СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса»



МБОУ «Аглобинская СОШ»

Рассмотрено

Руководитель МО

_______/__________

Протокол № 1______

от«30» августа2021г.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР МБОУ «АСОШ »

Тагиров С.Т./_________/

«30» августа2021г.

Утверждаю

Директор МБОУ «АСОШ»

Курбанов К.Г./_______________/

Приказ №1 от 30» августа2021г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Сардаровой Эльвиры Пиралиевны, СЗД

по литературному чтению , 3 класс

102 часа

Рабочая программа составлена на основе Образовательной системы «Школа России».

В соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, авторской программы авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,В.Г. Горецкого. Москва «Просвещение» .








Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №__1_

от «30» августа 2021г.










2021-2022 учебный год

С.Аглоби, 2021

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению 3 класс (102 часа)

Раздел

Описание раздела

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Наглядные пособия

Домашнее задание

Самое великое чудо на свете -3ч.




Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.

1

Знакомство с содержанием учебника.

Обращение писателя к детям.

Работа по карточкам.

Учебник литературного чтения.

Стр.3-5, отве

тить на вопро-

сы.



Рукописные книги Древней Руси.

1

Познакомить учащихся с названием раздела. Чтение и обсуждение статьи. Экскурсия в библиотеку.

Таблицы по теме.

Стр.6-7,

читать



Первопечатник Иван Фёдоров.

1

Познакомить с учащихся с деятельностью первопечатника И.Федорова.

Картины по теме.

Стр.7-9, читать, ответить на вопросы.

Устное народное творчество - 11 ч.


Русские народные песни.

1

Знакомство с разделом «Устное народное творчество».Отгадывание загадок по теме.

Сборник рус-

ских народных песен.

Стр.13-17,

учить песни.



Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1

Словарная работа. Чтение и обсуждение колядок. Чтение наизусть заранее

подготовленных сказок.


Стр.18-19, сочинить докучные сказки.





Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

Знакомство с новым видом (волшебной) сказки.


Иллюстрации к сказке.

Карточки с текс-

том речевой разминки.

Стр.22-27,подготовить

пересказ



Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

Знакомство с русской народной сказкой и новым видом сказок. Делить текст на части, составлять план, рассказывать сказку по иллюстрации.

Иллюстрация к сказке

Читать, задание №9, с.27.



Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»

1

Проверка домашнего задания. Знакомство с

русской народной сказкой. Работас

пословицами. Словарная работа.

Иллюстрации к сказке

Читать сказку, нарисовать иллюстрацию.



Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»

1

Знакомство с русской народной сказкой и

новым видом сказок. Делить текст на части, составлять план, рассказывать сказку по иллюстрации.

Иллюстрация к сказке

Выразительно читать сказку, нарисовать иллюстрацию.



Русская народная сказка «Сивка- бурка».

1

Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказка, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

Принести книги с любимыми сказками.


Разделить на части, нарисовать иллюстрацию.



Русская народная сказка «Сивка- бурка».

1


Найти сведения о В. Васнецове и И. Билибине.



Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин

1

Биография и творчество художников –

иллюстраторов В.Васнецова и И.Билибина.

Иллюстрация к сказке

Принести книги с любимыми сказками.




Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».

Оценка достижений.

1

Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.


Читать сказки.



Проект

« Сочиняем волшебную сказку» .

1

Что является общим для всех волшебных сказок? Какие элементы народной сказки были использованы каждой группы? Чья сказка оказалась наиболее близка к фольклорной, а чья –действительно оригинальной. Имеющий лишь отдаленное сходство с народными сказками?

Проект

Сочинить

волшебную

сказку.

Поэтическая тетрадь 1- 8 ч.


Проект: «как научиться читать стихи» на основе научно- популярной статьи Я. Смоленского1

1

Знакомство с названием раздела. Поэтическая

тетрадь 1 .Хитрые загадки в стихах. Статья

Я. Смоленского.




Стр.60-61 прочитать

статью.



Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

1

Стихотворение Ф.Тютчева «Весенняя гроза»Выразительное чтение стихотворения.

