от «30» августа 2021г.
Раздел | Описание раздела | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Наглядные пособия | Домашнее задание |
Самое великое чудо на свете -3ч. | | Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. | 1 | Знакомство с содержанием учебника. Обращение писателя к детям. Работа по карточкам. | Учебник литературного чтения. | Стр.3-5, отве тить на вопро- сы. |
| | Рукописные книги Древней Руси. | 1 | Познакомить учащихся с названием раздела. Чтение и обсуждение статьи. Экскурсия в библиотеку. | Таблицы по теме. | Стр.6-7, читать |
| | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | Познакомить с учащихся с деятельностью первопечатника И.Федорова. | Картины по теме. | Стр.7-9, читать, ответить на вопросы. |
Устное народное творчество - 11 ч. | | Русские народные песни. | 1 | Знакомство с разделом «Устное народное творчество».Отгадывание загадок по теме. | Сборник рус- ских народных песен. | Стр.13-17, учить песни. |
| | Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | Словарная работа. Чтение и обсуждение колядок. Чтение наизусть заранее подготовленных сказок. | | Стр.18-19, сочинить докучные сказки. |
| | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | Знакомство с новым видом (волшебной) сказки. | Иллюстрации к сказке. Карточки с текс- том речевой разминки. | Стр.22-27,подготовить пересказ |
| | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | Знакомство с русской народной сказкой и новым видом сказок. Делить текст на части, составлять план, рассказывать сказку по иллюстрации. | Иллюстрация к сказке | Читать, задание №9, с.27. |
| | Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк» | 1 | Проверка домашнего задания. Знакомство с русской народной сказкой. Работас пословицами. Словарная работа. | Иллюстрации к сказке | Читать сказку, нарисовать иллюстрацию. |
| | Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк» | 1 | Знакомство с русской народной сказкой и новым видом сказок. Делить текст на части, составлять план, рассказывать сказку по иллюстрации. | Иллюстрация к сказке | Выразительно читать сказку, нарисовать иллюстрацию. |
| | Русская народная сказка «Сивка- бурка». | 1 | Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказка, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. | Принести книги с любимыми сказками. | Разделить на части, нарисовать иллюстрацию. |
| | Русская народная сказка «Сивка- бурка». | 1 | | Найти сведения о В. Васнецове и И. Билибине. |
| | Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин | 1 | Биография и творчество художников – иллюстраторов В.Васнецова и И.Билибина. | Иллюстрация к сказке | Принести книги с любимыми сказками. |
| | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Оценка достижений. | 1 | Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. | | Читать сказки. |
| | Проект « Сочиняем волшебную сказку» . | 1 | Что является общим для всех волшебных сказок? Какие элементы народной сказки были использованы каждой группы? Чья сказка оказалась наиболее близка к фольклорной, а чья –действительно оригинальной. Имеющий лишь отдаленное сходство с народными сказками? | Проект | Сочинить волшебную сказку. |
Поэтическая тетрадь 1- 8 ч. | | Проект: «как научиться читать стихи» на основе научно- популярной статьи Я. Смоленского1 | 1 | Знакомство с названием раздела. Поэтическая тетрадь 1 .Хитрые загадки в стихах. Статья Я. Смоленского. | | Стр.60-61 прочитать статью. |
| | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | Стихотворение Ф.Тютчева «Весенняя гроза»Выразительное чтение стихотворения. | Презентация | Стр.62, выу- чить стих |
| | Ф.Тютчев «Листья» Сочинение –миниатюра « О чём расскажут осенние листья» | 1 | Стихотворение Ф.Тютчева Листья».Обучение написанию сочинения-миниатюры.Речевая разминка.. | Картины на тему осени. Портрет Ф. Тютчева. Сборник стихов поэта. | Стр.63, напи- сать сочинение- миниатюру. |
| | А. Фет « Мама ! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | Стихотворения А.Фета. Загадки О. Дружковой. Выразительное чтение стихов. | Портрет поэта. Сборники стихов поэта. | Выучить любое стихотворение нарисовать иллюстрацию. |
| | И.С Никитин «Полно, степь моя…» | 1 | Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? | Карточки (текст речевой размин- ки)Сборник стихов поэта. | С. 66-67 выразительно читать, задание 4 |
| | И.С.Никитин «Встреча зимы» | 1 | Как относится автор к родине и к русскому человеку? | Картины на тему осени. Портрет поэта. | Выучить отрывок, нарисовать иллюстрацию, задание №7, с.71. |
| | И.З.Суриков «Детство». | 1 | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. | Портрет поэта. | С. 72-75 читать, с. 72 наизусть. |
| | И. Суриков « Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 1 | | Стр.76-77, выучить стих. |
| | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | Проверим и оценим свои достижения. Тест по теме «Поэтическая тетрадь» | Тесты | С. 80 задание 9 |
Великие русские писатели - 15 ч. | | Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» | 1 | Кто такой А.С.Пушкин? Что мы знаем о великом русском поэте? | А.С.Пушкин (портрет) | Подготовить сообщение о Пушкине. |
| | А. Пушкин. Лирические стихотворения. | 1 | Из каких отдельных зарисовок складывается общая картина осени, созданная поэтом? Из каких слов ясно , что зима долго не наступает? | Выставка книг по теме раз- дела. | Выучить любое стихотворение |
| | А. С. Пушкин «Зимнее утро». | 1 | Выразительное чтение стихов поэта. Работа над содержанием стихов. | | Выучить стих |
