СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Темперамент. Типы темперамента

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Темперамент. Типы темперамента»

16


Тема: Темперамент.  
Цели:

Обучающая:  Познакомить обучающихся с типами темперамента и их характеристикой.

Выявить тип темперамента с помощью теста.

Показать влияние типа темперамента на характер.

Показать взаимосвязь темперамента и поведения человека.

Воспитательная: Способствовать формированию бесконфликтного общения, терпимости, человеческого отношения с учетом типа темперамента собеседника.

Выявить характер взаимоотношений в группе, а также место каждого в системе личностных связей.

Сплотить коллектив в результате совместного изучения личностных особенностей учащихся.

Развивающая: Способствовать развитию самоанализа и умения различать и учитывать индивидуально-психологические особенности людей.

Оборудование: конспекты, презентация «Темперамент», раздаточный материал, тест – опросник по определению типа темперамента. 
Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: проблемно-поисковый; исследовательский, практический, словесный, наглядный.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, групповые, технология сотрудничества и технология развития критического мышления, опережающего обучения.

Ход урока:  

1.Мотивация учебной деятельности. Определение темы урока. Постановка целей.

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Пусть наш урок пройдет в атмосфере доброжелательности, уважения и взаимопонимания.

Упражнение «Салфетка». Всем обучающимся раздаются листы бумаги - "салфетки".

Задание: сложить лист пополам и оторвать правый угол (кто-то будет сгибать салфетку пополам вдоль, кто-то - по диагонали; кто-то будет отрывать правый нижний угол, а кто-то - верхний), так делают 4 раза. Затем развернуть салфетку, показать ее всем участникам. Ни одной одинаковой салфетки не будет, как нет двух одинаковых личности.

Ребята, посмотрите на друг на друга. Все вы абсолютно разные, отличаетесь друг от друга.

Одни от природы спокойны и медлительны. Другие энергичны и самостоятельны. Третьи несдержанны, раздражительны, их решительность не всегда обдуманна. Четвертые нерешительны и не уверены в себе. Одни на замечания реагируют криком, другие плачем, третьи замыкаются в себе, а четвёртые просто не обращают на них никакого внимания.

- В чём причина таких различий?

- А причина действительно есть, и название ей - темперамент. Попробуем разобраться в том, что это такое.

Слайд 1

Итак, тема урока «Темперамент» (записать в тетрадь ).

Скажите мне, пожалуйста, что бы вы хотели узнать о темпераменте?

Какую информацию о нем хотите получить, чтоб воспользоваться ей в своей жизни и будущей профессиональной деятельности.

Какие вопросы в этой теме интересуют вас? 

Сегодня на уроке мы узнаем, какие существуют типы темперамента, что свойственно тому или иному типу темперамента, определим свой темперамент и научимся им управлять.

Так что же такое темперамент? (работа со словарями, учебниками)

Запись определения в тетради.

Слайд 2

Известный психолог Мерлин Вольф Соломонович писал: "Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены". Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей.

В основе этих проявлений лежат свойства нервной системыкоторые имеют наследственную природу и являются стабильными характеристиками личности. С ними нельзя не считаться, так как они непосредственно влияют на учебную и трудовую деятельность.

2. Изучение нового материала

Совершим экскурс в историю развития учений о темпераменте.

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Первые дошедшие до нас систематические описания различий между людьми были сделаны еще в Древнем Китае в 7 веке до нашей эры. Древнекитайские медики различали людей неуравновешенных и подвижных, подобно обезьяне; сильных и храбрых, подобно тигру; медлительных и неповоротливых, подобно панде. Но основу научных знаний о темпераменте заложил Гиппократ.

Сегодня на уроке мы с вами разберем 4 направления в развитии учения о темпераменте.

Вы объединились в 4 группы, каждая группа подготовила информацию об определенном направлении в изучении темперамента.

2.1. Работа групп.

1 группа – учение Гиппократа о темпераменте.

