Урок № _____
Предмет: ОУД 02. Русская литература
Дата поведения: 25. 03. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Группа № 1-8
Специальность: 15.01.05 «Сварщик.»
Тема программы: Особенности развития русской литературы и культуры во второй половине XIX века.
Тема урока: «Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н.Толстой и культура XX века»
Тип урока: Лекция с элементами беседы.
Цели:
а) образовательная: развитие речи, мышления.
б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;
в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.
Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник
Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
Ход урока
1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
4.Изложение нового материала. Методика: Лекция
Роман «Война и мир» - первое произведение, доставившее Толстому мировую славу, - был переведён на французский язык в 1879 г. Роман произвёл сильнейшее впечатление. «Я чувствовал себя унесённым течением спокойной реки, дна которой я не мог достать»,- писал один известный французский критик. К нему присоединился Флобер. «Какой художник и какой психолог!» - восторженно воскликнул он, прочитав два первых тома романа.
Так ещё в последнюю треть XIX в. воздействие творчества Толстого разнообразными способами проявилось у зарубежных писателей демократического, реалистического направления.
Воздействие писателя стало гораздо более заметным и широким на рубеже двух столетий, когда Толстой вошёл в мировую литературу не только как создатель «Войны и мира», «Анны Карениной», повестей и рассказов, но и как автор «Воскресения». Последняя книга Толстого с особенной силой раскрыла перед всем миром подлинную сущность капитализма.
Толстой-художник оказал благотворное влияние на лучших мастеров западного критического реализма XX в., выступивших ещё в дооктябрьскую эпоху: на Анатоля Франса, Бернарда Шоу, Теодора Драйзера, Генриха Манна, Ромена Роллана и др.
Все названные писатели видели в Толстом вдохновляющий пример писательской правдивости, искренности, смелости и бесстрашия.
Теодор Драйзер рассказывает о впечатлении, которое произвели на него в юности книги Толстого: «Я снова усиленно занялся чтением... Дороже всех мне тогда был Толстой, как автор повестей «Крейцерова соната» и «Смерть Ивана Ильича» ... Я был так восхищён и потрясён жизненностью картин, которые мне в них открылись, что меня внезапно озарила мысль, как бы совсем новая для меня: как чудесно было бы стать писателем. Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»
В юные годы много и жадно читал Толстого Фучик. Сохранились сделанные им записи о том впечатлении, которое произвели на него «Анна Каренина» и «Крейцерова соната». В ученическом сочинении «О счастье», написанном Фучиком в шестнадцатилетнем возрасте, говорится: «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное счастье!»
Английский писатель Джон Голсуорси заявляет: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».
Анатоль Франс писал в 1910 г. в статье, посвященной памяти Толстого: «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души... Толстой даёт нам также пример непревзойдённого интеллектуального благородства, мужества и великодушия. С героическим спокойствием, с суровой добротой он изобличал преступления общества, все законы которого преследуют только одну цель - освящение его несправедливости, его произвола. И в этом Толстой - лучший среди лучших».
Столетний юбилей Толстого в 1928 г. торжественно отмеченный в Европе, ещё более расширил и утвердил здесь популярность Толстого. Многочисленные статьи, появившиеся в журналах и газетах, единодушно признавали, что «Война и мир»- величайший роман в мире, а Толстой - величайший из всех романистов, стоящий «на голову выше всех других писателей».
Но не только роман «Война и мир» волновал и волнует читателей всего мира. Художник, философ, моралист-обличитель, Толстой поражает величием и грандиозностью своего творческого облика. В. И. Ленин, отмечая многогранность этого творческого облика, раскрывает и исторические корни всемирного влияния Толстого: «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции». Вот в чём заключается основное значение Толстого в истории мировой культуры и литературы.
Толстой часто глубоко ошибался, но он всегда заставлял думать и волноваться. Одни им восхищались, другие протестовали против его учения. Но пройти спокойно мимо него было нельзя: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.
5. Закрепление изученного материала:
1. В каком году был переведен на французский язык роман – эпопея «Война и мир»?
а) 1879 г.
б) 1875 г.
в) 1866 г.
2. Английский писатель Джон Голсуорси заявляет:
а) «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель
б) «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».