| | А. С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 | Выразительное чтение стихов поэта. Работа над содержанием стихов. | Картины на тему зимы. Карточки (зада- ния) | Выучить стих |
| | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1 | Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. | Иллюстрация к сказке | Читать сказку. |
| | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» | 1 | Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. | Иллюстрация к сказке | Нарисовать иллюстрацию к сказке |
| | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» | 1 | | Читать, отве- тить на вопросы |
| | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» | 1 | | |
| | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | 1 | Знакомство с творчеством художника-иллюстратора И.Билибина. Сравнение произведения словесного и изобразительного искусства .Тест на тему «Великие писатели» | Репродукции И.Билибинапо теме урока. | |
| | Знакомство с творчеством И.И. Крылова. Басня «Мартышка и очки» | 1 | Познакомиться со скульптурным портретом И.А. Крылова. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. | И.И.Крылов (портрет), книги писателя. | |
| | И.И.Крылов « Зеркало и обезьяна» | 1 | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. | Иллюстрации к басне | Выучить басню |
| | И.И. Крылов « Ворона и лисица» | 1 | Иллюстрации к басне | Выучить басню |
| | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 | Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Сравнивать произведения живописи и произведение литературы. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения. | Портрет М. Лер- монтова, книги писателя. | Стр.140-145. Ответить на вопросы |
| | М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». | 1 | Тест | Выучить стих |
| | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством Л.Толстого. Работа с текстом. Чтение рассказа «Акула», работа по содержанию текста. | Портрет Л.Н.Толстого. | Стр.152-155, читать |
| | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении | Иллюстрации к рассказу,слайды с изображением кораблей. | Стр.156-159, читать |
| | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 1 | Иллюстрация к рассказу. | Стр.160-162, читать, подготовить пересказ |
| | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 | Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Картины с изоб- ражением природы. | Стр.162-163, читать |
| | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». | 1 | Тесты | Выполнить задание в учебнике |
Поэтическая тетрадь 2 - 4 ч. | | Н.А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором». | 1 | Знакомство с творчеством Н.А.Некрасова. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. | Репродукции пейзажей всех времён года. | Выучить стихи Стр.168-170 |
| | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | Находить среди стихотворений произведение с использованием текста- повествования. | Портрет А.Некрасова. Иллюстрация к стихотворению | Стр.170-172, выразительное чтение |
| | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством К.Бальмонта. Чтение его произведений. | Портрет К.Бальмонта, сборник стихов. | Читать, стр. 173 |
| | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством И.Бунина. Работать над выразительностью чтения стихотворений. | | Выразительно читать |
Литературные сказки - 7 ч. | | Знакомство с названием раздела. Д. Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки» | 1 | Ознакомить учащихся с названием раздела. Работа по содержанию. | Выставка книг по теме. Портрет писателя. | Стр.179-182, читать, принес ти свою люби мую сказку. |
| | Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца –Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Словарная работа, чтение сказки. Работа по тексту. | Иллюстрации к сказке, книги писателя. | Читать сказку, пересказать |
| | В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница». | 1 | Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. | Портрет В. Гар шина. Выставка книг писателя. | Читать, ответить на вопросы |
| | В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница». | 1 | | |
| | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. | Таблицы по чтению | Читать, стр. 196-208 |
| | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | Иллюстрации к сказке, книги писателя. | Читать, Пересказывать, ответить на вопросы. |
| | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | | С. 210-211 читать |
Были - небылицы 7 ч. | | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. | | С. 4-11 пересказ |
| | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | Придумать прдолжение |
| | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. | Портрет К.Паустовского, Иллюстрации к рассказу. | С. 12-19 читать |
| | К.Г. Паустовский « Растрёпанный воробей». | 1 | С. 19-23 читать |
| | А.И. Куприн «Слон». | 1 | Определять авторское отношение к изображаемому. Читать рассказ в лицах. Делить текст на части, озаглавливать каждую из них. | Таблицы по чтению. Портрет А.Куп- рина. | С. 25-40 читать |
| | А.И. Куприн «Слон». | 1 | Составить план, пересказ рассказа |
| | Обобщающий урок по разделу «Были- небылицы». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать достижения. | | С43 задание 8 устно |
Поэтическая тетрадь 1 - 4 ч. | | Знакомство с названием раздела. С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей». «Слон». | 1 | Знакомство с названием раздела. Работа по тексту «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон» | Портрет пи- теля, картинки по содержанию текстов. | Стр.45-49, Читать, перес- казать |
| | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Выразительное чтение стихов. | Портрет поэта, Сборники сти- хов. | Стр.50-54, выполнить задания. |
| | С. Есенин «Черёмуха» | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Работа над содержанием стихотворения. | Портрет поэта. Картина. | Стр. 55, выучить стих |
| | Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения. | 1 | Проверка и оценка знаний по разделу. Тестирование учащихся. | Тест | Сочинить загадки о животных. Принести книги о животных |
Люби живое - 10 ч. | | Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Понимать нравственный смысл рассказа. | Портрет писа-теля.Таблицы по чтению | Стр.57-59, чи тать, ответить на вопросы |
| | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу | | Стр.60-67 Читать, пересказать |
| | В. Белов «Малька провинилась» | 1 | Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова- определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. | Кроссворд. | Стр. 68-69, Читать, нар исовать рисунки. |
| | В. Белов «Ещё раз про Мальку» | 1 | | Выставка рисун-ков. | Стр. 70-72, ответить на вопросы |
| | В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения. | Тест | Читать, отве- чать на вопросы. |
| | Б. Житков «Про обезьянку» | 2 | Выставка книг, портрет писателя | Стр.83-97, читать |
| | В.Л. Дуров «Жучка». | 1 | Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова- определения, характеризующие его поступки и характер. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. | | |
| | В. Астафьев «Капалуха» | 1 | Выставка книг, Портрет писате- ля | С. 98-101 пересказ |
| | В. Драгунский « Он живой и светится…» | 1 | Дидактический материал | С. 102-106 выразительное чтение |
| | Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения. | 1 | | | Нарисовать иллюстрацию |
Поэтическая тетрадь 2 - 5 ч. | | Знакомство с названием раздела. С. Маршак «Гроза днём» «В лесу над росистой поляной…» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. | Портрет писателя. Выставка книг. Дидактический материал. Кроссворд | С. 110-111 наизусть одно из стихотворений |
| | А. Барто «Разлука», «В театре». | 1 | Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова- определения, характеризующие его поступки и характер | Портрет А.Барто, выставка книг. | Стр.112-115, читать |
| | С. Михалков «Если», «Рисунок» | 1 | Портрет писателя. Выставка книг. Кроссворд. | С. 116-117 выразительное чтение |
| | Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 | Портрет и выс- тавка книг Е. Благининой, шарады по теме. | Стр.118-119, Читать, нарисо- ватьиллюст- рации к произведениям |
| | «Крестики-нолики» Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь2». | 1 | | Тест | Начать подготовку к проекту. |
Собирай по ягодке-- наберешь кузовок - 8 ч. | | Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. | Таблицы по чтению. Выставка книг по теме. | С. 124-128 читать, отвечать на вопросы |
| | А. Платонов « Цветок на земле» | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. | Портрет пи- теля, выставка книг. | С. 129-135 читать, нарисовать иллюстрацию |
| | А. Платонов «Ещё мама» | 1 | Пословицы, поговорки. | С. 137-143 выразительное чтение |
| | М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям. | Выставка книг и портрет М.Зощенко. | С. 144-153 краткий пересказ |
| | М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | Иллюстрация к рассказу | С. 154-163 пересказ |
| | Н. Носов «Федина задача» | 1 | Выставка книг и портрет писа- теля. Шарады. | С. 164-169 читать, вопросы |
| | Н. Носов «Телефон» | 1 | Дидактический материал. | С. 170-172 читать. |
| | Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения | 1 | | Тест | Принести любой журнал. |
По страницам детских журналов- 7 ч. | | Знакомство с названием раздела. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. | Дидактический материал Выставка книг и портрет Л.Кассиля. | С.174 читать |
| | Ю. Ермолаев «Проговорился» | 1 | Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения- «чтение в темпе разговорной речи». | Выставка книг и портрет писа- теля | С. 175-178 выразительное чтение |
| | Ю. Ермолаев «Воспитатели» | 1 | Дидактический материал | С. 179-181 читать, составить вопросы к рассказу |
| | Г. Остер «Вредные советы» | 1 | Портрет писате- ля, выставка книг. | С. 183-184 читать |
| | Г. Остер «Как получаются легенды» | 1 | Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения- «чтение в темпе разговорной речи». | Дидактический материал. Кроссворд. | С. 184-186 пересказ |
| | Р. Сеф «Весёлые стихи» | 1 | | С. 186-187 выразительное чтение |
| | Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения | 1 | Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. | Тест | |
Зарубежная литература - 8 ч. | | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. | Выставка книг по теме. Карточки. | С. 190-193 читать |
| | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1 | Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. | Выставка книг: Н.А.Кун «Леген- ды и мифы Древней Греции»,А.И. Немировский «Мифы Древ- ней Греции» | С. 194-199 читать, вопросы |
| | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1 | | | Записать пересказ, нарисовать иллюстрацию в тетради. |
| | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку. | | С. 200-205 читать |
| | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | | С. 206-214 читать, вопрос 3 устно |
| | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | | Нарисовать иллюстрацию |
| | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений | 1 | Готовить сообщение по теме. | Представление мини- проектов | |
| | Контрольное чтение за год. | 1 | | | |