Справочник:

1. Гиппократ – великий ученый и врач Древней Греции. Родился в 460 г. до н.э. на острове Кос. Происходил из семьи, члены которой из поколения в поколение занимались врачеванием. Уже в 20-летнем возрасте Гиппократ пользовался славой превосходного врача и стал жрецом. После стажировки в Египте вернулся на родной остров и создал там свою медицинскую школу.

2.Гиппократ говорил, что у людей есть четыре главных сока: кровь, лимфа, желтая и черная желчь. У разных людей они смешаны по-разному: верное сочетание соков приносит здоровье, а неверное — болезнь.

3. Сценка. Выходит Гиппократ, облаченный в тогу и окруженный учениками. Гиппократ (прохаживаясь по сцене, наставительно). Запомните, дети мои, следующее. Человек – это неразрывное единство телесной и духовной жизни. Вспомните Эмпедокла, который полагал, что Вселенная создана из 4 основных природных элементов – земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов. Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (ответ учеников - воздух), холодное и сухое (ответ учеников - земля), теплое и сухое (ответ учеников – огонь), холодное и влажное (ответ учеников – вода).

В человеческом теле эти элементы принимают форму четырех жидкостей или соков организма: крови, желтой желчи, черной желчи и слизи (флегмы). Каждый из этих соков имеет свои свойства. Кровь тепло дает, слизь – холод, желтая желчь сухость придает, а черная – влажность. Эти соки составляют основу человеческого тела и могут служить причиной болезни или здоровья. Но в каждом организме одна из этих жидкостей преобладает. От соотношения четырех жидкостей в организме и зависят особенности психики и поведения человека.

4.Гиппократ впервые дал определение понятия «темперамент» и более или менее подробно описал темпераменты.

На слайд вынести слова Гиппократа «…Люди различаются соотношением четырёх основных соков организма – крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи».

2 группа – учение Аристотеля о темпераменте.

  1. Древнегреческий философ Аристотель, живший чуть позже Гиппократа, видел причину различий между людьми не в преобладании того или иного сока, а в различных составах важнейшего из них – крови.

  2. Аристотель – древнегреческий философ-энциклопедист. Родился в 384 г. до н.э. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своих работах обобщил достижения античной науки по философии, логике, психологии, естествознанию, истории, политике, этике и эстетике.

  3. Сценка. Аристотель сидит на камне в задумчивости, в его руках перо и свиток.

Аристотель (рассуждает). Заметил я, что свертывание крови у разных животных происходит неодинаково. Чем же это может быть вызвано? (Задумывается). А если предположить, что в крови есть разные частицы – твердые, или земляные, и жидкие, или водные? Если твердых больше, то кровь быстрее сворачивается, а если больше водных, то медленнее. Жидкая кровь холодная и предрасполагает к страху, кровь же, богатая плотными веществами, отличается теплотой и порождает гнев. Вот и люди делятся на легкокровных, тяжелокровных, теплокровных и хладнокровных.

  1. Влияние аристотелевской теории сохранялось очень долго. Даже Иммануил Кант соотносил типы темперамента с характеристиками крови: легкокровный, или сангвинический; тяжелокровный, или меланхолический; теплокровный, или холерический; хладнокровный, или флегматический.

3 группа – учение Галена о темпераменте.

  1. Наследие Гиппократа позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темперамента и увязать их с теорией «телесных соков». Он дал первую развернутую классификацию темперамента, выделив 13 типов.

  2. Гален Клавдий – римский врач и естествоиспытатель, родился в 130г. до н.э. в городе Пергаме (Малая Азия). Изучал философию и медицину. Величайший после Гиппократа врач античного мира. Написал 400 научных трактов, из которых до нашего времени дошло 100.

  3. Выходит Гален, пишет и комментирует написанное. Сангвинический темперамент, или чрезмерная веселость, обусловлен избытком крови, «сангвис». Чрезмерное содержание в организме желтой желчи, «холе», - причина холерического темперамента, вспыльчивости, вспышек гнева. Если же в человеке преобладает черная желчь, «меланус холе», у него меланхолический темперамент. Повышенное содержание слизи, «флегмы», - причина флегматичности. (Поднимается из-за стола, прохаживается). И ведь не только темперамент, но и состояние здоровья, болезнь тоже определяются преобладанием этих лимф. Прав был Гиппократ. Надо это непременно записать. (Садится, записывает).

