СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование. Музыка, 5 класс.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование. Музыка, 5 класс.»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО» п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА




«ПРИНЯТО»

Решением педагогического Совета МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе

Протокол от «_____»_____________20____г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №1 имени

Ярослава Василенко» п. Пурпе

_______________Л.И. Гноевая

Приказ от «_____»______________20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по МУЗЫКЕ






для «5а, 5б, 5в» классов


НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

















2020 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии:

с программой «Музыка. 5-8 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, М.: Просвещение, 2017г.


При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта:

Для учащихся: «Музыка 5 класс» Г.П. Сергеева. Е.Д. Крицкая – 8 изд. – М. : Просвещение 2018.

Для учителя: Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: 5-8 классы: учеб. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева. Е.Д. Крицкая. М. : Просвещение 207.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.- М.:Просвещение, 2006-128с.

Поурочные разработки 5-8 класс Г.П. Сергеева. Е.Д. Крицкая. – 2 изд. – М. : Просвещение 2017.

Методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской – Москва: “Просвещение”, 2016.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе усвоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за Родину, свой народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

 умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.


Предметные результаы обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации,

самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и

общества, в развитии мировой культуры;

развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления,

фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и

анализа художественного образа;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,

инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


Место учебного предмета в учебном плане.


На изучение музыки отводится 35 часов (1 час в неделю).



Содержание программы предмета «Музыка» 5 класс.

Раздел №1 - «Музыка и литература». 16 часов

Тема. Что роднит музыку с литературой. (1 час).

Познакомится с понятиями: романс, песня, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальная музыка. Научатся выявлять связи музыки и литературы.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.



Тема. Вокальная музыка. (2 час).

Познакомятся с отличиями музыкальной речи от речи литературной. Научатся: называть основные жанры русских народных песен, определять значение песен в жизни общества, отличать романс от песни.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.



Тема. Фольклор в музыке русских композиторов. (2 часа).

Познакомится с понятием программная музыка. Научатся анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.



Тема. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость. (1 час).

Познакомится с понятиями: вокальная, инструментальная музыка. Научатся называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.



Тема. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. (2 час).

Познакомится с понятиями: цитирование мелодии, аранжировка, оригинал, переложение, интерпретация. Научится определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.



Тема. «Всю жизнь мою несу родину в душе…». Перезвоны. (1 час).

Познакомится с понятиями: симфония-действо. Научится выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.



Тема. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1 часа).

Узнают, что благодаря музыке появились многие произведения литературы. Познакомятся с основными событиями из жизни и творчества композиторов, с понятием реквием.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (1 час).

Познакомится с сюжетом (либретто) оперы «Садко»; с историей развития оперного искусства; с понятиями: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Научится приводить примеры к понятиям.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. (1 чач).

Познакомится с историей развития балетного искусства; с понятиями: балет, солист-танцор, кордебалет. Научится анализировать составляющие средства музыкальной выразительности.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Музыка в театре, кино, на телевидении. (1 час).

Познакомится с ролью литературного сценария и значением музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Научится участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. (1 час).

Познакомится с понятиям: мюзикла, историей возникновения мюзикла. Узнают, чем мюзикл отличается от оперы. Научатся называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Мир композитора. (1 час).

Познакомится со взаимодействием музыки; с именами выдающихся русских и зарубежных композиторов. Научится передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.

Тема. Обобщение.. (1 час).





РАЗДЕЛ №2 - МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. (19 часов).



Тема. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1 час).

Узнают, что роднит музыку и изобразительное искусство, со средствами выразительности музыки. Научатся выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. «Небесное и земное» в звуках и красках. (1 час).

Познакомятся с общностью языка различных видов искусства. Научатся выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Звать через прошлое к настоящему. (2 часа).

Познакомится с общими чертами художественных и музыкальных образов, с основными чертами кантаты, с богатством музыкальных образов и особенностями их драматургического развития.

Научатся сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Музыкальная живопись и живописная музыка. (2 часа).

Познакомятся с выразительными возможностями музыки и её изобразительности, с выдающимися русскими и зарубежными композиторами: С. Рахманиновым, Ф. Шубертом, их творчеством.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1 час).

Познакомится с местом и значением колокольных звонов в жизни человека. Узнают, как называется праздничный колокольный перезвон. Научатся проводить интонационно-образный анализ музыки.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали… (1 час).

Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Портреты и автопортреты великих художников.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Волшебная палочка дирижера. Дирижёры мира. (1 час).

Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра. Их выразительная роль. Известные дирижеры.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! (1 час).

Жизнь и творчество Людвига ванн Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Застывшая музыка. Содружество муз в храме. (1 час).

