17.02.22 г. Г – 8 Проверила замдир по УВР С. М. Асанаева
Тема урока: «Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°»
Цель: повторить понятие синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Вычислить значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°. Упражнять учащихся в решении задач.
Задачи:
-образовательная: формирование у учащихся умений вычислять значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30˚, 45˚, 60˚. Способствовать формированию навыков решения прямоугольных треугольников, используя синус, косинуса и тангенса острого угла, составить таблицу значений для синуса, косинуса и тангенса.
-развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания, интереса к предмету, формирование умения анализировать, сопоставлять данные, выводить логические следствия из данных предпосылок, умение делать выводы.
-воспитательная: воспитание у учащихся аккуратности, ответственное отношение к учению, культуру общения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа презентация.
Ход урока
Организационный момент
Включает в себя приветствие учителем класса, проверку готовности кабинета к проведению урока, проверку отсутствующих.
Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы вычислим значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°, научимся применять полученные значения при решении задач.
- Что называется синусом острого угла прямоугольного треугольника?
- Что называется косинусом острого угла прямоугольного треугольника?
- Что называется тангенсом острого угла прямоугольного треугольника?
- Назовите основное тригонометрическое тождество.
- Чему равен тангенс угла? Отношению синуса к косинусу этого угла.
Изучение нового материала
Найдем сначала значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30˚и 60˚. (Слайд
1)Рассмотрим прямоугольный треугольник ∆ABC с прямым углом С, у которого =30˚, =60˚. Нарисуйте у себя в тетрадях (ученики рисуют)
Текст из презентации | Текст учителя |
Дано: ∆ABC, =30˚, =60˚. Найти: sin30˚,cos30˚,tg30˚, sin 60˚,cos 60˚, tg 60. Решение (по 2 свойству прямоугольного треугольника) =sin A=sin 30˚ =cos B=cos 60˚ sin30˚= и cos 60˚= = = = = = = Ответ:sin30˚= , cos 60˚= , , | 1) Давайте вспомним свойства прямоугольных треугольников, чему равен катет, лежащий против угла в 30˚? (половине гипотенузы) Тогда чему равно отношение ? ( ) 2) Верно. А теперь посмотрите на рисунок, какому углу равно отношение ? ( =sin A=sin 30˚и =cos B=cos 60˚) 3) Итак, sin30˚= и cos 60˚= . 4) Воспользуемся основным тригонометрическим тождеством и выразим cos и sin . Чему они будут равны? , Подставим значения и посчитаем чему равен cos 30˚и sin 60˚. ( ) 5) По какой формуле находим tg и tg ? Какому отношению он равен? ( ) Подставляем и считаем. |
Найдем теперь sin45˚,cos 45˚ и tg45˚. Для этого рассмотрим равнобедренный прямоугольный треугольник АВС с прямым углом С.
Нарисуйте у себя в тетрадях (ученики рисуют).
Текст из презентации | Текст учителя |
Д ано: ∆ABC ,АС=ВС, =45˚ Найти: sin45˚,cos 45˚, tg45.˚ Решение АВ2=АС2+ВС2=2АС2=2ВС2 (по теореме Пифагора) АС=ВС= , то sin 45˚=sinA= = cos 45˚=cosА= = tg 45˚= tgA= =1 Ответ:sin 45˚= , cos 45˚= ,tg=1. | 1)По условию АС=ВС, =45˚. По теореме Пифагора найдем чему равна АС и ВС. Назовите мне теорему? (АВ2=АС2+ВС2) Верно, тогда можно записать, что АВ2=АС2+ВС2=2АС2=2ВС2. 2)Чему отсюда равна АС и ВС? (АС=ВС= ) Следовательно, мы можем посчитать sin 45˚ по формуле. Назовите мне ее. (sinA= ) Подставим найденные значения и выясним чему равен sin 45˚. (sin 45˚=sinA= = ) 3) Найдем значения cos 45˚ и tg 45˚ по формулам. Какие формулы мы для этого используем? (cos А= и tgA= ) Находим значения по данным формула. Чему они равны? (cos 45˚= cos А= = и tg 45˚= tg A= =1) |
Учитель: А теперь давайте заполним таблицу значений sinα, cosα, tgα для углов α, равных 30˚, 45˚, 60˚.
Закрепление изученного материала.
№593
Выражаем из основного тригонометрического тождества синус угла.
Запись на доске и в тетрадях:
Теперь подставим в формулу значение косинуса и вычислим синус
=
Тангенс – это отношение синуса к косинусу. Разделим значение синуса на значение косинуса и получим тангенс этого угла.
Запись на доске и в тетрадях:
№599
Решение ∆АВВ1 =∆DСС1 , так как АВСD -равнобедренная трапеция. АВ1=С1D=(6-2):2=2см ∆АВВ1: ВВ1=АВ1*tg ВВ1=2*tg SABCD=(AD+ВС)* ВВ1, SABCD=(6+2)* 2* tg =8tg см2 Ответ: 8tg см2 | Проводим высоты и отмечаем буквами В1и С1. Что можно сказать о полученных ∆АВВ1 и ∆DСС1? (они равны, так как АВСD -равнобедренная трапеция). Что из этого следует? (АВ1=С1D=(6-2):2=2см) Рассмотрим ∆АВВ1. Что мы можем найти, если известен катет и угол? (сторону ВВ1=АВ1*tg , ВВ1=2* tg ) По какой формуле вычисляется площадь равнобедренной трапеции?(равна произведению полу суммы ее оснований на высоту) (SABCD=(AD+ВС)* ВВ1) Подставим известные значения, и находим площадь. |
Рефлексия .
Домашнее задание: п.67 №603.