СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока «Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анисимова Марина Геннадьевна.

Преподаватель истории  и географии КГУ «Глубоковский технический колледж» УО ВКО

Тема урока «Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана»

Аннотация к уроку истории Казахстана на тему  «Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана». Раздел 5 «Цивилизация: особенности экономического развития», подраздел 1. «Традиционная система жизнеобеспечения казахов». 

Данный урок проводится на 1 курсе колледжа , цели обучения, которые достигаются на данном уроке в соответствие с учебной программой 5.1.1. определять особенности кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана. Цели урока: 1.Углублять  и систематизировать  знания учащихся о появление кочевого скотоводства и земледелия.

Исследовать влияние природно-географического фактора на формирование и развитие системы жизнеобеспечения  населения Казахстана.

2. Развивать  умения анализировать, критическое мышление, выражать свою точку зрения, навыки публичного выступления.

3. Воспитание уважения к труду, экологическое воспитание

Данный урок является уроком изучения нового материала. Материал урока направлен на изучение особенностей кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана. В ходе поставленной проблемной ситуации, развития критического мышления учащиеся должны  сами назвать тему урока и поставить цели урока. На уроке применяются такие технологии и стратегии, как, развитие критического мышления, технология проблемного обучения, технология педагогической поддержки, стратегия - «Ромашка Блума», «Фразеологизмы».

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана»»


Анисимова Марина Геннадьевна.

Преподаватель истории и географии КГУ «Глубоковский технический колледж» УО ВКО

Тема урока «Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана»

Аннотация к уроку истории Казахстана на тему «Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана». Раздел 5 «Цивилизация: особенности экономического развития», подраздел 1. «Традиционная система жизнеобеспечения казахов».

Данный урок проводится на 1 курсе колледжа , цели обучения, которые достигаются на данном уроке в соответствие с учебной программой 5.1.1. определять особенности кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана. Цели урока: 1.Углублять и систематизировать знания учащихся о появление кочевого скотоводства и земледелия.

Исследовать влияние природно-географического фактора на формирование и развитие системы жизнеобеспечения населения Казахстана.

2. Развивать умения анализировать, критическое мышление, выражать свою точку зрения, навыки публичного выступления.

3. Воспитание уважения к труду, экологическое воспитание

Данный урок является уроком изучения нового материала. Материал урока направлен на изучение особенностей кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана. В ходе поставленной проблемной ситуации, развития критического мышления учащиеся должны сами назвать тему урока и поставить цели урока. На уроке применяются такие технологии и стратегии, как, развитие критического мышления, технология проблемного обучения, технология педагогической поддержки, стратегия - «Ромашка Блума», «Фразеологизмы».





Тема урока «Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана»

Раздел 5. Цивилизация: Особенности экономического развития

Преподаватель

Анисимова М.Г.

Форма урока

Усвоение новой темы

Тема урока

«Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана»


Цели обучения в соответствии с учебной программой

Определять особенности кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана.

Цели урока

1.Углублять и систематизировать знания учащихся о появление кочевого скотоводства и земледелия.

Исследовать влияние природно-географического фактора на формирование и развитие системы жизнеобеспечения населения Казахстана.

2. Развивать умения анализировать, критическое мышление, выражать свою точку зрения, навыки публичного выступления.

3. Воспитание уважения к труду, экологическое воспитание


Межпредметныесвязи

География, литература.

Технологии и стратегии

Развитие критического мышления, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, «Ромашка Блума», «Фразеологизмы».

Ход урока

Этап урока. Время

-( в общем 90 минут)

Действия педагога

Действия учащихся

Оценивание

Ресурсы

Начало урока (15 минут)

2 минуты














3 минуты















10 минут

  1. Орг. Момент.

Вступительное слово учителя.

Психологический настрой.

Какое у вас настроение?

Что влияет на настроение человека?

С каким настроем вы пришли на урок?

Начнем урок, будем получать новые знания, не боятся высказывать свою точку зрения, будем вежливы и уважительны друг к другу.

Оценивать себя на уроке сегодня будем так, все задания оцениваются определенным количеством баллов. За письменные задания –самооценивание. Устные ответы – оценивает преподаватель. Оценочная таблица у вас на столе. Высший итоговый балл, который вы можете получить за урок, это конечно же «100».

  1. Ознакомление с темой урока через наводящие вопросы.

Целеполагание.

