СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретико-методологические основы формирования финансовой грамотности обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье содержится материал о теоретико-методологических основах формирования грамотности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Теоретико-методологические основы формирования финансовой грамотности обучающихся.»

Тимощук И.В.,

учитель истории и обществознания

МАОУ «Белоярская СОШ №1»,

Сургутский район,

ХМАО-Югра

Теоретико-методологические основы формирования

финансовой грамотностиобучающихся.

Богатство – это не скопление материальных ценностей.

Это умение тратить меньше, чем зарабатываешь,

умение откладывать и вкладывать [5].

Дэйв Рэмси (1960г.р), амер. бизнесмен,

писатель, специалист по финансам


Люди на протяжении своей жизни вынуждены решать множество вопросов, которые затрагивают различные аспекты их жизнедеятельности. Одним из ведущих аспектов является финансовый, т.к. от его верного решения зависит качество жизни человека. Каждый из нас задумывается над тем, как заработать деньги, правильно осуществить личные расходы, создав «финансовую подушку безопасности», избежать необоснованных долгов, сориентироваться в многообразии предлагаемых финансовыми институтами продуктах и услугах, защитить свои сбережения от мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка, обеспечить финансовое будущее и достойную старость. Поэтому финансовая грамотность не только необходимая компетенция современного человека, но и она является наиважнейшим элементом для успешного развития современного общества.

На необходимость повышения финансовой грамотности населения в обществе обратили внимание совсем недавно: за рубежом – в конце прошлого века, в России – в начале ХХI века.

Повышение финансовой грамотности населения - приоритетная задача как для государства, так и для всех участников рынка. В 2011 году Министерством финансов России в целях повышения финансовой грамотности был создан проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который имел поддержку Всемирного банка [1]. В рамках реализации проекта проводится мониторинг уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также разрабатываются и внедряются образовательные программы по повышению финансовой грамотности для различных возрастных и целевых групп обучающихся образовательных организаций.

В настоящее время активно реализуется «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», утвержденная Правительством Российской Федерации, с целью увеличения охвата и улучшения качества финансового образования, а также создания необходимой основы и ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий [2]. Согласно Стратегии вводятся элементы финансовой грамотности в образовательные программы в школах и других учебных заведениях, разрабатываются необходимые информационные продукты и организуются массовые мероприятия для различных категорий потребителей финансовых услуг.

Руководствуясь целями и приоритетами Стратегии, субъекты РФ разработали региональные программы по повышению финансовой грамотности граждан. В нашем округе в декабре 2021 года утверждена «Региональная программа "Повышение финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 - 2030 годы", которая является приложением к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2021года № 634-п 2О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования». Во исполнение цели региональной программы необходимо решить две основные задачи: повышение уровня финансовой грамотности целевых групп населения автономного округа, содействие в формировании финансово грамотного поведения [3].

Определенные усилия, предпринятые государством и обществом, в целом дали свои плоды. Исследования последних лет показателей финансовой грамотности населения России, проводимые по заказу Банка России Институтом фонда ―Общественное мнение (ФОМ), говорят об определенных положительных, пусть и незначительных, улучшениях в в данном вопросе. В таблице представлены группы по уровню финансовой грамотности населения Российской Федерации [4].

Группы по уровню финансовой грамотности (процент от опрошенных)


Группы по уровню финансовой грамотности

2017 год

2018 год

2020 год

Ниже среднего уровня

(менее 47 баллов)

34

30

31

Средний уровень

(от 47 до 57 баллов)

32

34

30

Выше среднего уровня

(более 57 баллов)

34

37

39


Исследования провели среди взрослого населения и молодежи (в возрасте от 14 до 22 лет) в три этапа (по годам). Число опрашиваемых людей составило более 4 тыс. человек из 307 городов и сел почти всех субъектов РФ. Общий показатель финансовой грамотности, который рассчитали по методике ОЭСР, вырос немного (с 11,8 балла в 2017 году до 12,4 балла в 2020 году, это около 5%), поскольку эта методика учитывает все нюансы финансовой образованности, которые практически не меняются: опыт финансового счета, знание основных экономических значений, базовые денежные установки и их значимость, части финансового поведения, которые касаются выбора финансовых организаций. Большие изменения связаны с факторами, которые измеряют специфику в РФ. Также отмечается рост, преимущественно за счет изменения мышления населения в связи с финансовой образованностью. Доля людей с порогом финансовой грамотности выше среднего возросла с 34 до 39% (это около 15%). В первую очередь из-за сокращения доли людей с низкой или средней грамотностью. Следовательно, общий показатель уровня финансовой грамотности вырос [4].