Презентация

Стр.62, выу-

чить стих



Ф.Тютчев «Листья»

Сочинение –миниатюра « О чём расскажут осенние листья»


1

Стихотворение Ф.Тютчева Листья».Обучение написанию сочинения-миниатюры.Речевая разминка..

Картины на

тему осени.

Портрет Ф.

Тютчева.

Сборник стихов

поэта.

Стр.63, напи-

сать сочинение-

миниатюру.



А. Фет « Мама ! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»


1

Стихотворения А.Фета. Загадки О. Дружковой.

Выразительное чтение стихов.

Портрет поэта.

Сборники стихов поэта.

Выучить любое стихотворение нарисовать иллюстрацию.



И.С Никитин «Полно, степь моя…»

1

Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?


Карточки (текст

речевой размин-

ки)Сборник

стихов поэта.

С. 66-67 выразительно

читать, задание 4



И.С.Никитин «Встреча зимы»

1

Как относится автор к родине и к русскому человеку?


Картины на

тему осени.

Портрет поэта.

Выучить отрывок, нарисовать иллюстрацию, задание №7, с.71.



И.З.Суриков «Детство».

1

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.

Портрет поэта.

С. 72-75 читать, с. 72 наизусть.



И. Суриков

« Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1


Стр.76-77,

выучить

стих.



Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»


1

Проверим и оценим свои достижения.

Тест по теме «Поэтическая тетрадь»

Тесты

С. 80 задание 9

Великие русские писатели - 15 ч.


Знакомство с названием раздела.

А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»

1

Кто такой А.С.Пушкин?

Что мы знаем о великом русском поэте?

А.С.Пушкин

(портрет)


Подготовить сообщение о Пушкине.



А. Пушкин. Лирические стихотворения.

1

Из каких отдельных зарисовок складывается общая картина осени, созданная поэтом? Из каких слов ясно , что зима долго не наступает?

Выставка книг

по теме раз-

дела.


Выучить любое стихотворение



А. С. Пушкин «Зимнее утро».

1

Выразительное чтение стихов поэта.

Работа над содержанием стихов.


Выучить стих




А. С. Пушкин «Зимний вечер».

1

Выразительное чтение стихов поэта.

Работа над содержанием стихов.

Картины на

тему зимы.

Карточки (зада-

ния)

Выучить стих




А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

1

Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.

Иллюстрация к сказке

Читать сказку.



А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

1

Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.

Иллюстрация к сказке

Нарисовать иллюстрацию к сказке



А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

1


Читать, отве-

тить на вопросы



А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

1





Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.


1

Знакомство с творчеством художника-иллюстратора И.Билибина. Сравнение

произведения словесного и изобразительного искусства

.Тест на тему «Великие

писатели»

Репродукции

И.Билибинапо

теме урока.




Знакомство с творчеством И.И. Крылова.

Басня «Мартышка и очки»

1

Познакомиться со скульптурным портретом И.А. Крылова. Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

И.И.Крылов

(портрет), книги

писателя.




И.И.Крылов

« Зеркало и обезьяна»


1

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

Иллюстрации к

басне

Выучить басню



И.И. Крылов

« Ворона и лисица»

1

Иллюстрации к

басне

Выучить басню



М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Сравнивать произведения живописи и произведение литературы. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения.

Портрет М. Лер-

монтова, книги

писателя.

Стр.140-145. Ответить на вопросы



М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».

1

Тест

Выучить стих



Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

Л.Н. Толстой «Акула».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Л.Толстого.

Работа с текстом.

Чтение рассказа «Акула», работа по содержанию текста.

Портрет

Л.Н.Толстого.

Стр.152-155, читать



Л.Н. Толстой «Прыжок».

1

Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении

Иллюстрации к рассказу,слайды

с изображением

кораблей.

Стр.156-159, читать



Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

1

Иллюстрация

к рассказу.


Стр.160-162, читать, подготовить пересказ



Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Картины с изоб-

ражением

природы.

Стр.162-163, читать



Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».


1

Тесты

Выполнить

задание в учебнике

Поэтическая тетрадь 2 - 4 ч.


