СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: « Частица как часть речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Выполнение упражнений.»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № _____

Дисциплина:    ОУД  01. Русский язык.

 

Преподаватель: Шапиева  Д.Ш.

 

Тема урока: « Частица как часть речи.  Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Выполнение упражнений

 

Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

 

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Т.М. Воителеева, Е.С. Антонова.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

 

4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Частицы – это служебные слова, выражающие главным образом дополнительные смысловые оттенки предложений, словосочетаний и отдельных слов. Так, например, частица разве относится к целому предложению и придаёт ему характер вопроса, ср.: Разве гром бывает немотою болен? (В. Маяковский); частица даже усиливает, подчеркивает значение словосочетаний и слов, ср.: Память оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда (М. Горький).

Частицы не являются членами предложения и не изменяются.

Разряды частиц по значению.

Частицы

Примеры

1. Модальные частицы выражают отношение говорящего к высказыванию. Здесь выделяются: - вопросительные (ли, неужели, разве, что, а, да, что ли и др.); - восклицательные (как, что за и др.); - выделительно-ограничительные (только, лишь, только лишь, разве лишь, исключительно, единственно, всего, хоть, хоть бы, хотя бы и др.); - указательные (вот, вон, это, оно, во и др.); - усилительные (ведь, всё-таки, даже, даже и, же, уже (уж), ну, ещё, то, просто, прямо, положительно, определённо, решительно, ни и др.); - определительно-уточняющие (именно, как раз, точно, ровно, подлинно, почти, приблизительно, чуть не и др.)

  Неужели вы воспользуетесь моим положением? Не верю! (М. Горький) Как хороши, как свежи были розы!.. (И. Тургенев) По его словам, больные доверяли исключительно ему, фельдшеру (В. Панова) Вот парадный подъезд! (Н. Некрасов) Вот там-то прямо рай! (И. Крылов) В селе Райбуже, как раз против церкви, стоит двухэтажный дом (А. Чехов)

2. Формообразующие и словообразовательные частицы Формообразующие частицы служат для образования форм слов. Здесь выделяются частицы: - бы (для образования форм условного наклонения глагола); - пусть, пускай, да, давай-ка (для образования форм повелительного наклонения глагола). Словообразовательные частицы служат для образования новых слов. Здесь выделяются: - -то, -либо, -нибудь, кое-, не-, ни-,-таки, -ка, -тка

  Если бы парни всей земли вместе собраться однажды могли…(Е. Долматовский) Пусть всегда будет солнце! (Л. Ошанин) Взор обнимал всего каких-нибудь пять вёрст пустынного пространства (И. Тургенев)

3. Отрицательные частицы, служащие для отрицания высказывания. Это частицы нени, нет, вовсе не, отнюдь не и др.

Никак не можем помириться с тем, Что люди умирают не в постели, Что гибнут вдруг, не дописав поэм, Не долечив, не долетев до цели (К. Симонов)

Разряды частиц по составу

Непроизводные

Производные

Не образованы от слов каких-либо частей речи

Образованы путём перехода из других частей речи (наречий, местоимений, союзов, междометий и др.)

а, и, же, даже, не, ни, он, вот и др.

именно, почти, лишь, это, всё, оно, прямо, точно, ровно, куда, как, исключительно, определённо, единственно, приблизительно, подлинно, решительно, всего и др. Среди производных частиц выделяются составные слова (как раз, только лишь, хоть бы, куда там, отнюдь не, что ли и др.)

Упражнение. Запишите словосочетания в три группы, распределяя их в зависимости от использованных частиц: а) формообразующих, б) отрицательных, в) модальных.

Давайте споём, хотел бы уехать, а вот и он, лишь некоторые, нет ни капли, совсем не хочу, пусть сбудется, именно этот, даже мой товарищ, было бы весело, пускай шумит, не мог не ответить, едва ли успею, всё неможется, пора бы уступить, только с нами.

Упражнение. Словосочетания с модальными частицами распределите в группы по выражаемому ими: а) вопросу, б) восклицанию, в) указанию, г) сомнению, д) выделению или ограничению, е) усилению, ж) уточнению.

Именно мне, почти смог, всё-таки будет, как раз вовремя, кто же покажет, уж поздно, исключительно в цель, лишь сегодня, только не я, ведь бывает, неужели сбудется, едва ли помогу, вон озеро, что за взгляд (!), будет ли лучше, а вот город, вряд ли этот, как прекрасно (!), разве здесь, вот автобус.