Познакомятся с отличием католической и православной музыкальной культуры; с понятием акапелла. Научатся сопоставлять музыку и памятники архитектуры.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Полифония в музыке и живописи. (1 час).

Продолжение знакомства с творчеством С.-С. Баха. Освоение понятий: полифония, фуга. Светская и духовная музыка. Любимый инструмент Баха – орган. Ведущие органисты мира. Органисты мастера.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Музыка на мольберте. Композитор – художник… Вселенная представляется мне большой симфонией… (1 час).

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлёниса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе… (1 час).

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. Творческая биография композиторов-импрессионистов.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. «О доблестях, о подвигах, о славе...». (1 час).

Итоговое тестирование.

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием. Поэтические произведения о войне. «Реквием» Р. Рождественского.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. «В каждой мимолетности вижу я миры…». (1 час).

Обзорный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие творчества обоих композиторов. Сравнение музыкальных зарисовок С. С. Прокофьева с картинами В. Кандинского, определение замысла и его воплощения в произведениях.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Мир композитора. С веком наравне. (1 час).

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов. Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.



Тема. Урок – концерт. (1 час).



Тема. Обобщение. (1 час).



Тематическое планирование:


Разделы и темы

Количество часов

1

Музыка и литература.

Что роднит музыку с литературой.

1

2

Вокальная музыка.

1

3

Вокальная музыка. Романс.

1

4

Фольклор в музыке русских композиторов.

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки.

1

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

7

Вторая жизнь песни.

2

8

9

Всю жизнь мою несу Родину в душе…

1

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

11

Первое путешествие в музыкальный театр: опера

1

12

Второе путешествие в музыкальный театр: Балет

1

13

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

14

Третье путешествие в музыкальный театр – мюзикл.

1

15

Мир композитора Закрепление четверти.

1

16

Обобщающий урок.

1

17

Музыка и изобразительное искусство.

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

18

Небесное и земное в звуках и красках.

1

19

Звать через прошлое и настоящее.

2

20

21

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2

22

23

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

25

Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве.

1

26

Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!

1

27

Застывшая музыка.

1

28

Полифония в музыке и живописи

1

29

Музыка на мольберте

1

30

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

31

О подвигах, о доблести, о славе…

1

32

В каждой мимолётности вижу я миры…

1

33

Мир композитора. С веком наравне

1

34

Урок-концерт.

1

35

Обобщение.

1








Календарно-тематическое планирование 5 класс:


п/п

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

План

Факт

Предметные

Личностные

Метапредметные

1



«Что роднит музыку с литературой»


Урок открытия и первичного закрепления новых знаний.


Понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

Познакомятся с по­нятиями: романс, песня, симфония, концерт, сюита, опера, инструмен­тальная музыка.

Научатся выявлять связи музыки и лите­ратуры


Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследо-ательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации

Слушание музыки.

Интонационно-образ­ный анализ музыки.

Хоровое

пение


2



«Вокальная музыка» карти­ны (поста­новка и реше­ние учебных задач)


Комбинированный урок.


Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Жанры вокальной музыки – песня.


Познакомятся с от­личиями музыкаль­ной речи от речи ли­тературной.

Научатся:

- называть основные жанры русских народных песен;

- определять значение песни в жизни обще­ства.

Узнают: основные жанры народных песен, ее особенности.

Научатся: исполнять образцы музыкально-поэтического творчества.

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.

Обнаруживать, выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.

Л. Осмысление взаимодейст-вия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследо-вательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произве-дений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

Интонаци­онно-образ­ный анализ прослушан­ной музыки


3



«Вокальная музыка» (Романс)


Комбинированный урок


Понимать основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.


Узнают: основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка.

Научатся: отличать романс от песни


Л. Осмысление взаимодейст-вия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследо-вательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произве-дений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

Интонаци­онно-образ­ный анализ прослушан­ной музыки. Разучить народные песни своего края, объяснить их сходство и разли­чие


4



«Фольклор в музыке русских композиторов» (Кикимора А.К. Лядов)


Урок обобщения и систематизации знаний.


Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их

сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Познакомятся с интонационным своеобразием музыкального фольклора разных народов;

Научатся: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.

Л. Осмысление взаимодейст-вия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследо-вательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произве-дений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Обращение к ЭОР с целью самообразования.

Интонаци­онно-образ­ный анализ музыки. Хоровое пение


5



«Фольклор в музыке русских композиторов»

(Шехеразада Н.А. Римский-Корсаков)

Урок обобщения и систематизации знаний.

По характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов Понимать интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.


Познакомятся с по­нятием программная музыка.

