СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: “Художественная фотография как вид искусства”.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: “Художественная фотография как вид искусства”. 9 класс

Просмотр содержимого документа
«pril1»

Приложение 1.

Фотография


7 января 1839 г. изобретатель Луи Дагер впервые публично продемонстрировал перед французскими учеными и художниками изображения, полученные на серебряных пластинках. Это были снимки-миниатюры: вид Лувра, башни собора Парижской богоматери, набережная Сены, уголок мастерской художника. Был найден способ светописи, воспроизведения предметов с помощью использования законов оптики и химии. Так художник Дагер совместно с изобретателем гелиографии Ж. Ньепсом положил начало фотографии. Первая фотография называлась дагерротип, по имени ее создателя.

Сразу же возникла проблема взаимоотношения фотографии и искусства. По поводу светоизображений художник П. Деларош представил записку в Академию наук, в которой подчеркивал возможности, открываемые фотографией перед искусством: «Живопись умерла с этого дня». Немецкий журнал «Кunstblatt» придерживался противоположного мнения: «Вообще говоря, открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества».

В вышедшей в Париже (1966 г.) книге Мишеля Ф. Брева «Век фотографии» приводятся слова Ламартина по поводу первых фотоснимков: «Это — искусство, призванное сотрудничать с солнцем!» Ныне фотография действительно стала видом искусства со своими специфическими особенностями. Фото способно осуществить ту мечту гётевского Фауста, за которую он отдал душу Мефистофелю: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»! Фотография запечатлевает навечно факт жизни.

Борев Ю.Эстетика, М., 1981, стр. 294-295


Задание для работы в группах

  1. Прочитайте текст Юрия Борева «Фотография»

  2. Выпишите в тетрадь даты, имена и термины, связанные с историей возникновения фотографии

  3. Сформулируйте один вопрос по содержанию текста

  4. Обсудите вопросы в группе, выберите один самый интересный вопрос



Просмотр содержимого документа
«pril4»


План анализа художественной фотографии


  1. Какое событие, явление изображает фотохудожник?

  2. Что изображено (кто изображен) на фотографии?

  3. Жанр фотографии.

  4. Охарактеризуйте художественный образ произведения.

  5. Какие выразительные средства использует фотохудожник для создания художественного образа?

  6. Что Вас привлекает в данной фотографии?

  7. Какие чувства вызывает фотография?




План анализа художественной фотографии


  1. Какое событие, явление изображает фотохудожник?

  2. Что изображено (кто изображен) на фотографии?

  3. Жанр фотографии.

  4. Охарактеризуйте художественный образ произведения.

  5. Какие выразительные средства использует фотохудожник для создания художественного образа?

  6. Что Вас привлекает в данной фотографии?

  7. Какие чувства вызывает фотография?



План анализа художественной фотографии


  1. Какое событие, явление изображает фотохудожник?

  2. Что изображено (кто изображен) на фотографии?

  3. Жанр фотографии.

  4. Охарактеризуйте художественный образ произведения.

  5. Какие выразительные средства использует фотохудожник для создания художественного образа?

  6. Что Вас привлекает в данной фотографии?

  7. Какие чувства вызывает фотография?



Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Учебный предмет, класс: искусство, 9 класс.

Тема урока: “Художественная фотография как вид искусства”.

Программа: рабочая программа интегрированного курса “Искусство”, составленная на основе примерных программ ФК ГОС для 5-9 классов по изобразительному искусству (раздел “Синтез искусств) и по музыке (раздел “Музыка в формировании духовной культуры личности”), примерных программ по музыке и изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для обучающихся 5-7, 8-9 классов).

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока: развитие социокультурной компетентности обучающихся в процессе формирования представлений об особенностях и выразительных средствах художественной фотографии.

Задачи:

  1. Формирование представлений о специфике выразительных средств художественной фотографии.

  2. Формирование умений извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, аудиовизуальный ряд).

  3. Развитие навыков владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

  4. Развитие эстетического отношения к действительности, практической деятельности, к произведениям искусства.