Н.А. Некрасов «Славная осень!»

«Не ветер бушует над бором».

1

Знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.

Репродукции

пейзажей

всех времён года.


Выучить стихи

Стр.168-170



Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста- повествования.

Портрет

А.Некрасова.

Иллюстрация к стихотворению

Стр.170-172, выразительное

чтение



К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

1

Знакомство с жизнью и творчеством К.Бальмонта.

Чтение его произведений.

Портрет
К.Бальмонта, сборник стихов.

Читать, стр.

173



И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».

1

Знакомство с жизнью и творчеством И.Бунина.

Работать над выразительностью чтения стихотворений.


Выразительно читать

Литературные сказки - 7 ч.


Знакомство с названием раздела.

Д. Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки»

1

Ознакомить учащихся

с названием раздела.

Работа по содержанию.


Выставка

книг по теме.

Портрет писателя.

Стр.179-182, читать, принес

ти свою люби

мую сказку.



Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца –Длинные Уши,

Косые Глаза, Короткий Хвост»

1

Знакомство с жизнью и

творчеством писателя.

Словарная работа, чтение

сказки. Работа по тексту.

Иллюстрации к сказке, книги писателя.

Читать сказку,

пересказать



В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница».

1

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Портрет В. Гар

шина. Выставка книг писателя.

Читать, ответить на вопросы



В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница».

1





В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Таблицы по чтению

Читать, стр.

196-208



В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

Иллюстрации к сказке, книги писателя.

Читать,

Пересказывать,

ответить на вопросы.



Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.


С. 210-211 читать

Были - небылицы 7 ч.


М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.


С. 4-11 пересказ



М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

Придумать прдолжение



К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Портрет

К.Паустовского,

Иллюстрации

к рассказу.

С. 12-19 читать



К.Г. Паустовский « Растрёпанный воробей».

1

С. 19-23 читать



А.И. Куприн «Слон».

1

Определять авторское отношение к изображаемому. Читать рассказ в лицах. Делить текст на части, озаглавливать каждую из них.

Таблицы по чтению.

Портрет А.Куп-

рина.

С. 25-40 читать



А.И. Куприн «Слон».

1

Составить план, пересказ рассказа



Обобщающий урок по разделу «Были- небылицы».

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать достижения.


С43 задание 8 устно

Поэтическая тетрадь 1 - 4 ч.


Знакомство с названием раздела.

С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей». «Слон».


1

Знакомство с названием раздела.

Работа по тексту «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»

Портрет пи-

теля, картинки

по содержанию

текстов.

Стр.45-49,

Читать, перес-

казать



А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»


1

Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

Выразительное чтение стихов.

Портрет поэта,

Сборники сти-

хов.

Стр.50-54, выполнить

задания.



С. Есенин «Черёмуха»

1

Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

Работа над содержанием стихотворения.

Портрет поэта.

Картина.

Стр. 55, выучить стих



Обобщающий урок по разделу.

Проверим и оценим свои достижения.

1

Проверка и оценка знаний по разделу.

Тестирование учащихся.

Тест

Сочинить загадки о животных. Принести книги о животных

Люби живое - 10 ч.


Знакомство с названием раздела.

М. Пришвин «Моя Родина»


1

Прогнозировать содержание раздела. Понимать нравственный смысл рассказа.

Портрет писа-теля.Таблицы по

чтению

Стр.57-59, чи

тать, ответить

на вопросы



И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу


Стр.60-67

Читать, пересказать



В. Белов «Малька провинилась»




1

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова- определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана.

Кроссворд.

Стр. 68-69,

Читать, нар

исовать рисунки.



В. Белов «Ещё раз про Мальку»


1


Выставка рисун-ков.

Стр. 70-72, ответить на вопросы



В. Бианки «Мышонок Пик»


1

Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения.

Тест

Читать, отве-

чать на вопросы.



Б. Житков «Про обезьянку»

2

Выставка книг,

портрет

писателя

Стр.83-97,

читать



В.Л. Дуров «Жучка».

