СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Социальная стратификация».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин « стратификация» пришел из геологии, где он означает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои также по вертикали. Основанием служит ступенька доходов. Богатые занимают верхнюю ступеньку, зажиточные слои – среднюю, а бедняки – низшую. Рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классом.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Социальная стратификация».»

Тема: «Социальная стратификация». Цели урока: Обучающие: разъяснить учащимся сущность современного понимания социальной стратификации, показать её влияние на поведение, образ жизни; Развивающие: развивать навыки работы с текстом, схемой, формировать умение анализировать представителей различных классов, переносить полученные знания в новую ситуацию; Воспитательные: формировать у учащихся толерантность; Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе. Оборудование: компьютер, мультимедиа, учебник.

План урока: 1.  Социальная стратификация и её слагаемые 2.  Что такое классы? 3.  Что влияет на образ жизни людей? 4.  Исторические типы стратификации. I. Повторение пройденного.

II. Изучение новой темы.

СТРАТА – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу. Термин « стратификация» пришел из геологии, где он означает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои также по вертикали. Основанием служит ступенька доходов. Богатые занимают верхнюю ступеньку, зажиточные слои – среднюю, а бедняки – низшую. Рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классом.

Задание 1.

Сущность этих понятий учащиеся могут выяснить при выполнении заданий с использованием учебника. Ребятам предлагается охарактеризовать по вышеуказанным показателям: - банкиров; - врачей; - учителей; - автослесарей. Задание 2.

III. В учебнике показано, что основу стратификации современного общества составляют классы. Учителю следует объяснить понятие классов как больших социальных групп людей, у которых есть или нет средств производства. Они занимают определённое место в системе общественного разделения труда, характеризуются специфическим способом получения дохода, или класса как любой социальной страты в современном обществе, которая отличается доходом, образованием, властью, престижем.

IV. Студентам предлагается прочитать дополнительный текст «Влияние класса на жизнь людей» и ответить на следующие вопросы: ·  какие факторы классовой принадлежности людей оказывают влияние на их жизнь? ·  Сопоставьте прочитанное с реальной жизнью, сравните людей, которые вам хорошо знакомы, с позиции подобного влияния.

Беседу по данному вопросу можно закончить анализом фрагмента, включённого в параграф: «За полчаса до начала работы». Студенты должны подумать: ·  К какому классу можно отнести Барбару и Колин Уильямс? ·  Как взаимосвязаны их классовое положение и доход? ·  Поясните взаимосвязь классового положения и образа жизни героев. ·  Почему отрывок называется «За полчаса до начала работы»?

V. Известно, что историческими типами стратификации являются: рабство, касты, сословия и классы.

Студентов целесообразно разделить на 3 группы, предложив каждой выполнить задание: 1). Указать характерные черты данного типа стратификации 2). Возможны ли перемещения людей из одной группы в другую? 3). Проанализируйте предложенную для группы информацию и поясните:

* для группы 1: каков социальный статус раба в обществе, можно ли считать современное российское общество по типу стратификации рабовладельческим? Почему? Ответ поясните.

* для группы 2: что представляет собой кастовый слой Индии? Какое влияние на образ жизни людей оказывает каста? Почему кастовый слой менее распространён, чем другие типы стратификации?

* для группы 3: в чём проявляется характерная черта сословий? Как это отразилось на образе жизни российского дворянства? В чем выражалось переплетение достигаемого и приписываемого статусов в сословной иерархии России?

После выполнения заданий следует подвести некоторые итоги.

Группа 1. Рабство – исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции и Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США ещё в XIX веке.

РАБСТВО – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Группа 2Кастовый строй, как и рабство, характеризует закрытое общество и жёсткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространённый. Если через рабство прошли практически все страны, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия – классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

КАСТОЙ называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Группа 3.Сословия - форма стратификации, предшествующая классам. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV века, люди разделялись на сословия.

СОСЛОВИЕ – социальная группа, обладающая закреплёнными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом общения. А в феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию – дворянству. В чём конкретно это выражалось?

ТИТУЛЫ – установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосходительство, светлость и т. д.

МУНДИРЫ – официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их.

VI. Закрепление пройденного материала.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!