  5. Развитие интереса к предмету и профессиям, связанным с творческой самореализацией.

  6. Развитие навыков критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты.

  7. Формирование ценностных ориентаций, уважения к культурному и историческому наследию.

Методы обучения: наглядный, проблемный, исследовательский, диалог, эвристическая беседа.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедиапроектор, экран;

  • электронная презентация (электронное приложение);

  • распечатанные для каждого учащегося текст “Фотография” из книги Юрия Борева “Эстетика” (приложение 1), лист рефлексии (приложение 3), план анализа художественной фотографии (приложение 4).

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся узнают об истории возникновения и развития фотографии, систематизируют полученные знания по теме, расширяют представления о специфике выразительных средств и образной природе таких видов искусства, как живопись и художественная фотография, создают личностный образ фотоискусства на примере различных жанров.

План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (3 мин.)

3. Мотивация на учебную деятельность (2 мин.)

4. Формулирование темы, цели, вопросов урока (5 минут)

5. Основной этап (25 мин.)

6. Рефлексия (7 мин.)

7. Пояснение и запись домашнего задания (3 мин.)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Педагогич. средства

1. Организационный

Приветствие, эмоциональный настрой- Искусство – это огромная область человеческой

Готовность к уроку

 

 

2. Актуализация знаний

жизни, относящаяся к ее духовной сфере.

На предыдущих уроках вы узнали, что все многообразие видов искусства разделяют на 3 группы. Какие?

- С какими видами искусства мы уже познакомились и подробно рассмотрели их особенности?

- К какой из трех групп относится изобразительное искусство?

- Да, их еще называют пластическими, изящными искусствами. Способ их восприятия - визуальный.

- Сегодня мы обратимся к виду искусства, который также входит в группу пространственных видов искусства. Попытайтесь определить его название.

Пространственные, временные, пространственно-временные.

С видами изобразительного искусства.

К группе пространственных видов искусства.

Фронтальный опрос

 

3. Мотивация на учебную деятельность

- Появление этого вида искусства связано с величайшим в истории науки техническим изобретением, которое произошло более 170 лет назад.

- Название его переводится с греческого как “писать светом”.

- Именно к этому виду искусства можно отнести слова “Остановись, мгновенье, ты прекрасно” (Гете “Фауст”)

Фотография

Подводящие вопросы

 

4. Формулирование темы, цели, вопросов урока

- Да, сегодня мы будем говорить о фотографии, ее особенностях и специфике в ряду других видов искусства. Но оъектом нашего рассмотрения будут не все существующие направления фотографии.

Определите это направление сами. (Демонстрируется подборка слайдов № 1).

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

Художественная фотография как вид искусства”

- Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока?

Выявить особенности и выразительные средства художественной фотографии как вида искусства

- Какие вопросы мы будем рассматривать? (Коррекция предложенных вопросов,)

1. История возникновения и развития фотоискусства

2. Направления, жанры и выразительные средства художественной фотографии

3. В чем заключается мастерство фотохудожника

Формулирование темы, запись ее в тетрадь.

Предложения по формулировке цели.

Формулирование вопросов.

Проблемно-поисковый метод

 

Слайды

1-11

5. Изучение нового материала

5.1. История возникновения

- Для знакомства с историей возникновения и развития фотографии я предлагаю обратиться к книге Юрия Борева “Эстетика” (демонстрируется книга) и прочитать отрывок, посвященный фотографии.

- Вы сформулировали вопросы, задайте их другим группам.

Выполнение практического задания № 1.

 

Обмен вопросами, уточнение и закрепление изученного материала.

Практическая индивидуально-групповая работа (7 минут)

Слайд 12

Текст “Фотография” (прил.1)

Слайд 13

5.2. Специфика фотографии как вида искусства

Прочитав текст, вы обратили внимание на проблему взаимоотношения фотографии и искусства, прежде всего изобразительного, отразили ее в своих вопросах.

