СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. Тема: Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. УМК "Школа России" 4 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.»

Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.


Перспективная цель: формировать представление об имени прилагательном и его значении.

Актуальная цель: формировать представление о склонении имён прилагательных женского рода единственного числа в процессе смены видов учебной деятельности.


Задачи:

Обучающая - формировать знания об имени прилагательном, как части речи, его связи с именем существительным; представление о склонении имен прилагательных женского рода единственного числа в процессе выполнения учебных упражнений (работы с учебником).

Развивающая – развивать восприятие и словесно-логическое мышление в процессе объяснения учителя и решения проблемной ситуации.

Воспитательная – побуждение познавательного интереса к языку, чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.


Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): обучающиеся будут знать о склонении имен прилагательных женского рода в ед. числе, будут уметь определять падежные окончания имен прилагательных.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: обучающиеся будут использовать речевые средства для решения задач.

Познавательные: обучающиеся будут сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки и делать выводы.

Регулятивные: обучающиеся будут формулировать и сохранять учебную задачу.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): обучающиеся будут проявлять интерес к русскому языку.


Продукт деятельности (если предусмотрен):

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: урок с элементами беседы, ИКТ.

Принципы: психологической комфортности, доступности, целесообразности, научности.

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Литература: Учебник Русский язык. 4 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс 2 часть. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.



Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

    1. Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок


Читает стихотворение.

- На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!


- Как вы думаете, для чего я вам прочитала стихотворение?



- А для чего нужно изучать русский язык?




- У каждого на парте Лесенка Знаний. На каждой степени кружок. Выполняя задания, вы будете оценивать результат своей работы, закрашивая кружок в нужный цвет: синим цветом – очень хорошо, желтым – хорошо, красным – не очень хорошо.


- Начинаем урок, нам предстоит выполнить много заданий. Откроем тетради, запишем число, классная работа.

Доброжелательный настрой на урок


Слушают учителя.









- Для того, чтобы мы хорошо знали и учили русский язык.


- Русский язык нужно изучать для того, чтобы правильно писать и говорить.








Записывают в тетради число и «Классная работа».

личностные


Положительно относятся к учению.

    1. Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

1. Минутка чистописания.


- С чего начинается урок русского языка?

- А для чего нам нужна минутка чистописания?

- Ребята, какое сейчас время года?

- Да, это удивительное, волшебное время года. А какая она?


На экране появляется:

Снежная, холодная, волшебная, вьюжная, морозная, сказочная

- К какой части речи относятся названные нами слова?

- Что общего в этих именах прилагательных?

- Эти сочетания букв мы и будем сегодня писать на минутке чистописания ая, яя

- напишите составленную цепочку строчнных букв до конца строки, приписывая каждый раз в первом сочетании букв одну букву а.

Показывает на доске:

ая яя аая яя ааа яя


- Обратите внимание на соединение между буквами. Какое соединение?


- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв.


- Закончив работу, оцените себя, закрасив кружочек на первой ступеньке Лесенки Знаний.


2. Словарная работа.


- Посмотрите на экран: ВэПкРсУкРуОрМсВиРя


- Мысленно уберите заглавные буквы, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

- Экскурсия – словарное слово.

- Как вы можете объяснить значение слова?


- В каком словаре можно посмотреть, правильно ли мы объяснили значение слова?


- Откроем словарь С.И. Ожегова и прочитаем, что означает слово «Экскурсия».








- Откройте учебник на стр. 29. Прочитайте слово «экскурсия» про себя.


- Запишите в словарь слово «экскурсия», поставьте ударение, подчеркните орфограммы.


- Составьте предложение с этим словом.


- Оцените свою работу, закрасив кружочек на второй ступеньке.

Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ

- С минутки чистописания.

- Чтобы уметь красиво писать?


- Сейчас зима.

- Снежная, холодная, волшебная, вьюжная, морозная,

сказочная, …




- Это прилагательные.


- Окончания -ая, -яя









- Верхнее и нижнее соединение.



Прописывают сочетания букв до конца строки.



Оценивают выполненную работу.














- Экскурсия.

- Экскурсия – это поездка в музей, в парк, на выставку.



- Значение слова можно посмотреть в толковом словаре.

Ученик читает:

1. Коллективное посещение чего-либо – музея, достопримечательного места, выставки и т.п. – с научной, образовательной или увеселительной целью.

2. Показ, объяснение и т.п. в процессе такого посещения.



Открывают учебник.

Записывают, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.



- В воскресенье мы с мамой ходили на экскурсию в музей.


Оценивают работу в карточке,

закрашивая кружок нужным карандашом.

предметные


метапредметные


коммуникативные

Строят речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.


личностные

Проявляют интерес к русскому языку.


    1. Актуализация знаний и целеполагание


Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

Определяется степень освоения ранее изученных способов действия


- Ребята, а давайте совершим экскурсию в зимний лес.

- Какой он? Какое небо? Какое солнце?


- Скажите, слова, какой части речи, помогли представить зимний лес.

- Что обозначают имена прилагательные?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?


- С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного?

- Как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных?


- Какого рода бывают имена прилагательные?

- Как называется изменение по вопросам имен существительных и

прилагательных?

- Вспомните, склонение прилагательных какого рода вы уже изучили?

- А теперь подберите прилагательные к слову экскурсия. В форме какого рода они стоят? Докажите.



- Подумайте и определите тему нашего урока.


- Проверим по учебнику тему урока, откройте стр. 29





- Какие задачи поставим перед собой?


На экране появляется:


познакомимся…

- Сегодня на уроке мы

научимся…

- Сегодня на уроке мы




В процессе беседы, практических заданий с учителем определяют направление работы на уроке



Описывают зимний лес.



- Имена прилагательные.

- Признак предмета.



- Какой? Какая? Какое? Какие?

- С именем существительным.


- По родам, числам, падежам.


- По имени существительному.


- По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием.


- Мужского, женского, среднего.


- Склонением.



- Мужского и среднего.


- Зимняя, интересная…

Это прилагательные женского рода, определяем род по существительному «экскурсия».


- Склонение имен прилагательных

женского рода в единственном числе.


Открывают учебник на стр.29

Проверяют по учебнику тему урока: «Склонение имен прилагательных женского рода».

-



со склонением имен

прилагательных женского рода в единственном числе.


- склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж;

узнаем, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах.

предметные

Вспоминают способы проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных.


Метапредметные


регулятивные

Формулируют учебную задачу


коммуникативные

Строят речевые высказывания в соответствии с учебной задачей, ведут диалог с учителем.


Личностные

Проявляют интерес к русскому языку.

    1. Открытие нового знания


Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

Организация работы по изучения нового знания, применения нового способа действия


- Просклоняем словосочетание: интересная зимняя экскурсия, применяя алгоритм склонения. Запишем в тетрадь.

- Первый И.п.

- Экскурсия (какая?) интересная, зимняя.

- Какое окончание у прилагательных? Выделите его.

- В словарном слове подчеркните буквы и поставьте ударение.

- Посмотрим Р.п. Экскурсии какой? Выделите окончание.

- Как будет в Д.п.?


- Как будет в В.п?


- Что дальше. Как будет в Т.п.?


- И как будет последний падеж? Какое окончание у прилагательных? Выделите его.


- Молодцы!


- Сравните окончания имен прилагательных? Что вы заметили?



- Какие это окончания?


- Какой сделаем вывод?







- Сравним наш вывод с таблицей в учебнике на стр.29











- Как же быть в этом случае? Как правильно определить падеж?


- Давайте еще раз проговорим вопросы и окончания имен прилагательных при склонении.





Осваивают новые способы действия при изучении нового знания


Один ученик у доски склоняет прилагательные, выделяет окончания, остальные в тетради.