Существуют различные определения рассматриваемого понятия «финансовая грамотность. Вместе с тем, общим в различных трактовках является указание на то, что благодаря финансовой грамотности человек может улучшить свое финансовое состояние.

Содержание финансовой грамотности раскрывается в «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», где указано, что "Финансовая грамотность" - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния [2]. В Стратегии представлена характеристика финансово грамотного гражданина. Он должен как минимум:

- следить за состоянием личных финансов;

- планировать свои доходы и расходы;

- формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;

- иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

- рационально выбирать финансовые услуги;

- жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

- знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

- быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;

- знать о рисках на рынке финансовых услуг;

- знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;

- вести финансовую подготовку к жизни на пенсии, осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла [2].

В целом суть финансовой грамотности можно определить как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека [6] или умение правильно использовать знания о финансовых продуктах и институтах при надобности и заранее оценивать последствия своих действий [7].

Методологическими основами вырабатывания культуры финансовой грамотности у учащихся являются, с одной стороны, особенности обучения финансовой грамотности школьников (главным образом, интерактивный характер обучения, его практико-ориентированное содержание, связь с реальной практической жизнью современного человека); с другой стороны - тенденция развития современной российской системы общего образования.

В качестве методологических подходов в процессе преподавания финансовой грамотности могут быть использованы такие подходы, как системно-деятельностный, компетентностный, личностно-деятельностный, контекстный, практико-ориентированный, интегративный, субъектный [8].

Построенный в соответствии с требованиями ФГОС образовательный процесс по формированию финансово грамотной личности должен быть направлен на ее развитие в познавательном, социальном, личностном и коммуникативном плане, что выражается в ориентации на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Применение системно-деятельностного подхода в обучении финансовой грамотности обусловливает переход:

- от изучения научных понятий и терминов, не связанных с реальной жизнью, к ориентации на решение обучающимися жизненно важных проблем и задач;

- от усвоения набора базовых финансовых знаний и понятий к формированию компетентностей;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли сотрудничества в достижении целей обучения, в том числе коммуникативных, личностных.

В рамках личностно-деятельностного подхода личность обучающегося, его мировоззрение, мотивы, цели являются центром учебного процесса. А сама личность, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Личностно-деятельностный подход в формировании финансовой грамотности предполагает, что учитель определяет учебные цели занятий и организует, направляет весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося, исходя из его уровня его знаний и умений, интересов и потребностей.

Компетентностный подход выступает как базис для определения сущности финансовой грамотности, раскрытия ее содержания, структуры, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, а также определения места в системе компетенций выпускника общеобразовательной школы.

Контекстный подход позволяет сблизить учебный процесса по формированию финансовой грамотности с реальной жизнью, предполагает включение вопросов финансового содержания в курсы математики, права, обществознания, социологии. Это дает возможность учащимся видеть, как можно применять знания и умения, полученные при изучении различных предметов, в финансовом контексте.

Сущность практико-ориентированного подхода в обучении финансовой грамотности заключается в организации учебного процесса на основе единства логического и эмоционально-образного компонентов содержания; приобретения новых финансовых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся. Внедрение практико-ориентированного подхода раскрывает связь между финансовыми знаниями и реально возникающими финансовыми проблемами людей.

Интегративный подход реализуется в организации процесса формирования финансовой грамотности, который предполагает взаимодействие учреждений образования, представителей предпринимательского сообщества, профессиональных участников финансового рынка, общественных и некоммерческих организаций, родительского сообщества, СМИ, а также разнообразных форм образовательного процесса[8].

