СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Технологический процесс сборки деталей

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Тема: Технологический процесс сборки деталей»

План 47 урока (28.02.2023г)

Тема: Устройство сверлильного станка. Правила и приемы работы на сверлильном станке.

Класс 5

Тип урока: изучения нового материала

Цели:

Образовательные: формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности.

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.

Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Предметные: изучить виды инструментов для разметки, а также способы разметки.

Регулятивные: планирование собственной деятельности.

Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные: Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

Личностные: умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

формирование умения извлекать информацию из схем, чертежей, иллюстраций;

развитие аналитических способностей, формирование умения анализировать, формулировать выводы.

Коммуникативные УУД

формирование коммуникативных умений: слушать и слышать других;

формирование умения формулировать мысль, строить аргументированные высказывания;

формирование умения парной и групповой работы.

Регулятивные УУД

формирование умения высказывать предположения на основе работы с материалом учебника и жизненного опыта;

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока:

I. Организационный момент

1.1. Проверить явку учащихся на занятие;

1.2. Назначить дежурного;

1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.4. Объявить тему и основные задачи урока.

II. Повторение пройденного материала. 

Дети давайте вспомним что мы проходили на прошлом уроке. Учитель задает вопросы.

  1. Какие инструменты и приспособления используются для гибки тонколистового металла?

  2. Как выполняют гибку тонколистового металла?

  3. Какие изделия можно выполнить из тонколистового металла?

III. Изучение нового материала

Сверлильный станок (рис. 84 в учебнике) — это технологическая машина, предназначенная для быстрого и качественного получения отверстий. Он состоит из следующих основных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа и органа управления.

Все части станка смонтированы на прочной станине. Её верхняя часть называется рабочим столом. К станине неподвижно на болтах прикреплена колонка. Поворотом рукоятки осуществляют подъём и опускание корпуса шпиндельного узла. Это позволяет устанавливать шпиндель на нужную высоту с учётом положения детали на рабочем столе. Винт фиксирует корпус в нужном положении.

Вращение от электродвигателя к шпинделю станка передаётся с помощью ременной передачи, закрытой защитным кожухом. Шпиндель вместе со сверлильным патроном и закреплённым в нём сверлом может опускаться и подниматься посредством рукоятки подачи. Контроль глубины сверления производят по шкале. Станок управляется пусковыми кнопками. При нажатии одной кнопки сверло будет вращаться по часовой стрелке, при нажатии другой — против часовой стрелки. Красная кнопка выключает станок. У станков более простых конструкций шпиндель вращается в одну сторону.

Правила и приёмы работы на сверлильном станке

Выполнение отверстий в тонколистовом металле обычно производят на сверлильных станках. Сверление выполняют с помощью специального инструмента сверла (рис. 85 в учебнике). Просверлить отверстие – значит удалить из заготовки часть материала, получая при этом углубление круглой (цилиндрической) формы.



Правила техники безопасности при сверлении.

1. Работать на станке только с разрешения учителя.

2. Одежду застегнуть на все пуговицы, надеть защитные очки.

3. Проверить надежность крепления патрона на шпинделе, сверла — в патроне, заготовки — в тисках.

4. Не отходить от станка, не выключив его.

5. После окончания сверления не останавливать патрон рукой, не убирать заготовку до полной остановки сверла.

6. В случае отключения электрического тока немедленно нажать кнопку «Стоп».

7. Очищать станок только после его выключения, пользуясь щеткой-сметкой.


Инструкция по ПТБ при работе на сверлильном станке.

До начала работы

1.Правильно наденьте спецодежду.

2.Проверьте надёжность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Надежно закрепите сверло в патроне.

4.Проверьте работу станка на холостом ходу (устранить биение)

5. Прочно закрепите деталь на столе станка в тисках.

6. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Во время работы:

1. Использовать только исправные сверла

2. Сверло к детали подавайте плавно без сильного нажима и рывков

3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий.

4. Особое внимание и осторожность проявляйте в конце сверления.

5. При сверлении металлических и деревянных заготовок на стол под деталь кладите брусок.

6. Во - избежание травм:

а) не наклоняйте голову близко к сверлу.

б) не производите работу в рукавицах.

в) не кладите посторонние предметы на станок.

г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок.

д) не тормозите руками патрон или сверло.

е) не отходите от станка, не выключив его.

7. Перед остановкой станка отведите сверло от детали.

После окончания работы:

1.После остановки вращения сверла удалите стружку со станка с помощью щётки. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.

2. Отделите сверло от патрона и сдайте станок учителю.

