СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Средства индивидуальной защиты».

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования и науки         Республики Дагестан

 

МКОУ «Мюрегинская  СОШ»

 

Открытый урок по ОБЖ

в 10 «а» классе  на тему:

«Средства индивидуальной защиты».

  

 

Учитель ОБЖ:   Багомедов М.М.

 

Дата проведения : 19.11.2020г.

 

2020-2021 учебный год.

 

Тема: «Средства индивидуальной защиты».

Цели урока:

  1. обучающая – повторение и систематизация знаний в области защиты человека при ЧС,
  2. практическая – научиться правильно выбирать средство защиты органов дыхания,
  3. воспитательная – формирование осознанного поведения в условиях чрезвычайной ситуации.

Проблемный вопрос: Какое средство защиты органов дыхания наиболее приемлемо для каждого из вас и почему?

Тип урока: повторение и обобщение.

Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного обучения.

Оформление доски: Средства индивидуальной защиты.

Учебные вопросы:

  1. Классификация средств защиты.
  2. СИЗ органов дыхания и устройство противогаза.
  3. Выбор наиболее эффективного средства защиты.

Классификация средств защиты

Зелинский Николай Дмитриевич (1861-1953)

Материальное обеспечение:

  1. Ватно-марлевая повязка.
  2. Противопыльная тканевая маска.
  3. Респиратор Р-2.
  4. Противогаз ГП-5.
  5. Распечатка таблицы по СИЗ (каждому ученику)
  6. Инструкции по использованию СИЗ (1 на парту).

ХОД УРОКА

1. Рассказ о происшествии на Балаковской АЭС.

"День великой радиоактивной паники". Именно так газета "МК в Саратове" характеризует события 5 ноября 2004 года, когда жителей нескольких областей Поволжья охватил "атомный психоз". В преддверии ядерного апокалипсиса жители как минимум 5 российских крупных городов, примыкающих к Волге, в едином порыве спасались от надвигающегося со стороны Балаково радиоактивного облака. Никто не знал, каковы его размеры и природа. Никто не знал точно, откуда и почему оно возникло и что же произошло на Балаковской АЭС с 3-го на 4-е ноября. Но, как говорится, незнание ситуации не спасает от возможных последствий. И потому наш народ, как мог, начал спасаться. Тем временем газета "Россiя", рассказывая об атомной истерии в Саратовской и смежных областях, публикует высказывание руководителя отдела Российского научного центра "Курчатовский институт" Александра Борового, проработавшего уже 18 лет в Чернобыле. Профессор-физик полагает, что человеческая природа выработала собственную защиту от недостатка информации, когда любой слух способен обрасти такими несусветными подробностями, которые даже и не снились профессионалам. Гораздо важнее научить население грамотно действовать при любой нештатной ситуации. Тем более что в России, по данным МЧС, функционирует более 1,5 тысячи радиационно опасных объектов. И поэтому, чтобы научиться грамотно действовать при любой ЧС мирного времени, связанной с выбросом радиации, отравляющих веществ или бактериальных средств, или в условиях применения оружия массового поражения, мы начнем изучение темы «СИЗ», тему и учебные вопросы запишите в тетрадь.

2. Классификация средств защиты.

Существует классификация средств защиты, она представлена на доске (запись схемы в тетрадь). Классификация неполная, дополнять пропущенные элементы вы будете по ходу изучения каждой разновидности средств защиты. Сегодня мы подробно рассмотрим средства защиты органов дыхания.

Какие СИЗ ОД вы знаете? (ватно-марлевая повязка, противопыльная тканевая маска, респираторы, противогазы) На уроке вам представлены образцы наиболее распространенных СИЗ ОД (показываю СИЗ ОД - запись примеров в схему).

Органов дыхания ВМП ПТМ Респиратор (Р-2) Противогаз (ГП-5)

А какое СИЗ ОД является наиболее сложным устройством и почему? (противогаз – п.ч. наибольшее количество составных частей и более сложный принцип фильтрации воздуха)

Как называется такой принцип фильтрации воздуха? (адсорбция – способность твердого или жидкого вещества поглощать на своей поверхности газообразные или растворенные вещества с помощью вещества – активированный уголь).

Когда и почему появились первые противогазы? (в первую мировую войну в качестве защиты от отравляющих веществ).

