Тема: «Социальная стратификация». Цели урока: Обучающие: разъяснить учащимся сущность современного понимания социальной стратификации, показать её влияние на поведение, образ жизни; Развивающие: развивать навыки работы с текстом, схемой, формировать умение анализировать представителей различных классов, переносить полученные знания в новую ситуацию; Воспитательные: формировать у учащихся толерантность; Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе. Оборудование: компьютер, мультимедиа, учебник.
План урока: 1. Социальная стратификация и её слагаемые 2. Что такое классы? 3. Что влияет на образ жизни людей? 4. Исторические типы стратификации. I. Повторение пройденного.
II. Изучение новой темы.
СТРАТА – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу. Термин « стратификация» пришел из геологии, где он означает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои также по вертикали. Основанием служит ступенька доходов. Богатые занимают верхнюю ступеньку, зажиточные слои – среднюю, а бедняки – низшую. Рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классом.
Задание 1.
Сущность этих понятий учащиеся могут выяснить при выполнении заданий с использованием учебника. Ребятам предлагается охарактеризовать по вышеуказанным показателям: - банкиров; - врачей; - учителей; - автослесарей. Задание 2.
III. В учебнике показано, что основу стратификации современного общества составляют классы. Учителю следует объяснить понятие классов как больших социальных групп людей, у которых есть или нет средств производства. Они занимают определённое место в системе общественного разделения труда, характеризуются специфическим способом получения дохода, или класса как любой социальной страты в современном обществе, которая отличается доходом, образованием, властью, престижем.
IV. Студентам предлагается прочитать дополнительный текст «Влияние класса на жизнь людей» и ответить на следующие вопросы: · какие факторы классовой принадлежности людей оказывают влияние на их жизнь? · Сопоставьте прочитанное с реальной жизнью, сравните людей, которые вам хорошо знакомы, с позиции подобного влияния.
Беседу по данному вопросу можно закончить анализом фрагмента, включённого в параграф: «За полчаса до начала работы». Студенты должны подумать: · К какому классу можно отнести Барбару и Колин Уильямс? · Как взаимосвязаны их классовое положение и доход? · Поясните взаимосвязь классового положения и образа жизни героев. · Почему отрывок называется «За полчаса до начала работы»?
V. Известно, что историческими типами стратификации являются: рабство, касты, сословия и классы.
Студентов целесообразно разделить на 3 группы, предложив каждой выполнить задание: 1). Указать характерные черты данного типа стратификации 2). Возможны ли перемещения людей из одной группы в другую? 3). Проанализируйте предложенную для группы информацию и поясните:
* для группы 1: каков социальный статус раба в обществе, можно ли считать современное российское общество по типу стратификации рабовладельческим? Почему? Ответ поясните.
* для группы 2: что представляет собой кастовый слой Индии? Какое влияние на образ жизни людей оказывает каста? Почему кастовый слой менее распространён, чем другие типы стратификации?
* для группы 3: в чём проявляется характерная черта сословий? Как это отразилось на образе жизни российского дворянства? В чем выражалось переплетение достигаемого и приписываемого статусов в сословной иерархии России?
После выполнения заданий следует подвести некоторые итоги.
Группа 1. Рабство – исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции и Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США ещё в XIX веке.
РАБСТВО – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Группа 2. Кастовый строй, как и рабство, характеризует закрытое общество и жёсткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространённый. Если через рабство прошли практически все страны, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия – классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.
КАСТОЙ называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
Группа 3.Сословия - форма стратификации, предшествующая классам. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV века, люди разделялись на сословия.
СОСЛОВИЕ – социальная группа, обладающая закреплёнными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом общения. А в феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию – дворянству. В чём конкретно это выражалось?
ТИТУЛЫ – установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосходительство, светлость и т. д.
МУНДИРЫ – официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их.
VI. Закрепление пройденного материала.