СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н.Толстой и культура XX века»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № _____

Дисциплина:  ОУД  02. Русская литература

 

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

 

Тема урока: «Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.   Л. Н.Толстой и культура XX века»

 

Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

 

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО,  Г.А.  Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

 

4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Роман «Война и мир» - первое произведение, доставившее Толстому мировую славу, - был переведён на французский язык в 1879 г. Роман произвёл сильнейшее впечатление. «Я чувствовал себя унесённым течением спокойной реки, дна которой я не мог достать»,- писал один известный французский критик. К нему присоединился Флобер. «Какой художник и какой психолог!» - восторженно воскликнул он, прочитав два первых тома романа.

Так ещё в последнюю треть XIX в. воздействие творчества Толстого разнообразными способами проявилось у зарубежных писателей демократического, реалистического направления.

Воздействие писателя стало гораздо более заметным и широким на рубеже двух столетий, когда Толстой вошёл в мировую литературу не только как создатель «Войны и мира», «Анны Карениной», повестей и рассказов, но и как автор «Воскресения». Последняя книга Толстого с особенной силой раскрыла перед всем миром подлинную сущность капитализма.

Толстой-художник оказал благотворное влияние на лучших мастеров западного критического реализма XX в., выступивших ещё в дооктябрьскую эпоху: на Анатоля Франса, Бернарда Шоу, Теодора Драйзера, Генриха Манна, Ромена Роллана и др.

Все названные писатели видели в Толстом вдохновляющий пример писательской правдивости, искренности, смелости и бесстрашия.

Теодор Драйзер рассказывает о впечатлении, которое произвели на него в юности книги Толстого: «Я снова усиленно занялся чтением... Дороже всех мне тогда был Толстой, как автор повестей «Крейцерова соната» и «Смерть Ивана Ильича» ... Я был так восхищён и потрясён жизненностью картин, которые мне в них открылись, что меня внезапно озарила мысль, как бы совсем новая для меня: как чудесно было бы стать писателем. Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

В юные годы много и жадно читал Толстого Фучик. Сохранились сделанные им записи о том впечатлении, которое произвели на него «Анна Каренина» и «Крейцерова соната». В ученическом сочинении «О счастье», написанном Фучиком в шестнадцатилетнем возрасте, говорится: «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное счастье!»

Английский писатель Джон Голсуорси заявляет: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».

Анатоль Франс писал в 1910 г. в статье, посвященной памяти Толстого: «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души... Толстой даёт нам также пример непревзойдённого интеллектуального благородства, мужества и великодушия. С героическим спокойствием, с суровой добротой он изобличал преступления общества, все законы которого преследуют только одну цель - освящение его несправедливости, его произвола. И в этом Толстой - лучший среди лучших».

Столетний юбилей Толстого в 1928 г. торжественно отмеченный в Европе, ещё более расширил и утвердил здесь популярность Толстого. Многочисленные статьи, появившиеся в журналах и газетах, единодушно признавали, что «Война и мир»- величайший роман в мире, а Толстой - величайший из всех романистов, стоящий «на голову выше всех других писателей».

Но не только роман «Война и мир» волновал и волнует читателей всего мира. Художник, философ, моралист-обличитель, Толстой поражает величием и грандиозностью своего творческого облика. В. И. Ленин, отмечая многогранность этого творческого облика, раскрывает и исторические корни всемирного влияния Толстого: «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции». Вот в чём заключается основное значение Толстого в истории мировой культуры и литературы.

Толстой часто глубоко ошибался, но он всегда заставлял думать и волноваться. Одни им восхищались, другие протестовали против его учения. Но пройти спокойно мимо него было нельзя: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.

5. Закрепление изученного материала:

1. В каком году был переведен на французский язык роман – эпопея «Война и мир»?

а) 1879 г.

б) 1875 г.

в) 1866 г.

2. Английский писатель Джон Голсуорси заявляет:

а) «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель

б) «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».

в) «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное  счастье!»

3. В каком году отмечали столетний юбилей Толстого?

а) 1910 г.

б) 1928 г.

в) 1876 г.

4. На каких мастеров западного критического реализма XX в. оказал благотворное влияние Толстой-художник?