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ

Правила

Примеры

1.Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно (за исключением тех случаев, когда они входят в состав целых слов (чтобы, неужели, даже и др.)). Раздельно пишутся частицы ведь, вот, мол и некоторые другие, указывающие на чужую речь.

сделал бы, если бы, если б, однако же, однако ж, вот же ж ты какой, едва ли, всегда ль. Ср.: Буланину достался очень широкий пиджак, достигавший ему чуть ли не до колен (А. Куприн). Раз… к ней пришли и сказали, что князь, мол, убит на дуэли (А. Апухтин).

2.Пишутся через дефис частицы -то, -либо, -нибудь, кое- (кой-), -ка, -де, -с, -тка, -тко

кто-то, что-либо, чей-нибудь, кое-какойскажите-ка, он-де, да-с; на-тка, ну-тко, гляди-тко.

3.Частица -то присоединяется дефисом к местоимениям и наречиям не только для выражения неопределённости, но и для придания им оттенка эмоциональности. Пишется также через дефис слово как-то перед перечислением однородных членов предложения.

Высоко летает, да где-то сядет? Посмотрим, как-то он обо мне печётся (И. Тургенев). К краснолесью относятся хвойные деревья, как-то: сосна, ель, пихта.

4.Частица как будто пишется без дефиса в два слова.

Тише! Как будто стучат. Так же пишется союз как будто.

5. Частица кое -(кой-), оторванная от местоимения предлогом, пишется отдельно.  

кое у кого, кое в чем, кой с каким.

6. Частица -таки пишется через дефис: а) после наречий; б) после частиц; в) после глаголов; В остальных случаях таки пишется отдельно.

верно-таки, довольно-таки, опять-таки; всё-таки, действительно-таки; настоял-таки, ушел-таки; старик таки добился своего, она таки бросила семью.

7. Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис опускается.  

 

 

 

5.Закрепление материала.

всё же таки, мы бы де так не поступилиТакой-то де старик... и зол и подл (А. Пушкин).

 

 

Упражнение.  Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание частиц.

1. Если (бы) только и было суждено в жизни телом остановить пулю, летящую в сторону Родины, то и для этого стоило рождаться на свет (Л. Леонов). 2. Я твёрдо знаю: умереть не страшно! Ну что (ж), упал, замолк и охладел (Н. Асеев). 3. И всё (таки) я не помню случая, когда бы Ильич отказал в моей просьбе (М. Горький). 4. Вы всё (таки) не теряйте друг дружку из виду (А. Фадеев). 5. Да (разве) найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила (бы) русскую душу (Н. Гоголь). 6. И какой (же) русский не любит быстрой езды? Его (ли) душе (не) любить её? (Н. Гоголь). 7. Мой милый, - начал Тонкий. – Вот (не) ожидал! Вот сюрприз! Ну (да) погляди (же) на меня хорошенько! Такой (же) красавец как и был… (А. Чехов).

 

  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
  2.  Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:  Упражнение.

Раскройте скобки и объясните дефисное или раздельное написание частиц. Выпишите частицы с теми словами, к которым они относятся.

1. (Да) здравствует наша Родина! 2. (Уж) постоим мы головою за Родину свою (Л.). 3. (Лишь) страну мою, Россию, беззаветно я любил (Л. Ошанин). 4. Москва! Так (вот) ты какая! (Баб.). 5. О Волга! Колыбель моя! Любил (ли) кто тебя, как я? (Н.). 6. Но (даже) на краю небес все тот же был зубчатый лес! (Л.). 7. (Вон) одна звездочка, вон другая, вон третья! (Гонч.). 8. Хоть (бы) листик на дереве шелохнулся (Писем.). 9. (Кое) где вдали желтеет поспевающая рожь... (Т.).  10. Донял (таки) медведь Елеску (М.С.). 11.Днем зверь лежит где (нибудь) в чаще... (Арс). 12. А видел (ли) слона? Каков собой на взгляд? (Кр.). 13. Возьми (ка) у меня щенка любого от Жучки (Кр.), 14. Конь (же) лихой не имеет цены, он и от вихря в степи (не) отстанет (Л.). 15. (Не) нагнать тебе бешеной тройки (Н.).

 

Ответы направить на эл. почту:  [email protected]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок № _____

Предмет:    ОУД  02. Русская литература

 

Дата поведения: 08. 04. 2020 г.                 Преподаватель: Шапиева  Д. Ш.

Группа №  1-1

Специальность: 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.

