АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СЕЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА имени К.Я.Поварова»
АЛЕШИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
/ФИЛИАЛ МБОУ «СЕЩИНСКАЯ СОШ имени К.Я.Поварова» АЛЕШИНСКАЯ ООШ/
242741 Брянская область, Дубровский район, с.Алешня, ул. Школьная д.6
ОКПО 478801.03, ОГРН 1023201737492, ИНН/КПП 3210003331/321001001
Е-mail: [email protected]. Тел./ 8-48332-9-52-29
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № _____ от __________ 2019г. Руководитель ШМО ________Коваленко Е.Г. | «СОГЛАСОВАНО» Директор филиала МБОУ«Сещинская СОШ им.К.Я.Поварова» Алешинская ООШ _______Ковальская С.П. . 29.08.2019г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета филиала МБОУ«Сещинская СОШ им.К.Я.Поварова» Алешинской ООШ Протокол №1 от 29.08.19 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ №26-од от 30.08.2019 г. Директор МБОУ «Сещинская СОШ им.К.Я.Поварова» _________Романов С.В. |
Рабочая программа предмета
«Математика»
для 2 класса
филиала МБОУ «Сещинская СОШ им.К.Я.Поварова»
Алешинской ООШ
на 2019-2020 учебный год.
Составитель:
учитель начальных классов
филиала МБОУ «Сещинская СОШ
им.К.Я.Поварова» Алешинской ООШ
Клячева Е.А
с.Алешня, 2019 г.
Рабочая программа предмета «Математика » для 2 класса филиала МБОУ «Сещинская СОШ им.К.Я.Поварова» Алешинской ООШ
на 2019-2020 учебный год разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в условиях реализации ФГОС (утв. приказом от 01.09.2017г. № 28), на основании Примерной программы учебного предмета «Математика» //Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).- http://fgosreestr.ru/
Рабочая программа обеспечена УМК:
Учебник: М.И.Моро « Математика» 2 класс учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. .- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012г.
Авторская программа М.И.Моро, М.А.Бантовой «Математика» М.: Просвещение, 2011г..
Программа рассчитана на 136 часов (4часа в неделю, 34 учебных недели)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты
В результате второго года изучения учебного предмета «Математика» ученик научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100, устанавливать и соблюдать порядок арифметических действий при вычислении значений числовых выражений без скобок (со скобками), выполнять арифметические действия с применением переместительного и сочетательного законов арифметических действий: сложение, вычитание, в пределах 100 — устно и письменно, в более сложных случаях — письменно «в столбик»; умножение и деление — изученные табличные случаи, умножение с нулем и единицей;
находить числа, большие или меньшие данного числа: на заданное число, в заданное число раз, неизвестные компоненты сложения и вычитания;
вычислять значение числового выражения, содержащего несколько действий со скобками или без скобок в пределах 100, осуществлять проверку полученного результата, в том числе с помощью калькулятора;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «если…, то…», «все», «каждый» и др.;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
классифицировать объекты по заданному или самостоятельно установленному признаку; выделять существенную информацию для установления признака;
преобразовывать информацию, данную в условии задачи: выполнять краткую запись задачи, строить графическую модель задачи, решать простые задачи на сложение, вычитание, умножение и деление, составные задачи (в 2–3 действия) на сложение и вычитание, формулировать обратную задачу;
знать и использовать при решении задач единицы длины: сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), единицы времени: минута (мин), час (ч), единицы стоимости: копейка (коп.), рубль (р., руб.) и уметь преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
сравнивать величины, устанавливая между ними соотношение больше/меньше на, объекты по размеру, устанавливая между ними количественное соотношение длиннее/короче на, предметы по стоимости, устанавливая между ними соотношения дороже/дешевле на;
выбирать при решении задач подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления;
находить длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, периметр многоугольника, в частности прямоугольника, квадрата;
различать и называть геометрические фигуры: луч, углы разных видов (прямой, острый, тупой), ломаную линию, многоугольник, выделять среди четырехугольников прямоугольник и квадрат;
изображать геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, на клетчатой бумаге прямоугольник с заданными длинами сторон, квадрат с заданной длиной стороны или заданным значением периметра, использовать линейку для выполнения построений;
извлекать и использовать для решения задач информацию, представленную в простейших таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (календарь, расписание и т. п.), в предметах повседневной жизни (ярлык, этикетка и т. п.);
структурировать информацию с помощью таблицы, вносить данные в таблицу, заполнять схемы и чертежи числовыми данными, выполнять измерение длин реальных объектов с помощью простейших измерительных инструментов (рулетка и т. п.), продолжительности событий по времени с помощью цифровых и стрелочных часов;
выполнять и составлять алгоритмы для исполнителей с простой системой команд;
- иметь представление о гигиене работы с компьютером.