И.п. (какая?) интересная зимняя экскурсия




Р.п. (какой?) интересной зимней экскурсии

Д.п. (какой?) интересной зимней экскурсии

В.п. (какую?) интересную зимнюю экскурсию

Т.п. (какой?) интересной зимней экскурсией

П.п. (о какой?) о интересной зимней экскурсии




- Мы заметили, что в Р.п. Д.п. Т.п. П.п. одинаковые окончания, и отвечают эти прилагательные в этих падежах на одни и те же вопросы.

- -ой, -ей.


- Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания (-ой),

(-ей)


Анализируют содержание таблицы.



- По имени существительному.


И.п. какая? -ая, - яя

Р.п. какой? -ой, -ей

Д.п. какой? -ой, -ей

В.п. какую? -ую, -юю

Т.п. какой? -ой, - ей

какою? -ою, -ею

П.п. какой? -ой, -ей


предметные

называют падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа.


метапредметные


Познавательные

Анализируют содержание таблицы, делают выводы.


Коммуникативные

Строят речевые высказывания в соответствии с учебной задачей.


Личностные


Проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета

Физкультминутка

- Сейчас мы поиграем.

Игра «Определи род прилагательных»

- Я вам буду называть словосочетание, содержащее прилагательное.

Если прилагательное женского рода – встают девочки, мужского - встают мальчики.

Если прилагательное среднего рода, то все садятся.


- Родниковая вода

- Синий карандаш

- Жаркое лето

- Пушистый снег

- Интересная история

- Весеннее солнышко

- Широкое поле

- Осенняя листва

- Разноцветная радуга

- Уютный дом

- Веселый мяч

- Доброе утро

- Спелая ягода

- Кленовый лист

- Чистая вода

- Зимнее царство


Учащиеся на слух определяют род имен прилагательных.



    1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)

Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи




- Итак, мы немного отдохнули и снова приступаем к работе. У вас на партах карточки с названиями падежей, вопросами и окончаниями.

- Вы будете работать в паре. Ваша задача: выложить блок-схему из карточек.









- Проверяем. Кто выложит блок-схему на доске?











- Все справились с заданием?


- Оцените свою работу и закрасьте кружочек.



- Откройте Рабочую тетрадь страница 17 задание № 38.

- Прочитаем задание.




















- Приступаем к работе.



- Прочитайте составленные словосочетания.






- Какие окончания вы поставили? Почему?




- Мы поднялись на четвертую ступеньку. Оцените свою работу.


Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия нового материала, способа действия







На партах карточки:

И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

какая? какой? какую?

-ая,-яя -ой,ей -ую,-юю



Выкладывают из карточек блок-схему на парте.


Ученик выкладывает блок-схему на интерактивной доске, остальные сверяют с эталоном.



И.п. какая? -ая, -яя


Р.п.

Д.п. какой? -ой, -ей

Т.п.

П.п.


В.п. какую? -ую, -юю



Оценивают работу в карточке.



Читают задание.


- Подобрать по смыслу к именам прилагательным существительные женского рода, дописать пропущенные окончания имен прилагательных.


Самостоятельно выполняют задание в Рабочей тетради.

- Прекрасная картина, интересная работа, дальняя дорога, приветливая улыбка, товарищеская поддержка, пшеничная лепешка, электрическая игрушка, космическая ракета, весенняя песенка.

- ая, яя. Прилагательные относятся к существительным женского рода И.п.


Оценивают работу в карточке.

предметные

Сравнивают падежные окончания имен прилагательных женского рода, склоняют имена прилагательные ж.р. ед.ч.


Метапредметные


регулятивные

Планируют деятельность в парах в соответствии с поставленной задачей.


коммуникативные

Обсуждают результаты своей деятельности.


личностные

Проявляют познавательные способности через изучаемый предмет.

    1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)


Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму

Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем


- А мы продолжим нашу экскурсию по зимнему лесу.

Читает текст:

Мы остановились у заснеженной реки.

Толстой коркой покрылась река.

На дне в глубокой тишине спят рыбы.

А зубастой щуке не спится.


- Запишите предложения по вариантам, определите падеж прилагательного, выделите окончание.


На экране:

1 вариант:

Мы остановились у заснеженной реки.

