Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.
Перспективная цель: формировать представление об имени прилагательном и его значении.
Обучающая - формировать знания об имени прилагательном, как части речи, его связи с именем существительным; представление о склонении имен прилагательных женского рода единственного числа в процессе выполнения учебных упражнений (работы с учебником).
Развивающая – развивать восприятие и словесно-логическое мышление в процессе объяснения учителя и решения проблемной ситуации.
Воспитательная – побуждение познавательного интереса к языку, чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): обучающиеся будут знать о склонении имен прилагательных женского рода в ед. числе, будут уметь определять падежные окончания имен прилагательных.
Коммуникативные: обучающиеся будут использовать речевые средства для решения задач.
Познавательные: обучающиеся будут сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки и делать выводы.
Регулятивные: обучающиеся будут формулировать и сохранять учебную задачу.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): обучающиеся будут проявлять интерес к русскому языку.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки.
Тип урока: открытие нового знания.
Вид урока: урок с элементами беседы, ИКТ.
Принципы: психологической комфортности, доступности, целесообразности, научности.
Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Литература: Учебник Русский язык. 4 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс 2 часть. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок Читает стихотворение. - На уроке не зевай – Сразу всё запоминай. Чтоб минутка не пропала, Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке Равных не было тебе! - Как вы думаете, для чего я вам прочитала стихотворение? - А для чего нужно изучать русский язык? - У каждого на парте Лесенка Знаний. На каждой степени кружок. Выполняя задания, вы будете оценивать результат своей работы, закрашивая кружок в нужный цвет: синим цветом – очень хорошо, желтым – хорошо, красным – не очень хорошо. - Начинаем урок, нам предстоит выполнить много заданий. Откроем тетради, запишем число, классная работа. | Доброжелательный настрой на урок Слушают учителя. - Для того, чтобы мы хорошо знали и учили русский язык. - Русский язык нужно изучать для того, чтобы правильно писать и говорить. Записывают в тетради число и «Классная работа». | личностные Положительно относятся к учению. |
Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение | 1. Минутка чистописания. - С чего начинается урок русского языка? - А для чего нам нужна минутка чистописания? - Ребята, какое сейчас время года? - Да, это удивительное, волшебное время года. А какая она? На экране появляется: Снежная, холодная, волшебная, вьюжная, морозная, сказочная - К какой части речи относятся названные нами слова? - Что общего в этих именах прилагательных? - Эти сочетания букв мы и будем сегодня писать на минутке чистописания ая, яя - напишите составленную цепочку строчнных букв до конца строки, приписывая каждый раз в первом сочетании букв одну букву а. Показывает на доске: ая яя аая яя ааа яя - Обратите внимание на соединение между буквами. Какое соединение? - Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв. - Закончив работу, оцените себя, закрасив кружочек на первой ступеньке Лесенки Знаний. 2. Словарная работа. - Посмотрите на экран: ВэПкРсУкРуОрМсВиРя - Мысленно уберите заглавные буквы, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. - Экскурсия – словарное слово. - Как вы можете объяснить значение слова? - В каком словаре можно посмотреть, правильно ли мы объяснили значение слова? - Откроем словарь С.И. Ожегова и прочитаем, что означает слово «Экскурсия». - Откройте учебник на стр. 29. Прочитайте слово «экскурсия» про себя. - Запишите в словарь слово «экскурсия», поставьте ударение, подчеркните орфограммы. - Составьте предложение с этим словом. - Оцените свою работу, закрасив кружочек на второй ступеньке. | Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ - С минутки чистописания. - Чтобы уметь красиво писать? - Сейчас зима. - Снежная, холодная, волшебная, вьюжная, морозная, сказочная, … - Это прилагательные. - Окончания -ая, -яя - Верхнее и нижнее соединение. Прописывают сочетания букв до конца строки. Оценивают выполненную работу. - Экскурсия. - Экскурсия – это поездка в музей, в парк, на выставку. - Значение слова можно посмотреть в толковом словаре. Ученик читает: 1. Коллективное посещение чего-либо – музея, достопримечательного места, выставки и т.п. – с научной, образовательной или увеселительной целью. 2. Показ, объяснение и т.п. в процессе такого посещения. Открывают учебник. Записывают, ставят ударение, подчеркивают орфограммы. - В воскресенье мы с мамой ходили на экскурсию в музей. Оценивают работу в карточке, закрашивая кружок нужным карандашом. | предметные метапредметные коммуникативные Строят речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей. личностные Проявляют интерес к русскому языку. |
Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке | Определяется степень освоения ранее изученных способов действия - Ребята, а давайте совершим экскурсию в зимний лес. - Какой он? Какое небо? Какое солнце? - Скажите, слова, какой части речи, помогли представить зимний лес. - Что обозначают имена прилагательные? - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? - С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? - Как изменяются имена прилагательные? - Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного? - Как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных? - Какого рода бывают имена прилагательные? - Как называется изменение по вопросам имен существительных и прилагательных? - Вспомните, склонение прилагательных какого рода вы уже изучили? - А теперь подберите прилагательные к слову экскурсия. В форме какого рода они стоят? Докажите. - Подумайте и определите тему нашего урока. - Проверим по учебнику тему урока, откройте стр. 29 - Какие задачи поставим перед собой? На экране появляется: - Сегодня на уроке мы - Сегодня на уроке мы | В процессе беседы, практических заданий с учителем определяют направление работы на уроке Описывают зимний лес. - Имена прилагательные. - Признак предмета. - Какой? Какая? Какое? Какие? - С именем существительным. - По родам, числам, падежам. - По имени существительному. - По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием. - Мужского, женского, среднего. - Склонением. - Мужского и среднего. - Зимняя, интересная… Это прилагательные женского рода, определяем род по существительному «экскурсия». - Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Открывают учебник на стр.29 Проверяют по учебнику тему урока: «Склонение имен прилагательных женского рода». - со склонением имен прилагательных женского рода в единственном числе. - склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж; узнаем, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах. | предметные Вспоминают способы проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных. Метапредметные регулятивные Формулируют учебную задачу коммуникативные Строят речевые высказывания в соответствии с учебной задачей, ведут диалог с учителем. Личностные Проявляют интерес к русскому языку. |
Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия | Организация работы по изучения нового знания, применения нового способа действия - Просклоняем словосочетание: интересная зимняя экскурсия, применяя алгоритм склонения. Запишем в тетрадь. - Первый И.п. - Экскурсия (какая?) интересная, зимняя. - Какое окончание у прилагательных? Выделите его. - В словарном слове подчеркните буквы и поставьте ударение. - Посмотрим Р.п. Экскурсии какой? Выделите окончание. - Как будет в Д.п.? - Как будет в В.п? - Что дальше. Как будет в Т.п.? - И как будет последний падеж? Какое окончание у прилагательных? Выделите его. - Молодцы! - Сравните окончания имен прилагательных? Что вы заметили? - Какие это окончания? - Какой сделаем вывод? - Сравним наш вывод с таблицей в учебнике на стр.29 - Как же быть в этом случае? Как правильно определить падеж? - Давайте еще раз проговорим вопросы и окончания имен прилагательных при склонении. | Осваивают новые способы действия при изучении нового знания Один ученик у доски склоняет прилагательные, выделяет окончания, остальные в тетради. И.п. (какая?) интересная зимняя экскурсия Р.п. (какой?) интересной зимней экскурсии Д.п. (какой?) интересной зимней экскурсии В.п. (какую?) интересную зимнюю экскурсию Т.п. (какой?) интересной зимней экскурсией П.п. (о какой?) о интересной зимней экскурсии - Мы заметили, что в Р.п. Д.п. Т.п. П.п. одинаковые окончания, и отвечают эти прилагательные в этих падежах на одни и те же вопросы. - -ой, -ей. - Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания (-ой), (-ей) Анализируют содержание таблицы. - По имени существительному. И.п. какая? -ая, - яя Р.п. какой? -ой, -ей Д.п. какой? -ой, -ей В.п. какую? -ую, -юю Т.п. какой? -ой, - ей какою? -ою, -ею П.п. какой? -ой, -ей | | предметные называют падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа. метапредметные Познавательные Анализируют содержание таблицы, делают выводы. Коммуникативные Строят речевые высказывания в соответствии с учебной задачей. Личностные Проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета |
Физкультминутка | - Сейчас мы поиграем. Игра «Определи род прилагательных» - Я вам буду называть словосочетание, содержащее прилагательное. Если прилагательное женского рода – встают девочки, мужского - встают мальчики. Если прилагательное среднего рода, то все садятся. - Родниковая вода - Синий карандаш - Жаркое лето - Пушистый снег - Интересная история - Весеннее солнышко - Широкое поле - Осенняя листва - Разноцветная радуга - Уютный дом - Веселый мяч - Доброе утро - Спелая ягода - Кленовый лист - Чистая вода - Зимнее царство | Учащиеся на слух определяют род имен прилагательных. | |
Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила) | Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи - Итак, мы немного отдохнули и снова приступаем к работе. У вас на партах карточки с названиями падежей, вопросами и окончаниями. - Вы будете работать в паре. Ваша задача: выложить блок-схему из карточек. - Проверяем. Кто выложит блок-схему на доске? - Все справились с заданием? - Оцените свою работу и закрасьте кружочек. - Откройте Рабочую тетрадь страница 17 задание № 38. - Прочитаем задание. - Приступаем к работе. - Прочитайте составленные словосочетания. - Какие окончания вы поставили? Почему? - Мы поднялись на четвертую ступеньку. Оцените свою работу. | Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия нового материала, способа действия На партах карточки: И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. какая? какой? какую? -ая,-яя -ой,ей -ую,-юю Выкладывают из карточек блок-схему на парте. Ученик выкладывает блок-схему на интерактивной доске, остальные сверяют с эталоном. И.