 

Тема урока: Тестирование по разделу: «Служебные части речи».

 

Тип урока: Контроль знаний.

 

Цели:

а) образовательная: контроль знаний студентов по пройденным материалам.

б) развивающая: развитие познавательных потребностей и способностей студентов.

в) воспитательная: воспитание ответственного отношения к учебе.

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  4. Тестирование по разделу: «Служебные части речи»

 

1. Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении:  Как ни  старались китайцы сохранить тайны бумаговарения, их раскрыли.

А) ни (слитно),

Б) ни (раздельно),

В) не (раздельно),

Г) не (слитно),

Д) не (через дефис).

2. Укажите предложение, в котором есть отрицательная частица НИ.

А) Нельзя было (н..)почувствовать сурового великолепия северной природы.

Б) Скучен день до вечера, коли делать (н..)чего.

В) Олжас сохранял спокойствие (н..)возмутимое.

Г) Я тебя (н..)кому в обиду (н..)дам.

Д) Как (н..)старался отец казаться спокойным, я заметил его волнение.

3. Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении:  Покорно, как ребенок, он слез с коня и остановился (н..)жив (н..)мертв перед Тарасом.

А) не (через дефис),

Б) ни (раздельно),

В) ни (слитно),

Г) не (слитно),

Д) не (раздельно).

4. Слитно пишутся предлоги:

А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,

Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,

В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,

Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,

Д) (по)причине засухи, (по)мере необходимости.

5. Определите, в каком из предложений нет формообразующей частицы:

А) Что это она все смеется?

Б) Трудно представить, что бы со мною случилось.

В) Пусть бор бушует под дождем.

Г) Да здравствуют знания!

Д) Давайте завтра отправимся в парк.

6. Укажите вариант с написанием слова через дефис:

А) не было (ни)у(кого),

Б) рассказать кое(про)кого,

В) были(же) случаи,

Г) (кое)какой товар,

Д) пришел (ни)с(чем).

7. Определите предложение, в котором частица пишется раздельно:

А) Тебе(ль) с ним тягаться!

Б) «Точно так(с),» - промолвил Петр.

В) В последние дни погода была довольно(таки) сырая.

Г) Книгу(то) ты прочел?

Д) А роман все(таки) хорош!

8. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно:

А) Помириться с ним он все(таки) не захотел.

Б) Необходимо прийти (во)время.

В) Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу.

Г) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

Д) Смотри, кума, что(бы) не осрамиться.

9. Определите разряд модальных частиц в предложении:

Память оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда.

А) указательные,

Б) вопросительные,

В) уточняющие,

Г) усилительные,

Д) восклицательные.

10. Укажите ССП с противительным союзом:

А) Мы собирались ехать за город, наши родственники, гостившие у нас в это лето, также захотели ехать с нами.

Б) На реке было холодно и ветрено, зато рыба клевала.

В) Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.

Г) То птица из-под ног у них вспорхнет, то краснобокая лисица в кусты цветущие нырнет.

Д) Раздался треск, да стон перенесся через поле.

11. Укажите ССП с разделительным союзом:

А) Еще напор и враг бежит.

Б) Не то вода была холодная не то мой охотничий пес молод и глуп.

В) Вздрагивали оконные рамы а в печных трубах дико завывало.

Г) Его не тянуло к подушке однако ж он уперся локтем в нее.

Д) Весь дом казался спящим несмотря на яркое освещение.

12. Выберите предложение, в котором предлог пишется раздельно:

А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.

Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.

В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.

Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.

Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.

13. Какие частицы пишутся через дефис?

А) –бы, -ли, -же, -нибудь,

Б) –бы, -ли, -ка, -то,

В) -нибудь, -ка, либо-, -то,

Г) –ежели, -ка, кое-, -нибудь,

Д) –же, -либо, -бы, -ка.

14. Укажите предложение с производным союзом:

А) Солнце не вышло из-за гор, но лучи его уже золотили верхушки деревьев.

Б) Ржавеют в арсеналах пушки, зато сияют кивера.

В) Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали.

Г) Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Д) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и быстро соскочили на землю.

15. Выберите пример, в котором правильным является раздельное написание.

А) Молод, (за)то талантлив.

Б) Может, птица какая-нибудь (в)роде цапли.

В) Его ценят (за)то, что умен.

Г) Предмет (на)подобие куба.

Д) (По)утру я всегда чувствую себя лучше.

 

 

 

 

Ответы направить на эл. почту:  [email protected]

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: « Частица как часть речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Выполнение упражнений.»»

Урок № _____

Предмет: ОУД 01. Русский язык.


Дата поведения: 08. 04. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа № 1-1

Специальность: 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.


Тема программы: Морфология и орфография.


Тема урока: « Частица как часть речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Выполнение упражнений


Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.


Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Т.М. Воителеева, Е.С. Антонова.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

- Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru

- Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку и литературе. http://ege.edu.ru

- Филологический портал Philology.ru



Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.



4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Частицы – это служебные слова, выражающие главным образом дополнительные смысловые оттенки предложений, словосочетаний и отдельных слов. Так, например, частица разве относится к целому предложению и придаёт ему характер вопроса, ср.: Разве гром бывает немотою болен? (В. Маяковский); частица даже усиливает, подчеркивает значение словосочетаний и слов, ср.: Память оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда (М. Горький).

Частицы не являются членами предложения и не изменяются.

Разряды частиц по значению.

Частицы

Примеры

1. Модальные частицы выражают отношение говорящего к высказыванию. Здесь выделяются: - вопросительные (ли, неужели, разве, что, а, да, что ли и др.); - восклицательные (как, что за и др.); - выделительно-ограничительные (только, лишь, только лишь, разве лишь, исключительно, единственно, всего, хоть, хоть бы, хотя бы и др.); - указательные (вот, вон, это, оно, во и др.); - усилительные (ведь, всё-таки, даже, даже и, же, уже (уж), ну, ещё, то, просто, прямо, положительно, определённо, решительно, ни и др.); - определительно-уточняющие (именно, как раз, точно, ровно, подлинно, почти, приблизительно, чуть не и др.)

  Неужели вы воспользуетесь моим положением? Не верю! (М. Горький) Как хороши, как свежи были розы!.. (И. Тургенев) По его словам, больные доверяли исключительно ему, фельдшеру (В. Панова) Вот парадный подъезд! (Н. Некрасов) Вот там-то прямо рай! (И. Крылов) В селе Райбуже, как раз против церкви, стоит двухэтажный дом (А. Чехов)

2. Формообразующие и словообразовательные частицы Формообразующие частицы служат для образования форм слов. Здесь выделяются частицы: - бы (для образования форм условного наклонения глагола); - пусть, пускай, да, давай-ка (для образования форм повелительного наклонения глагола). Словообразовательные частицы служат для образования новых слов. Здесь выделяются: - -то, -либо, -нибудь, кое-, не-, ни-,-таки, -ка, -тка

  Если бы парни всей земли вместе собраться однажды могли…(Е. Долматовский) Пусть всегда будет солнце! (Л. Ошанин) Взор обнимал всего каких-нибудь пять вёрст пустынного пространства (И. Тургенев)

3. Отрицательные частицы, служащие для отрицания высказывания. Это частицы нени, нет, вовсе не, отнюдь не и др.

Никак не можем помириться с тем, Что люди умирают не в постели, Что гибнут вдруг, не дописав поэм, Не долечив, не долетев до цели (К. Симонов)

Разряды частиц по составу

Непроизводные

Производные

Не образованы от слов каких-либо частей речи

Образованы путём перехода из других частей речи (наречий, местоимений, союзов, междометий и др.)

а, и, же, даже, не, ни, он, вот и др.

именно, почти, лишь, это, всё, оно, прямо, точно, ровно, куда, как, исключительно, определённо, единственно, приблизительно, подлинно, решительно, всего и др. Среди производных частиц выделяются составные слова (как раз, только лишь, хоть бы, куда там, отнюдь не, что ли и др.)

Упражнение. Запишите словосочетания в три группы, распределяя их в зависимости от использованных частиц: а) формообразующих, б) отрицательных, в) модальных.

Давайте споём, хотел бы уехать, а вот и он, лишь некоторые, нет ни капли, совсем не хочу, пусть сбудется, именно этот, даже мой товарищ, было бы весело, пускай шумит, не мог не ответить, едва ли успею, всё неможется, пора бы уступить, только с нами.

Упражнение. Словосочетания с модальными частицами распределите в группы по выражаемому ими: а) вопросу, б) восклицанию, в) указанию, г) сомнению, д) выделению или ограничению, е) усилению, ж) уточнению.

Именно мне, почти смог, всё-таки будет, как раз вовремя, кто же покажет, уж поздно, исключительно в цель, лишь сегодня, только не я, ведь бывает, неужели сбудется, едва ли помогу, вон озеро, что за взгляд (!), будет ли лучше, а вот город, вряд ли этот, как прекрасно (!), разве здесь, вот автобус.