Научатся анализи­ровать составляющие средств выразитель­ности: мелодию, ритм, темп, динами­ку, лад


Л.Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. Понимание жизненного содержания классической музыки. Выявление ассоциативных связей музыки слитературой. П. Усвоение словаря муз.терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р. Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска муз.информации.

Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова.

6



«Жанры инструментальной и вокальной музыки» (вокализ, романс, баркарола, серенада)


Урок закрепления нового материала.


Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

Понимать жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Познакомятся с по­нятиями: вокальная, инструментальная музыка.

Научатся называть основные жанры во­кальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Смогут: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.


Л. Осмысление взаимодейст-вия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследо-вательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произве-дений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Обращение к ЭОР с целью самообразования.

Слушание музыки. Интонаци­онно-образ­ный анализ

Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу»из «Времён года»П.Чайковского

7



«Вторая жизнь песни»


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобра-зительность в музыке.

Понимать особенности русской народной музыкальной культуры.

Познакомятся с по­нятиями: цитирова­ние мелодии, аран­жировка, оригинал, переложение, интер­претация.

Научатся опреде­лять связи между композиторским и народным музыкаль­ным искусством


Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследо-вательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произве-дений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Обращение к ЭОР с целью самообразования.

Слушание музыки. Интонаци­онно-образ­ный анализ


8



«Вторая жизнь песни»

Урок закрепления нового материала.


Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа

.Сопоставлять особенности русской народной музыкальной культуры.

Познакомятся с по­нятиями: цитирова­ние мелодии, аран­жировка, оригинал, переложение, интер­претация.

Научатся опреде­лять связи между композиторским и народным музыкаль­ным искусством


Хоровое пение

Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов.

9



Всю жизнь мою несу Родину в душе… «Программная симфония» («Перезвоны» В. Гаврилин)


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Понимать стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

Познакомятся с по­нятиями: симфония-действо.

Научатся выявлять родственные сред­ства выразительно­сти музыки и жи­вописи, сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

. Осмысление взаимодейст-вия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследо-вательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произве-дений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Обращение к ЭОР с целью самообразования

Хоровое пение. Бе­седа по те­ме занятия. Сравнение музыкаль­ных произ­ведений, созданных на основе метода «тождества и контра­ста»

Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва».

10



«Писатели и поэты о музыке и музыкантах» (жанры фортепианной музыки)


Комбинированный урок.


Понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики

Узнают, что благо­даря музыке появи­лись многие произ­ведения литературы.

Познакомятся с ос­новными событиями из жизни и творче­ства композиторов, с понятием реквием

Научатся понимать: взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита.

Найдут: ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;


Л. Осмысление взаимодейст-вия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследо-вательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произве-дений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Обращение к ЭОР с целью самообразования.

Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач

11



«Первое путешествие в музыкальный театр» (Опера)


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Научатся творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Понимать особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.


Познакомятся с сю­жетом (либретто) оперы «Садко»; с историей развития оперного искусства; с понятиями: опера, либретто, увертю­ра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы.

Научатся приводить примеры к понятиям, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.



Л. Осмысление взаимо-действия искусств как средства расширения представлений о содержа-нии муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Усвое-ние словаря муз.терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р.Планированиесобствен-ных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Прогнозирование связей музыки с литерату-рой, театром. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Формиро-вание умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

Интонаци­онно-образ­ный анализ фрагментов из оперы «Садко»


12



«Второе путешествие в музыкальный театр» (Балет)


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Называть имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику. Участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

Познакомятся с ис­торией развития ба­летного искусства; с понятиями: балет, солист-танцор, кор­дебалет.

Научатся анализи­ровать составляющие средства музыкаль­ной выразительности

участвовать в коллективной, исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.


Л. Осмысление взаимо-действия искусств как средства расширения представлений о содержа-нии муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Усвое-ние словаря муз.терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р.Планированиесобствен-ных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Прогнозирование связей музыки с литерату-рой, театром. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Формиро-вание умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

Хоровое пение.

13



«Музыка в театре, кино, на телевидении»


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); Понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Познакомятся с ролью литератур­ного сценария и зна­чением музыки в синтетических ви­дах искусства: в те­атре, кино, на теле­видении.

Научатся участво­вать в коллективной исполнительской де­ятельности (вокали­зации основных тем, пластическом инто­нировании)


Л. Осмысление взаимо-действия искусств как средства расширения представлений о содержа-нии муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Усвое-ние словаря муз.терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р.Планированиесобствен-ных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Прогнозирование связей музыки с литерату-рой, театром. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Формиро-вание умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.