4 группа – учение Павлова о темпераменте.

  1. Новым шагом в исследовании биологических основ темперамента стало учение Павлова о типах нервной системы человека и животных. В начале 20 века он впервые высказал мысль, что определяющими для темперамента являются особенности функционирования нервной системы.

  2. Павлов Иван Петрович – русский физиолог, нобелевский лауреат. Родился в 1849 году в Рязани в семье священника. Окончил духовное училище, духовную семинарию, естественный факультет Санкт-Петербургского университета и Медико-хирургическую академию.

  3. Основное направление научных исследований – физиология кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Разработал учения о типах высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы. Умер в 1936 году. До последней минуты был настоящим ученым, диктовал симптомы своей смерти своим ученикам.

  4. Лаборатория Павлова. В ней ученый и его ученик, на стене фотографии собак. Ученый задумчиво рассматривает их.

Павлов. И все же, Миша, я думаю, что у собак, как и у людей, темпераменты разные. Вот возьмем, хотя бы Рекса (указывает на фотографию немецкой овчарки). Сильный, уравновешенный, подвижный. Легко дрессируется, не трус, за себя постоять может. Но и зря в драку не полезет.

Ассистент. Вы о нем, Иван Петрович, как о человеке говорите.

Павлов. Что же. Собаки те же твари Божии, только бессловесные. Иная и поумнее какого-нибудь человека будет. Все же я считаю, что темперамент зависит не от состава крови, как утверждал Гиппократ, и не от телосложения, как пишет Кречмер, а от свойств нервной системы. Темперамент – это тип высшей нервной деятельности. В его основе определенная выраженность нервной системы.

Ассистент. Возбуждения и торможения?

Павлов. И не только. Также важна сила нервной системы. Вот возьми Джека (указывает на фото) – ведь тоже овчарка, а трус, каких редко встретишь. Любой на него цыкнет, так он хвост подожмет, уши опустит и брюхом к земле: не тронь меня, мол, я мирный, слабый.

Ассистент. И что это за тип?

Павлов. Слабый, тормозной. Таких людей мы меланхоликами называем.

Ассистент. Используете классификацию Гиппократа.

Павлов. А почему нет? Она мне нравиться. Только при объяснении причин появления разных типов я беру не жидкости, составляющие внутреннюю среду организма, а закономерности протекания нервной деятельности.

Ассистент. (указывает на следующую фотографию). Значит Дружок, по-вашему, флегматик?

Павлов. Разумеется. Посмотри на него он сильный, уравновешенный, но в отличие от Рекса больше спит, чем бодрствует. Если удается улизнуть от выполнения команды, сделает вид, будто не слышит. Инертный, одним словом.

Ассистент. А Шайтан – явный холерик. Злобный как черт.

Павлов. Действительно, это сильный, но неуравновешенный тип.

Ассистент. Итак, Иван Петрович, по вашей классификации получается 4 типа темперамента. А не кажется ли Вам, что такое сочетание особенностей нервной системы встречается не так часто?

Павлов. Пожалуй, ты прав. Я и сам в последнее время над этим часто задумываюсь. Скорее всего существуют промежуточные типы, и их несколько десятков.

- В чем главное отличие в учении Павлова и Гиппократа?

- Что общего во всех рассмотренных учениях?

На основании 4 типов темперамента Павлов выделил 4 типа ВНД.

- Ребята, посмотрите на слайд и определите 4 типа высшей нервной деятельности, которые выделил Павлов:

Сильный, уравновешенный, подвижный;

Сильный, уравновешенный, инертный;

Сильный, неуравновешенный, подвижный;

Слабый, неуравновешенный, инертный.

Физкультминутка

Упражнение “Путешествие в волшебный лес“

Звучит расслабляющая музыка. “Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день”.