Действительно, во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же действительности, полученное с помощью технических физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась.

Фотография в своем развитии прошла несколько этапов:

в начале своего существования была своего рода забавным аттракционом, затем техническим средством передачи информации (достаточно вспомнить, что художники 19 века использовали фотографию как вспомогательный материал для написания живописных работ), лишь в процессе создания нового художественного языка произошёл переход к коммуникативно-художественным функциям.

В настоящее время существует два направления фотографии – документальная и художественная.

Документальная фотография направлена на фиксирование объективной реальности, ее ценность - в запечатлении сиюминутности жизни, буквальности изображения. В каждой семье сейчас существует фотолетопись семьи, технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект – жанры фоторепортаж, фотопублицистика.

- А с какой целью создается художественная фотография и что характерно для нее?

Я предлагаю посмотреть фотографии выдающихся мастеров прошлого, классиков этого вида искусства (Александр Родченко, Роберт Капа, Ансел Адамс) и определить, что отличает их работы. (Демонстрируется подборка слайдов № 2)

- Создаются для отражения собственного видения авторов, их отличает наличие художественного образа.

- Давайте вспомним, что называется художественным образом?

Художественный образ - “обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления”.

С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка

Анализ получаемой информации и соотнесение ее с собственными представлениями о фотографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование своего мнения, предположений.

Глубоко индивидуальное видение мира, связанное с внутренним миром автора и личностным отношением к отображаемому объекту.

Рассказ учителя

 

 

Проблемно-поисковый метод

Слайд 14-17

Слайд 18-29

5.3. Художественный образ и выразительные средства фотографии

- Художественный образ в фотоискусстве имеет свою очень важную особенность. О ней замечательно сказал в своем стихотворении Ярослав Смеляков.

Живя свой век грешно и свято, недавно жители земли,
Придумав фотоаппараты, залог бессмертья обрели.
Что зеркало! Одно мгновенье, одна минута истекла,
И веет холодом забвенья от опустевшего стекла.
А фотография сырая, продукт умелого труда,
Наш облик точно повторяет и закрепляет навсегда.

О какой специфической особенности говорит поэт?

Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную.

Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка.

- Какими средствами пользуется фотохудожник для преображения действительности?

- Фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира "в кадре" есть наследие живописи. Рамка картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, распределение света, светотени, умение правильно выбрать момент съёмки, умение зрителя "прочесть" фотографию как плоскостное изображение объёмного пространства - всё это составляет великое культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографию огромно.

При этом задача фотографии двузначна, двупланова: с одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить свои собственные границы и возможности, свою специфику, с другой - наиболее полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.

- Давайте попытаемся увидеть различные выразительные средства в представленных фотографиях. (Просмотр подборки слайдов № 3)

Документальность, реальность, правдивость отображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Теми же, что и живопись (перечисление средств художественной выразительности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление и анализ средств художественной выразительности.

Эвристическая беседа

Слайд 30-31

Слайды 32-42

5.4. Качества фотохудожника

- Чтобы “увидеть необычное в обычном”, открыть красоту в реальных, всем известных событиях необходима ключевая фигура фотоискусства. Именно его глазами мы видим окружающий мир и вступаем в диалог с ним. О ком идет речь?

- Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника. Какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать? На примерах отдельных представителей фотохудожников – их работы представлены в фотоальбомах - обсудите эти качества в группах и составьте собирательный портрет “Фотохудожник – каков он?” (Приложение 2).

Обсуждение вариантов портрета фотохудожника, представленных по результата работы групп.

- Кто хотел бы в будущем выбрать профессию фотохудожника?

- Чем привлекательна эта профессия?

- Кто пробовал создавать художественную фотографию?

Фотохудожник.

Выполнение практического задания № 2.

Размышление на предложенные вопросы.

Групповая работа

Слайд 43-44

6. Рефлексия, домашнее задание

- Давайте подведем итог урока.

- Какую цель мы ставили вначале урока?

- Была ли достигнута эта цель?

