Тема. ВСТУПЛЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ «ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ». ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ И РАБОТА С НИМИ
Цель: определить предмет изучения школьного курса «География материков и океанов», ознакомить учащихся с тематическими картами и основными видами работы с ними, воспитывать уважение к труду географов, ученых-исследователей, развивать в учащихся тягу к самостоятельного получения географических знаний, умений и навыков.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: настенная физическая карта мира, учебники и атласы для 7 класса, электронный атлас для 7 класса (ИПТ).
Опорные понятия: физическая география, материки, океаны, части света, карта, атлас, план местности.
Географическая номенклатура: материки: Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия; океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый; части света: Азия, Европа, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Знакомство учителя с учениками класса (в случае, когда учитель начинает работать с классом впервые). Краткая беседа о путешествиях, осуществленных учениками летом, и их ценность для развития географических знаний.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Разминка. Игра «Найди пару» (соединить попарно соответствующие слова):
Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида | Гималаи, Нил, кенгуру, Амазонка, пингвин, Ниагарский водопад |
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Учитель анализирует результаты игры и сообщает учащимся, что основной задачей изучение географии в 7 классе является расширение и углубление знаний о материки и океаны Земли, продолжение формирования и совершенствования умений и навыков работы с картами, географической литературой и другими источниками географических знаний.
IV. Изучение нового материала
Определение предмета изучения Географии материков и океанов». Учебник «География материков и океанов» для 7 класса (знакомство со структурой и составными частями учебника).
Тематические карты атласа и работа с ними.
Группы карт по признакам:
по охвату территории карты мира, отдельных материков и их частей, государств;
по масштабу - крупномасштабные (масштаб 1 : 200 000 и больше), среднемасштабные (от 1 : 200 000 до 1 : 1 000 000) и мелкомасштабные (меньше 1 : 1 000 000);
по содержанию - общегеографические (физическая карта мира) и тематические (климатическая, тектоническая, карта почв и др.);
по назначению - учебные, туристические, синоптические, военные, навигационные, автодорог и др.
• Ознакомление с географическими атласами и основные виды работы с ними.
• Работа со справочником ученика (см. приложения).
V. Закрепление изученного материала
Работа в динамических группах
• Пользуясь содержанием учебника, назовите основные разделы, которые будут изучаться в курсе «География материков и океанов».
• Выясните, есть ли в атласе для 7 класса средне - и крупномасштабные карты?
• Определите, есть ли в атласе для 7 класса общегеографические карты? Назовите примеры тематических карт школьного атласа.
VI. Итог урока
Подведение итогов работы учащихся по группам, а также общий итог урока.
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий раздел учебника.
• Принести на следующий урок географические энциклопедии, словари, справочники, журналы (на выбор учащихся).