3. Приведите себя в порядок.


IV. Практическая работа

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Устройство сверлильного станка

Цель: ознакомление со сверлильным станком.

Оборудование: сверлильный станок, свёрла.

Задание

  1. Изучите конструкцию сверлильного станка (см. рис. 84).

  2. Осмотрите станок и назовите его основные части.

  3. Получите рисунок сверлильного станка у учителя, вклеить в тетрадь и подписать части станка.

  4. С помощью учителя:

  • Произведите поднимание и опускание шпиндельного узла;

  • Вставьте сверло в сверлильный патрон;

  • С помощью рукоятки подачи произведите опускание и поднятие рабочего органа станка со сверлом;

  • Произведите пробное включение и выключение электродвигателя.


Физкультминутка (5 минут)

- Показывает физические упражнения,

- создает условия для снятия переутомления у учащихся.

Гимнастика для глаз.

1. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8 – 12 раз.

2. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 – 10 раз.

3. Исходное положение - сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4 - 6 раз.

4. Исходное положение - сидя на стуле. Выполнить четыре моргания в течение 15 – 30 секунд.

Подтягивание.

1. Исходное положение - стоя, руки опущены. На раз - руки поднять вверх, потянуться; на два – вернуться в исходное положение. Повторить 4- 6 раз.

Полуприседания.

2. Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз - присесть на носках или всей стопе, на два –



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Получение отверстия в заготовке с помощью сверлильного станка

Цель: освоение приёмов сверления на станке.

Оборудование: сверлильный станок, свёрла, заготовка из тонколистового металла, подкладная доска, струбцина.

Задание

  1. Центр отверстия помечают кернером для того чтобы сверло не скользило по заготовке.

  2. Сверло с коническим хвостовиком в некоторых станках устанавливают непосредственно в углублении шпинделя станка (рис. 86 в учебнике). Сверло с цилиндрическим хвостовиком закрепляют в шпинделе станка с помощью сверлильного патрона, используя ключ (см. рис. 86 в учебнике).

  3. Заготовку прочно и надежно закрепляют в ручных тисках или с помощью струбцины. Под заготовку помещают подкладную доску (рис. 87 в учебнике). Всё это располагают на рабочем столе станка.

  4. Перед сверлением следует добиться совмещения вершины сверла с керном в заготовке (см. рис. 87 в учебнике).

  5. Станок включают кнопкой «Пуск». Остановка производят кнопкой «Стоп».

  6. Перед включением станка надо покачать сверло и убедиться, что сверло закреплено прочно и отсутствует «биение». «Биение» сверла — это несовпадение осей вращения режущего конца сверла и шпинделя станка. При наличии «биения» перезакрепите сверло или замените инструмент. Во время работы станка сверло вращается вокруг оси — это движение резания (V на рис. 88). В то же время оно совершает поступательное движение вдоль оси — это движение подачи (S на рис. 88). Совокупность этих движений приводит к срезанию слоя материала в виде стружки и образованию отверстия (см. рис. 88)

  1. Чем больше диаметр сверла и твёрже обрабатываемый материал, тем меньше должна быть скорость его вращения. Она регулируется перестановкой приводного ремня станка.

  2. Во время сверления равномерно нажимайте на рукоятку подачи. В конце сверления уменьшите нажим на неё.

Часто после сверления производят обработку краёв отверстия в виде конусного углубления. Это делают для того, чтобы «спрятать» головку винта или шурупа. Так же поступают, когда необходимо удалить заусенцы (острые края) на отверстии после сверления. Эту операцию обычно выполняют сверлом большего диаметра.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Сверление заготовок

Цель: освоение приёмов сверления.

Оборудование: сверлильный станок, заготовка, струбцина, "подкладная доска, разметочный инструмент.

Задание

    1. Подготовьте заготовку к сверлению.

    2. Установите сверло в патрон сверлильного станка.

    3. Под наблюдением учителя произведите пробное сверление.

    4. Запишите в тетрадь новые для себя технические термины. Запомните их.

    5. По приведённому в учебнике чертежу (см. рис. 53, с. 75) выполните необходимую разметку и сверление заготовки.


V. Подведение итогов занятия

1. Контроль выполненной работы.

2. Разбор допущенных учащимися ошибок.

3. Оценка выполненной работы.

4. Сдача дежурным разметочного инструмента.


VI. Pефлексия:

Чему я научился на сегодняшнем уроке?

Что мне лучше всего удалось?

С чем я не смог справиться?

Что больше всего запомнилось мне?


VII. Уборка рабочих мест

Осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!