СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Композиция, симметрия и ассиметрия

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать сведения о симметрии-асимметрии, статике и динамике;

Задачи урока:

развивать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы, от общего к деталям;

помогать определению пропорции, формы предмета, его положения в пространстве;

закрепить знания о композиции, равновесии в композиции;

формировать умения выражать в рисунке свои зрительные представления;

воспитать интерес любовь к искусству.

Оборудование:

альбом,

карандаш,

ластик,

кисти,

акварель,

баночка под воду,

ветошь для кистей.

Зрительный ряд:

Репродукции картин: Леонардо да Винчи “Мадонна в гроте”

Рисунки: бабочка <Рисунок5>, олень с ветвистыми рогами <Рисунок6>, лебеди <Рисунок7>, аллея осеннего парка <Рисунок8>, снежинки <Рисунок13>, фигура человека.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Композиция, симметрия и ассиметрия»

Класс________

Урок № 7

Дата___________

Тема урока: Композиция, симметрия и ассиметрия

Тип урока: урок изложения нового материала

Метод работы: практическая, беседа.

Форма работы: коллективная

Цель урока: дать сведения о симметрии-асимметрии, статике и динамике;

Задачи урока:

развивать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы, от общего к деталям;

помогать определению пропорции, формы предмета, его положения в пространстве;

закрепить знания о композиции, равновесии в композиции;

формировать умения выражать в рисунке свои зрительные представления;

воспитать интерес любовь к искусству.

Оборудование:

альбом,

карандаш,

ластик,

кисти,

акварель,

баночка под воду,

ветошь для кистей.

Зрительный ряд:

Репродукции картин: Леонардо да Винчи “Мадонна в гроте”

Рисунки: бабочка , олень с ветвистыми рогами , лебеди , аллея осеннего парка , снежинки , фигура человека.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Основная часть урока

Беседа о “симметрии-асимметрии”

- Бабочка расправила крылья – и перед нами разноцветный орнамент из линий и пятен, могучие рога оленя, разветвляются в стороны, подобны скульптурной композиции, а какое сказочное зрелище – лебеди, отражающиеся в воде, аллея осеннего парка с уходящими вдаль деревьями.











Повсюду можно наблюдать картины, в которых есть одинаковые по форме, тону и цвету, левые и правые стороны, где равновесие наиболее выражено, или, как мы привыкли говорить, стороны симметричны.

- Принцип симметрии может сохраняться и при незначительных отклонениях одной из сторон композиции от центральной оси или при добавлении с любой стороны нескольких деталей /линий, пятен/, изменении насыщенности элементов картины. В природе случаи идеальной геометрической симметрии практически единичны, что нельзя сказать о творениях человеческих рук: произведениях искусства, архитектуре, технике, предметах быта, так называемой второй природе.

- Законам симметрии пользовались еще архитекторы и скульпторы Древней Греции. Ярким выражением его может служить западный фронтон храма Зевса в Олимпии, на котором многофигурная композиция “Борьба лапифов с кентаврами в присутствии бога Аполлона ”, росписи ваз, фресок.











- Скажите, что такое композиция?

- Композиция /от лат./ - составление, соединение, различных частей в единое целое с какой-либо идеей.

- Симметрично построенная композиция встречается во многих произведениях, назовем наиболее известные: “Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэль, в русском искусстве – “Богатыри” Виктора Васнецова.










Если симметричная композиция создает впечатление покоя, тишины, торжественности, передает чувство уравновешенности, то асимметричной композиции ближе ощущение движения, беспокойства. В такой композиции составляющие части относительно центральной оси неодинаковые.

- В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.

Симметрия в искусстве усвоена на реальной действительности изобилующей симметрично устроенными формами, например, симметрично устроены фигуры человека, бабочки, снежинки и т.д.







- В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.

Используя закон симметрии, попробуем передать в эскизах состояние покоя, устойчивости форм одной или несколько фигур.

- Но главная задача – сохранить равновесие путем подбора и расположения элементов в пространстве картины и в определениях пропорциях по форме, тону, цвету.

- При составлении соблюдайте одно условие: элементы композиции расположить ровно, без особого отклонения от вертикали либо горизонтали.

Тогда получим работу, в которой, кроме симметрии, выражено состояние статики.

Симметричные композиции – статичные /устойчивые/, левая и правая половина уравновешены.







- Теперь незаметно подошли к другому закону – статике.

- Статика – это покой, устойчивость.

- Статику можно встретить в произведениях искусства в таких как пейзаж, портрет, натюрморт.

- Если формы, линий устремлены в одном направлении, то зрительно создается как бы “движение” нарисованной фигуры.

- Ощущение движения /динамику/ можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен – от горизонтальных, вертикальных к диагональным и даже спиральным.

Динамика встречается в произведениях изобразительного искусства в пейзаже, анималистическом жанре.


- Динамика – это движение.

- Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют, или усиливают друг друга, в результате работа в целом выигрывает.


- Завершая урок, выполним ряд несложных заданий, в которых посредством статики и динамики выразим различные состояния в мире природы и жизни человека.

Композиции можно взять из двух – пяти фигур, на сюжеты, подсказанные натурой, и условно выраженных силуэтом насекомых, птиц, животных с добавлением трав, цветов.

1. Не срисовывать с вещей, созданных художниками.

2. Полагать на свой неповторимый эмоциональный опыт и фантазию.

Итог: Коллективный анализ работ отмечаются разнообразие и выразительность сюжетов, рассказывают, правильно ли составили композицию.

Отвечают на вопросы:

Что такое статика и динамика?

С какими произведениями искусства познакомились?

В каких произведениях искусства можно встретить статику, а в каких динамику?

Д/З выполнить рисунок в технике графика



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!