СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по литературе в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по литературе в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по литературе в 11 классе»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основании следующих нормативных документов:

1.  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

2.   Учебной программе по литературе для 11 классов национальных общеобразовательных учреждений /под редакцией М. В. Черкезовой/ В программе указывается распределение учебных часов, отводимых на изучение разделов курса.

3.   Основной образовательной программы образовательного учреждения, базисного учебного плана МБОУ «Левженская СОШ».

Место учебного предмета в учебном плане

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и на изучение предмета «Литература»» в 11 классе выделено 102 часа (из расчета 3 часа в неделю). Изучение курса литературы в 11 классе ведётся по учебнику М. В. Черкезовой,Е. А. Самойловой, С.В. Жожикашвили.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно -художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение.





Содержание тем учебного курса



Введение Русская литература ХХ в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Из русской литературы первой половины XX века (обзор)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагиче-ские события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор). «Вечер». «Последний шмель», «Слово». Традиции русской поэзии XIX века в лирике Бунина. Его мастерство в изображении поэтических пейзажей. Точность и выразительность детали. Философские мотивы: восприятие человеческого бытия. Слово как бессмертный дар, самое большое достояние человека. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Суета и тщетность бездуховной жизни, призрачность славы, богатства. Романтическое освещение увядающего быта русского дворянства. Символический образ антоновских яблок. Русский национальный характер у Бунина. Любовная тема, её философское осмысление. Психологизм и символика в бунинской прозе. Приём антитезы.

А. И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет». Утверждение любви как высшей ценности в жизни. Трагизм решения любовной темы в повести.

М. Горький. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «На дне».

Социально-философский характер основного конфликта пьесы. Лука и Сатин - философ-ский спор о человеке. История постановки пьесы в Художественном театре. Влияние творчества Горького на родную литературу учащихся. Рассказ «Челкаш».Романтический колорит рассказа. Антитеза Челкаш – Гаврила. Многогранность характера Челкаша. Понимание категории свободы Челкашом и Гаврилой. Образ рассказчика. Роль романтического пейзажа.

Из зарубежной литературы первой половины XX века

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион» (фрагменты). Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Прием иронии. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г.Аполлинер. Общая характеристика жизни и творчества поэта.

"Мост Мирабо". Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность ритмики и строфики. Экспериментальная направленность поэзии.

Из русской поэзии конца XIX – начала XX в.(Обзор)

К.Д.Бальмонт, А.Белый, В.Я.Брюсов, Н.С.Гумилёв, Н.А.Клюев, Ф.К.Сологуб, В.В.Хлебников, В.Ф.Ходасевич (стихотворения не менее трёх авторов по выбору).

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф.Анненский, М.И.Цветаева.

Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

А.Белый.Очерк жизни и творчества (обзор).

Стихотворение «Родине». Интуитивное постижение действительности в стихотворении. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Заблудившийся трамвай». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

В.В.Хлебников. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…»Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия

Н.А.Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Безответным рабом».

Самобытность стихотворений Клюева. Отражение в них народных традиций и представлений.

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Предчувствую тебя, Года проходят мимо…», «О весна, без конца и без краю…», «Она пришла с мороза»

Лирический герой ранней лирики поэта. Символический образ Прекрасной Дамы - вопло-щение мировой гармонии, Вечной Женственности. Тема «страшного мира», вечного бессмысленного круговорота жизни. Соотношение идеала и действительности. Эволюция лирического героя. Обращение к реальной жизни, простым и естественным человеческим чувствам. Тема родины в цикле “На поле Куликовом”.

Поэма «Двенадцать». Героико-романтический пафос поэмы. Восприятия Октября как очищения, духовного возрождения России. Образы ветра, метели как символа революции. Многозначность финала. Образ Христа - символ искупления пороков старого мира, духовного воскресения России. Своеобразие композиции.

В. В. Маяковский. Очерк жизни и творчества. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви". "Во весь голос" (первое вступление в поэму). Влияние эстетики футуризма на творчество поэта. Бунтарские мотивы и гуманистический пафос раннего творчества Маяковского. Тема страдания человека. Тема поэта и поэзии. Сатири-ческая обработка реального жизненного факта. Роль гиперболы. Самооценка творческого пути поэта, утверждение органической связи своей поэзии с эпохой революционных потрясений. Традиция поэтических «памятников». Новаторство Маяковского.