в) «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное счастье!»
3. В каком году отмечали столетний юбилей Толстого?
а) 1910 г.
б) 1928 г.
в) 1876 г.
4. На каких мастеров западного критического реализма XX в. оказал благотворное влияние Толстой-художник?
а) на Анатоля Франса
б) на Теодора Драйзера
в) на Александра Пушкина.
6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
7. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом.
Урок № _____
Предмет: ОУД 02. Русская литература
Дата поведения: 26. 03. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Группа № 1-8
Специальность: 15.01.05 «Сварщик.»
Тема программы: Особенности развития русской литературы и культуры во второй половине XIX века.
Тема урока: «А.П. Чехов. Сведения из биографии.»
Тип урока: Лекция с элементами беседы.
Цели:
а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества А.П. Чехова.
б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта
в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству А.П. Чехова.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник
Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
Изложение нового материала. Методика: Лекция
Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.
Ранние годы.
Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.
Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.
Начало литературного пути.
Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.
Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890г.).
Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.
Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.
Поздние годы. Смерть писателя.
После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям (1892-1899). В то время было написано много произведений, среди которых: пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Постановка «Чайки» на сцене МХАТа в 1898 году стала заслуженным триумфом Чехова-драматурга.
Затем из-за туберкулеза биография Антона Чехов пополняется еще одним переездом – в Ялту, где у него в гостях бывают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.
Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах.
Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.
Интересные факты.
Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте.
В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.
Женой драматурга Чехова была артистка театра Ольга Леонардовна Книппер, которая пережила его на 55 лет. После смерти мужа по завещанию она получила дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей.
У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.
Закрепление изученного материала:
1. В каком из вариантов указаны годы жизни Антона Павловича Чехова?
а) 1860-1904
б) 1860-1924
в) 1861-1917
г) 1872-1935
2. На каком факультете учился Чехов в Московском университете?
а) на филологическом;
б) на философском;
в) на медицинском;
г) на архитектурном.
3. В каком году впервые были изданы книгой рассказы Чехова?
а) 1881
б) 1884
в) 1887
г) 1893
4. Почему Чехову пришлось переехать в Ялту?
а) Писатель заболел туберкулезом;
б) Чехова пригласили к себе родственники;
в) Писателю предложили поработать редактором крупного издания;
г) Чехов гостил в Ялте у А. Куприна.
5. Каким был наиболее популярный псевдоним Чехова?
а) Антуан Чеховской;
б) Антоша Чехонте;
в) Антон Разин.
г) Антин Чешский;
Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом, стр. 327-332.
План урока
Предмет: ОУД 02. Русская литература
Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Группа № ___
Тема программы: Особенности развития русской литературы и культуры во второй половине XIX века.
Тема урока: «Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах.»
Тип урока: комбиированный.
Цели:
а) образовательная: развитие речи, мышления.
б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;
в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник
Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
Ход урока
1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
1. В каком из вариантов указаны годы жизни Антона Павловича Чехова?
а) 1860-1904
б) 1860-1924
в) 1861-1917
г) 1872-1935
2. На каком факультете учился Чехов в Московском университете?
а) на филологическом;
б) на философском;
в) на медицинском;
г) на архитектурном.
3. В каком году впервые были изданы книгой рассказы Чехова?
а) 1881
б) 1884
в) 1887
г) 1893
4. Почему Чехову пришлось переехать в Ялту?
а) Писатель заболел туберкулезом;
б) Чехова пригласили к себе родственники;
в) Писателю предложили поработать редактором крупного издания;
г) Чехов гостил в Ялте у А. Куприна.
5. Каким был наиболее популярный псевдоним Чехова?
а) Антуан Чеховской;
б) Антоша Чехонте;
в) Антон Разин.
г) Антин Чешский;
Изложение нового материала. Методика: Лекция
Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также несловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом, и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
Последний период творчества
В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Чехов - признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии -- о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Значение творчества
Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.
Закрепление изученного материала:
В каком жанре продолжает свою работу А.П. Чехов?
В каком году вернулся к своим драматическим поискам?
Перечислить постановки Чеховских пьес в Московском Художественном театре?
Почему появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни?
Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви» объединены в трилогию?
Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом, стр. 332-337.