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ

Правила

Примеры

1.Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно (за исключением тех случаев, когда они входят в состав целых слов (чтобы, неужели, даже и др.)). Раздельно пишутся частицы ведь, вот, мол и некоторые другие, указывающие на чужую речь.

сделал бы, если бы, если б, однако же, однако ж, вот же ж ты какой, едва ли, всегда ль. Ср.: Буланину достался очень широкий пиджак, достигавший ему чуть ли не до колен (А. Куприн). Раз… к ней пришли и сказали, что князь, мол, убит на дуэли (А. Апухтин).

2.Пишутся через дефис частицы -то, -либо, -нибудь, кое- (кой-), -ка, -де, -с, -тка, -тко

кто-то, что-либо, чей-нибудь, кое-какойскажите-ка, он-де, да-с; на-тка, ну-тко, гляди-тко.

3.Частица -то присоединяется дефисом к местоимениям и наречиям не только для выражения неопределённости, но и для придания им оттенка эмоциональности. Пишется также через дефис слово как-то перед перечислением однородных членов предложения.

Высоко летает, да где-то сядет? Посмотрим, как-то он обо мне печётся (И. Тургенев). К краснолесью относятся хвойные деревья, как-то: сосна, ель, пихта.

4.Частица как будто пишется без дефиса в два слова.

Тише! Как будто стучат. Так же пишется союз как будто.

5. Частица кое -(кой-), оторванная от местоимения предлогом, пишется отдельно.  

кое у кого, кое в чем, кой с каким.

6. Частица -таки пишется через дефис: а) после наречий; б) после частиц; в) после глаголов; В остальных случаях таки пишется отдельно.

верно-таки, довольно-таки, опять-таки; всё-таки, действительно-таки; настоял-таки, ушел-таки; старик таки добился своего, она таки бросила семью.

7. Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис опускается.  




5.Закрепление материала.


всё же таки, мы бы де так не поступилиТакой-то де старик... и зол и подл (А. Пушкин).




Упражнение. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание частиц.

1. Если (бы) только и было суждено в жизни телом остановить пулю, летящую в сторону Родины, то и для этого стоило рождаться на свет (Л. Леонов). 2. Я твёрдо знаю: умереть не страшно! Ну что (ж), упал, замолк и охладел (Н. Асеев). 3. И всё (таки) я не помню случая, когда бы Ильич отказал в моей просьбе (М. Горький). 4. Вы всё (таки) не теряйте друг дружку из виду (А. Фадеев). 5. Да (разве) найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила (бы) русскую душу (Н. Гоголь). 6. И какой (же) русский не любит быстрой езды? Его (ли) душе (не) любить её? (Н. Гоголь). 7. Мой милый, - начал Тонкий. – Вот (не) ожидал! Вот сюрприз! Ну (да) погляди (же) на меня хорошенько! Такой (же) красавец как и был… (А. Чехов).


  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

  2. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: Упражнение.

Раскройте скобки и объясните дефисное или раздельное написание частиц. Выпишите частицы с теми словами, к которым они относятся.

1. (Да) здравствует наша Родина! 2. (Уж) постоим мы головою за Родину свою (Л.). 3. (Лишь) страну мою, Россию, беззаветно я любил (Л. Ошанин). 4. Москва! Так (вот) ты какая! (Баб.). 5. О Волга! Колыбель моя! Любил (ли) кто тебя, как я? (Н.). 6. Но (даже) на краю небес все тот же был зубчатый лес! (Л.). 7. (Вон) одна звездочка, вон другая, вон третья! (Гонч.). 8. Хоть (бы) листик на дереве шелохнулся (Писем.). 9. (Кое) где вдали желтеет поспевающая рожь... (Т.).  10. Донял (таки) медведь Елеску (М.С.). 11.Днем зверь лежит где (нибудь) в чаще... (Арс). 12. А видел (ли) слона? Каков собой на взгляд? (Кр.). 13. Возьми (ка) у меня щенка любого от Жучки (Кр.), 14. Конь (же) лихой не имеет цены, он и от вихря в степи (не) отстанет (Л.). 15. (Не) нагнать тебе бешеной тройки (Н.).



Ответы направить на эл. почту: [email protected]















































Урок № _____

Предмет: ОУД 02. Русская литература


Дата поведения: 08. 04. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № 1-1

Специальность: 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.