С. А. Есенин. Очерк жизни и творчества. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», "Поэтам Грузии", "На Кавказе", «Письмо к женщине». , «Каждый труд благослови, удача!».

Поэма «Анна Снегина". Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Основополагающе значение темы родины в лирике Есенина. Мотивы одиночества и усталости. Любовная тема. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Есенин о роли Кавказа в русской культуре. Романтический образ Востока, восприятие поэтом его быта и традиций. Русские мотивы в стихотворениях о Востоке. Влияние поэзии Есенина на развитие родной литературы.

М. И. Цветаева. Очерк жизни и творчества. Стихотворения: «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», "Бабушке", «Дон». Основные темы творчества Цветаевой. Трагедийная тональность творчества. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Мотив одиночества. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам. Очерк жизни и творчества. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia».

Историзм, философичность и ассоциативность поэтических образов Мандельштама. Насыщенность лирики поэта образами мировой художественной культуры. Представление о поэте как хранителе культуры.

А. А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», "Синий вечер. Ветры кротко стихли...", «Нам свежесть слов и чувства простоту…». Глубокий психологизм творчества Ахматовой. Творчество Ахматовой как выражение чувств и переживаний женской души, богатства внутреннего мира женщины. Поэзия зарождающегося любовного чувства, использование образов природы в раскрытии любовных переживаний. Гражданские мотивы в послеоктябрьском творчестве. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Поэма как свидетельство гражданского мужества Ахматовой. Картины всенародного горя, бесправия, жестокости, трагедии человеческой судьбы. Библейские мотивы и образы в поэме. Своеобразие композиции. Сочетание интонации скорби и суровой торжественности. Сопоставление любовной и гражданской лирики Ахматовой с раскрытием аналогичных тем в родной поэзии.

Б. Л. Пастернак. Очерк жизни и творчества (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Гефсиманский сад», "Музыка". Своеобразие поэзии Пастернака: воссоздание картин жизни через выражение своих личных ощущений и ассоциаций. Лиризм и одухотворённость его поэзии. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Роль музыки в жизни человека. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. “Стихотворения Юрия Живаго”, связь стихотворений с общей проблематикой романа и мотивами лирики Пастернака.

М. А. Булгаков. Очерк жизни и творчества. Романы «Белая гвардия» (в сокращении), «Мастер и Маргарита» ( в сокращении). (Изучается один из романов — по выбору.)

Автобиографизм романа. Символичность художественных образов Города и Дома. Тема вечного и преходящего. Объективное изображение белогвардейского движения и психологии его участников. Функция снов в композиции романа. Библейские мотивы и образы. Смысл финала романа. Художественное своеобразие - сочетание традиций русского классического романа с новыми художественными приёмами.

«Мастер и Маргарита» ( в сокращении). Новаторство писателя в области художественной формы романа. Своеобразие композиции и художественного времени. Прием «романа в романе». Два временных пласта: история и современность. «Евангельские» сцены романа. Своеобразное осмысление нечистой силы как карателя греховного в душах и поступках людей. Сочетание конкретно-исторического и фантастического в романе. Гуманизм романа. Тема любви. Эпическое, лирическое и сатирическое в романе. Тема внутренней свободы и несвободы: образы Иешуа и Пилата. Проблема «власть и художник».

А. П. Платонов. Очерк жизни и творчества. Рассказ «Песчаная учительница»

Умение понять обычаи и традиции другого народа, уважительное отношение к кочевникам, несмотря на различие в быту и традиционной культуре. Подвиг учительницы, ее душевная неуспокоенность, жажда полезной деятельности, широта души. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. Сборники рассказов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа. «Тихий Дон» – художественная эпопея жизни донского казачества в период трагических событий революции, гражданской войны и установления советской власти на Дону. Глубина и художественная сила характеров главных героев. Разрушение крестьянского и семейного укладов жизни. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Сложность и неоднозначность авторской позиции. Художественное своеобразие сочетания традиций русского классического романа с новыми художественными приемами. Язык прозы Шолохова.

II. Из русской литературы второй половины XX века(обзор)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Творчество А.Т.Твардовского, К.Д.Воробьёва, В.С.Гроссмана. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании.

«Лагерная» тема. Изображение трагедии народа, пережившего ужасы репрессий.