- А теперь давайте полученные знания зафиксируем в таблице, заполнить пропуски в таблице. (использовать материал параграфа 37, слайд презентации).

Психологическая характеристика типов темперамента

Линии сравнения

Х

С

Ф

М

1.Физиологическая основа (тип нервной системы)

Сильный, неуравновешенный, подвижный

Сильный, уравновешенный, подвижный;


Сильный, уравновешенный, инертный;


Слабый, неуравновешенный, инертный.


2.Познавательная деятельность

Высокая работоспособность, часто не доводит начатое дело до конца.

Высокая работоспособность, увлеченный.

Высокая работоспособность, плохо переключается на решение новых задач

В спокойной обстановке легко справляется с поставленной задачей

3.Движения и речь

Быстрый.

Подвижный, энергичный.

Неторопливый.

Неторопливый, медлительный

4.Эмоции и чувства

Склонен к эмоциональным вспышкам

Эмоциональный.

Выдержанный

Легко впадает в панику, уныние.

5.Личностные качества

Смелость сочетается с отсутствием выдержки

Легко приспосабливается к новым условиям

Терпеливый, спокоен даже в трудных обстоятельствах

Робкий, нерешительный, застенчивый.


3.Обобщение и систематизация знаний.

Каждая группа получает определенное задание, на подготовку 2 мин.

1 группа

Используя характеристики различных типов темперамента, фотографии людей составьте наиболее удачные, на ваш взгляд, пары совместимости различных типов темперамента. Кто с кем может долго дружить, работать, создавать счастливую и гармоничную семью.

2 группа

Составьте синквейн по каждому типу темперамента: сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик

Правила составления синквейна:

в первой строке: одно слово - тема стихотворения

вторая строка: опишите это слово двумя прилагательными

в третьей строке опишите действие этой темы тремя глаголами

в четвёртой напишите фразу из четырёх слов, которая будет выражать ваше отношение к теме

в пятой строке напишите слово, похожее на первое, но яркое, образное (синоним).

Сангвиник.

Решительный, эмоциональный.

Смеется, радуется, общается.

Легко приспосабливается к новым условиям.

Душа компании.


3 группа

Всем вам хорошо знаком роман А. Дюма «Три мушкетера». По выдержкам из произведения определите героя и его тип темперамента.

  1. Продолговатое смуглое лицо; выдающиеся скулы – признак хитрости, челюстные мышцы чрезмерно развиты – неотъемлемый признак, по которому срезу можно определить гасконца, даже если на нем нет берета, взгляд открытый и умный, нос крючковатый, но тонко очерченный, рост слишком высокий для юноши и недостаточный для зрелого мужчины. « … задорный нрав уже брал верх над мирными намерениями»; «… юноша внезапно вздрогнул, вспыхнув от гнева, бросился из кабинета с яростным криком»; «…Кровь ударила ему в голову. В эту минуту он готов был обнажить шпагу против всех мушкетеров королевства»; «… он был по своей природе очень любопытен, как, впрочем, и большинство людей, владеющих даром интриги».

Д Артаньян, холерик

  1. Этот господин был очень молчалив. За пять или шесть лет друзья не раз видели на его лице улыбку, но никогда не слышали его смеха. Слова его были кратки и выразительны, он говорил всегда то, что хотел сказать, и больше ничего: никаких прикрас, узоров, красок. «… как всегда спокойный, полный благородного достоинства»; «… он скорее бы умер, чем позвал на помощь»; «… строгое лицо и благородная осанка»; «… занимал две небольшие комнаты, опрятно убранные… Остатки былой роскоши кое-где виднелись на стенах этого скромного обиталища»

Атос, флегматик

  1. Это был молодой человек, лет двадцати двух или двадцати трех, с простодушным и несколько слащавым выражением лица, с черными глазами и румянцем на щеках. Тонкие усы безупречно правильной линией оттеняли верхнюю губу. Говорил он мало, часто кланялся, смеялся бесшумно, обнажая красивые зубы, за которыми, как и за всей внешностью, по-видимому, тщательно ухаживал. «…сама кротость, олицетворение изящества»; «… хотя и могло показаться, что у него нет никаких тайн, был весь окутан таинственностью. Скупо отвечая на вопросы, казавшиеся других, он тщательно обходил все, относившиеся к нему самому».