Зелинский Николай Дмитриевич (1861-1953), выдающийся химик, академик, Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Государственной премии во время первой мировой войны предложил активный уголь для защиты от отравляющих веществ, один из создателей первого противогаза.

И следующий учебный вопрос, который мы должны рассмотреть, это устройство противогаза.

3. Устройство противогаза.

Показываю и называю составные части противогаза, учащиеся делают запись в тетрадь: (Устройство противогаза: 1. Полевая сумка, 2. Шлем-маска с впускным и выпускным клапаном и стеклами, 3. Фильтрующая коробка), потом учащиеся самостоятельно разбирают устройство противогаза (работа в парах с противогазом), опрашиваю нескольких учащихся (показать и назвать составные части). Существует две разновидности противогазов – это фильтрующие и изолирующие противогазы (учащиеся записывают в тетрадь). Изолирующие противогазы ИП-4М, ИП-4МК в отличие от фильтрующих полностью изолируют органы дыхания от окружающей среды. Дыхание в противогазах совершается за счет запаса кислорода, находящегося в самом противогазе. Изолирующими противогазами пользуются тогда, когда невозможно применить фильтрующие противогазы, в частности, при недостатке кислорода в окружающей среде, при очень высоких концентрациях ОВ, СДЯВ и других вредных веществ, при работе под водой. А почему существует столько видов средств защиты органов дыхания? (основной критерий – эффективность защиты). Для определения самого лучшего средства защиты органов дыхания мы заполним таблицу.

4 Выбор средства защиты. У каждого ученика на парте – незаполненная таблица.

Таблица «Средства защиты органов дыхания» (образец заполнения)

 

Что защищают

От чего защищают

Время действия

Способ изготовления

 

Глаза

Кожу

Органы дыхания

Отравляющие вещества

Радиоактивная пыль

Биологически вредные вещества

 

 

ВМП

-

-

+

-

+

-/+

1 час

Бытовой

ПТМ

+

+

+

-

+

-/+

 

Промышлен.

Р-2

-

-

+

-

+

-/+

 

Промышлен.

ГП-5

+

+

+

+

+

-/+

 

Промышлен.

Задание: прочитайте инструкции по использованию СЗ ОД (см. Приложение №1) и заполните показатели таблицы (образец заполнения разбираем на примере ВМП), и запишите в тетрадь вывод.

Вывод: самым эффективным средством защиты органов дыхания является противогаз, так как он защищает и глаза, и кожу лица, и органы дыхания от воздействия и радиоактивной пыли, и отравляющих, и биологически вредных веществ, а продолжительность его работы превышает другие средства в несколько раз. А теперь ответьте на вопрос: Какое средство защиты органов дыхания наиболее приемлемо для каждого из вас и почему? (ВМП, потому что в случае ЧС при отсутствии противогаза её можно за короткое время изготовить самостоятельно и она будет являться минимальной защитой для органов дыхания).

5. Ситуационные задачи.

Для закрепление изученного материала разберем следующие ситуационные задачи:

Задача №1. В дошкольном детском учреждении зарегистрирована эпидемия гриппа, введен карантин. Какое средство индивидуальной защиты органов дыхания нужно использовать, объясните свой выбор? (ВМП)

Задача №2. Рабочий при ликвидации последствий аварии, связанной с разливом аммиака в подвальном помещении фабрики, может воспользоваться следующими противогазами: фильтрующим противогазом ГП-5 или изолирующим ИП-4М. Какой противогаз наиболее эффективен при длительной работе в зоне заражения? (ИП)

Задача №3. В результате террористического акта в городе N произошло распространение биологически вредных веществ. Какое СЗ ОД можно было бы изготовить и использовать как наиболее эффективное? (ВМП)

Задача №4. В результате короткого замыкания в электрощитовой в здании школы началось задымление. Какое средство защиты органов дыхания необходимо выдать учащимся каждого класса? (никакое, нужно произвести экстренную эвакуацию)

6. Домашнее задание: учебник А.Смирнова «ОБЖ. 10 класс» стр.47 (2.5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СИЗ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

1. Ватно-марлевая повязка (ВМП). Защищает основную часть лица от подбородка до глаз, изготавливается из ваты и марли. Она надежно защищает органы дыхания человека от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей, бактериальных средств, что предупредит инфекционные заболевания. Следует помнить, что от отравляющих веществ ВМП не защищает. Ватно-марлевая повязка может защищать от хлора, для этого она пропитывается 2% раствором питьевой соды, а пропитанная 5% раствором лимонной или уксусной кислоты защищает от аммиака. Она одноразового употребления (время применения – до 1 часа), после применения ее сжигают. Обычно ватно-марлевую повязку используют вместе с очками.