Толстой коркой покрылась река.


2 вариант:

На дне в глубокой тишине спят рыбы.

А зубастой щуке не спится.


- Как в данном случае определить падеж прилагательного?


На доске алгоритм:

1. Определить род, число, падеж сущ.

2. Поставить вопрос к прилагательному.

3. Выделить окончание.




- Начнём с проверки 1-го варианта. Сравните выполненное задание в тетради с работой на доске. Все так выполнили?







- Проверяем 2-ой вариант. Правильно выполнена работа на доске? Все согласны?



- В каких падежах окончание прилагательных одинаковое?


- Мы поднялись на пятую ступеньку. Оцените свою работу.

Самостоятельное выполнение практических упражнений по предложенному алгоритму



Слушают учителя.













Смотрят на доску.










- По падежу существительного.






Два ученика выполняют задание у доски, остальные самостоятельно в тетради.



Проверяют задание.

1 вариант:

Мы остановились у заснеженной (р.п.) реки.

Толстой (т.п.) коркой покрылась река.

2 вариант:

На дне в глубокой (п.п.) тишине спят рыбы. А зубастой (д.п.) щуке не спится.


- Р.п., Д.п., Т.п., П.п.



Оценивают работу в карточке.


предметные

Выделяют и записывают словосочетание (существительное +прилагательное) женского рода, объясняют написание окончаний.


метапредметные


регулятивные

Планируют деятельность в парах в соответствии с поставленной задачей.


коммуникативные

Обсуждают результаты своей деятельности.


познавательные

Анализируют, выделяют существенные признаки.


личностные

Проявляют познавательные способности через изучаемый предмет.




    1. Самостоятельная работа и проверка по эталону



Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме



- Мы сейчас шли по дороге и наблюдали зимние перемены в лесу.


- Перед вами лежат карточки. На карточках записан текст «Зимние перемены в лесу» и задание.










- Что нужно сделать, прочитайте задание.






- Задание выполним самостоятельно.


- Сейчас на доске будут появляться правильные ответы.

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Карандашом проверьте выполненное задание.

На экране появляются правильные ответы.


- Поменяйтесь обратно тетрадями, обратите внимание на свои ошибки.


- Мы поднялись на последнюю ступеньку. Оцените свою работу.

Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой







На партах карточки:

Зимние перемены в лесу.

С приходом (долгожданный) зимы в лесу всё изменилось. Заснул в (глубокий) норе барсук. Под (моховой) кочкой уснула до весны гадюка. (Белый) куропатка сменила (летний) (пёстрый) одежду на (зимний). (Белый) шубку надел горностай.


- Дописать в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные, поставив их в нужный падеж.


Выполняют задание.


Меняются тетрадями, проверяют текст, сверяя с эталоном.










Оценивают работу в карточке,

закрашивая кружок нужным карандашом.

предметные

Называют падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа.


метапредметные


регулятивные

Планируют действия в соответствии с учебной задачей


коммуникативные

Обсуждают результаты своей деятельности.


познавательные

Анализируют, выделяют существенные признаки, делают выводы.


личностные

Проявляют интерес к русскому языку.


    1. Рефлексия


Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся


- Сегодня мы побывали на экскурсии в зимнем лесу, любовались его красотой. Но у нас прежде всего урок русского языка.

- Давайте вспомним, какие задачи мы поставили?

- Справились ли мы?



- В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?

- Назовите эти окончания.



Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.


Отвечают на вопросы учителя.





- Мы узнали, как склоняются имена прилагательные женского рода, научились выделять их падежные окончания.


- В Р.п., Д.п., Т.п. и П.п.

–ой, -ей.

предметные

Ориентируются в своей системе знаний.


метапредметные


регулятивные

Оценивают собственную деятельность на уроке.


личностные

Проявляют интерес к предмету.

    1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа

- Упр. 59 на с.29, прочитайте задание.

- Всем спасибо за урок!


Осмысление домашнего задания


Задают уточняющие вопросы.

предметные

метапредметные


регулятивные

принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения


личностные




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!