Беседа. Интонаци­онно-образ­ное сопо­ставление музыки и литера­турных произве­дений

14



«Третье путешествие в музыкальный театр» (Мюзикл)


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понимать особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти.


Познакомятся с по­нятием: мюзикла, историей возникно­вения мюзикла.

Узнают, чем мюзикл отличается от оперы,

особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью

Научатся называть наиболее известные мюзиклы и их ком­позиторов


Л. Осмысление взаимо-действия искусств как средства расширения представлений о содержа-нии муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Усвое-ние словаря муз.терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р.Планированиесобствен-ных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Прогнозирование связей музыки с литерату-рой, театром. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Формиро-вание умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

Хоровое пение. Слушание музыки. Интонаци­онно-образ­ный анализ. Прослушать фрагменты из мюзикла:»Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек»

15



«Мир композитора»


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы.Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений. Знать имена ямальских композиторов: С.Няруй, А.Бердышев, Ю.Юнкеров.


Познакомятся с профессией композитор

Научатся участво­вать в коллективной исполнительской де­ятельности (вокали­зации основных тем, пластическом инто­нировании)


Л. Осмысление взаимо-действия искусств как средства расширения представлений о содержа-нии муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Усвое-ние словаря муз.терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р.Планированиесобствен-ных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Прогнозирование связей музыки с литерату-рой, театром. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Формиро-вание умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации

Сказки Э.-Т.-А. Гофмана. Музыкальные характеристики литературных героев


16



Обобщение.

Комбинированный урок.





Хоровое пение.


17



«Что роднит музыку с изобразительным искусством»


Урок открытия новых знаний

Вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. Понимать возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки

Узнают, что роднит музыку и изобрази­тельное искусство, со средствами выра­зительности музыки.

Научатся выявлять связи и общие черты в средствах вырази­тельности музыки и изобразительного искусства, вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

Л. Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством. П. Усвоение словаря муз.терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р. Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

Слушание музыки.

Хоровое пение

Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.

18



«Небесное и земное в звуках и красках» (русская духовная музыка)


Комбинированный урок.


Эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.

Понимать интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Познакомятся с общностью языка различных видов ис­кусства.

Научатся выявлять общие черты в худо­жественных и му­зыкальных образах

Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.


Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительнымискусст-вом. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной

Слушание музыки. Интонаци­онно-образ­ный анализ музыкаль­ных и ху­дожествен­ных произ­ведений


19



«Звать через прошлое к настоящему»


Урок закрепления нового материала.


Сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу. Понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Знать/понимать: богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

Л.Понимание жизненного содержания народной, классической и современ-ной музыки. Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством. П. Представ-ление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи

Слушание музыки. Интонаци­онно-образ­ный анализ музыкаль­ных и ху­дожествен­ных произ­ведений


20



«Звать через прошлое к настоящему»


Урок закрепления нового материала.


Познакомятся с об­щими чертами худо­жественных и му­зыкальных образов, с основными чертами кантаты, с богатством музыкальных образов (героические и эпиче­ские) и особенностя­ми их драматургиче­ского развития.

Научатся сопостав­лять героико-эпиче-ские образы музыки с образами изобрази­тельного искусства; эмоционально-образ­но воспринимать и характеризовать му­зыкальные произведе­ния; пропевать темы из вокальных и ин­струментальных про­изведений, получив­ших мировое призна­ние; проявлять твор­ческую инициативу


- слушание музыки;

- анализ строения музыки и средств выразительности;

- инструментальное музицирование,

- самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;


21



«Музыкальная живопись и живописная музыка» (С.В. Рахманинов)


Урок обобщения и систематизации знаний.


Понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западноевропейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.


Познакомятся с выразительными воз­можностями музыки и её изобразительно­сти, с выдающимися русскими и зарубеж­ными композитора­ми: С. Рахманино­вым, Ф. Шубертом, их творчеством.

Научатся:

- выявлять общее в выразительных возможностях музы­ки и живописи;

- анализировать со­ставляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.


Л.Осмыслениевзаимо-действия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. Понимание жизненного содержания народной, классической и современ-ной музыки. П. Представ-ление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.




- хоровое, ансамблевое и сольное пение;

- самостоятельное составление исполнительского плана песни;

- просмотр фрагментов кинофильма.

22



«Музыкальная живопись и живописная музыка. Музыкальные картины».

(Ф. Шуберт)


Урок обобщения и систематизации знаний.


Познакомятся: с выразительными возможностями музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Научатся: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Петь темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.


Слушание музыки.

Рассматри­вание кар­тин

Интона­ционно-образный анализ музыкаль­ных и ху­доже­ственных произве­дений


23



«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»


Комбинированный урок


Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения.Понимать Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям.