2.Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Содержание раздела. |
1. | Числа от 1 до 100. Нумерация | 18 ч | Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен). |
2. | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 68ч | Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6. Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора. Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание. Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге. |
3 | Числа от 1 до 100. Умножение и деление | 41ч | Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление. |
4 | Итоговое повторение Итого | 9 ч 136ч | Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов. |
3. Тематическое планирование
№ урока | № урока в теме | Дата урока по факту | Дата урока по плану | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Примечание |
| | | | Числа от 1 до 100. Нумерация | 18 | |
1 | 1 | | 2.09 | ТБ на уроках математики. Повторение: числа от 1 до 20. | 1 |
2 | 2 | | 3.09 | Повторение: числа от 1 до 20. Счет предметов. | 1 |
3 | 3 | | 5.09 | Десятки. Устная нумерация чисел в пределах 100. | 1 |
4 | 4 | | 6.09 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | 1 |
5 | 5 | | 9.09 | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. | 1 |
6 | 6 | | 10.09 | Однозначные и двухзначные числа. | 1 |
7 | 7 | | 12.09 | Единицы длины. Миллиметр. | 1 | |
8 | 8 | | 13.09 | Миллиметр. Устная и письменная нумерация чисел в пределах 100. | 1 |
9 | 9 | | 16.09 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | 1 | |
10 | 10 | | 17.09 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение» | 1 | |
11 | 11 | | 19.09 | Работа над ошибками. Метр. | 1 | |
12 | 12 | | 20.09 | Таблица мер длины. | 1 | |
13 | 13 | | 23.09 | Сложение и вычитание вида: 30+5;35-30; 35-5. | 1 | |
14 | 14 | | 24.09 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | 1 | |
15 | 15 | | 26.09 | Единицы стоимости. Рубль | 1 | |
16 | 16 | | 27.09 | Единицы стоимости. Копейка | 1 | |
17 | 17 | | 30.09 | Закрепление по теме «Числа от 11 до 100». | 1 | |
18 | 18 | | 1.10 | Задачи, обратные данной. | 1 | |
| | | | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 68 | |
19 | 1 | | 3.10 | Контрольная работа №2по теме «Нумерация чисел от 1 до 100» | 1 | |
20 | 2 | | 4.10 | Работа над ошибками Сумма и разность отрезков. | 1 | |
21 | 3 | | 7.10 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 |
22 | 4 | | 8.10 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 |
23 | 5 | | 10.10 | Решение задач. | 1 |
24 | 6 | | 11.10 | Единицы времени. Час. Минута. | 1 | |
25 | 7 | | 14.10 | Длина ломаной. | 1 | |
26 | 8 | | 15.10 | Закрепление по теме «Единицы времени». | 1 | |
27 | 9 | | 17.10 | Порядок выполнения действий. | 1 |
28 | 10 | | 18.10 | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1 | |
29 | 11 | | 21.10 | Числовые выражения. Математический диктант. | 1 |
30 | 12 | | 22.10 | Сравнение числовых выражений. | 1 |
31 | 13 | | 24.10 | Периметр многоугольника. | 1 | |
32 | 14 | | 25.10 | Свойства сложения. | 2 | |
33 | 15 | | 28.10 | Контрольная работа №3 «Устное сложение и вычитание в пределах 100» | |
34 | 16 | | 29.10 | Работа над ошибками. | 1 | |
35 | 17 | | 7.11 | Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде. | 1 | |
36 18 | | 8.11 | Закрепление по теме «Решение задач». | 1 | |
37 | 19 | | 11.11 | Подготовка к изучению устных приёмов вычислений. | 1 | |
38 | 20 | | 12.11 | Приём вычислений вида 36+2,36+20.. | 1 |
39 | 21 | | 14.11 | Приём вычислений вида 36-2,36-20. | 1 |
40 | 22 | | 15.11 | Приём вычислений вида 26+4. | 1 |
41 | 23 | | 18.11 | Приём вычислений вида 30-7. | 1 |
42 | 24 | | 19.11 | Приём вычислений вида 60-24. Математический диктант. | 1 |