2. Противопыльная тканевая маска (ПТМ). Когда нет ни противогаза, ни респиратора, то есть средств защиты, изготовленных промышленностью, можно воспользоваться простейшими — ватно-марлевой повязкой и противопыльной тканевой маской (ПТМ). Они надежно защищают органы дыхания человека (а ПТМ кожу лица и глаза) от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей, бактериальных средств, что предупредит инфекционные заболевания. Следует помнить, что от отравляющих веществ и сильнодействующих отравляющих веществ они не защищают. Она одноразового употребления (время применения – до 1 часа), после применения ее сжигают.

3. Противопылевой респиратор (Р – 2). Этот респиратор обеспечивает защиту органов дыхания от силикатной металлургической, горнорудной, угольной, радиоактивной и другой пыли, от некоторых бактериальных средств, не защищает от отравляющих веществ. Представляет собой фильтрующую полумаску, наружный фильтр которой изготовлен из полиуретанового поропласта внутренняя его часть — из полиэтиленовой пленки. Два клапана вдоха крепятся к полиэтиленовой пленке. Клапан выдоха размещен в передней части полумаски и защищен экраном. При вдохе воздух проходит через всю наружную поверхность респиратора – фильтр, очищается от пыли и через клапаны вдоха попадает в органы дыхания. При выдохе воздух выходит наружу через клапан выдоха. Время действия респиратора – до 2 часов.

4. Противогаз ГП-5 Для защиты населения наибольшее распространение получили фильтрующие противогазы ГП-5 (ГП-5М) и ГП-7 (ГП-7В). Гражданский противогаз ГП-5 предназначен для защиты человека от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и бактериальных средств. Принцип защитного действия основан на предварительной очистке (фильтрации) вдыхаемого воздуха от вредных примесей. Время защитного действия противогаза ГП – 5 - до 6 часов.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Средства индивидуальной защиты».»

Министерство образования и науки Республики Дагестан


МКОУ «Мюрегинская СОШ»


Открытый урок по ОБЖ

в 10 «а» классе на тему:

«Средства индивидуальной защиты».


Учитель ОБЖ: Багомедов М.М.


Дата проведения : 19.11.2020г.


2020-2021 учебный год.



Тема: «Средства индивидуальной защиты».

Цели урока:

  1. обучающая – повторение и систематизация знаний в области защиты человека при ЧС,

  2. практическая – научиться правильно выбирать средство защиты органов дыхания,

  3. воспитательная – формирование осознанного поведения в условиях чрезвычайной ситуации.

Проблемный вопрос: Какое средство защиты органов дыхания наиболее приемлемо для каждого из вас и почему?

Тип урока: повторение и обобщение.

Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного обучения.

Оформление доски: Средства индивидуальной защиты.

Учебные вопросы:

  1. Классификация средств защиты.

  2. СИЗ органов дыхания и устройство противогаза.

  3. Выбор наиболее эффективного средства защиты.

Классификация средств защиты


Зелинский Николай Дмитриевич (1861-1953)

Материальное обеспечение:

  1. Ватно-марлевая повязка.

  2. Противопыльная тканевая маска.

  3. Респиратор Р-2.

  4. Противогаз ГП-5.

  5. Распечатка таблицы по СИЗ (каждому ученику)

  6. Инструкции по использованию СИЗ (1 на парту).

ХОД УРОКА

1. Рассказ о происшествии на Балаковской АЭС.

