СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические аспекты Личностно -ориентированного подхода к обучению и воспитанию младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для выступления па педсовете " Теоретические аспекты личностно- ориентированного подхода к обучению и воспитанию младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Теоретические аспекты Личностно -ориентированного подхода к обучению и воспитанию младших школьников»

Теоретические основы личностно-ориентированного подхода


В последние годы личностно-ориентированный подход стреми­тельно завоевывает образовательное пространство. Большин­ство педагогических коллективов настойчиво осваивают тео­ретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологиче­ской ориентацией в педагогической деятельности.

Актуальность темы  заключается в том, что проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ведь авторитарное преподавание,  которое складывалось в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным,  иными словами стирает в школьнике те качества, которыми должен овладеть высокообразованный воспитанный человек. А в личностно-ориентированном обучение –  самым главным является прежде всего личность  самого ребенка, ее самобытность, самоценность. И применение данного обучения способствует раскрытию внутренних способностей ученика. Для этого существуют различные средства. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; также являет ся важным создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе классе; не менее значимую роль играет и . создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу и  самостоятельность.
Такая популярность личностно-ориентированного подхода несомненно обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств.

Перечислим некоторые из них :

1.Динамичное развитие общества  в целом требует формирования в человеке не столько социально, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

2. Специалисты в области психологи и социологи отмечают, что  нашим нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, рас­крепощенность и независимость, а это, в свою очередь, подталкивает  педагогов к применению новых подходов и методов, которые необходимо применять во взаи­модействии с учащимися.

3.Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятель­ности. Отсюда следуют то, что необходимо построение личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Однако  следует заметить, что одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Бесспорно, в настоящее время существует немало так называемых «белых пятен» поэтому целесообразно  применение личностно-ориентированного подхода в педагогической практике. Самое главное систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на их основе попытаться расширить границы его использования в деятельности педагогов.

Основные идеи личностно ориентированного обучения:

- дети приходят к знаниям из своего личного опыта и от общения с окружающим миром;

- уважать идеи детей и использовать их в учебном процессе;

-  создание возможности выбора;

- учитель стимулирует рост и развитие детей, подкрепляя их интересы, нужды и достижения;

- организация среды деятельности школьника;

-  развитие чувства общности (делиться местом в круге, вниманием, участвовать конструктивно в работе, вовлекать в деятельность других, быть доброжелательным, сотрудничать, разрешать конфликты);

-  самостоятельность и ответственность;

- индивидуализация;

- родители – участники процесса.

Изучение педагогических публикаций не позволяет в полной мере выяснить, что же все-таки педагоги-исследователи понимают под подходом, какой смысл, вкладывается при использовании этого понятия. Если обратиться к философии, где родились многие научные подходы, которые впоследствии стали использоваться педагогической наукой и практикой, то можно обнаружить, что философы склонны понимать под подходом ориентацию человека в познавательной или преобразовательной деятельности. К примеру, применение системного подхода они увязывают с ориентацией человека, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система; использование модельного подхода констатируется тогда, когда модель изучаемого или преобразуемого объекта выступает в качестве основного ориентира осуществляемой деятельности. В большинстве случаев человеческая деятельность, как утверждают философы, строится на основе не одной, а нескольких ориентации. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей), благодаря которой формируется качественное своеобразие почерка деятельности человека.

Большинство исследователей считает, что подход включает в свой состав три основных компонента:

1.     Основные понятия, используемые в процессе познания или преобразования;

2.     Принципы как исходные положения или главные правила осуществляемой деятельности;

3.     Приемы и методы построения процесса познания или преобразования

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

В сформулированном определении отражена сущность данного феномена и выделены наиболее важные его аспекты, такие как:

  • во-первых, личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;

  • во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

  • в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога, содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

Определение понятия и сущностных характеристик личностно-ориентированного подхода позволяет ответить на второй вопрос: чем он отличается от традиционных подходов?

Покажем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Охарактеризуем три составляющие данного подхода.

Первая составляющая – основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие :

  • индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

  • личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

  • самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

  • самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

  • субъек – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

  • субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

  • Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человечком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

  • выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

  • педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

Вторая составляющая– исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или руководителя образовательного учреждения. Назовем принципы личностно-ориентированного подхода:

Принцип самоактуализации.В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбораПедагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

И, наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода – это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

  • диалогичность;

  • деятельностно - творческий характер;

  • направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

  • предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также спо­собы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его само­развития и самореализации. Использование личностно-ориентирован­ного подхода в обучении и воспитании школьников, как полагает Т. В. Фролова, невозможно без применения методов диагностики.

Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы, что личностно-ориентированный подход это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Если при анализе средств педагогической деятельности воспользоваться методом классификации, то личностно-ориентированный подход окажется в одном ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностным, коммуникативным, системным и другими подходами.

Каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях, т.е. обладать коммуникативной компетенцией, быть толерантным.