- Как вы думаете, что такое система жизнеобеспечения в современном Казахстане?

- В древнем и средневековом Казахстане, что входило в систему жизнеобеспечения? Почему?

- Исходя из ваших ответов, тема нашего урока????? (СЛАЙД 1.)

- Это тема нова для вашего восприятия? Где и когда вы слышали о кочевом скотоводстве и земледелии?

3. В течение урока мы будем заполнять таблицу ЗХУ. Подумайте и заполните колонку «З».

4. Что мы заполним в колонке «Х»? , Это и будет целями нашего урока.

(СЛАЙД 2)











Устные ответы учащихся












Устные ответы.

Исходя из ответов учащиеся озвучивают тему урока. «Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана» и записывают в тетрадь











В таблице заполняют колонку «З». Озвучивают свои ответы, самостоятельно ставят цели урока


Ответы учащихся, заполняют колонку «Х»


Углубить знания о появление кочевого скотоводства и земледелия.

Исследовать влияние природно-географического фактора на формирование и развитие системы жизнеобеспечения населения Казахстана.

































5 баллов(стикер)

Карты: «Политическая карта РК», «Развитие земледелия на территории «Казахстана».


Раздаточный материал.


Презентация.


Учебное пособие

Е. Даниярова, Е.Г. Огольцова, З.Н. Нурлигенова « МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА С ДРЕВНЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА (В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ»


https://

www.okulyk.kz/istoriya



Середина урока


3 минуты









10 минут






5 минут









10 минут















5 мин.







5 мин.























Физ.минутка


2 минуты. Каждое движение делается 2 раза.












10 мин

Новая тема.

  1. Обратите внимание (СЛАЙД3)


«В развитии народов , их формировании, образований хозяйственно-культурных особенностей большую роль играет географический, экологический фактор» Л. Гумилев

Насколько вы согласны с мнением ученого?

  1. Работа в тетради с текстом . Письменно ответить на вопросы.

Прочитать текст (Приложение1) и ответить на вопрос: Какие специфические условия природы и климата Казахстана повлияли на развитие форм хозяйствования? Назовите 3 вида скотоводства. Дайте характеристику каждого.

  1. Причины формирования кочевого скотоводства. (Приложение 2). Прочитать текст и составить схему.

  2. Работа с картой. ( СЛАЙД 4. Карты) ( Приложение 3) Покажите на карте регионы , где развивалось скотоводство.

Где была одомашнена лошадь?

  1. Стратегия «Ромашка» (СЛАЙД5)

1 лепесток – простой вопрос «Назовите, когда появилось скотоводство?

2 лепесток – уточняющий вопрос «Объясни, что являлось предпосылками возникновения скотоводства ?»

3 лепесток –Интерпретационный –объясняющий вопрос «Почему именно кочевое скотоводство стало основным занятием на территории древнего и средневекового Казахстана?»

4 лепесток – Творческий вопрос «Придумай, что случилось бы с населением древнего Казахстана, если бы не приручили животных, и скотоводство не стало основным видом хозяйствования?»

5 лепесток – Практический вопрос «Предложите, как бы вы поступили, если бы оказались в поселение скотоводов?»

6 лепесток – Оценочный вопрос « Поделись, как вы относитесь к труду скотовода в современной жизни?»


Приложение 4.

Прочитать текст и выяснить А) в чем разница на традиционное скотоводство у сторонников и противников евроцентристкой теории.

В)Какой вклад внесли кочевники в мировую цивилизацию


7.(СЛАЙД 6) Проблемный вопрос «Кочевники не знали слова «экология», но очень бережно относились к земле, в чем это выражалось?

8. Вспомните и назовите типы сезонных пастбищ (ответ проверяют по СЛАЙДУ7)


1.Если у вас хорошее настроение , хлопнете в ладоши 3 раза.

2.Если вы считаете, что вам нравится наш урок , поднимите руки вверх.

3.Если вы верите, что вы получите хорошие оценки – протяните руки вперед.

4.Если вы верите, что работа на уроке в большей мере зависит от активности учеников – возьмитесь за руки. –



ПРОДОЛЖАЕМ УРОК.

8. Развитие земледелия на территории Казахстана Работа с картой. (СЛАЙД 8,9) Посмотреть карту и назвать центры земледелия и ремесла.

9. Приложение 5. Ответить на вопросы. А) Почему в 19 веке казахи стали больше заниматься земледелием? В) Назовите орудия труда. С) Где было развито поливное земледелие? Д) Какие культуры выращивались на территории Казахстана?






Устная работа, рассуждение, обоснование своей точки зрения.







Работа в тетради. Ответ записывают и отвечают






Работа в тетради.




Работа с картой.



Устная работа,

Рассуждения и монологические ответы учащихся






















Работа в тетради.

Тезисно записать взгляды евроцентристов и их противников.



Устная работа. Рассуждения учащихся.


























Работа с картой. Устные ответы.




Работа в тетради




5 баллов(стикер)









1-10 баллов






5 баллов (стикер)




5 баллов (стикер)




10-20 баллов
























10 баллов
























5 баллов(стикер)





10 баллов










Конец урока

15 мин.


4 мин.
















2 мин.





4 мин.



3 мин.








Закрепление материала.

СЛАЙД 10

1.Установите соответствие.

1.Появление скотоводства

2. Л.Гумилев

3.А.Тойнби

4. Поливное земледелие

5. Переселение крестьян



6. Появление земледелия


  1. Неолит

  2. Лошадь

  1. Евроцентризм

  2. Охота

  3. Восточный Казахстан

  4. 19 век

  5. Сторонники кочевой цивилизации

  6. 5-3 тыс до н.э

  7. Собирательство

  8. Северный Казахстан


  1. СЛАЙД 8. Проанализируйте, почему основным видом хозяйственной. деятельности у народов , живших на территории Казахстана, было не земледелие, а скотоводство?

  2. Вернемся к таблице ЗХУ, и заполним колонку «У». Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  3. Вопросы на закрепление. 1.Существовало ли классовое разделение на богатых и бедных в традиционном кочевом обществе?

2.Что такое «система жизнеобеспечения»?

  1. Кочевники занимались только скотоводством, не производили собственных земледельческих продуктов» Вы согласны с этим мнением?

  2. В каких областях Казахстана в настоящее время развивается земледелие?

  3. Сколько процентов населения Казахстана занято в сельском хозяйстве в настоящее время?






Устная работа(можно работать в тетради)


















Устная работа, рассуждения на тему.




Работа в тетради.




Устная работа
























10 баллов

















5 баллов(стикер)





5 баллов(стикер)





5 баллов(стикер)






5 минут.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Самооценивание



2 мин.

Домашнее задание.

Изучить записи в тетради во время урока, прочитать параграф 1-2, ответить на вопросы, составить 5-7 тестовых заданий.




Рефлексия. «Фразеологизмы»

СЛАЙД 9.

Что такое фразеологизмы?

Как я себя ощущаю на уроке?

Выберите подходящий для себя фразеологизм

  1. На уроке «я был белой вороной»

  2. «Стрелянный воробей»

  3. «Работал спустя рукава»

  4. «Чувствовал себя не в своей тарелке»

  5. «Был как рыба в воде?










Приложение 1.

  1. Зарождение и развитие кочевого скотоводства.

Как известно, специфические условия природы и климата Казахстана повлияли на развитие форм хозяйственной деятельности населения. В середине 2 тыс.до н.э. началось опустынивание казахских степей, количество осадков было таким незначительным, что не позволяло повсеместно заниматься земледелием. Повышенный уровень солнечной радиации, периодически повторяющаяся засуха, ограниченность водных и почвенных ресурсов, разреженность и низкая кормовая продуктивность растительного покрова, а так же предрасположенность почвенного слоя к эрозии, привели к тому, что человек был вынужден выбрать своеобразные формы социокультурной и экономической адаптации.



2.Традиционное скотоводство казахов состояло из трех основных типов: кочевое, полукочевое и оседлое. При кочевом скотоводстве скот круглогодично находится на подножном корме и скотоводы проживали в переносных жилищах (юртах). Для полукочевого скотоводства характерно наличие пасбищно-полустойлового содержания животных. Полукочевники в зимнее время жили в стационарных жилищах, а весной, летом и осенью – в переносных жилищах. При оседлом скотоводстве казахи большую часть года жили в поселениях, в холодное время года скот содержали в закрытых помещениях.

Вопросы.

  1. Какие специфические условия природы повлияли на развитие форм хозяйствования?

  2. Назовите основные формы скотоводства. Дайте характеристику каждого.



ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

Кроме Казахстана, такими специфическими регионами были Монголия, Аравийский полуостров, часть Северной Африки. Оценка от 5 до 10 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Причины формирования кочевого скотоводства.