Субъектный подход подразумевает, что в процессе формирования финансовой грамотности учащихся будут созданы условия для их личностного развития, выражающиеся в способности успешно адаптироваться в постоянно изменяющейся образовательной, социокультурной ситуации, их потребности в проявлении активности и самостоятельности, в осознании ими ответственности за свое развитие [8].

Необходимо обратить внимание на тот факт, что только системная реализация всех подходов в совокупности, а не каждого в отдельности, позволит создать прочную методологическую основу для формирования финансово компетентностной личности.

Учет принципов методологии является важным моментом в разработке направлений образовательного процесса по формированию финансовой грамотности обучающихся.

Все принципы можно условно разбить на три группы:

  1. Организационно-педагогические.

  2. Социально-педагогические.

  3. Психолого-педагогические [10]. .

В группу организационно-педагогических принципов можно отнести:

  • Принцип адекватности кадрового обеспечения предполагает тщательное отношение к подбору педагогов, привлекаемых к решению задач финансового образования учащихся, и их своевременную переподготовку.

  • Принцип адаптивности предполагает применение мягких методов управления через создание условий к мотивации образовательного процесса.

  • Принцип сочетания традиционных и инновационных направлений образовательной деятельности, использование которого позволяет поддерживать разумный баланс инновационных и традиционных составляющих в системе обучения финансовой грамотности.

  • Принцип интегративности образовательных программ по финансовой грамотности предусматривает повышение финансовой компетенции по всему спектру вопросов связанных с финансами, а не отрывочное изучение отдельных вопросов.

  • Принцип социально-педагогического партнерства – один из принципов обучения основам финансовой грамотности в школе, ориентирующий обучающихся и учителей на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение взаимопонимания при различных точках зрения. Это позволяет выработать качества, которые необходимы в деятельности в области финансов в будущем.

  • Принцип активного использования обратной связи, оценки и мониторинга эффективности - обязательное условие эффективности образовательного процесса по формированию финансовой грамотности. Регулярная оценка программ позволяет их своевременно корректировать в соответствии с результатами анализа обратной связи, повышать их качество и адаптировать к запросам обучающихся и постоянно меняющейся жизненной ситуации.

В группу социально-педагогических принципов в обучении финансовой грамотности включают:

  • Принцип природосообразности основан на учете природных факторов развития человека и требует, чтобы содержание, формы и методы обучения финансовой грамотности, взаимодействие учителя и учащихся учитывали необходимость формирования у обучающихся потребности в безопасном и здоровом образе жизни и необходимости следования им в своем поведении.

  • Принцип культуросообразности предполагает, что в основе уроков по финансовой грамотности лежат общечеловеческие ценности, но при этом учитываются специфика той культурной среды (менталитета, традиций, обычаев и т.д.), к которой принадлежит учащийся.

  • Принципы гуманистической направленности при обучении финансовой грамотности позволяет создать условия развития обучаемого, т.к. предполагает ориентацию образовательного процесса на такие гуманистические ценности как свобода личности и ее выбора, взаимное уважение, всестороннее развитие личности, творчество.

  • Принцип вариативности, предполагающий необходимость введения в образовательный процесс финансовой грамотности разнообразных видов и форм обучения; дифференциацию содержания, средств, технологий и методов обучения в зависимости от вида и типа образовательных организаций, половозрастных особенностей и возможностей учащихся, условий и традиций отечественного и международного опыта финансового образования.

  • Принцип развития конструктивно-финансовой активности и духовно-нравственного отношения к миру, как основополагающий принцип, отражающий современные процессы «встраивания человека» в отношения с окружающей социально-природной средой. Он основан на субъектности обучающегося, то есть его личность признается самостоятельной, осознанной, ответственной за результаты обучения и дальнейшее развитие.

Психолого-педагогические принципы включают:

  • Созидательную деятельность, ориентирующую на пробуждение скрытых созидательных мотивов личности, связанных с деятельностью, согласованной с природной и культурной средой, направленной на поиск новых идей, на развитие оригинальных положений, инициативности, фантазии учащихся. Такая деятельность, главным образом, стимулирует интересные нововведения и позволяет реализовать такие качества, как высокая мобильность, творческий подход, активность, деятельность и т. д.).

