Обновленный ФГОС НОО предполагает создание условий для формирования функциональной грамотности, обязательной частью которой является – финансовая грамотность. В связи с этим в рабочую программу курса «Окружающий мир» первого года обучения включен тематический предметный модуль по финансовой грамотности. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
В соответствии с учебным планом окружающий мир в 1 классе изучается в образовательной области «Обществознание и естествознание» в объеме 2 часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов, включая тематический предметный модуль по финансовой грамотности, рассчитанный на 10 часов. Изучение модуля направлено на формирование основ финансовой грамотности младших школьников:
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания финансовой грамотности | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | Сроки |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
По плану | По факту |
| |
| «Как, куда и откуда?» ( 12 ч , из них 6 часов включают элементы финансовой грамотности) | |
22 | Как живет семья? Проект№2 «Моя семья» | 1 | Семейные расходы и доходы . | Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Составление рассказа о жизни семьи и ее расходах и доходах. «Моя дружная семейка», «Я и моя семья», «Наша счастливая семья на отдыхе» и т. д.; перечисление членов своей семьи по именам (отчествам, фамилиям); использование семейного архива для подбора фотографий родственников во время значимых для семьи событий; составление экспозиции выставки на тему «Моя семья»; оценка результатов собственного труда и труда одноклассников при консультативной помощи учителя | Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества; Участвовать в обсуждении затрат на семейный отдых (расходы из доходов); отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий | Познавательные: осознавать познавательную задачу, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать и слышать других. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать работу, проявлять способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, развитие личной ответственности за свои поступки, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Пр.р№9 «Очистка загрязненной воды» | 1 | Сколько стоит вода? Пр.работа «Цена воды» (работаем с квитанциями по оплате ЖКХ) | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязненной воды. Очистка загрязненной воды. Выполнение заданий учебника (ч. 1, с. 60), проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку; обсуждение необходимости экономии воды и как следствие, семейных расходов; формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы (ч. 1, с. 61), оценка достижений на уроке Практические работы | Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды в том числе для сохранения семейного дохода; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, умения применять правила делового сотрудничества; готовности поддерживать состояние окружающей среды и свое здоровье | | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Сколько стоит электроэнергия? Пр.работа «Знакомство с ценой за электричество» (работаем с квитанциями по оплате ЖКХ) | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителю. Затраты семьи на электроэнергию. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы. Обозначение главных отличий электроприборов от других бытовых предметов; выполнение заданий учебника (ч. 1, с. 63), обсуждение необходимости экономии электроэнергии; проведение опыта по сборке простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя); формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы (ч. 1, с. 63), оценка достижений на уроке | Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии, с целью экономии финансовых средств семьи. Знание правил безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: формировать умение работать в малых группах, аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений, определять цели и задачи усвоения новых знаний, адекватно оценивать свои достижения | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы; умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности, в пределах своих возможностей | | |
25 | Как путешествует письмо? | 1 | «Сколько стоит доставка подарков?» | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества и семьи. Знакомство с работой почты, оплата почтовых доставок. Современные средства коммуникации. Моделирование из разрезных деталей схемы доставки почтовых отправлений; составление рассказа о путешествии письма и по схеме учебника (ч. 1, с. 64): «Как путешествует письмо», «Волшебное приключение одного подарка» и т. д., высказывание предположений о содержании иллюстраций (ч. 1, с. 65),формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы (ч. 1, с. 65), оценка достижений на уроке | Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки, финансовые затраты на их доставку | Познавательные: формировать умение извлекать информацию, делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самоконтролю | Формирование устойчивой мотивации к самостоятель- ной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к учению | | |