- Я предлагаю вам подумать и ответить индивидуально на вопросы листа рефлексии (прил. 3).

- В качестве домашнего задания предлагаются два варианта на выбор:

Вариант 1.

  • Найти примеры художественной фотографии.

  • Проанализировать письменно по плану (прил. 4).

(План анализа фотографии раздается каждому учащемуся)


Ответы на предложенные вопросы отдельных учащихся.

Заполнение листов рефлексии.

Запись домашнего задания.

 

Слайд 45-46



Просмотр содержимого презентации
«Выразительные средства в фотоискусстве - Пономарева Ольга Валерьевна»

Основные средства художественной фотографии:

Основные средства художественной фотографии:

  • Композиция
  • Цвет
  • Линия
  • Ритм
  • Формат
  • Распределение света
  • Момент съемки
  • Ракурс
Композиция-   это своеобразная архитектура снимка, которая должна учитывать перспективу изображения, очертания и формы светотени, направление совершающегося в кадре движения. Композиция – это объединение отдельных элементов в единое художественное целое. В построении композиции фотограф опирается на уже существующие формы и придает им через использование выразительных средств фотографии определенную смысловую окраску. Правило «золотого сечения» Разделите кадр на три равные части по горизонтали и три по вертикали. Самые эффектные зоны находятся в точках  пересечения линий друг с другом (узел внимания – так называется эта точка). Именно в этих зонах лучше располагать главный объект кадра.

Композиция-

  это своеобразная архитектура снимка, которая должна учитывать перспективу изображения, очертания и формы светотени, направление совершающегося в кадре движения.

Композиция – это объединение отдельных элементов в единое художественное целое.

В построении композиции фотограф опирается на уже существующие формы и придает им через использование выразительных средств фотографии определенную смысловую окраску.

Правило «золотого сечения»

Разделите кадр на три равные части по горизонтали и три по вертикали.

Самые эффектные зоны находятся в точках  пересечения линий друг с другом (узел внимания – так называется эта точка). Именно в этих зонах лучше располагать главный объект кадра.

Цвет Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека. Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах. Холодные цвета – синий, розовый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой

Цвет

Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека.

Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах.

Холодные цвета – синий, розовый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой

Примеры плохого цвета

Примеры плохого цвета

Линия Из линий состоят очертания всех объектов на снимке. Линии могут объединять различные элементы композиции или разделять их. Вертикальные и горизонтальные линии в фотографии сами по себе не вызывают напряжения или каких либо резких эмоций. Каждый понимает, что это естественные направления, которые в основном передают статичность объектов.  Линии, которые сильно отклоняются от горизонтали или вертикали выглядят неустойчивыми. Самые неустойчивые линии - это те, которые проходят под углом 45 градусов.

Линия

Из линий состоят очертания всех объектов на снимке. Линии могут объединять различные элементы композиции или разделять их.

Вертикальные и горизонтальные линии в фотографии сами по себе не вызывают напряжения или каких либо резких эмоций. Каждый понимает, что это естественные направления, которые в основном передают статичность объектов. 

Линии, которые сильно отклоняются от горизонтали или вертикали выглядят неустойчивыми. Самые неустойчивые линии - это те, которые проходят под углом 45 градусов.

Формат Для каждой фотографии можно рассчитать несколько параметров – линейный размер, размер в пикселях, разрешение. Линейный размер – это ширина и высота фотоснимка в миллиметрах, измеряется обычной линейкой. Минимальный линейный размер – 89х127 мм . Округленный и переведенный в сантиметры показатель линейного размера называется форматом фотографии. Минимальный формат – 9х13 см. 

Формат

Для каждой фотографии можно рассчитать несколько параметров – линейный размер, размер в пикселях, разрешение. Линейный размер – это ширина и высота фотоснимка в миллиметрах, измеряется обычной линейкой. Минимальный линейный размер – 89х127 мм . Округленный и переведенный в сантиметры показатель линейного размера называется форматом фотографии. Минимальный формат – 9х13 см. 