Тема урока: Тестирование по разделу: «Служебные части речи».


Тип урока: Контроль знаний.


Цели:

а) образовательная: контроль знаний студентов по пройденным материалам.

б) развивающая: развитие познавательных потребностей и способностей студентов.

в) воспитательная: воспитание ответственного отношения к учебе.




Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  4. Тестирование по разделу: «Служебные части речи»


1. Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении:  Как ни  старались китайцы сохранить тайны бумаговарения, их раскрыли.

А) ни (слитно),

Б) ни (раздельно),

В) не (раздельно),

Г) не (слитно),

Д) не (через дефис).

2. Укажите предложение, в котором есть отрицательная частица НИ.

А) Нельзя было (н..)почувствовать сурового великолепия северной природы.

Б) Скучен день до вечера, коли делать (н..)чего.

В) Олжас сохранял спокойствие (н..)возмутимое.

Г) Я тебя (н..)кому в обиду (н..)дам.

Д) Как (н..)старался отец казаться спокойным, я заметил его волнение.

3. Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении:  Покорно, как ребенок, он слез с коня и остановился (н..)жив (н..)мертв перед Тарасом.

А) не (через дефис),

Б) ни (раздельно),

В) ни (слитно),

Г) не (слитно),

Д) не (раздельно).

4. Слитно пишутся предлоги:

А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,

Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,

В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,

Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,

Д) (по)причине засухи, (по)мере необходимости.

5. Определите, в каком из предложений нет формообразующей частицы:

А) Что это она все смеется?

Б) Трудно представить, что бы со мною случилось.

В) Пусть бор бушует под дождем.

Г) Да здравствуют знания!

Д) Давайте завтра отправимся в парк.

6. Укажите вариант с написанием слова через дефис:

А) не было (ни)у(кого),

Б) рассказать кое(про)кого,

В) были(же) случаи,

Г) (кое)какой товар,

Д) пришел (ни)с(чем).

7. Определите предложение, в котором частица пишется раздельно:

А) Тебе(ль) с ним тягаться!

Б) «Точно так(с),» - промолвил Петр.

В) В последние дни погода была довольно(таки) сырая.

Г) Книгу(то) ты прочел?

Д) А роман все(таки) хорош!

8. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно:

А) Помириться с ним он все(таки) не захотел.

Б) Необходимо прийти (во)время.

В) Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу.

Г) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

Д) Смотри, кума, что(бы) не осрамиться.

9. Определите разряд модальных частиц в предложении:

Память оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда.

А) указательные,

Б) вопросительные,

В) уточняющие,

Г) усилительные,

Д) восклицательные.

10. Укажите ССП с противительным союзом:

А) Мы собирались ехать за город, наши родственники, гостившие у нас в это лето, также захотели ехать с нами.

Б) На реке было холодно и ветрено, зато рыба клевала.

В) Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.

Г) То птица из-под ног у них вспорхнет, то краснобокая лисица в кусты цветущие нырнет.

Д) Раздался треск, да стон перенесся через поле.

11. Укажите ССП с разделительным союзом:

А) Еще напор и враг бежит.

Б) Не то вода была холодная не то мой охотничий пес молод и глуп.

В) Вздрагивали оконные рамы а в печных трубах дико завывало.

Г) Его не тянуло к подушке однако ж он уперся локтем в нее.

Д) Весь дом казался спящим несмотря на яркое освещение.

12. Выберите предложение, в котором предлог пишется раздельно:

А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.

Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.

В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.

Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.

Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.

13. Какие частицы пишутся через дефис?

А) –бы, -ли, -же, -нибудь,

Б) –бы, -ли, -ка, -то,

В) -нибудь, -ка, либо-, -то,

Г) –ежели, -ка, кое-, -нибудь,

Д) –же, -либо, -бы, -ка.

14. Укажите предложение с производным союзом:

А) Солнце не вышло из-за гор, но лучи его уже золотили верхушки деревьев.

Б) Ржавеют в арсеналах пушки, зато сияют кивера.

В) Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали.

Г) Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Д) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и быстро соскочили на землю.

15. Выберите пример, в котором правильным является раздельное написание.

А) Молод, (за)то талантлив.

Б) Может, птица какая-нибудь (в)роде цапли.

В) Его ценят (за)то, что умен.

Г) Предмет (на)подобие куба.

Д) (По)утру я всегда чувствую себя лучше.









Ответы направить на эл. почту: [email protected]










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!