31 | Откуда берется и куда девается мусор? Пр.р№14 «Сортировка мусора по виду материала» | 1 | «Сколько стоит чистота?» Пр.работа 1 с квитанциями по оплате ЖКХ Практическая работа 2 «Сортировка мусора по виду материала» | Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. Пр.работа 1 с квитанциями по оплате ЖКХ Расходы семьи на поддержании чистоты в доме. Обсуждение важности соблюдения чистоты в быту, городе и природном окружении; распределение мусора по характеру материала; составление сказочной истории по рисунку учебника (ч. 1, с. 79): «Дружная работа», «Муравьи идут на помощь» и т. д.; формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы (ч. 1, с. 79), оценка достижений на уроке Практическая работа 2 «Сортировка мусора по виду материала» | Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора, способы его утилизации и расходы семьи, на его утилизацию ; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку | Познавательные: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное. Коммуникативные: аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Регулятивные: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и одноклассниками | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, способности к адекватной самооценке | | |
| | | | | | | | | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта №2 «Жизнь моей семьи в современной мире» | 1 | Расходы семьи | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Выполнение тестовых заданий учебника (ч. 1, с. 82—87)); выступление с подготовленным сообщением на тему «Жизнь моей семьи в современной мире» ( сколько тратит семья на жизнь), иллюстрированным наглядными материалами; оценка результатов собственного труда и труда одноклассников при консультативной помощи учителя | Научиться читать, и выполнять тестовые задания, понимать, откуда берутся и как расходуются средства в семье, представлять результаты проектной деятельности | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос. Регулятивные: анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивать результаты работы | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | | |
| «Где и когда?» (11ч , из них 2ч включают элементы финансовой грамотности ) | |
41 | Когда появилась одежда? | 1 | «Как быть модным и что для этого надо?» Игра «Идем в магазин одежды» | История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и ее назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).Дидактическая игра по применению личного опыта в выборе одежды и оплате за нее. Описание одежды людей по рисунку учебника (ч. 2, с. 20)); изучение иллюстраций учебника (ч. 2, с. 21), извлечение из них нужной информации, ответы на поставленные вопросы); изготовление маскарадного костюма; формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы (ч. 2, с. 21), оценка достижений на уроке | Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев, понимать, сколько средств из семейного бюджета можно на нее потратить. | Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, ответственности человека за благосостояние общества | | |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | «Такие разные велосипеды» | История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трехколесный) стоимость велосипедов. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. Изучение иллюстраций учебника (ч. 2, с. 22), извлечение из них • информации об устройстве велосипеда, проверка ответов в разделе «Странички для самопроверки» (ч. 2, с. 86)); объяснение необходимости соблюдения правил безопасной езды на велосипеде, составление рассказа о роли велосипеда в нашей жизни: «Наш друг — велосипед», «История одного велосипеда и т. д.); формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы (ч. 2, с. 23), оценка достижений на уроке | Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни и необходимость его приобретения , называть правила безопасной езды на велосипеде. | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: уметь договариваться, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта. Регулятивные: формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, адекватно оценивать свои достижения | Формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру, навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | | |
| Почему и зачем? (22ч, из них 2 ч включают элементы финансовой грамотности) |
51 | Проект №4 «Мои домашние питомцы». | 1 | «Сколько стоит кошка???» Игра «Кормим кошку» | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдений, фотографирование своей кошки (собаки) в наиболее интересных ситуациях; составление рассказа о своей кошке (собаке), ее характере, повадках, играх, ее питании (что ест кошка, и сколько средств уходит на корм для нее); презентация проектов; групповая работа при консультативной помощи учителя (оформление фотовыставки); оценка результатов собственного труда и труда одноклассников при консультативной помощи учителя | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение рациона питания кошки и финансовые затраты на него. | Познавательные: осознавать познавательную задачу, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать и слышать других. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать работу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий | Формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | | |
| | | | | | | | | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | «У меня зазвонил телефон…» | Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет. Сравнение старинных и современных предметов (телефон, телевизор, радиоприемник); объяснение назначения радиоприемника, телевизора, газет и журналов; моделирование ситуации вызова экстренной помощи по телефону; способы оплаты мобильной связи, безопасность формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы (ч. 2, с. 59), оценка достижений на уроке | Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета и средств, которые тратятся на его оплату; Понимание угрозы безопасности от звонков с незнакомого номера моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, умения проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | | |