СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тепло и холод. Чем и как измеряют температуру из раздела «Изменения в природе и в жизни человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

– знакомство с устройством и работой жидкостного термометра;

– формирование умений  грамотно читать и записывать показания температуры, составлять карточки погоды; ориентироваться в окружающем мире, используя данные прогноза погоды.

Просмотр содержимого документа
«Тепло и холод. Чем и как измеряют температуру из раздела «Изменения в природе и в жизни человека»»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №59 с.п. Мулино, Володарского района




Технологическая карта урока



Предмет: окружающий мир

Класс: 3


Тема урока: Тепло и холод. Чем и как измеряют температуру из раздела «Изменения в природе и в жизни человека» (Урок № 6)

Учебник: Окружающий мир (О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин), часть 1, учебник с. 35-37, рабочая тетрадь с.59-60.(ОС «Гармония»)






Материал подготовила:

Разнатовская И.А.

учитель начальных классов









Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися понятия «температура» и способе её измерения

Задачи:

Образовательные:

– знакомство с устройством и работой жидкостного термометра;

– формирование умений грамотно читать и записывать показания температуры, составлять карточки погоды; ориентироваться в окружающем мире, используя данные прогноза погоды.

Воспитательные:

– воспитание бережного отношения к своему здоровью;

– формирование коммуникативных умений (работать в паре и в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения)

- формирование умений аккуратно пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами.

Развивающие:

– развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, работать с научным текстом), мышления (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать, делать выводы по результатам простых опытов), умение работать с ЭОР;

- развитие умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые метапредметные результаты:

1)Формирование личностных УУД : адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

2)Формирование регулятивных УУД : целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование – составление плана действий( с помощью учителя); самоконтроль - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка(самооценка) - осознание учащимся качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшение уровня усвоения материала;

3)Формирование познавательных УУД: выполнение знаково-символических действий (моделирование) для выделения существенного и структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме; выполнение логических действий - сравнение данных с целью определения общих признаков фонетический анализ и синтез, распознавание объектов, наделённых «выведенными» существенными признаками; построение логической цепи рассуждений с опорой на деформированный текст; выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение.

4)Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание понятное для окружающих; адекватно использовать средства общения при решении коммуникативных задач, работая в группе, в паре.


Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.


Методы: словесный, наглядный, практический, деятельностный.

Необходимое техническое оборудование и образовательные ресурсы:

  • учебник, рабочая тетрадь (ТПО), карточки с условными обозначениями природных явлений (облачность, осадки, ветер), распечатанные тексты загадок; модель «Лестницы успеха»(у каждого ученика)

  • лабораторное оборудование: сосуды с горячей, тёплой и холодной водой, различные виды термометров, модель уличного термометра,

  • компьютер, проектор, интерактивная доска, Интернет, презентация учителя, ЭОРы:

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

11

Термометр

Конструктор словарной статьи

Моноформатный, Практический

Интерактивное упражнение на основе материала для составления словарной статьи

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10ff651d-dc64-4281-a7d0-20f7892f6629/dictionaryEntryConstructor.swf

22

Одевание

Путем перетаскивания элементов одежды нужно одеть человечка по погоде

Моноформатный, Практический

Анимационные материалы для конструирования

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4b1236b7-976f-4a63-9608-3855bd681dd4/index_listing.html








Структура и ход урока:

Этап урока.

Время


Название используемых ЭОР

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.


Проверка готовности класса и оборудования, эмоциональный настрой на урок.

Организация рабочего места. Рефлексия и фиксация эмоционального настроя перед первой ступенькой «лестницы успеха» Приложение 1

Личностные( формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности)

 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Организация групповой работы по конструированию карточки погоды для конкретного сезона, на основе изученных природных явлений и условных обозначений: облачность, осадки, ветер. Время года учитель сообщается каждой группе отдельно, предъявляя текст загадки. Приложение 2

Отгадывают загадку, определяют время года, месяц. Выполняют задание в группе и представляют результат работы.

Сравнивают составленные карточки погоды у разных групп, выясняют: возможность совпадения результатов выполнения задания разными группами.

Коммуникативные (участие в учебном диалоге; сотрудничество с товарищами при выполнении заданий: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках и др.)