Свет Съемка против света  (контровой свет) – главное средство для выявления формы предметов. Такой свет создает очень сильные тени и силуэт объекта. Часто благодаря такому свету и выбору удачного ракурса фотохудожник создает интересные фотографии. Еще свет бывает направленным, рассеянным или смешанным. Направленный (прямой) свет  часто делает изображение плоским и контрастным, поэтому такой вид освещения следует использовать аккуратно. Рассеянный свет  значительно уменьшает контраст объекта. Этот свет «холоднее», чем прямой. В основном, он выявляет детали у одноцветных или у темных предметов.

Свет

Съемка против света  (контровой свет) – главное средство для выявления формы предметов. Такой свет создает очень сильные тени и силуэт объекта. Часто благодаря такому свету и выбору удачного ракурса фотохудожник создает интересные фотографии.

Еще свет бывает направленным, рассеянным или смешанным.

Направленный (прямой) свет  часто делает изображение плоским и контрастным, поэтому такой вид освещения следует использовать аккуратно.

Рассеянный свет  значительно уменьшает контраст объекта. Этот свет «холоднее», чем прямой. В основном, он выявляет детали у одноцветных или у темных предметов.

Момент съемки Понятие решающего момента в обиход ввёл Анри Картье-Брессон. Он является основателем жанра репортажной фотографии. Именно в репортажной съёмке очень важен момент, в который будет сделан снимок. В постановочной фотографии такого нет.

Момент съемки

Понятие решающего момента в обиход ввёл Анри Картье-Брессон. Он является основателем жанра репортажной фотографии. Именно в репортажной съёмке очень важен момент, в который будет сделан снимок. В постановочной фотографии такого нет.

Ракурс Ра́курс — это точка зрения на объект в пространстве, а также, получаемая в процессе съемки проекция (изображение, которое фиксируется на холст, фотопленку или цифровую матрицу фотоаппарата) объекта в данной точке. Под ракурсом в современной фотографии, чаще всего, понимается точка съемки по отношению к положению фотографируемого объекта. Нижний ракурс Верхний ракурс

Ракурс

Ра́курс — это точка зрения на объект в пространстве, а также, получаемая в процессе съемки проекция (изображение, которое фиксируется на холст, фотопленку или цифровую матрицу фотоаппарата) объекта в данной точке.

Под ракурсом в современной фотографии, чаще всего, понимается точка съемки по отношению к положению фотографируемого объекта.

Нижний ракурс

Верхний ракурс

Нижний ракурс Центральный ракурс

Нижний ракурс

Центральный ракурс

Ритм Под ритмом в фотографии понимают закономерное чередование каких либо элементов композиции в кадре. Архитектура, облака, силуэты и даже фонарные столбы – все это ритмы. Где-то загадочные, где-то вполне очевидные, но всегда очень завораживающие. Использование ритма — это отличная возможность выделить основную мысль фотографии, при этом зритель имеет возможность с легкость увидеть творческий смысл произведения, заложенный автором. линии пятна

Ритм

Под ритмом в фотографии понимают закономерное чередование каких либо элементов композиции в кадре. Архитектура, облака, силуэты и даже фонарные столбы – все это ритмы. Где-то загадочные, где-то вполне очевидные, но всегда очень завораживающие.

Использование ритма — это отличная возможность выделить основную мысль фотографии, при этом зритель имеет возможность с легкость увидеть творческий смысл произведения, заложенный автором.

линии

пятна

объекты

объекты

Практическая работа: 1. Определите какие ритмы есть на данном изображении?

Практическая работа:

1. Определите какие ритмы есть на данном изображении?

2.Проанализируйте фотографию. В чем замысел  фотографа-художника?

2.Проанализируйте фотографию. В чем замысел

фотографа-художника?