"День великой радиоактивной паники". Именно так газета "МК в Саратове" характеризует события 5 ноября 2004 года, когда жителей нескольких областей Поволжья охватил "атомный психоз". В преддверии ядерного апокалипсиса жители как минимум 5 российских крупных городов, примыкающих к Волге, в едином порыве спасались от надвигающегося со стороны Балаково радиоактивного облака. Никто не знал, каковы его размеры и природа. Никто не знал точно, откуда и почему оно возникло и что же произошло на Балаковской АЭС с 3-го на 4-е ноября. Но, как говорится, незнание ситуации не спасает от возможных последствий. И потому наш народ, как мог, начал спасаться.
Тем временем газета "Россiя", рассказывая об атомной истерии в Саратовской и смежных областях, публикует высказывание руководителя отдела Российского научного центра "Курчатовский институт" Александра Борового, проработавшего уже 18 лет в Чернобыле. Профессор-физик полагает, что человеческая природа выработала собственную защиту от недостатка информации, когда любой слух способен обрасти такими несусветными подробностями, которые даже и не снились профессионалам. Гораздо важнее научить население грамотно действовать при любой нештатной ситуации. Тем более что в России, по данным МЧС, функционирует более 1,5 тысячи радиационно опасных объектов.
И поэтому, чтобы научиться грамотно действовать при любой ЧС мирного времени, связанной с выбросом радиации, отравляющих веществ или бактериальных средств, или в условиях применения оружия массового поражения, мы начнем изучение темы «СИЗ», тему и учебные вопросы запишите в тетрадь.

2. Классификация средств защиты.

Существует классификация средств защиты, она представлена на доске (запись схемы в тетрадь).
Классификация неполная, дополнять пропущенные элементы вы будете по ходу изучения каждой разновидности средств защиты.
Сегодня мы подробно рассмотрим средства защиты органов дыхания.

Какие СИЗ ОД вы знаете? (ватно-марлевая повязка, противопыльная тканевая маска, респираторы, противогазы)
На уроке вам представлены образцы наиболее распространенных СИЗ ОД (показываю СИЗ ОД - запись примеров в схему).

Органов дыхания
ВМП
ПТМ
Респиратор (Р-2)
Противогаз (ГП-5)

А какое СИЗ ОД является наиболее сложным устройством и почему?
(противогаз – п.ч. наибольшее количество составных частей и более сложный принцип фильтрации воздуха)

Как называется такой принцип фильтрации воздуха? (адсорбция – способность твердого или жидкого вещества поглощать на своей поверхности газообразные или растворенные вещества с помощью вещества – активированный уголь).

Когда и почему появились первые противогазы? (в первую мировую войну в качестве защиты от отравляющих веществ).

Зелинский Николай Дмитриевич (1861-1953), выдающийся химик, академик, Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Государственной премии во время первой мировой войны предложил активный уголь для защиты от отравляющих веществ, один из создателей первого противогаза.

И следующий учебный вопрос, который мы должны рассмотреть, это устройство противогаза.

3. Устройство противогаза.

Показываю и называю составные части противогаза, учащиеся делают запись в тетрадь: (Устройство противогаза: 1. Полевая сумка, 2. Шлем-маска с впускным и выпускным клапаном и стеклами, 3. Фильтрующая коробка), потом учащиеся самостоятельно разбирают устройство противогаза (работа в парах с противогазом), опрашиваю нескольких учащихся (показать и назвать составные части).
Существует две разновидности противогазов – это фильтрующие и изолирующие противогазы (учащиеся записывают в тетрадь).
Изолирующие противогазы ИП-4М, ИП-4МК в отличие от фильтрующих полностью изолируют органы дыхания от окружающей среды. Дыхание в противогазах совершается за счет запаса кислорода, находящегося в самом противогазе. Изолирующими противогазами пользуются тогда, когда невозможно применить фильтрующие противогазы, в частности, при недостатке кислорода в окружающей среде, при очень высоких концентрациях ОВ, СДЯВ и других вредных веществ, при работе под водой.

А почему существует столько видов средств защиты органов дыхания? (основной критерий – эффективность защиты).
Для определения самого лучшего средства защиты органов дыхания мы заполним таблицу.

4 Выбор средства защиты. У каждого ученика на парте – незаполненная таблица.

Таблица «Средства защиты органов дыхания» (образец заполнения)

 

Что защищают

От чего защищают

Время действия

Способ изготовления

 

Глаза

Кожу

Органы дыхания

Отравляющие вещества

Радиоактивная пыль

Биологически вредные вещества

 

 

ВМП

-

-

+

-

+

-/+

1 час

Бытовой

ПТМ

+

+

+

-

+

-/+

 

Промышлен.

Р-2

-

-

+

-

+

-/+

 

Промышлен.

ГП-5

+

+

+

+

+

-/+

 

Промышлен.

Задание: прочитайте инструкции по использованию СЗ ОД (см. Приложение №1) и заполните показатели таблицы (образец заполнения разбираем на примере ВМП), и запишите в тетрадь вывод.