Познавательные ( предварительный анализ и перевод на знаково-символический язык(модель)

- построение модели, соотнесение модели с реальностью)


Актуализация знаний и фиксация

затруднения в деятельности



Постановка проблемного вопроса:

- 1 группа составляла карточку погоды …лета, а 2 группа для …весны. Времена года разные, а результат…одинаковый. Как такое может происходить?

Отвечают на вопросы




Познавательные( выполнение логических действий)

Выявление

места и причины затруднений (постановка

учебной задачи)



- Как мы в жизни различаем весну и лето?

- Надо ли дополнить карточки погоды, чтобы они чётко соответствовали сезону? Какой информации нам не хватает? Как одним словом можно охарактеризовать степень нагретости воздуха? О чём мы будем говорить сегодня на уроке?


Отвечают на вопросы



Выдвигают гипотезы, формулируют вывод.(Время года определяется не только облачностью, осадками и ветром, но и насколько жарко/тепло/ холодно)




Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

Личностные( представление о границах собственного знания и «незнания»

Построение

проекта выхода из затруднения
















Презентация учителя Слайд 2 (Здесь и далее дети работают по ТПО, в презентации приведены соответствующие страницы тетради как образец для учителей, которые не знакомы с учебниками окружающего мира ОС «Гармония» Ученикам эти слайды не демонстрируются)


Организует работу по учебнику:

– Давайте посмотрим, подтверждаются ли наши версии.

Откройте свои учебники на с. 35. Прочитайте определение термина «температура».

– Что скажете? Какие «новые» слова нам встретились в тексте?

– Организация практической работы из ТПО №16, с.8. в группах.

– Нацеливает учащихся на поиск выхода из сложившейся ситуации. Может ли в одном и том же сосуде вода быть одновременно и прохладной, и горячей? Можно ли точно измерить температуру доверяя своим ощущениям? Кому же верить?


Извлекают информацию из текста и иллюстраций, фиксация определений в громкой речи.

Выполнение практической работы из ТПО №16, с.8.в группах.

Проверка предположений, фиксация разных мнений.

Выдвигают гипотезы о способах выяснения температуры воды.



Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы, извлекать необходимую информацию из учебника, делать выводы по результатам простых опытов)


Реализация

построенного проекта


ЭОР №1

Слайд 3 - гиперссылка на интерактивный конструктор словарной статьи

Термометр




http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10ff651d-dc64-4281-a7d0-20f7892f6629/dictionaryEntryConstructor.swf













Презентация учителя

слайды 4-7

















































ЭОР №2 - Слайд 8

гиперссылка на интерактивная игра «Одеваемся по погоде»

Одевание


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4b1236b7-976f-4a63-9608-3855bd681dd4/index_listing.html

– Сравните свои выводы с выводом в учебнике с.36

- Организация конструирования словарной статьи «Термометр» на интерактивной доске (индивидуально)

- В каких единицах измерения записывают температуру?











Организует работу по учебнику (в парах):

– Рассмотрите картинки в учебнике на с.36 и попробуйте выполнить задание в ТПО №17,с. 89 (1 ученик работает с данным материалом в режиме интерактивной доски – результат его работы используется для взаимопроверки)

Организация практической работы с моделью термометра сначала под руководством учителя, а потом в парах.

















- Шкала какого термометра имеет деления только от +34 до +42?







- Инструктирует о технике безопасности при использовании ртутного термометра

- А зачем нам нужно знать температуру воздуха?



Предлагает задание:

- А теперь самостоятельно поработайте с ЭОР и постарайтесь правильно ответить на поставленный вопрос: «Как правильно одеть человека?»

Наблюдает за работой учащихся, при необходимости оказывает помощь.







Возвращает ребят к заполнению карточки погоды( См. начало урока)

- Какими данными надо дополнить карточку погоды, чтобы она точно соответствовала заданному сезону.



Делают вывод о необходимости прибора и единиц измерения температуры.

Конструируют модель словарной статьи «Термометр»

Сравнивают определение в учебнике и определение, полученное учеником в ходе работы с ЭОРом

Выполняют задание в парах, делают вывод о разнообразии (слайд5) )термометров.

Демонстрация показаний температуры по заданию учителя.

Работают в парах: один ученик называет значение температуры, используя различные словесные формулировки, другой демонстрирует соответствующее значение на модели термометра.

Внимательное рассматривание термометров и ответ на вопрос.