а) на Анатоля Франса

б) на Теодора Драйзера

в) на Александра Пушкина.

 

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок № _____

Дисциплина:  ОУД  02. Русская литература

 

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

 

Тема урока: «Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.   Л. Н.Толстой и культура XX века»

 

Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

 

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО,  Г.А.  Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

 

4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Роман «Война и мир» - первое произведение, доставившее Толстому мировую славу, - был переведён на французский язык в 1879 г. Роман произвёл сильнейшее впечатление. «Я чувствовал себя унесённым течением спокойной реки, дна которой я не мог достать»,- писал один известный французский критик. К нему присоединился Флобер. «Какой художник и какой психолог!» - восторженно воскликнул он, прочитав два первых тома романа.

Так ещё в последнюю треть XIX в. воздействие творчества Толстого разнообразными способами проявилось у зарубежных писателей демократического, реалистического направления.

Воздействие писателя стало гораздо более заметным и широким на рубеже двух столетий, когда Толстой вошёл в мировую литературу не только как создатель «Войны и мира», «Анны Карениной», повестей и рассказов, но и как автор «Воскресения». Последняя книга Толстого с особенной силой раскрыла перед всем миром подлинную сущность капитализма.

Толстой-художник оказал благотворное влияние на лучших мастеров западного критического реализма XX в., выступивших ещё в дооктябрьскую эпоху: на Анатоля Франса, Бернарда Шоу, Теодора Драйзера, Генриха Манна, Ромена Роллана и др.

Все названные писатели видели в Толстом вдохновляющий пример писательской правдивости, искренности, смелости и бесстрашия.

Теодор Драйзер рассказывает о впечатлении, которое произвели на него в юности книги Толстого: «Я снова усиленно занялся чтением... Дороже всех мне тогда был Толстой, как автор повестей «Крейцерова соната» и «Смерть Ивана Ильича» ... Я был так восхищён и потрясён жизненностью картин, которые мне в них открылись, что меня внезапно озарила мысль, как бы совсем новая для меня: как чудесно было бы стать писателем. Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

В юные годы много и жадно читал Толстого Фучик. Сохранились сделанные им записи о том впечатлении, которое произвели на него «Анна Каренина» и «Крейцерова соната». В ученическом сочинении «О счастье», написанном Фучиком в шестнадцатилетнем возрасте, говорится: «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное счастье!»

Английский писатель Джон Голсуорси заявляет: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».

Анатоль Франс писал в 1910 г. в статье, посвященной памяти Толстого: «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души... Толстой даёт нам также пример непревзойдённого интеллектуального благородства, мужества и великодушия. С героическим спокойствием, с суровой добротой он изобличал преступления общества, все законы которого преследуют только одну цель - освящение его несправедливости, его произвола. И в этом Толстой - лучший среди лучших».

Столетний юбилей Толстого в 1928 г. торжественно отмеченный в Европе, ещё более расширил и утвердил здесь популярность Толстого. Многочисленные статьи, появившиеся в журналах и газетах, единодушно признавали, что «Война и мир»- величайший роман в мире, а Толстой - величайший из всех романистов, стоящий «на голову выше всех других писателей».

Но не только роман «Война и мир» волновал и волнует читателей всего мира. Художник, философ, моралист-обличитель, Толстой поражает величием и грандиозностью своего творческого облика. В. И. Ленин, отмечая многогранность этого творческого облика, раскрывает и исторические корни всемирного влияния Толстого: «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции». Вот в чём заключается основное значение Толстого в истории мировой культуры и литературы.

Толстой часто глубоко ошибался, но он всегда заставлял думать и волноваться. Одни им восхищались, другие протестовали против его учения. Но пройти спокойно мимо него было нельзя: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.

5. Закрепление изученного материала:

1. В каком году был переведен на французский язык роман – эпопея «Война и мир»?

а) 1879 г.

б) 1875 г.

в) 1866 г.

2. Английский писатель Джон Голсуорси заявляет:

а) «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель

б) «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».

в) «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное  счастье!»

3. В каком году отмечали столетний юбилей Толстого?

а) 1910 г.

б) 1928 г.

в) 1876 г.

4. На каких мастеров западного критического реализма XX в. оказал благотворное влияние Толстой-художник?

а) на Анатоля Франса

б) на Теодора Драйзера

в) на Александра Пушкина.

 

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н.Толстой и культура XX века»»

Урок № _____

Предмет: ОУД 02. Русская литература


Дата поведения: 25. 03. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № 1-8

Специальность: 15.01.05 «Сварщик.»


Тема программы: Особенности развития русской литературы и культуры во второй половине XIX века.


Тема урока: «Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н.Толстой и культура XX века»


Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.


Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.



4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Роман «Война и мир» - первое произведение, доставившее Толстому мировую славу, - был переведён на французский язык в 1879 г. Роман произвёл сильнейшее впечатление. «Я чувствовал себя унесённым течением спокойной реки, дна которой я не мог достать»,- писал один известный французский критик. К нему присоединился Флобер. «Какой художник и какой психолог!» - восторженно воскликнул он, прочитав два первых тома романа.

Так ещё в последнюю треть XIX в. воздействие творчества Толстого разнообразными способами проявилось у зарубежных писателей демократического, реалистического направления.

Воздействие писателя стало гораздо более заметным и широким на рубеже двух столетий, когда Толстой вошёл в мировую литературу не только как создатель «Войны и мира», «Анны Карениной», повестей и рассказов, но и как автор «Воскресения». Последняя книга Толстого с особенной силой раскрыла перед всем миром подлинную сущность капитализма.

Толстой-художник оказал благотворное влияние на лучших мастеров западного критического реализма XX в., выступивших ещё в дооктябрьскую эпоху: на Анатоля Франса, Бернарда Шоу, Теодора Драйзера, Генриха Манна, Ромена Роллана и др.

Все названные писатели видели в Толстом вдохновляющий пример писательской правдивости, искренности, смелости и бесстрашия.

Теодор Драйзер рассказывает о впечатлении, которое произвели на него в юности книги Толстого: «Я снова усиленно занялся чтением... Дороже всех мне тогда был Толстой, как автор повестей «Крейцерова соната» и «Смерть Ивана Ильича» ... Я был так восхищён и потрясён жизненностью картин, которые мне в них открылись, что меня внезапно озарила мысль, как бы совсем новая для меня: как чудесно было бы стать писателем. Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

В юные годы много и жадно читал Толстого Фучик. Сохранились сделанные им записи о том впечатлении, которое произвели на него «Анна Каренина» и «Крейцерова соната». В ученическом сочинении «О счастье», написанном Фучиком в шестнадцатилетнем возрасте, говорится: «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное счастье!»

Английский писатель Джон Голсуорси заявляет: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».

Анатоль Франс писал в 1910 г. в статье, посвященной памяти Толстого: «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души... Толстой даёт нам также пример непревзойдённого интеллектуального благородства, мужества и великодушия. С героическим спокойствием, с суровой добротой он изобличал преступления общества, все законы которого преследуют только одну цель - освящение его несправедливости, его произвола. И в этом Толстой - лучший среди лучших».

Столетний юбилей Толстого в 1928 г. торжественно отмеченный в Европе, ещё более расширил и утвердил здесь популярность Толстого. Многочисленные статьи, появившиеся в журналах и газетах, единодушно признавали, что «Война и мир»- величайший роман в мире, а Толстой - величайший из всех романистов, стоящий «на голову выше всех других писателей».

Но не только роман «Война и мир» волновал и волнует читателей всего мира. Художник, философ, моралист-обличитель, Толстой поражает величием и грандиозностью своего творческого облика. В. И. Ленин, отмечая многогранность этого творческого облика, раскрывает и исторические корни всемирного влияния Толстого: «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции». Вот в чём заключается основное значение Толстого в истории мировой культуры и литературы.

Толстой часто глубоко ошибался, но он всегда заставлял думать и волноваться. Одни им восхищались, другие протестовали против его учения. Но пройти спокойно мимо него было нельзя: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.

5. Закрепление изученного материала:

1. В каком году был переведен на французский язык роман – эпопея «Война и мир»?

а) 1879 г.

б) 1875 г.

в) 1866 г.

2. Английский писатель Джон Голсуорси заявляет:

а) «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель

б) «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».

в) «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное счастье!»

3. В каком году отмечали столетний юбилей Толстого?

а) 1910 г.

б) 1928 г.

в) 1876 г.

4. На каких мастеров западного критического реализма XX в. оказал благотворное влияние Толстой-художник?

а) на Анатоля Франса

б) на Теодора Драйзера

в) на Александра Пушкина.



6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом.





























Урок № _____

Предмет: ОУД 02. Русская литература


Дата поведения: 26. 03. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № 1-8

Специальность: 15.01.05 «Сварщик.»

Тема программы: Особенности развития русской литературы и культуры во второй половине XIX века.


Тема урока: «А.П. Чехов. Сведения из биографии.»


Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества А.П. Чехова.

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству А.П. Чехова.


Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.



  1. Изложение нового материала. Методика: Лекция

Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.

Ранние годы.

Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.

Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Начало литературного пути.

Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.

Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890г.).

Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.

Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.

Поздние годы. Смерть писателя.

После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям (1892-1899). В то время было написано много произведений, среди которых: пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Постановка «Чайки» на сцене МХАТа в 1898 году стала заслуженным триумфом Чехова-драматурга.

Затем из-за туберкулеза биография Антона Чехов пополняется еще одним переездом – в Ялту, где у него в гостях бывают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.

Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах.

Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.

Интересные факты.

  • Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте.

  • В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.

  • Женой драматурга Чехова была артистка театра Ольга Леонардовна Книппер, которая пережила его на 55 лет. После смерти мужа по завещанию она получила дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей.

  • У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.



  1. Закрепление изученного материала:

1. В каком из вариантов указаны годы жизни Антона Павловича Чехова?

а) 1860-1904

б) 1860-1924

в) 1861-1917

г) 1872-1935

2. На каком факультете учился Чехов в Московском университете?

а) на филологическом;

б) на философском;

в) на медицинском;

г) на архитектурном.

3. В каком году впервые были изданы книгой рассказы Чехова?

а) 1881

б) 1884

в) 1887

г) 1893

4. Почему Чехову пришлось переехать в Ялту?

а) Писатель заболел туберкулезом;

б) Чехова пригласили к себе родственники;

в) Писателю предложили поработать редактором крупного издания;

г) Чехов гостил в Ялте у А. Куприна.

5. Каким был наиболее популярный псевдоним Чехова?

а) Антуан Чеховской;

б) Антоша Чехонте;

в) Антон Разин.

г) Антин Чешский;





  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

  2. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом, стр. 327-332.









План урока


Предмет: ОУД 02. Русская литература


Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № ___

Тема программы: Особенности развития русской литературы и культуры во второй половине XIX века.


Тема урока: «Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах.»


Тип урока: комбиированный.

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.


Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  1. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  2. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

1. В каком из вариантов указаны годы жизни Антона Павловича Чехова?

а) 1860-1904

б) 1860-1924

в) 1861-1917

г) 1872-1935

2. На каком факультете учился Чехов в Московском университете?

а) на филологическом;

б) на философском;

в) на медицинском;

г) на архитектурном.

3. В каком году впервые были изданы книгой рассказы Чехова?

а) 1881

б) 1884

в) 1887

г) 1893

4. Почему Чехову пришлось переехать в Ялту?

а) Писатель заболел туберкулезом;

б) Чехова пригласили к себе родственники;

в) Писателю предложили поработать редактором крупного издания;

г) Чехов гостил в Ялте у А. Куприна.

5. Каким был наиболее популярный псевдоним Чехова?

а) Антуан Чеховской;

б) Антоша Чехонте;

в) Антон Разин.

г) Антин Чешский;



  1. Изложение нового материала. Методика: Лекция

Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также несловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом, и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.

Последний период творчества

В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Чехов - признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии -- о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

Значение творчества

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

  1. Закрепление изученного материала:

      1. В каком жанре продолжает свою работу А.П. Чехов?

      2. В каком году вернулся к своим драматическим поискам?

      3. Перечислить постановки Чеховских пьес в Московском Художественном театре?

      4. Почему появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни?

      5. Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»,

«О любви» объединены в трилогию?



  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

  2. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом, стр. 332-337.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!