1

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова- определения, характеризующие его поступки и характер. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.





В. Астафьев «Капалуха»

1

Выставка книг,

Портрет писате-

ля

С. 98-101 пересказ



В. Драгунский « Он живой и светится…»

1

Дидактический

материал

С. 102-106 выразительное чтение



Обобщающий урок по разделу.

Проверим и оценим свои достижения.

1



Нарисовать иллюстрацию

Поэтическая тетрадь 2 - 5 ч.


Знакомство с названием раздела.

С. Маршак «Гроза днём»

«В лесу над росистой поляной…»


1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Портрет писателя. Выставка книг. Дидактический

материал.

Кроссворд


С. 110-111 наизусть одно из стихотворений



А. Барто «Разлука», «В театре».

1

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова- определения, характеризующие его поступки и характер

Портрет А.Барто, выставка книг.

Стр.112-115, читать



С. Михалков «Если», «Рисунок»



1

Портрет писателя.

Выставка книг.

Кроссворд.

С. 116-117 выразительное чтение



Е. Благинина «Кукушка»,

«Котёнок».

1

Портрет и выс-

тавка книг Е. Благининой,

шарады по теме.

Стр.118-119,

Читать, нарисо-

ватьиллюст-

рации к произведениям



«Крестики-нолики» Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь2».

1


Тест

Начать подготовку к проекту.

Собирай по ягодке-- наберешь кузовок - 8 ч.


Знакомство с названием раздела.

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».



1

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.

Таблицы по чтению.

Выставка

книг по теме.

С. 124-128 читать, отвечать на вопросы



А. Платонов « Цветок на земле»


1

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Портрет пи-

теля, выставка

книг.

С. 129-135 читать, нарисовать иллюстрацию



А. Платонов «Ещё мама»

1

Пословицы, поговорки.

С. 137-143 выразительное чтение



М. Зощенко «Золотые слова»



1

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям.

Выставка книг

и портрет

М.Зощенко.

С. 144-153 краткий пересказ



М. Зощенко «Великие путешественники»


1

Иллюстрация к рассказу

С. 154-163 пересказ



Н. Носов «Федина задача»


1

Выставка книг

и портрет писа-

теля. Шарады.

С. 164-169 читать, вопросы



Н. Носов «Телефон»

1

Дидактический материал.

С. 170-172 читать.



Обобщающий урок по разделу.

Проверим и оценим свои достижения

1


Тест

Принести любой журнал.

По страницам детских журналов- 7 ч.


Знакомство с названием раздела.

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»


1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Дидактический материал

Выставка книг

и портрет

Л.Кассиля.

С.174 читать



Ю. Ермолаев «Проговорился»

1

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения- «чтение в темпе разговорной речи».

Выставка книг

и портрет писа-

теля

С. 175-178 выразительное чтение



Ю. Ермолаев «Воспитатели»


1

Дидактический

материал

С. 179-181 читать, составить вопросы к рассказу



Г. Остер «Вредные советы»

1

Портрет писате-

ля, выставка

книг.

С. 183-184 читать



Г. Остер «Как получаются легенды»

1

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения- «чтение в темпе разговорной речи».

Дидактический

материал. Кроссворд.

С. 184-186 пересказ



Р. Сеф «Весёлые стихи»

1


С. 186-187 выразительное чтение



Обобщающий урок по разделу.

Проверим и оценим свои достижения


1

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.

Тест


Зарубежная литература - 8 ч.


Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Выставка книг

по теме.

Карточки.

С. 190-193 читать



Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

1

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Выставка книг:

Н.А.Кун «Леген-

ды и мифы

Древней

Греции»,А.И.

Немировский

«Мифы Древ-

ней Греции»

С. 194-199 читать, вопросы



Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

1



Записать пересказ, нарисовать иллюстрацию в тетради.



Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку.


С. 200-205 читать



Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1


С. 206-214 читать, вопрос 3 устно



Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1


Нарисовать иллюстрацию



Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений

1

Готовить сообщение по теме.

Представление

мини- проектов




Контрольное чтение за год.


1















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей