СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический предметный модуль по финансовой грамотности в учебном курсе "Окружающий мир" (А.А.Плешаков)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обновленный ФГОС НОО предполагает создание условий для формирования функциональной грамотности, обязательной частью которой является - финансовая грамотность. В связи с этим в рабочую программу курса "Окружающий мир" (автор учебника А.А.Плешаков) первого года обучения включегн тематический предметный модуль по финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Тематический предметный модуль по финансовой грамотности в учебном курсе "Окружающий мир" (А.А.Плешаков)»


Тематический предметный модуль по финансовой грамотности в учебном курсе «Окружающий мир».

(первый год обучения)





Раздел I. Пояснительная записка1

   

Обновленный ФГОС НОО предполагает создание условий для формирования функциональной грамотности, обязательной частью которой является – финансовая грамотность. В связи с этим в рабочую программу курса «Окружающий мир» первого года обучения включен тематический предметный модуль по финансовой грамотности. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;

  • идея целостности мира;

  • идея уважения к миру;

  • идея финансово грамотного человека.


В соответствии с учебным планом окружающий мир в 1 классе изучается в образовательной области «Обществознание и естествознание» в объеме 2 часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов, включая тематический предметный модуль по финансовой грамотности, рассчитанный на 10 часов. Изучение модуля направлено на формирование основ финансовой грамотности младших школьников:

  • понимание природы и функции денег;

  • умение ценить деньги;

  • умение считать деньги;

  • умение экономить и сберегать;

  • умение тратить деньги.







№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания финансовой грамотности

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

Сроки

Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

По факту




«Как, куда и откуда?» ( 12 ч , из них 6 часов включают элементы финансовой грамотности)


22

Как живет семья? Проект№2 «Моя се­мья»


1

Семейные расходы и доходы .

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.

Составление рассказа о жизни семьи и ее расходах и доходах. «Моя дружная семейка», «Я и моя семья», «Наша счастливая семья на отдыхе» и т. д.; перечисление членов своей семьи по именам (отчествам, фамилиям); использование семейного архива для подбора фотографий родствен­ников во время значимых для семьи собы­тий; составление экспозиции выставки на тему «Моя семья»; оценка результатов собственного труда и труда одноклассников при консультативной помощи учителя

Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества;

Участвовать в обсуждении затрат на семейный отдых (расходы из доходов);

отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий

Познавательные: осознавать познаватель­ную задачу, находить дополнительную информацию, используя справочную лите­ратуру.

Коммуникативные: доносить свою пози­цию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать и слышать других. Регулятивные: удерживать цель деятель­ности до получения ее результата, пла­нировать работу, проявлять способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий

Формирование устойчивой мотива­ции к самостоятель­ной и коллективной аналитической деятельности, раз­витие личной ответ­ственности за свои поступки, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях



23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Пр.р№9

«Очистка загрязненной воды»

1

Сколько стоит вода?

Пр.работа

«Цена воды»

(работаем с квитанциями по оплате ЖКХ)

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязненной воды. Очистка загрязненной воды.

Выполнение заданий учебника (ч. 1, с. 60), проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку;

обсуждение необходимости экономии воды и как следствие, семейных расходов;

фор­мулирование выводов из изученного мате­риала, ответы на итоговые вопросы (ч. 1, с. 61), оценка достижений на уроке Практические работы







Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды в том числе для сохранения семейного дохода; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: выполнять учебно-по­знавательные действия, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, осуществлять совмест­ную деятельность в парах и рабочих груп­пах с учетом конкретных учебно-познава­тельных задач.

Регулятивные: действовать по плану, кон­тролировать процесс и результаты деятель­ности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения


Формирование устойчивой мотива­ции к самостоятель­ной и коллективной аналитической дея­тельности, умения применять правила делового сотрудни­чества; готовности поддерживать со­стояние окружающей среды и свое здоро­вье



24

Откуда в наш дом приходит электриче­ство?

1

Сколько стоит электроэнергия?