43 | 25 | | 21.11 | Закрепление по теме «Устные приемы вычислений» | 1 | |
44 | 26 | | 22.11 | Решение задач изученных видов. Решение задач изученных видов. | 1 |
45 | 27 | | 25.11 | 1 |
46 | 28 | | 26.11 | Приём вычислений вида 26+7 | 1 | |
47 | 29 | | 28.11 | Приём вычислений вида 35-7 | 1 |
48 | 30 | | 29.11 | Закрепление изученного. Приемы вычислений. Математический диктант. | 1 |
49 | 31 | | 2.12 | 1 |
50 | 32 | | 3.12 | Закрепление по теме «Сложение и вычитание» | 1 | |
|
51 | 33 | | 5.12 | Контрольная работа №4 «Буквенные выражения. Уравнения» | 1 | |
52 | 34 | | 6.12 | Работа над ошибками. Буквенные выражения. | 1 | |
53 | 35 | | 9.12 | Буквенные выражения. Закрепление | 1 |
54 | 36 | | 10.12 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора. | 1 | |
55 | 37 | | 12.12 | Уравнение. Закрепление. | 1 |
56 | 38 | | 13.12 | Проверка сложения. | 1 | |
57 | 39 | | 16.12 | Проверка вычитания. | 1 |
58 | 40 | | 17.12 | Контрольная работа №5 «Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100» | 1 | |
59 | 41 | | 19.12 | Работа над ошибками. . | 1 |
60 | 42 | | 20.12 | Закрепление пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 | |
61 | 43 | | 23.12 | Подготовка к изучению письменных приёмов вычислений. | 1 | |
62 | 44 | | 24.12 | Сложение вида 45 + 23. | 1 | |
63 | 45 | | 26.12 | Вычитание вида 57 – 26. | 1 |
64 | 46 | | 9.01 | Проверка сложения и вычитания. | 1 |
65 | 47 | | 10.01 | Письменные приемы сложения и вычитания. | 1 |
66 | 48 | | 13.01 | Угол. Виды углов. | 1 | |
67 | 49 | | 14.01 | Закрепление изученного. Виды углов. | 1 | |
68 | 50 | | 16.01 | Прямоугольник. Прямоугольник. Виды прямоугольников. | 2 | |
69 | 51 | | 17.01 | |
70 | 52 | | 20.01 | Сложение вида 37 +48. | 1 | |
71 | 53 | | 21.01 | Сложение вида 37 +53. | 1 |
72 | 54 | | 23.01 | Сложение вида 87 +13. | 1 |
73 | 55 | | 24.01 | Решение задач. Проверочная работа №5 | 1 |
74 | 56 | | 2701 | Вычисления вида 32 + 8,40 – 8. | 1 |
75 | 57 | | 28.01 | Вычитание вида 50 – 24. | 1 |
76 | 58 | | 30.01 | Вычитание вида 50 – 24. | 1 | |
77 | 59 | | 31.01 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
78 | 60 | | 3.02 | Странички для любознательных. | 1 |
79 | 61 | | 4.02 | Вычитание вида 52 – 24 | 1 | |
80 | 62 | | 6.02 | Контрольная работа №6 «Сложение и вычитание в пределах 100. Решение составных задач» | 1 | |
81 | 63 | | 7.02 | Свойства противоположных сторон прямоугольника. | 1 | |
82 | 64 | | 10.02 | Квадрат. | 1 | |
83 | 65 | | 11.02 | Проект: «Оригами». Изготовление различных изделий и заготовок, имеющих форму квадрата | 1 | |
84 | 66 | | 13.02 | Обобщение приемов вычитания и сложения. | 1 | |
85 | 67 | | 14.02 | Обобщение знаний о прямоугольнике. | 1 | |
86 | 68 | | 17.02 | Проверочная работа №6 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | 1 | |
| | | | Числа от 1 до 100. Умножение и деление | 41 | |
87 | 1 | | 18.02 | Умножение. Конкретный смысл умножения. Умножение. Конкретный смысл умножения. | 2 | |
88 | 2 | | 20.02 | |
89 | 3 | | 21.02 | Вычисление результата умножения с помощью сложения. | 1 | |
90 | 4 | | 25.02 | Знак действия умножения. Задачи на умножение. Математический диктант. | 1 |
91 | 5 | | 27.02 | Периметр прямоугольника | 1 | |
92 | 6 | | 28.02 | Приёмы умножения 1 и 0. | 1 | |
93 | 7 | | 2.03 | Названия компонентов и результата умножения. | 1 | |
94 | 8 | | 3.03 | Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. | 1 |
95 | 9 | | 5.03 | Переместительное свойство умножения. | 2 | |
96 | 10 | | 6.03 | Переместительное свойство умножения. | 1 | |
97 | 11 | | 10.03 | Закрепление по теме «Умножение» | 1 | |
98 | 12 | | 12.03 | Конкретный смысл действия деления. Решение задач на деление по содержанию. | 1 | |