Познакомятся с ме­стом и значением колокольных звонов в жизни человека. Узнают, как называ­ется праздничный колокольный пере­звон.

Научатся проводить интонационно-образ­ный анализ музыки


Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержа-нии муз.образов. Выявление ассоциативных связей музыки с изобрази-тельным искусством. П. Представление о содержа-нии, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И.Форми-рование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.








Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса? картины?

24



«Портрет в музыке и изобразительном искусстве» (Портрет Паганини в произведениях искусства).


Урок обобщения и систематизации знаний.


Осознавать музыку как вид искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель».Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох,через сравнение различных интерпретациймузыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Познакомятся с ис­торией создания скрипки, её мастера­ми - изготовителями и исполнителями.

Научатся:

- сопоставлять скри­пичную музыку

с живописью;

- анализировать, сравнивать произве­дения





Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей.искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.








Слушание музыки.

Интонаци­онно-образ­ный анализ


25



«Волшебная палочка дирижера»


Комбинированный урок.




Называть имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.


Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой

Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения.


Слушание музыки.

Интонаци­онно-образ­ный анализ.

Хоровое пение


26



«Образы борьбы и победы в искусстве»


Комбинированный урок.

Передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

Научатся:

- делать предполо­жения о том,что предстоит услышать (образный строй);

- проводить интона­ционно-образный анализ музыки

Узнают: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации.

.

. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей.искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации

- слушание музыки;

- анализ строения музыки и средств выразительности;

- инструментальное музицирование,

- самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;


27



«Застывшая музыка»


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

Понимать принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.


Познакомятся с от­личием католической и православной му­зыкальной культуры; с понятием а капелла.

Научатся сопостав­лять музыку и па­мятники архитек­туры


Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей.искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

- слушание музыки;

- анализ строения музыки и средств выразительности;

- инструментальное музицирование,

- самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;


28



«Полифония в музыке и живописи» (И.С. Бах)


Урок обобщения и систематизации знаний.


Понимать о принадлежности духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка.

Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.


Познакомятся

с понятиями: орган, полифония, фуга; с основными собы­тиями из жизни и творчества И.-С. Баха

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей.искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

Слушание

музыки.

Хоровое

пение


29



«Музыка на мольберте»


Комбинированный урок


Понимать о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.


Познакомятся с по­нятиями: импрессио­низм, интерпрета­ция, джаз.

Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Познакомятся с по­нятиями: триптих, соната.

Узнают, что роднит музыку и изобразительное искусство;

Научатся выявлять связи и общие черты в средствах вырази­тельности музыки и изобразительного искусства


Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей.искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Рассматри­вание ил­люстраций (репродук­ций картин)

Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них?

Послушать музы­ку М. Чюрлениса. Симфоническая поэма «Море»


30



«Импрессионизм в музыке и живописи»


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понимать особенности импрес-сионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.


Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей.искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

Слушание музыки.

Интона­ционно-образный анализ

Рассматри­вание ил­люстраций. Хоровое пение


31



«О подвигах, о доблести и славе»


Комбинированный урок.



Сопоставлять установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

Познакомятся с по­нятием реквием, про­изведениями литера­туры, живописи и му­зыки, раскрывающи­ми военную тему - защиты Родины.

Научатся проводить интонационно-образ­ный анализ музыки (на примере му­зыкальных произве­дений С. С. Прокофь­ева, Г. В. Свиридова и др.)


Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей.искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны?

32



«В каждой мимолетности вижу я миры. Музыкальная живопись Мусоргского»


Комбинированный урок.


Понимать своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Познакомятся с по­нятием интерпрета­ция, со своеобразием музыкальных обра­зов в творчестве рус­ских композиторов С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского.

Научатся выявлять особенности интер­претации одной и той же художественной идеи, сюжета в твор­честве различных композиторов; выяв­лять общее и особен­ное при сравнении музыкальных произ­ведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки


Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей.искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

Слушание музыки.

Хоровое

пение


33



Мир композитора. С веком наравне.

.


Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся




Владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений.Понимать о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений.


Познакомятся

с тем, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство.

Научатся выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.


Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей.искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

Слушание музыки.

Интонаци­онно-образ­ный анализ


34



Урок-концерт. Закрепление четверти и года.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инстру-ментальных и вокальных жанров.



Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз.образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз.произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей.искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.

Слушание музыки.

Хоровое

пение


35



Обобщение.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);



Слушание музыки.

Хоровое

пение

Интона­ционно-образный анализ





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!