Коммуникативность – универсальная компетенция личности, а толерантность – одна из важнейших характеристик коммуникативности. То есть ученик должен уметь понимать другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека, реализуя тем самым свою социальную роль и предназначенность. Умение личности взаимодействовать относится не только к другим отдельным ученикам, но и к группам, коллективам, обществам, а также к самому себе (рефлексивно). Взаимодействие ученика с другими субъектами предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Таким образом, коммуникативная деятельность обеспечивает развитие ученика, создание им новых образовательных результатов, обогащенных, знанием, пониманием, диалогом с результатами других его современников.

Личностно ориентированное обучение и его особенности

Личностно ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний.

ЛОО – это педагогика, направленная на ребенка, через организацию, кооперацию, коммуникацию, самовыражение. Это обеспечивает ответственность, самостоятельность и гражданственность в жизни.

Смена доминант в обучении. Ученик – центр учебного процесса. 

В последние годы произошла смена доминант в обучении от общественного заказа на уровень образования личности к индивидуальной потребности каждого человека соответствующего собственным запросам уровня образования. Признание ученика главной фигурой в обучении, составляет основу ЛОО. Это связано с новым взглядом на личность:

 - ребенок – личность, которая живет сейчас;

 - личность субъект в педагогическом процессе;

- личность ребенка – цель образования;

- приоритетные качества личности – это важные этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство.)

ЛОО базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

И.С.Якиманская делает акцент в ЛОО на формирование «Я-концепции» и субъектный подход к учащемуся. «В основе его (ЛОО) лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развитие ни как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым СУБЪЕКТНЫМ опытом…

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по нашему мнению, суть личностно-ориентированной педагогики».

Сущность феномена ЛОО заключается в следующем: в центре процесса обучения личность учащегося с его уникальными индивидуальными способностями, неповторимым субъектным опытом, интересами и склонностями, а это значит, что учебный процесс необходимо организовать так, чтобы все это было востребовано самим обучающимся и получило дальнейшее развитие.

Системообразующим стержнем ЛОО является личность учащегося, на которую необходимо ориентироваться преподавателю в учебном процессе, субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.

 Технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.  В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. 

В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская).

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде 

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы, что  под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты.

Целью обучения  является: развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества.

В свою очередь технологии личностно-ориентированного обучения –  оказывают максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.  В качестве исходной, необходимо  прежде всего принять то, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает благоприятную среду для его развития. 

Реализация личностно-ориентированного обучения не возможна без четкого уяснения педагогами принципов его построения.

К наиболее важным принципам личностно-ориентированного образования  относятся следующие:

1. Цель обучения должна быть  направлена на развитие личности, общих и специальных способностей.

2. Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.

3. Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить способы и стратегии познания.

4. Самостоятельная работа ученика должна постепенно превращаться в самообучение, саморазвитие, самореализацию.

 Чтобы реализация личностно-ориентированного обучения была более эффективной учителю необходимо знать его основные законы:

  1. Ученик в образовательном процессе сначала выступает как субъект своей активности, затем – собственного развития, после чего – своей жизни.

2. Обучение должно основываться на уже имеющемся индивидуальном опыте ребенка, усиливая и развивая его самобытность.

3. Педагог учитывает индивидуальные различия школьников по ходу образовательного процесса.

В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника.

Учитель должен уметь проектировать образовательную технологию на основе анализа текущей образовательной ситуации.

Система оценивания должна строиться на основе разнообразных видов рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания процесса и результатов познавательной деятельности.

В творческой деятельности ребенок, прежде всего, является автором своей работы и лишь, затем приобщается к образцам мировой культуры.


Роль учителя – организация образовательной среды, в которой ученик образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания.

Творческая результативность обучения влияет в большей мере на развитие личностных качеств учащихся, чем на уровень усвоения ими образовательных стандартов.

Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам.

В зависимости от философско-педагогических основ, целей и технологий личностно-ориентированное обучение имеет разновидности: природосообразное, развивающее, проблемное, эвристическое и др.


Главным отличием личностно-ориентированного образования от индивидуализации являются следующие позиции:

         целенаправленное развитие личности;

         индивидуализация через средства учения, а не только обучения;

         обеспечение широкого спектра позиций и ролей в ходе познания внутреннего и внешнего миров;

         передача управления учением «в руки ученика»;

         многоуровневая рефлексия учеником его опыта, в особенности познавательных стратегий, а не отдельных учебных действий и результатов;

         развитие и оптимизация познавательных стратегий ученика;

         самообучение, саморазвитие, самореализация;

         внутрисубъектность образовательных технологий.

Индивидуализация обучения выступает фундаментом построения личностно-ориентированного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.

2.Петрова Т.И. Шкерина Т.А.  Педагогика 2017.

3.Попов Е.Б. Основы педагогики -учебное пособие 2017.

4.Толстого О.С. Педагогические технологии  2016.

5.https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/2015/11/Innovacii-v-prepodavanii.pdf

6.http://mirznanii.com/a/283547/1-lichnostno-orientirovannoe-obuchenie

7.https://infourok.ru/vkr-lichnostnoorientirovanniy-podhod-kak-faktor-uspeshnosti-obucheniya-podrostka-inostrannomu-yaziku-1150838.html

8.http://pedsovet.su/publ/164-1-0-1779

http://studopedia.org/7-30951.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!