Арамис, меланхолик.

  1. Рослый мушкетер с высокомерным лицом и в необычном костюме, привлекавшем всеобщее внимание. Он не только много разговаривал, но и разговаривал громко… Ему было безразлично, слушают его или нет. Он разговаривал ради собственного удовольствия – ради удовольствия слушать самого себя. Он говорил решительно обо всем, за исключением наук, ссылаясь на глубокое отвращение, которое, по его словам, ему с детства внушали ученые; «… но застать его дома никогда не удавалось»; «…тщеславный и болтливый, он весь был виден насквозь, как кристалл».

Портос, сангвиник.

4 группа Определить тип темперамента и тип высшей нервной деятельности выдающихся личностей

Александр Пушкин.

Пушкин, как и многие поэты, был невероятно переменчивым в настроении человеком. Резкие переходы от глубочайшего уныния, депрессии к пламенеющей страсти и окрыленной одухотворенности были свойственны ему как в любви, так и в работе, в дружбе, в общении с людьми. Неинтересный собеседник или тема разговора делали поэта крайне некрасноречивым, скучным и даже где-то нудным, очень невежливым. Но стоило появиться чему-то, что могло привлечь его внимание, как Пушкин буквально менялся на глазах, демонстрируя всю красоту художественного слова, прекрасные манеры и любезность.


Александр Суворов.

Для него были характерны высокая подвижность и стремительность действий: вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он внезапно менял направление движения своих войск и неожиданно сваливался на голову неприятеля, полагавшего, что знаменитый полководец еще в пути. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время он не пользовался популярностью при царском дворе из-за большой вспыльчивости и неуравновешенности, но, разумеется, главным образом из-за прямоты и принципиальности.

Михаил Кутузов

Кутузов был среднего роста, тучен, медлителен в движениях, здоров до самой старости, несмотря на труды и тяжкие раны. Он принадлежал к самым образованным людям своего века, имел обширные познания, владел языками французским, немецким и польским, любил отдыхать за чтением. Военные познания его и опытность были необыкновенные. Отличительной чертой его были скрытность, хитрость и самостоятельность. Не терпя чужих советов, он никогда не спорил и не противоречил, а искусство уживаться с другими постиг он в удивительной степени.

Петр 1

Характерными чертами Петра 1 были ум, воля, энергия, широта взглядов, целеустремленность, любознательность, невероятная работоспособность. Петр, не получив в юности систематического образования, учился всю жизнь. Вместе с тем Петр был вспыльчив и жесток, принимал личное участие в пытках и казнях.

Наполеон

Характер лидера. Уверен в себе, смел и активен. Гибкий тактик, быстро ориентирующийся в изменчивой ситуации и проявляющий изобретательность по ходу развития событий. Энергичен, общителен, умеет завязывать полезные контакты. Поскольку ему бывает трудно правильно оценивать способности и возможности людей при решении конкретных задач, это часто становится причиной его сомнений и колебаний, которые он предпочитает не демонстрировать окружающим. Может руководить большим коллективом; решителен в экстремальных ситуациях и быстро находит методы для стабилизации обстановки.

Михаил Лермонтов

Одаренный от природы блестящими способностями и редким умом, Лермонтов любил преимущественно проявлять свой ум, свою находчивость в насмешках над окружающею его средою и колкими, часто очень меткими остротами оскорблял иногда людей, достойных полного внимания и уважения. С таким характером, с такими наклонностями, с такой разнузданностью он вступил в жизнь и, понятно, тотчас же нашел себе множество врагов...

Гоголь

Он сам смешил себя в минуты отчаянья. Пережив неудачу в молодости, всю жизнь был осторожным, одиноким, боялся оступиться и быть осмеянным.