99 | 13 | | 13.03 | 1 |
100 | 14 | | 16.03 | Решение задач на деление на равные части. | 1 | |
101 | 15 | | 17.03 | Закрепление изученного по теме «Задачи» | 1 |
102 | 16 | | 19.03 | Названия компонентов и результата деления. | 1 | |
103 | 17 | | 20.03 | Контрольная работа №7 «Решение задач на умножение и деление» | 1 | |
104 | 18 | | 2.04 | Умножение и деление. Закрепление. | 1 |
105 | 19 | | 3.04 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | |
106 | 20 | | 6.04 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | 1 | |
107 | 21 | | 7.04 | Приём умножения и деления на число 10 | 1 | |
108 | 22 | | 9.04 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | |
109 | 23 | | 10.04 | Задачи на нахождение третьего слагаемого. | 1 |
110 | 24 | | 10.04 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 |
111 | 25 | | 13.04 | Контрольная работа №8 «Табличное умножение и деление на 2, на 3» | 1 | |
112 | 26 | | 14.04 | Работа над ошибками. Умножение числа 2 и на 2. Приёмы умножения числа 2. | 1 | |
113 | 27 | | 16.04 | 1 |
114 | 28 | | 16.04 | Деление на 2. Деление на 2. | 2 | |
115 | 29 | | 17.04 | |
116 | 30 | | 20.04 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | |
117 | 31 | | 20.04 | Странички для любознательных. Умножение и деление числа 2. | 1 | |
118 | 32 | | 21.04 | Проверочная работа №8 | 1 |
119 | 33 | | 23.04 | Умножение числа 3 и на 3. Умножение числа 3 и на 3. | 2 | |
120 | 34 | | 23.04 | |
121 | 35 | | 24.04 | Деление на 3. Деление на 3. | 2 |
122 | 36 | | 27.04 | |
123 | 37 | | 28.04 | Странички для любознательных. | 1 | |
124 | 38 | | 30.04 | Итоговая контрольная работа | 1 |
125 | 39 | | 7.05 | Работа над ошибками. | 1 | |
126 | 40 | | 7.05 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
127 | 41 | | 8.05 | Что узнали, чему научились во 2 классе | 1 |
| | | | Повторение | 9 | |
128 | 1 | | 12.05 | Письменные приемы сложения в пределах 100 | 1 | |
129 | 2 | | 14.05 | Комплексная итоговая работа на межпредметной основе. | 1 | |
130 | 3 | | 15.05 | Письменные приемы вычитания в пределах 100 | 1 | |
131 | 4 | | 18.05 | Решение составных задач | 1 | |
132 | 5 | | 18.05 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость | 1 | |
133 | 6 | | 19.05 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | 1 | |
134 | 7 | | 21.05 | Табличные случаи умножения и деления с числом 2. | 1 | |
135 | 8 | | 22.05 | Табличные случаи умножения и деления с числом 3. | 1 | |
136 | 9 | | 25.05 | Викторина «В мире математики» | 1 | |
Итоговая контрольная работа № 10
за учебный год
Вариант 1.
Реши задачу:
В магазине было 100 кг красных и жёлтых яблок. За день продали 12 кг желтых и 18 кг красных яблок. Сколько килограммов яблок осталось?
Вычисли, записывая решение столбиком, и сделай проверку:
54 + 38 = 62 – 39 =
Вычисли:
6 ∙ 2 = 16 : 8 = 92 – 78 + 17 =
20 : 2 = 2 ∙ 4 = 60 – (7 + 36) =
4. Сравни и поставь вместо звёздочки знак «» или «=»:
4 дес. * 4 ед. 5 дм * 9 см 90 – 43 * 82 - 20
7 ед. * 1 дес. 4 дм 7 см * 7 дм 4 см 67 + 20 * 50 + 34
5. Начерти прямоугольник со сторонами 6 и 2 см. Найди его периметр.
_______________________________________________________________
Вариант 2.
Реши задачу:
В куске было 100 м ткани. На пошив блузок израсходовали 24 м, а платьев – 36 м. Сколько метров ткани осталось?
Вычисли, записывая решение столбиком, и сделай проверку:
47 + 29 = 83 – 27 =
Вычисли:
7 ∙ 2 = 18 : 2 = 70 – 8 + 37 =
10 : 5 = 2 ∙ 8 = 84 – (56 + 25) =
4. Сравни и поставь вместо звёздочки знак «» или «=»:
6 дес. * 6 ед. 8 см * 6 дм 60 – 38 * 54 - 30
5 ед. * 2 дес. 3 дм 4 см * 4 дм 3 см 48 + 50 * 60 + 39
5. Начерти квадрат со стороной 5 см. Найди его периметр.