Рабочий лист 2
Русский язык 10 класс 09.04.2020
Тема: «Учимся писать комментарий».
1.ПОВТОРЕНИЕ:
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Время!
Хоть (1) ты (2) хромой богомаз (3)
лик намалюй (4) мой (5)
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Останься (1) боль (2) в иголке!
Останься (3) ветер (4) в челке
пугливого коня!
Останься (5) мир (6) снаружи,
стань лучше или хуже,
но не входи в меня!
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ах, война (1) что ж (2) ты (3) сделала (4) подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...
До свидания (5) мальчики! Мальчики (6)
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь (7) вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите... И (8) всё-таки (9)
постарайтесь вернуться назад.
(Б. Окуджава)
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пусть (1) она услышит, пусть (2) она поплачет.
Ей (3) чужая юность (4) ничего не значит.
Ну а если (5) значит – проживёт не мучась.
Где ты (6) моя (7)радость? Где ты (8) моя (9) участь?
(С.А. Есенин)
Посмотрите материал из предыдущего рабочего листа?
Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.
Логика комментирования
Ссылка на номера предложений
Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отншение к природе.
Прямое цитирование
«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.
Косвенное цитирование
Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.
Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте
Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.
Примеры-иллюстрации (ВЫУЧИТЬ СЛОВА КЛИШЕ)
Публицистический текст | Художественный текст |
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… | В центре внимания автора случай…. |
Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата». | Писатель изображает (кого, что)… |
Автор разделяет мнение (кого)… | Герой говорит: «Цитата». |
Публицист спорит (с кем)… | Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… |
Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… | Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… |
Особого внимания заслуживает мнение автора о… | Симпатии автора на стороне героя, который… |
Пояснение к примерам
Публицистический текст | Художественный текст |
Писатель хочет сказать, что… | Автор не случайно обращает наше внимание на… |
Этот пример показывает, что… | Поступок героя показывает, что... |
Смысл этого высказывания в том, что… | Слова (мысли) героя позволяют понять…. |
Эти слова убедительно доказывают, что… | Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… |
Я думаю, этим примером автор хотел показать… | Эти события автор описывает, чтобы… |
Приведённые слова содержат глубокий смысл… | |
Пример + пояснение
«Цитата», - пишет автор, чтобы…
«Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть», - пишет А.П. Чехов, чтобы показать разрушительное влияние нравственной глухоты на внутренний мир человека.
Смысловая связь между примерами
Смысловые отношения | Типовые констукции |
Противопоставление | Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… |
Сравнение, сопоставление | Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… |
Причины | Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. |
Следствие, вывод | Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… |
Уступка | Несмотря на то что все убеждены в правильности…,герой (автор) думает иначе. |
ОБРАЗЕЦ
Первый пример с пояснением
Писатель изображает художника Берга - человека, равнодушного к родине и красоте её природы. Конечно же, не случайно упоминание о том, что Бергу «не удавались пейзажи». Так автор показывает значимость чувства родины для творческой работы художника: невозможно создать произведение искусства, оставаясь равнодушным к тому, что ты изображаешь.
Второй пример с пояснением
Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил её красоту, начал напряжённо работать, чтобы передать в рисунках «всё то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто». Мы видим, как красота природы пробудила в художнике чувство родины и вдохновила на творчество.
Смысловая связь между примерами
Приведённые примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать процесс становления его личности, изменение отношения к миру и творчеству.
ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ
(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (З)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить...
(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.
(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.
(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.
(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты...
(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад...
(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.
(По С. Мизерову*)
* Сергей Викторович Мизеров (род. в 1958 г.) — российский писатель, публицист.
Прочитайте текст.
Определите проблему, запишите её.
Пользуясь выданным клише, подчеркивая слова маркеры, напишите комментарий.
Можно в печатном виде.
На работу у Вас 2 часа.
Ответы в цифровом виде.
Комментарий с выделенными словами
К 13.00 работы присылаем на почту, лучше в ВК
Удачи!