Просмотр содержимого презентации
«pril»

Презентация к уроку по теме: «Художественная фотография как вид искусства»

Презентация к уроку по теме: «Художественная фотография как вид искусства»

Бали. Предзакатная прогулка

Бали. Предзакатная прогулка

Сосна

Сосна

Групповой взлет

Групповой взлет

Ретро

Ретро

Арка

Арка

Одуванчик

Одуванчик

Тишина

Тишина

Голубь

Голубь

Тема урока:  «Художественная фотография  как вид искусства»

Тема урока: «Художественная фотография как вид искусства»

Цели урока

Цели урока

  • Выявить особенности и выразительные средства художественной фотографии как вида искусства,
  • научиться определять выразительные средства при анализе художественной фотографии
Вопросы урока

Вопросы урока

  • История возникновения и развития фотоискусства
  • История возникновения и развития фотоискусства
  • Направления, жанры и выразительные средства художественной фотографии
  • Направления, жанры и выразительные средства художественной фотографии
  • В чем заключается мастерство фотохудожника
  • В чем заключается мастерство фотохудожника
Практическая работа № 1  7 минут

Практическая работа № 1 7 минут

  • Прочитайте текст Юрия Борева «Фотография».
  • Выпишите в тетрадь даты, имена и термины , связанные с историей возникновения фотографии.
  • Сформулируйте один вопрос по содержанию текста .
  • Обсудите все вопросы в группе, выберите один самый интересный вопрос.
Основные сведения  из истории фотографии  Публичное сообщение о появлении  изображений с помощью света – 1839г.  Место изобретения  - Париж, Франция  Основоположники фотографии  - Луи Дагер, Жан Ньепс  Название изображения  - дагерротип

Основные сведения из истории фотографии

  • Публичное сообщение о появлении

изображений с помощью света – 1839г.

  • Место изобретения

- Париж, Франция

  • Основоположники фотографии

- Луи Дагер, Жан Ньепс

  • Название изображения

- дагерротип

Парижский бульвар Дагерротип 1839г.

Парижский бульвар Дагерротип 1839г.

Эдгар Алан По Дагерротип 1940 г.

Эдгар Алан По Дагерротип 1940 г.

Карл Булла  Владимирская женская школа 1906 г.

Карл Булла Владимирская женская школа 1906 г.

Карл Булла Лев Толстой 1902 г.

Карл Булла Лев Толстой 1902 г.

Когда фотография становится произведением искусства  ?

Когда фотография становится произведением искусства ?

Андре Кертеш Студия Мондриана. Париж 1926 г.

Андре Кертеш Студия Мондриана. Париж 1926 г.

Чарльз Шилер Завод Форда на реке Руж  1927 г.

Чарльз Шилер Завод Форда на реке Руж 1927 г.

Александр Родченко Электрозавод 1930 г.

Александр Родченко Электрозавод 1930 г.

Александр Родченко  Студгородок в Лефортово 1936 г.

Александр Родченко Студгородок в Лефортово 1936 г.

Ансел Адамс Ущелье 1940 г.

Ансел Адамс Ущелье 1940 г.

Ансель Адамс Восход луны 1941 г.

Ансель Адамс Восход луны 1941 г.

Роберт Капа  Мальчик - чистильщик сапог 1947 г.

Роберт Капа Мальчик - чистильщик сапог 1947 г.

Ричард Аведон Рене (из коллекции Диора)  1956 г.

Ричард Аведон Рене (из коллекции Диора) 1956 г.

Ричард Аведон  Туфля (дизайн от Перуджи» 1958 г.

Ричард Аведон Туфля (дизайн от Перуджи» 1958 г.

Ричард Аведон  Певица Мариан Андерсен 1955 г.

Ричард Аведон Певица Мариан Андерсен 1955 г.

Художественный образ  обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.   С.И. Ожегов Толковый словарь  русского языка.

Художественный образ

  • обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.

С.И. Ожегов Толковый словарь

русского языка.