  1. На территории преобладал засушливый климат, количество осадков уменьшилось.

  2. Возросла потребность в новых пастбищных угодьях с целью увеличения поголовья скота.

  3. Усовершенствование конского снаряжения.

ЗАДАНИЕ. 1. Составить схему Причины формирования кочевого скотоводства

Оценка от 1 до 5 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Природно –климатические условия значительной части Казахстана были более пригодны для развития кочевого скотоводства. Когда человек приручил лошадь, он смог относительно легко передвигаться на огромные расстояния. Одним из регионов, где была впервые одомашнена лошадь, был Северный Казахстан. Об этом свидетельствуют археологические находки , обнаруженные на поселение Ботай.

Задание. Покажите на карте регионы, где развивалось скотоводство.Где была одомашнена лошадь?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Традиционное скотоводство –основа жизнеобеспечения. Некоторые ученые-сторонники евро-центристкой концепции(А.Тойнби) – придерживались ошибочного мнения, что занятия кочевым скотоводством является признаком отсталости народа, что кочевники-это скитающиеся народы,не имеющие границ. Однако кочевники Великой Степи бережно относились к своим землям, умели четко разграничивать территории и покидали их только в исключительных случаях(эпидемии). Этот момент зафиксирован выдающимся тюркологом – лингвистом В.В.Радловым. Евроцентристы также считали, что кочевые народы не знают не морали, ни права и ничего не принесли в мировую цивилизацию. Противники евроцентризма – Л.Гумилёв, доказали, что кочевники внесли свой вклад в развитие мировой цивилизации: они изобрели юрту, повозку, изогнутую саблю, удила, стремена.


Задания. 1. В чем разница в вопросе на традиционное скотоводство у сторонников и противников евроцентристкой теории?2. Какой вклад внесли кочевники в мировую цивилизацию? - ОЦЕНКА 1-10 баллов.












Приложение 5. Земледелие

  • На берегах Сырдарьи, в Семиречье, а также по берегам некоторых рек и озер Северного, Северо-Восточного и Центрального Казахстана казахи занимались земледелием издавна. В конце XIX века наметилась тенденция массового перехода к земледелию в центральных, северных и северо-восточных районах. Произошло заметное сокрашение пастбищ в результате усиления крестьянского переселения и роста городского населения в Казахстане. Прокормить семьи и имеющийся скот можно было только лишь через развитие и организацию посевов. Переходом к земледелию казахи пытались остановить принудительный и массовый сгон с веками насиженных земель. Царское правительство принимало активные меры по стимулированию к переходу казахов на оседлый образ жизни. По мнению властей, эта мера должна была высвободить большие участки земель для переселенцев и обеспечить лучшую управляемость казахскими общинами. Иногда казахи следовали примеру крестьян-земледельцев.

  • Основными орудиями труда были сохи, бороны, серпы, деревянные вилы, лопаты и мотыги. Для полива пашен использовали различные водоподъемные приспособления (атпа, чигирь). В конце XIX-начале XX веков в районах совместного проживания казахов и крестьян в хозяйствах появляются железные плуги и бороны. В уездных, а также в некоторых волостных центрах открывались государственные склады сельхозтехники.

  •  

  • Поливное земледелие было развито у казахов Восточного Казахстана, Семиречья, Южного и Юго-Восточного Казахстана. В остальных регионах Казахстана получило распространение богарное земледелие.

  •  

  • Казахи возделывали пшеницу, просо, ячмень, овес, рис и кукурузу. В Шымкентском и Перовском уездах выращивали хлопок, в Верненском уезде на небольших площадях - табак. В южных, юговосточных районах Казахстана возделывали арбузы, тыкву, лук и морковь. А в районах чересполосного проживания с русско-украинским населением казахи в небольшом количестве начали выращивать картофель, огурцы и другие овощи. Из кормовых трав значительное распространение получила люцерна. В южных регионах Казахстана казахские хозяйства занимались садоводством и бахчеводством.

ЗАДАНИЯ.

    1. Почему в 19 веке казахи больше стали заниматься земледелием?

    2. Назовите орудия труда.

    3. Где на территории Казахстана было развито поливное земледелие?

    4. Какие культуры выращивались на территории Казахстана?


Оценка 5-10 баллов


ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА ЗА УРОК

1-49

50-69

70-89

90-100

«2»

«3»

«4»

«5»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!