Домашнее задание

Каждый человек интересуется своим типом темперамента. Вам предстоит выполнить практическую работу и определить свой тип темперамента, указать положительные черты и над чем необходимо работать, чтобы формировать себя как личность.

4.Практическая работа № 3«Определение типа темперамента».

Цель: определить свой тип темперамента, указать положительные черты и над чем необходимо работать, чтобы формировать себя как личность.

Оборудование: листы-опросники.

Ход работы

  1. Напишите в тетради цифры вопросов от 1 до 20, напротив них отмечайте  букву ответа («а», «б», «в», или «г»).

Из четырех утверждений вам необходимо выбрать одно, наиболее подходящее для вас.

1. а) суетливы и неусидчивы;

б) жизнерадостны и веселы;

в) хладнокровны и спокойны;

г) застенчивы и стеснительны.

2. а) вспыльчивы и невыдержанны;

б) деловиты и  энергичны;

в) обстоятельны и последовательны;

г) в новой обстановке теряетесь.

3. а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям;

б) склонны себя переоценивать;

в) умеете ждать;

г) сомневаетесь в свои силах.

4. а) незлопамятны;

б) если что-то перестает интересовать, быстро остываете;

в) строго придерживаетесь  системы в работе и распорядка дня;

г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника.

5. а) вы обладатель порывистых, резких движений;

б) быстро засыпаете;

в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке;

г) покорны.

6. а) к недостаткам нетерпимы;

б) работоспособны, выносливы;

в) в своих интересы постоянны;

г) легко ранимы, чувствительны.

7. а) нетерпеливы;

б) бросаете начатые дела;

в) рассудительны и осторожны;

г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми.

8. а) у вас выразительная мимика;

б) быстрая, громкая речь с живыми жестами;

в) медленно включаетесь в работу;

г) очень обидчивы.

9. а) у вас быстрая, страстная речь;

б) в новую работу включаетесь быстро;

в) порыв сдерживаете легко;

г) очень впечатлительны.

10. а) работаете рывками;

б) за любое новое дело беретесь с увлечением;

в) попусту сил не растрачиваете;

г)  у вас тихая, слабая речь.

11. а) вам присуща несобранность;

б) настойчивы в достижении цели;

в) вялы, малоподвижны;

г) ищите сочувствия других.

12. а) быстро решаете и действуете;

б) в сложной обстановке сохраняете самообладание;

в) ровные отношения со всеми;

г) необщительны.

13. а) инициативны и решительны;

б) быстро схватываете новое;

в) не любите попусту болтать, молчаливы;

г) одиночество переносите легко.

14. а) стремитесь к новому;

б) у вас всегда бодрое настроение;

в) любите аккуратность;

г) робки, малоактивны.

15. а) упрямы;

б) в интересах и склонностях не постоянны;

в) у вас спокойная, ровная речь с остановками;

г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность.

16. а) имеете склонность к горячности;

б) тяготитесь однообразной кропотливой работой;

в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению;

г) у вас  высокие требования к окружающим и себе.

17. а) склонность к риску;

б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко;

в) начатое дело доводите до конца;

г) у вас быстрая утомляемость.

18. а) резкие смены настроения;

б) склонны отвлекаться;

в) обладаете выдержкой;

г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению.

19. а) бываете агрессивным, задирой;

б) отзывчивы и общительны;

в) незлобивы;

г) мнительны, подозрительны.

20. а) в споре находчивы;

б) неудачи переживаете легко;

в) терпеливы и сдержанны;

г) имеете склонность уходить в себя.

Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.

Например:

«а»     — 7 раз   * 5 = 35%

«б»     — 10 раз * 5 = 50%

«в»     — 2 раза  * 5= 10%

«г»     —  1 раз    * 5 =  5%

Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента.

«а» — тип холерика

«б» — тип сангвиника

«в» — тип флегматика

«г» — тип меланхолика.

В нашем примере доминирует тип «б» — сангвиник (50%). Определите свой доминантный тип.