Специфика  художественного образа в фотоискусстве - это изобразительный образ документального значения

Специфика

художественного образа в фотоискусстве

- это изобразительный образ документального значения

Выразительные средства художественной фотографии

Выразительные средства художественной фотографии

  • Композиция
  • Цвет
  • Линия
  • Цветовая композиция
  • Формат
  • Распределение света
  • Момент съемки
  • Ракурс съемки
Композиция-   это своеобразная архитектура снимка, которая должна учитывать перспективу изображения, очертания и формы светотени, направление совершающегося в кадре движения. Композиция – это объединение отдельных элементов в единое художественное целое. В построении композиции фотограф опирается на уже существующие формы и придает им через использование выразительных средств фотографии определенную смысловую окраску. Правило «золотого сечения» Разделите кадр на три равные части по горизонтали и три по вертикали. Самые эффектные зоны находятся в точках  пересечения линий друг с другом (узел внимания – так называется эта точка). Именно в этих зонах лучше располагать главный объект кадра.

Композиция-

  это своеобразная архитектура снимка, которая должна учитывать перспективу изображения, очертания и формы светотени, направление совершающегося в кадре движения.

Композиция – это объединение отдельных элементов в единое художественное целое.

В построении композиции фотограф опирается на уже существующие формы и придает им через использование выразительных средств фотографии определенную смысловую окраску.

Правило «золотого сечения»

Разделите кадр на три равные части по горизонтали и три по вертикали.

Самые эффектные зоны находятся в точках  пересечения линий друг с другом (узел внимания – так называется эта точка). Именно в этих зонах лучше располагать главный объект кадра.

Цвет Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека. Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах. Холодные цвета – синий, розовый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой

Цвет

Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека.

Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах.

Холодные цвета – синий, розовый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой

Примеры плохого цвета

Примеры плохого цвета

Линия Из линий состоят очертания всех объектов на снимке. Линии могут объединять различные элементы композиции или разделять их. Вертикальные и горизонтальные линии в фотографии сами по себе не вызывают напряжения или каких либо резких эмоций. Каждый понимает, что это естественные направления, которые в основном передают статичность объектов.  Линии, которые сильно отклоняются от горизонтали или вертикали выглядят неустойчивыми. Самые неустойчивые линии - это те, которые проходят под углом 45 градусов.

Линия

Из линий состоят очертания всех объектов на снимке. Линии могут объединять различные элементы композиции или разделять их.

Вертикальные и горизонтальные линии в фотографии сами по себе не вызывают напряжения или каких либо резких эмоций. Каждый понимает, что это естественные направления, которые в основном передают статичность объектов. 

Линии, которые сильно отклоняются от горизонтали или вертикали выглядят неустойчивыми. Самые неустойчивые линии - это те, которые проходят под углом 45 градусов.

Формат Для каждой фотографии можно рассчитать несколько параметров – линейный размер, размер в пикселях, разрешение. Линейный размер – это ширина и высота фотоснимка в миллиметрах, измеряется обычной линейкой. Минимальный линейный размер – 89х127 мм . Округленный и переведенный в сантиметры показатель линейного размера называется форматом фотографии. Минимальный формат – 9х13 см. 

Формат

Для каждой фотографии можно рассчитать несколько параметров – линейный размер, размер в пикселях, разрешение. Линейный размер – это ширина и высота фотоснимка в миллиметрах, измеряется обычной линейкой. Минимальный линейный размер – 89х127 мм . Округленный и переведенный в сантиметры показатель линейного размера называется форматом фотографии. Минимальный формат – 9х13 см. 

Свет Съемка против света  (контровой свет) – главное средство для выявления формы предметов. Такой свет создает очень сильные тени и силуэт объекта. Часто благодаря такому свету и выбору удачного  ракурса  фотохудожник создает интересные фотографии. Еще свет бывает направленным, рассеянным или смешанным. Направленный (прямой) свет   часто делает изображение плоским и контрастным, поэтому такой вид освещения следует использовать аккуратно. Рассеянный свет  значительно уменьшает контраст объекта. Этот свет «холоднее», чем прямой. В основном, он выявляет детали у одноцветных или у темных предметов.

