СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс 6 класс   Предмет: литература  

Учитель: Верещагина З.А.

Тема урока: «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».

Цель урока: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного, формирование навыков анализа поэтического текста.

Планируемые результаты: предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

метапредметные:

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Тип урока. урок - практикум

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты стихотворений, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Актуализация знаний:

Доброе утро всем: вам, ребята, вам, уважаемые гости, вам Алексей Константинович!

Я не оговорилась, сегодня мы встречаемся еще с одним из представителей пейзажной лирики – А.К.Толстым.  Послушайте, как звучат строки его стихотворений (аудиозапись)

Вам понравились эти строчки? А кто-нибудь из вас услышал знакомые среди них? (ответы учеников) Молодцы.

Ребята, чтобы встретится достойно с поэтом, мы должны вспомнить о тех инструментах, которые необходимы нам для этой встречи, дома вам было дано задание, повторить все термины, которыми мы пользуемся на уроках.

  1. Терминологический диктант: на столах у вас лежат кроссворды, заполните их, (вопросы видите на экране) пожалуйста, за то время, что играет музыка,. Если вы верно выполните задание, то по вертикали появится слово, которое и определит тему нашего урока.

1

а

м

ф

и

б

р

а

х

и

й

 

2

а

н

а

п

е

с

т

 

3

 

м

е

т

а

ф

о

р

а

 

4

о

л

и

ц

е

т

в

о

р

е

н

и

е

5

д

а

к

т

и

л

ь

 

6

п

е

й

з

а

ж

                                 

 

  1. Вопросы: 1. Трехсложный размер стиха с ударением на 2 слог (Амфибрахий)
    1. Трехсложный размер стиха с ударением на 3 слог  (Анапест)
    2. слово или выражение, употреблённое в переносном смысле вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство  (метафора)
    3. перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления  (олицетворение)
    4. трёхсложный размер с ударением на первом слоге  (Дактиль)
    5. картина природы в художественном произведении  (Пейзаж)

(Анализ ) (ученики решают кроссворд в паре)

  1.         Мы прослушали стихотворения Толстого, узнали знакомые строчки, нашли слово «анализ», попробуем сформулировать тему урока и определить цель своей деятельности на уроке. Цель и тему урока запишите в своих тетрадях. Так как вы работаете в паре, то и успех будете делить  на двоих, чтоб ваша пара была успешной, работу выполняем дружно, помогая друг другу. (определили тему и цель, запись в тетради)
  2.        Чтоб хорошо понять стихотворение, проникнутся смыслов, уловить все нотки лиризма, нужно знать и самого автора, его натуру, чувства, привычки, интересы. Кто же такой А.К.Толстой, каким он был? Расскажет справочный лист, который лежит у вас на столах. Прочитав справочный материал, составьте литературную визитку автору: кратко расскажите о нем, (работа с материалом)
  3.  С автором мы познакомились, пришло время познакомиться с текстом стихотворения, которое нам предстоит узнать и понять (чтение стихотворения)  .
  4. Анализ стихотворения

Чтение стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…». Словарная работа: Омут- водоворот на реке, образуемый встречным течением.

-Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей ?

(Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз , заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)

Далее поэтапно проводится анализ текста, в ходе которого должны быть выявлены следующие пункты: (ученики делают записи в тетради)

-Какой пейзаж изображен А.Толстым ? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.) Все ли слова вам понятны? История создания -стихотворение  написано в 1840 году,опубликовано в 1856 году в “Русском вестнике”Сказочной сюжет стихотворение автор сократил,убрав и трагический финал.Произведение превратилось в лирическую  зарисовку,из четырёх четверостиший.

Тема стихотворения —опасности жизни,непредсказуемость судьбы человека. Лирический герой-маленький мальчик,играющий на берегу омута.Его манят стрекозы,притягивает вода и он не осознаёт,какой опасности он может себя подвергать.

Композиция -последовательная,постепенное описание событий, с открытым финалом.Автор не ставит точку,читатель может сам предположить финал. Жанр  стихотворения: балладная зарисовка.

  1. Определим размер стиха:
  2. Стихотворный размер :амфибрахий ,трёхсложная стропа с ударением на средний слог.
  3. Рифма:перекрестная.рифмовка между 1 и 3 строками и 2 и 4 строками.Чередование мужской и женской рифмы.
  4. Схема: АВАВ.
  5. Средства художественной выразительности:
  6. Эпитеты:«летнее солнце»;»веселый  хоровод»;»бирюзовые спинки»;берег отлогий»,»песчаное дно».
  7. Метафоры:«гнутся над омутом лозы»; «солнце печет»;»трепещут былинки».
  8. Олицетворения:»пляшут стрекозы»;»ведут хоровод».
  9. Омут-символ опасности,угрозы,смерти.
  10. Настроение стихотворения-на фоне безмятежного дня появляется ощущение тревоги,малыш играет один на берегу омута.Лирический настрой сменяет волнение, переживания за малыша. 5. Подведение итогов урока. Посмотрите на план анализа и  скажите, все ли мы учли при нашей работе?

- С каким стихотворением мы знакомились на уроке?

-Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять , что природа неотъемлемая часть жизни любого человека, она тоже живая!

Рефлексия (оценивание урока и своих достижен ий (метод « открытый микрофон).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание:

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».»

Пятое февраля

Пятое февраля

Терминология Вопросы: 1. Трехсложный размер стиха с ударением на 2 слог 2. Трехсложный размер стиха с ударением на 3 слог 3.Слово или выражение, употреблённое в переносном смысле вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство 4.Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления 5. Трёхсложный размер с ударением на первом слоге 6.Картина природы в художественном произведении

Терминология

Вопросы:

1. Трехсложный размер стиха с ударением на 2 слог

2. Трехсложный размер стиха с ударением на 3 слог 3.Слово или выражение, употреблённое в переносном смысле вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство

4.Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления

5. Трёхсложный размер с ударением на первом слоге 6.Картина природы в художественном произведении

Терминология Вопросы: 1. Трехсложный размер стиха с ударением на 2 слог 2. Трехсложный размер стиха с ударением на 3 слог 3.Слово или выражение, употреблённое в переносном смысле вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство 4.Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления 5. Трёхсложный размер с ударением на первом слоге 6.Картина природы в художественном произведении

Терминология

Вопросы:

1. Трехсложный размер стиха с ударением на 2 слог

2. Трехсложный размер стиха с ударением на 3 слог 3.Слово или выражение, употреблённое в переносном смысле вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство

4.Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления

5. Трёхсложный размер с ударением на первом слоге 6.Картина природы в художественном произведении

Проверь себя       м   а д А е   а т м Н к п а А о ф п т и Л е ф И и б е о й З ц р р л с а е а т ь а   ж т   х   в и о й р   е н и е

Проверь себя

 

 

 

м

 

а

д

А

е

 

а

т

м

Н

к

п

а

А

о

ф

п

т

и

Л

е

ф

И

и

б

е

о

й

З

ц

р

р

л

с

а

е

а

т

ь

а

 

ж

т

 

х

 

в

и

о

й

р

 

е

н

и

е

Алексей Константинович Толстой « Где гнутся над  омутом лозы» Урок-практикум

Алексей Константинович Толстой

« Где гнутся над

омутом лозы»

Урок-практикум

Перечитать сказку-быль Пришвина «Кладовая солнца и озаглавить каждую главу.

Перечитать сказку-быль Пришвина «Кладовая солнца и озаглавить каждую главу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!