Пр.работа

«Знакомство с ценой за электричество»

(работаем с квитанциями по оплате ЖКХ)

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителю. Затраты семьи на электроэнергию. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

Обозначение главных отличий электроприборов от других бытовых пред­метов; выполнение заданий учебни­ка (ч. 1, с. 63), обсуждение необходимости экономии электроэнергии; проведение опыта по сборке простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя); формули­рование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы (ч. 1, с. 63), оценка достижений на уроке

Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии, с целью экономии финансовых средств семьи.

Знание правил безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, вы­полнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: формировать умение работать в малых группах, аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Регулятивные: осознавать границы собст­венных знаний и умений, определять цели и задачи усвоения новых знаний, адекватно оценивать свои достижения

Формирование на­выков организации и анализа своей деятельности в со­ставе группы; умения противостоять дей­ствиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопас­ности личности, в пределах своих воз­можностей



25

Как путе­шествует письмо?

1

«Сколько стоит доставка подарков?»


Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества и семьи. Знакомство с работой почты, оплата почтовых доставок. Современные средства коммуникации.

Моделирование из разрезных деталей схемы доставки почто­вых отправлений; составление рассказа о путешествии пись­ма и по схеме учебника (ч. 1, с. 64): «Как путе­шествует письмо», «Волшебное приключе­ние одного подарка» и т. д., высказывание предположений о содержа­нии иллюстраций (ч. 1, с. 65),формули­рование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы (ч. 1, с. 65), оценка достижений на уроке

Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки, финансовые затраты на их доставку

Познавательные: формировать умение из­влекать информацию, делать выводы на ос­нове обобщения знаний.

Коммуникативные: осуществлять совмест­ную деятельность в парах и рабочих груп­пах с учетом конкретных учебно-познава­тельных задач.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самоконтролю

Формирование устойчивой мотива­ции к самостоятель-

ной и коллективной аналитической дея­тельности, положи­тельного отношения к учению



31

Откуда берется и куда дева­ется мусор? Пр.р№14 «Сортировка мусора по виду материала»

1

«Сколько стоит чистота?»

Пр.работа 1 с

квитанциями по оплате ЖКХ

Практическая работа 2 «Сортировка мусора по виду материала»

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

Пр.работа 1 с

квитанциями по оплате ЖКХ


Расходы семьи на поддержании чистоты в доме.

Обсуждение важности соблюдения чистоты в быту, городе и природном окружении; распределение мусора по характеру материала; составление сказочной истории по рисунку учебника (ч. 1, с. 79): «Дружная работа», «Муравьи идут на помощь» и т. д.; формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы (ч. 1, с. 79), оценка достижений на уроке

Практическая работа 2 «Сортировка мусора по виду материала»

Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора, способы его утилизации и расходы семьи, на его утилизацию ; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку


Познавательные: осознавать познаватель­ную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное. Коммуникативные: аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Регулятивные: уметь контролировать про­цесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающе­го контроля в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Формирование устойчивой мотива­ции к исследователь­ской деятельности, способности к аде­кватной самооценке













33

Проверим себя и оце­ним свои достижения по разделу «Как, отку­да и куда?» Презента­ция про­екта №2

«Жизнь моей семьи в современной мире»

1

Расходы семьи

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнение тестовых заданий учеб­ника (ч. 1, с. 82—87)); выступление с под­готовленным сообщением на тему «Жизнь моей семьи в современной мире» ( сколько тратит семья на жизнь), иллюстрированным наглядными материалами; оценка результатов собст­венного труда и труда одноклассников при консультативной помощи учителя

Научиться читать, и выпол­нять тестовые зада­ния, понимать, откуда берутся и как расходуются средства в семье, представлять результаты проект­ной деятельности


Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схе­матичной форме, ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечать на постав­ленный вопрос.

Регулятивные: анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оцени­вать результаты работы


Формирование умения оценивать собственную учеб­ную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответ­ственность, причины неудач; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению




«Где и когда?» (11ч , из них 2ч включают элементы финансовой грамотности )


41

Когда по­явилась одежда?

1

«Как быть модным и что для этого надо?»

Игра «Идем в магазин одежды»

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и ее назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).Дидактическая игра по применению личного опыта в выборе одежды и оплате за нее.

Описание одежды людей по рисунку учеб­ника (ч. 2, с. 20)); изучение иллюстраций учебника (ч. 2, с. 21), извлечение из них нужной информации, ответы на поставленные вопросы); изготовле­ние маскарадного костюма; формули­рование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы (ч. 2, с. 21), оценка достижений на уроке

Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев, понимать, сколько средств из семейного бюджета можно на нее потратить.

Познавательные: осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неиз­вестное.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого пове­дения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудни­честве с учителем и одноклассниками не­обходимые действия

Формирование устойчивой мотива­ции к самостоятель­ной и коллективной аналитической деятельности, ответ­ственности человека за благосостояние общества



42

Когда изо­брели вело­сипед?

1

«Такие разные велосипеды»

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трехколесный) стоимость велосипедов. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

Изучение иллюстраций учебника (ч. 2, с. 22), извлечение из них • информации об устройстве велосипеда, про­верка ответов в разделе «Странички для са­мопроверки» (ч. 2, с. 86)); объяснение необходимости соблю­дения правил безопасной езды на велосипе­де, составление рассказа о роли велосипеда в нашей жизни: «Наш друг — велосипед», «История одного велосипеда и т. д.); формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы (ч. 2, с. 23), оценка достижений на уроке

Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни и необходимость его приобретения , называть правила безопасной езды на велосипеде.

Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков, высказы­вать предположения, обсуждать проблем­ные вопросы.

Коммуникативные: уметь договариваться, находить общее решение, сохранять добро­желательное отношение друг к другу в си­туации конфликта.

Регулятивные: формировать целеустрем­ленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудно­стей, адекватно оценивать свои достиже­ния

Формирование лич­ного эмоционально­го отношения к себе и окружающему миру, навыков орга­низации и анализа своей деятельности в составе группы




Почему и зачем? (22ч, из них 2 ч включают элементы финансовой грамотности)

51

Проект №4

«Мои

домашние

питомцы».


1

«Сколько стоит кошка???»

Игра «Кормим кошку»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдений, фотографирование своей кошки (собаки) в наиболее интересных си­туациях; состав­ление рассказа о своей кошке (собаке), ее характере, повадках, играх, ее питании (что ест кошка, и сколько средств уходит на корм для нее); презентация проектов; групповая работа при консуль­тативной помощи учителя (оформление фотовыставки); оценка результатов собст­венного труда и труда одноклассников при консультативной помощи учителя

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение рациона питания кошки и финансовые затраты на него.

Познавательные: осознавать познаватель­ную задачу, находить дополнительную информацию, используя справочную лите­ратуру, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем твор­ческого и поискового характера. Коммуникативные: участвовать в коллек­тивном обсуждении проблем, доносить свою позицию до других, приводя аргумен­ты; слушать и слышать других. Регулятивные: удерживать цель деятель­ности до получения ее результата, пла­нировать работу, определять последова­тельность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий

Формирование уважительного от­ношения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответ­ственности за свои поступки, развитие навыков сотрудни­чества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать кон­фликты и находить выходы из спорных ситуаций; формиро­вание навыков орга­низации и анализа своей деятельности в составе группы













57

Зачем нам телефон и телеви­зор?

1

«У меня зазвонил телефон…»

Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет.

Сравнение старинных и современных предметов (телефон, теле­визор, радиоприемник); объяснение назначения радио­приемника, телевизора, газет и журналов; моделирование ситуации вызова экстренной помощи по телефону; способы оплаты мобильной связи, безопасность

формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы (ч. 2, с. 59), оценка достижений на уроке

Различать средства связи и средства массо­вой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета и средств, которые тратятся на его оплату;

Понимание угрозы безопасности от звонков с незнакомого номера

моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Познавательные: высказывать предполо­жения, обсуждать проблемные вопросы, добывать новые знания, извлекать инфор­мацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого пове­дения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудни­честве с учителем и одноклассниками не­обходимые действия

Формирование устойчивой мотива­ции к самостоятель­ной и коллективной аналитической дея­тельности, умения проявлять в кон­кретных ситуациях доброжелательность, доверие, внима­тельность, помощь; формирование на­выков организации и анализа своей дея­тельности в составе группы





1 Пояснительная записка к тематическому модулю по финансовой грамотности включается в общую пояснительную записку рабочей программы учебного курса «Окружающий мир»





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!