Свет

Съемка против света  (контровой свет) – главное средство для выявления формы предметов. Такой свет создает очень сильные тени и силуэт объекта. Часто благодаря такому свету и выбору удачного  ракурса  фотохудожник создает интересные фотографии.

Еще свет бывает направленным, рассеянным или смешанным.

Направленный (прямой) свет   часто делает изображение плоским и контрастным, поэтому такой вид освещения следует использовать аккуратно.

Рассеянный свет  значительно уменьшает контраст объекта. Этот свет «холоднее», чем прямой. В основном, он выявляет детали у одноцветных или у темных предметов.

Момент съемки Понятие решающего момента в обиход ввёл Анри Картье-Брессон. Он является основателем жанра репортажной фотографии. Именно в репортажной съёмке очень важен момент, в который будет сделан снимок. В постановочной фотографии такого нет.

Момент съемки

Понятие решающего момента в обиход ввёл Анри Картье-Брессон. Он является основателем жанра репортажной фотографии. Именно в репортажной съёмке очень важен момент, в который будет сделан снимок. В постановочной фотографии такого нет.

Нижний ракурс Центральный ракурс

Нижний ракурс

Центральный ракурс

Ритм Под ритмом в фотографии понимают закономерное чередование каких либо элементов композиции в кадре. Архитектура, облака, силуэты и даже фонарные столбы – все это ритмы. Где-то загадочные, где-то вполне очевидные, но всегда очень завораживающие. Использование ритма — это отличная возможность выделить основную мысль фотографии, при этом зритель имеет возможность с легкость увидеть творческий смысл произведения, заложенный автором. линии пятна

Ритм

Под ритмом в фотографии понимают закономерное чередование каких либо элементов композиции в кадре. Архитектура, облака, силуэты и даже фонарные столбы – все это ритмы. Где-то загадочные, где-то вполне очевидные, но всегда очень завораживающие.

Использование ритма — это отличная возможность выделить основную мысль фотографии, при этом зритель имеет возможность с легкость увидеть творческий смысл произведения, заложенный автором.

линии

пятна

Практическая работа: 1. Определите какие ритмы есть на данном изображении?

Практическая работа:

1. Определите какие ритмы есть на данном изображении?

2.Проанализируйте фотографию. В чем замысел  фотографа-художника?

2.Проанализируйте фотографию. В чем замысел

фотографа-художника?

Париж

Париж

Восход двойного солнца

Восход двойного солнца

Июль

Июль

Стопкадр

Стопкадр

Музыка Севера

Музыка Севера

Часовня

Часовня

Аж мысли закипают

Аж мысли закипают

Большой ух

Большой ух

Трудный дебют

Трудный дебют

Пейзажик

Пейзажик

Ричард Аведон Бьорк

Ричард Аведон Бьорк

Практическая работа № 2  Фотохудожник – каков он?

Практическая работа № 2 Фотохудожник – каков он?

  • Обсудите в группе, какими личностными и профессиональными качествами должен обладать фотохудожник, чтобы достичь успеха в профессии?
  • Запишите в тетрадь эти качества.
  • Нарисуйте словесный портрет фотохудожника, обосновывая свою позицию.
Фотохудожник – каков он?

Фотохудожник – каков он?

  • Психолог
  • Исследователь жизни во всех ее проявлениях
  • Имеет свою точку зрения, идейную позицию, индивидуальность стиля
  • Обладает художественным вкусом
  • Владеет технологией фотографии
  • Знает историю и теорию изобразительного искусства
Домашнее задание  Вариант 1.

Домашнее задание

Вариант 1.

  • Найти примеры художественной фотографии (или попытаться сделать самим).
  • Проанализировать письменно по плану.
План анализа  художественной фотографии

План анализа художественной фотографии

  • Какое событие, явление изображает фотохудожник?
  • Что изображено (кто изображен) на фотографии?
  • Жанр фотографии.
  • Какие выразительные средства использует фотохудожник для создания художественного образа?
  • Что Вас привлекает в данной фотографии?
  • Какие чувства вызывает фотография?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!