова с орфограммами; формировать умение выделять на письме

обращения; учить разбирать по составу имя существительное.

Рассуждение ученика

Вставляю новое словарное слово месяц. Подчеркиваю

букву, написание которой надо запомнить.

В первом и последнем предложениях выделяю запятыми

обращение: Спи, моя радость, усни!

Слова с орфограммой № 1: саду, глядит, скорее.

Слова с орфограммой № 2: рыбки, в окошко, глазки.

В доме (II скл., П.п.). Окончание -е (в столе). На небе (II скл.,

П.п.) (на столе).

Пчелка – образовалось от слова пчела при помощи

уменьшительно-ласкательного суффикса -к-.

Пчел/ + к +... = пчелка≫.




Физкультминутка.

Я однажды потерялась

Только быстро догадалась

Посмотрела я туда, сюда

Мамы нет вот беда

Побежала я направо

Мама не нашлась моя

Побежала я налево

Мама не нашлась

Повернулась я вокруг

Может быть увижу вдруг

Нету, я решила постоять

И на месте маму ждать.



Морфемный разбор слов (по составу).

-Ирма поняла, что заблудилась, когда повстречала Лешего. Он не мог разделить слова между собой. Это было любимое занятие Ирмы.


-Игра «лишнее слово»

Кормушка, низкий, белизна.

Запах, отдых, пастбище.

Зимний, подснежники, ужасный.






Подснежники- по составу.

- Счастливый Леший показал Ирме дорогу.

-Радостная Ирма, напевая песенку, не заметила как попала в лесную школу и встретила там мышь.

-Мышь готовила задания для учеников-мышат и попросила Ирму ей помочь.

-Что записано? Проверь свои знания, определи склонение имен существительных.

Щелчок по выбранной ячейке покажет, ошибаешься ты

или нет.

Если есть необходимость – повтори правило.



-Вот такой странно-волшебный сон получился у Ирмы, в котором она не просто вспоминала свою последнюю поездку к бабушке, куда странно вплелись сказочные персонажи, но и вспомнила уроки грамотности.


-Проснувшись, Ирма совершенно выздоровела, и сразу поехала к бабушке, надеясь, что может быть наяву она встретиться с героями своего сна.


Хочу отметить, что вы молодцы. Как и Ирма, вы успешно справились с заданиями героев разных сказок. Думаю, что мы не последний раз встретились с Ирмой и посмотрели ее сон, ведь другие ее сны не менее интересные и занимательные. Ирма написала вам пожелание-задание:



«Если мы будем иметь хорошие мысли, добрые дела, жить с любовью к ближним, то на земле не будет беды, горя, зла, ненависти, зависти».

-Как вы понимаете эти слова?


-Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.


-Всё ли было понятно на уроке? Усвоил ли каждый из вас тему?

-Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

- На следующих уроках мы обязательно продолжим работу по теме «Изменение существительных по падежам».








-

Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения:

Мне понравилось на уроке …

Мне удалось на уроке…

Я порадовался на уроке за …

Я могу похвалить себя за …

Мне надо еще поработать над …


-Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

- Сегодня на уроке хорошо работали…

- Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе.

-

Итог урока.

Домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!