«Деревенская» проза. Обращение к жизни крестьянства как к источнику нравственных идеалов народов. Возвращение к традициям классической русской прозы в произведениях В.И.Белова, В.А.Солоухина, В.Г.Распутина. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Основные тенденции современного литературного процесса.

А. Т. Твардовский. Очерк жизни и творчества. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».Исповедальный характер лирики Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Постановка вечных тем русской поэзии: совести, духовности, справедливости, памяти. Роль традиций русской классической литературы в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов. Очерк жизни и творчества. Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А.И.Солженицын. Очерк жизни и творчества. Рассказ "Матрёнин двор" ( в сокращении)

Изображение жизни русской деревни конца 50-х годов XX века. Воспроизведение в образе Матрёны черт человека-праведника, носителя народной нравственности. Значение рассказа для развития деревенской прозы в литературе второй половины XX века.

"Архипелаг ГУЛАГ" (фрагменты). История создания и публикация романа. Отражения в нём трагического опыта русской истории.

В. М. Шукшин. Очерк жизни и творчества. Рассказ «Чудик» (в сокращении). Характеры людей, отошедших от традиционной народной культуры, народных нравственных ценностей и не усвоивших городских ценностей. Развенчание эгоизма и коростолюбия.

В. В. Быков. Очерк жизни и творчества (обзор). Повесть «Сотников».

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зре-ния” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Белов. Очерк жизни и творчества (обзор). Рассказ «Привычное дело» ( в сокращении)

Изображение в повести быта и нравов жителей северной русской деревни. Нравственная красота характера Ивана Африкановича, отражение в нём лучших черт народного сознания.

Н. М. Рубцов. Очерк жизни и творчества (обзор). Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние». Тема родины в лирике поэта, острая боль за её судьбу, вера и её неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский. Очерк жизни и творчества (обзор). Стихотворения: «Рождественская звезда», "На столетие Анны Ахматовой". Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

А.А.Вознесенский. Очерк жизни и творчества (обзор).Стихотворение "Сон".Поэзия 60-х, проникнутая духом новаторства и раскрепощения человека от власти изживших себя догм. Нравственно-психологическая проблематика стихотворения.

А. В. Вампилов. Очерк жизни и творчества (обзор). Пьеса «Провинциальные анекдоты».

Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.

III. Из литературы последнего десятилетия (обзор)

Основные тенденции современного литературного процесса. Влияние на развитие совре-менной литературы культурной ситуации новой России. Постмодернизм. Публикации последнего десятилетия, получившие общественный резонанс: В.П.Астафьев "Пролётный гусь", В.Н.Войнович "Сказки для взрослых", Ф.А.Искандер "Мальчик и война", А.А.Кабанов, "Зал прилёта", В.С.Маканин "Кавказский пленный", В.Г.Распутин "Новая профессия", Л.С.Петрушевская "Завещание старого монаха", Н.Н.Садур "Чудесные знаки", В.О.Пелевин "Жёлтая стрела", Т.Н.Толстая "Кысь", Т.Ю.Кибиров (по выбору учителя)

IV. Из литературы народов России (обзор)

Ю.Рытхэу. Жизнь и творчество писателя (обзор)."Когда киты уходят" (фрагмент).

Фольклорная основа произведения. Духовные и нравственные ценности чукотского народа. Трагизм разрыва связи между поколениями, между человеком и природой.

Р.Гамзатов. Жизнь и творчество поэта (обзор).«Мой Дагестан», «Покуда вертится земля», «Журавли», «Родной язык», «Берегите друзей».Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Приём параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого.

V. Из зарубежной литературы второй половины XX века

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Э. Хемингуэй. Общая характеристика жизни и творчества писателя. Повесть «Старик и море». Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

На развитие речи ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Проектная работа

Самостоятельная работа, ч.

1

Литература XX века

1

1

-

-

-

-

-

2

Русская литература первой половины XX века (обзор)

18

14

4

-

-

-

-

3

Зарубежная литература первой половины XX века

4

4

-

-

-

-

-

4

Русская поэзия конца XIX-начала XX века

62

49

13


-

-

-

5

Русская литература второй половины XX века

13

13

-

-

-

-

-

6

Литература последнего десятилетия

1

1

-

-

-

-

-

7

Литература народов России

2

1

-

1

-

-

-

8

Зарубежная литература второй половины XX века

1

1

-


-

-

-


Итого:

102

84

17

1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!