Вывод: самым эффективным средством защиты органов дыхания является противогаз, так как он защищает и глаза, и кожу лица, и органы дыхания от воздействия и радиоактивной пыли, и отравляющих, и биологически вредных веществ, а продолжительность его работы превышает другие средства в несколько раз.
А теперь ответьте на вопрос: Какое средство защиты органов дыхания наиболее приемлемо для каждого из вас и почему? (ВМП, потому что в случае ЧС при отсутствии противогаза её можно за короткое время изготовить самостоятельно и она будет являться минимальной защитой для органов дыхания).

5. Ситуационные задачи.

Для закрепление изученного материала разберем следующие ситуационные задачи:

Задача №1.
В дошкольном детском учреждении зарегистрирована эпидемия гриппа, введен карантин. Какое средство индивидуальной защиты органов дыхания нужно использовать, объясните свой выбор? (ВМП)

Задача №2.
Рабочий при ликвидации последствий аварии, связанной с разливом аммиака в подвальном помещении фабрики, может воспользоваться следующими противогазами: фильтрующим противогазом ГП-5 или изолирующим ИП-4М. Какой противогаз наиболее эффективен при длительной работе в зоне заражения? (ИП)

Задача №3.
В результате террористического акта в городе N произошло распространение биологически вредных веществ. Какое СЗ ОД можно было бы изготовить и использовать как наиболее эффективное? (ВМП)

Задача №4.
В результате короткого замыкания в электрощитовой в здании школы началось задымление. Какое средство защиты органов дыхания необходимо выдать учащимся каждого класса? (никакое, нужно произвести экстренную эвакуацию)

6. Домашнее задание: учебник А.Смирнова «ОБЖ. 10 класс» стр.47 (2.5)

 





















Приложение № 1

ИНСТРУКЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СИЗ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

1. Ватно-марлевая повязка (ВМП).
Защищает основную часть лица от подбородка до глаз, изготавливается из ваты и марли. Она надежно защищает органы дыхания человека от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей, бактериальных средств, что предупредит инфекционные заболевания. Следует помнить, что от отравляющих веществ ВМП не защищает. Ватно-марлевая повязка может защищать от хлора, для этого она пропитывается 2% раствором питьевой соды, а пропитанная 5% раствором лимонной или уксусной кислоты защищает от аммиака. Она одноразового употребления (время применения – до 1 часа), после применения ее сжигают. Обычно ватно-марлевую повязку используют вместе с очками.

2. Противопыльная тканевая маска (ПТМ).
Когда нет ни противогаза, ни респиратора, то есть средств защиты, изготовленных промышленностью, можно воспользоваться простейшими — ватно-марлевой повязкой и противопыльной тканевой маской (ПТМ). Они надежно защищают органы дыхания человека (а ПТМ кожу лица и глаза) от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей, бактериальных средств, что предупредит инфекционные заболевания. Следует помнить, что от отравляющих веществ и сильнодействующих отравляющих веществ они не защищают. Она одноразового употребления (время применения – до 1 часа), после применения ее сжигают.

3. Противопылевой респиратор (Р – 2).
Этот респиратор обеспечивает защиту органов дыхания от силикатной металлургической, горнорудной, угольной, радиоактивной и другой пыли, от некоторых бактериальных средств, не защищает от отравляющих веществ. Представляет собой фильтрующую полумаску, наружный фильтр которой изготовлен из полиуретанового поропласта внутренняя его часть — из полиэтиленовой пленки.
Два клапана вдоха крепятся к полиэтиленовой пленке. Клапан выдоха размещен в передней части полумаски и защищен экраном. При вдохе воздух проходит через всю наружную поверхность респиратора – фильтр, очищается от пыли и через клапаны вдоха попадает в органы дыхания. При выдохе воздух выходит наружу через клапан выдоха.
Время действия респиратора – до 2 часов.

4. Противогаз ГП-5
Для защиты населения наибольшее распространение получили фильтрующие противогазы ГП-5 (ГП-5М) и ГП-7 (ГП-7В). Гражданский противогаз ГП-5 предназначен для защиты человека от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и бактериальных средств. Принцип защитного действия основан на предварительной очистке (фильтрации) вдыхаемого воздуха от вредных примесей. Время защитного действия противогаза ГП – 5 - до 6 часов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!