  • Диалогичность и толерантность взаимодействия  отражает ориентацию на такие ценности, как принятие отличий другой личности, гуманизм, милосердие, доброе отношение к другим, умение понимать мотивы и интересы другого, признавать и уважать их, строить конструктивный диалог и достигать общих целей, что особенно важно в финансовой сфере, где всегда присутствует конфликт интересов.

  • Преемственность предполагает проектирование образовательного процесса, который обеспечивает преемственность обучения основам финансовой грамотности на разных возрастных уровнях.

  • Проблемно-ситуативное познание (контекстное обучение) наиболее полно включает обучаемых в практико-ориентированную деятельность, активизирует познавательную деятельность, отражает ориентацию на учет ситуативности при формировании финансовой грамотности, то есть обучение должно строиться в контексте сложившейся ситуации, в соответствии с задачами и проблемами текущего момента времени.

  • Принцип эмпатии способствует пониманию ценностей, мотивов, установок и интересов другого человека, что позволяет объяснять и предвидеть характер его действий, в том числе и в сфере финансов.

  • Принцип элективности направлен на выработку умения делать осознанный верный выбор в различных финансовых вопросах и ситуациях и нести личную ответственность за последствия своего решения.

Использование основных принципов методологии позволяет организовать образовательный процесс по формированию финансовой грамотности в соответствии с предъявляемыми требованиями к современному образованию.

Работа по финансовой грамотности должна быть нацелена на формирование у учащихся понимания того, что если человек хочет обеспечить себе достойный уровень жизни в будущем, то он должен уметь рационально распоряжаться заработанными средствами уже сегодня. Для этого ему нужны финансовые знания (экономические законы, инструменты финансового рынка и т.д.), которые позволят свободно ориентироваться в постоянно меняющемся мире.

Полученные и постоянно совершенствуемые знания оформляются в финансовые установки (цель деятельности, нормы, ценности и т.д.), отвечающие за формирование у человека потребности в определенных финансовых услугах, и обеспечивают понимание последствий своих решений и действий.
Знания в области финансовой деятельности и сложившиеся установки проявляются в культуре финансового поведения человека: умении долгосрочного планирования семейного бюджета и выработки стратегии реализации потребностей жизненного цикла (получение образования, создание семьи, рождение детей, покупка квартиры или дома, образование детей, пенсия). Решение задач, стоящих при наступлении того или иного события, невозможно без использования инструментов финансового рынка[10]. .

Финансовая грамотность – это навык, необходимый для жизни каждого человека, и немаловажный элемент для успешного развития общества. От фактического уровня финансовой грамотности населения страны напрямую зависит то, как будет происходить ее развитие. Именно поэтому руководство нашей страны разных уровней власти разрабатывает и создает условия для реализации программ по повышению финансовой грамотности населения. А вот насколько качественно эти усилия властей воплощаются в реальные дела зависит от творчества педагогов.



Библиографический список

1.Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и раз-витию финансового образования в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2015/07/main/pilot_number.pdf

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы"//СПС КонсультантПлюс.

3. Приложение 25 «Региональная программа «Повышения финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2022 – 2030 годы» к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2021 года № 634-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.depfin.admhmao.ru/

4. Официальное представительство Банка России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_intro/

5. Финансовая грамотность [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://4brain.ru/finance/

6. Уксусова М.С. Повышение финансовой грамотности молодежи как условие модернизации экономики России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/43071

7. Финансовая грамотность: учебник /Ю.Р.Туманян, О.А. Ищенко-Падукова, А.Н. Козлов и др.; Южный федеральный университет – Ростовна-Дону, 2020.

8. Методические рекомендации «Формирование финансовой грамотности школьников в образовательном процессе» [Электронный ресурс]. URL: http://bru20school.narod.ru/NOVISAIT/11111111/metodicheskie_rekomendacii_dlja_uchashhikhsja_shko.pdf#:~:text=Интегративный%20подход%20реализуется%20в%20организации,также%20разнооб-разных%20форм%20образовательного%20процесса

9. Методика преподавания обществознания в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

10. Теоретические и методологические аспекты обучения финансовой грамотности в контексте школьного образования. [Электронный ресурс]. URL:https://znanio.ru/pub/3583




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!