  1. Сделать вывод о своем типе темперамента, указать положительные черты и над чем необходимо работать, чтобы формировать себя как личность.

5.Анализ результатов урока. Подведение итогов. Рефлексия.

Выводы по уроку:

1. Темперамент передается по наследству или формируется в течение жизни? (Тип темперамента передается по наследству, так как зависит от типа нервной системы);

2. Изменяется ли темперамент в течение жизни? (Темперамент не поддается изменениям – сохраняется всю жизнь);

3. Можно ли утверждать, что каждый человек принадлежит к определенному типу темперамента? (В «чистом виде» встречается редко, обычно у человека присутствуют характеристики всех четырех типов, просто один из них преобладает).

Послушайте притчу о темпераменте и дырах в заборе:

Жил – был один вспыльчивый парень.

И вот однажды его отец,

Дав мешочек ему с гвоздями,

Наказал, чтобы сын- юнец

В час, когда гнев дошел до упора,

Гвоздь из мешочка того доставал,

И подойдя к опоре забора,

В столбик тот гвоздь каждый раз забивал.

В первый же день в столбе оказалось

Больше десятка забитых гвоздей.

И так всю неделю почти продолжалось,

Благо в мешочке много гвоздей!

А на другой неделе парнишка

Уже научился свой сдерживать гнев,

И это далось ему трудно уж слишком,

Но сделал, себя пересилить сумев.

И вот, наконец, настал день, что ни разу,

Контроль над эмоцией не ускользал,

В себе заметил он это сразу,

Об этом отцу своему рассказал.

Отец его выслушал очень внимательно,

А после сказал, что теперь должен сын,

Чтоб закрепить свой успех окончательно,

Вытаскивать гвоздь, но только – один.

И только в том случае, если удастся,

В течение дня, не смотря ни на что,

Эмоциям гневным ему не поддаться.

Не терять свой успех ни за что!

Шло время. Тихонько страницы листались.

Но все же настал долгожданный тот день,

Когда в том столбе гвоздей не осталось.

С лица у парнишки сошла гнева тень!

Поведал отцу о своем он успехе,

Что нет в том столбе уже ни гвоздя!

Взяв сына за руку, не ради потехи,

Сказал свое слово, к столбу подойдя:

- Неплохо ты справился с этим, сыночек,

Но видишь ли ты, сколько дыр в том столбе?

Пусть даже малы они все, в виде точек,

Запомни сейчас, что скажу я тебе!

Злыми словами не будешь ты гений,

Ты ранишь душу и сердце как хам,

И сколько б потом не просил извинений,

В душе все – равно останется шрам!

Ребята, вы прослушали замечательную притчу. О чем она? Чему она нас учит?

Правильно, нет лучших или худших темпераментов. Зная свой темперамент, человек стремится опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные. - Также помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Следует стремиться управлять своим типом темперамента.

Пусть итогом нашего урока станут слова:

« Тот счастлив, кто живёт в условиях,

соответствующих его темпераменту,

но тот более совершенен,

кто умеет приспосабливать свой

темперамент к любым условиям».

Дэвид Юм.


Темперамент идет впереди мысли

Это плохо. Надо поставить мысль

впереди темперамента.

К.С. Станиславский

Итак, все вопросы, которые мы планировали рассмотреть сегодня на уроке, рассмотрены.

Оцените свою работу на уроке (листы самооценивания). Перед вами мишень, в которой 4 сектора: активно участвовал, было интересно, узнал новое, было понятно. Поставьте знак + в соответствующее поле, оценив себя по пятибалльной шкале.


Каждый из вас ранее уже имел некоторое представление о темпераменте.

- Что нового вы открыли для себя?

- Что необычного, неожиданного вы узнали на этом уроке?

- Полезен ли был этот урок для вас, для вашего будущего?

Мне было очень приятно с вами работать, я видела вашу заинтересованность, и это самый главный показатель для меня успешно проведенного урока.

Работали вы замечательно, большое спасибо.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!