п. какая? -ая, -яя Р.п. Д.п. какой? -ой, -ей Т.п. П.п. В.п. какую? -ую, -юю | Оценивают работу в карточке. Читают задание. - Подобрать по смыслу к именам прилагательным существительные женского рода, дописать пропущенные окончания имен прилагательных. Самостоятельно выполняют задание в Рабочей тетради. - Прекрасная картина, интересная работа, дальняя дорога, приветливая улыбка, товарищеская поддержка, пшеничная лепешка, электрическая игрушка, космическая ракета, весенняя песенка. - ая, яя. Прилагательные относятся к существительным женского рода И.п. Оценивают работу в карточке. | предметные Сравнивают падежные окончания имен прилагательных женского рода, склоняют имена прилагательные ж.р. ед.ч. Метапредметные регулятивные Планируют деятельность в парах в соответствии с поставленной задачей. коммуникативные Обсуждают результаты своей деятельности. личностные Проявляют познавательные способности через изучаемый предмет. |
Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму | Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем - А мы продолжим нашу экскурсию по зимнему лесу. Читает текст: Мы остановились у заснеженной реки. Толстой коркой покрылась река. На дне в глубокой тишине спят рыбы. А зубастой щуке не спится. - Запишите предложения по вариантам, определите падеж прилагательного, выделите окончание. На экране: 1 вариант: Мы остановились у заснеженной реки. Толстой коркой покрылась река. 2 вариант: На дне в глубокой тишине спят рыбы. А зубастой щуке не спится. - Как в данном случае определить падеж прилагательного? На доске алгоритм: 1. Определить род, число, падеж сущ. 2. Поставить вопрос к прилагательному. 3. Выделить окончание. - Начнём с проверки 1-го варианта. Сравните выполненное задание в тетради с работой на доске. Все так выполнили? - Проверяем 2-ой вариант. Правильно выполнена работа на доске? Все согласны? - В каких падежах окончание прилагательных одинаковое? - Мы поднялись на пятую ступеньку. Оцените свою работу. | Самостоятельное выполнение практических упражнений по предложенному алгоритму Слушают учителя. Смотрят на доску. - По падежу существительного. Два ученика выполняют задание у доски, остальные самостоятельно в тетради. Проверяют задание. 1 вариант: Мы остановились у заснеженной (р.п.) реки. Толстой (т.п.) коркой покрылась река. 2 вариант: На дне в глубокой (п.п.) тишине спят рыбы. А зубастой (д.п.) щуке не спится. - Р.п., Д.п., Т.п., П.п. Оценивают работу в карточке. | предметные Выделяют и записывают словосочетание (существительное +прилагательное) женского рода, объясняют написание окончаний. метапредметные регулятивные Планируют деятельность в парах в соответствии с поставленной задачей. коммуникативные Обсуждают результаты своей деятельности. познавательные Анализируют, выделяют существенные признаки. личностные Проявляют познавательные способности через изучаемый предмет. |
Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой | Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме - Мы сейчас шли по дороге и наблюдали зимние перемены в лесу. - Перед вами лежат карточки. На карточках записан текст «Зимние перемены в лесу» и задание. - Что нужно сделать, прочитайте задание. - Задание выполним самостоятельно. - Сейчас на доске будут появляться правильные ответы. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Карандашом проверьте выполненное задание. На экране появляются правильные ответы. - Поменяйтесь обратно тетрадями, обратите внимание на свои ошибки. - Мы поднялись на последнюю ступеньку. Оцените свою работу. | Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой На партах карточки: Зимние перемены в лесу. С приходом (долгожданный) зимы в лесу всё изменилось. Заснул в (глубокий) норе барсук. Под (моховой) кочкой уснула до весны гадюка. (Белый) куропатка сменила (летний) (пёстрый) одежду на (зимний). (Белый) шубку надел горностай. - Дописать в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные, поставив их в нужный падеж. Выполняют задание. Меняются тетрадями, проверяют текст, сверяя с эталоном. Оценивают работу в карточке, закрашивая кружок нужным карандашом. | предметные Называют падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа. метапредметные регулятивные Планируют действия в соответствии с учебной задачей коммуникативные Обсуждают результаты своей деятельности. познавательные Анализируют, выделяют существенные признаки, делают выводы. личностные Проявляют интерес к русскому языку. |
Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся - Сегодня мы побывали на экскурсии в зимнем лесу, любовались его красотой. Но у нас прежде всего урок русского языка. - Давайте вспомним, какие задачи мы поставили? - Справились ли мы? - В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? - Назовите эти окончания. | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. Отвечают на вопросы учителя. - Мы узнали, как склоняются имена прилагательные женского рода, научились выделять их падежные окончания. - В Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. –ой, -ей. | предметные Ориентируются в своей системе знаний. метапредметные регулятивные Оценивают собственную деятельность на уроке. личностные Проявляют интерес к предмету. |
Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа - Упр. 59 на с.29, прочитайте задание. - Всем спасибо за урок! | Осмысление домашнего задания Задают уточняющие вопросы. | предметные метапредметные регулятивные принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения личностные |