Выполняют задание в парах, делают вывод о роли знаний температуры в жизни человека.











Выполняют задание в группах(работа на компьютерах), индивидуально заполняют дневник наблюдений ( ТПО с.61)











Вносят изменения в карточку погоды.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, составлять небольшие устные монологические высказывания)

















Познавательные (предварительный слуховой анализ и перевод на знаково-символический язык

- построение модели, соотнесение модели с реальностью)

Коммуникативные( организация учебного сотрудничества)

















Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Регулятивные(обнаружение отклонений, внесение соответствующих исправлений)



Физминутка




Организует физическую деятельность и релаксацию детей в соответствии с требованиями СанПин (релаксация и стимуляция всех групп мышц)

Выполняют инструкции ответственного ученика.



Первичное

закрепление с проговариванием во внешней речи




Организует самостоятельную работу по ТПО №20, с.9. (Слайд 9)





Наблюдает за работой учащихся, при необходимости оказывает помощь.



Выполняют задание самостоятельно: отмечают правильные ответы к тесту.



Взаимопроверка в паре.

Фиксация в громкой речи алгоритма определения температуры по термометру.

Индивидуально заполняют дневник наблюдений ( ТПО с.61) определяя температуру воздуха по уличному классному термометру.

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с одноклассником)



Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)









Самостоятельная работа с взаимопроверкой


Презентация учителя:

Слайд 10



Организует игровую деятельность детей. Игра «Футбол». Класс делится на две команды. Учитель предъявляет вопросы. Приложение 3.



Выполняют задание, отвечают на вопросы. Правильный аргументированный ответ на вопрос – гол в ворота соперника.

Коммуникативные (строить понятные для партнёра высказывания, умение обосновывать, доказывать свою точку зрения)

Включение в систему знаний Применение знаний в нестандартной ситуации






Мотивация к самостоятельной деятельности дома

ЭОР №3 Слайд 11 гиперссылка на

интерактивный ресурс «Разные температурные шкалы»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b131a598-0f85-47ad-9392-246abd8180cb/%5BNNSCH_2-5%5D_%5BIL_SCHK-T-01%5D.swf

Создает нестандартную ситуацию, демонстрирует ЭОР

Температурные шкалы

- “Вова находится в Америке. По радио объявили, что на улице 35 градусов. Вова одел теплую куртку и штаны. А как поступил бы ты?

- А теперь рассмотрите слайд ЭОР, что необычного заметили? Прочитайте названия температурных шкал? Чьё имя носит шкала, которой пользуются в России? во Франции? В Америке?

Прочитайте вопросы, используя динамический ролик, попробуйте правильно решить задачи.



Инструкция выполнения домашнего задания по учебнику с. 35-37 Желающие могут:

1) подготовить для ребят задачу-вопрос, используя материал ЭОР «Разные температурные шкалы»

2) подготовить сообщение об учёных: А.Цельсий, Д. Фаренгейт, Р.Реомюр

Рассматривание первого слайда, выяснение «необычности» представленных шкал термометров. Ответы на вопросы учителя.

Решение задач, представленных на 1,2, 3 слайдах ЭОР (индивидуально), самопроверка.













Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания по эталону)







Познавательные (добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, дополнительную информацию)

 Рефлексия учебной деятельности на уроке


Презентация учителя:

Слайд 12



Организует беседу:

– Что узнали нового?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Сможете ли удивить родителей тем, что узнали на уроке? Чем именно?

– Кто или что вам помогало справиться? Какое задание особенно понравилось?

– Кто доволен сегодня своей работой? Какие «узелочки» нам надо завязать, чтобы ещё лучше понять и запомнить материал урока? («Узелочки» - сделать схемы помощницы и поместить их в папку «Коллектор» в портфолио школьника)

Отвечают на вопросы, отмечают результат урока соответствующим смайликом, заполняя «лестницу успеха» Приложение 1

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)



Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности





Приложение 1

У Вас на партах «лесенка». У лесенки 5 ступенек. Если вы от урока получили удовлетворение, то нарисуйте улыбающуюся мордочку, если нет – грустную. Если все задания было выполнять легко, «поселите» смайлик на самой верхней ступеньке, если лишь некоторые – на средней ступеньке, если задания показались вам слишком трудными и неинтересными - в самом низу



Приложение 2

Тексты загадок.

  1. В щедром поле колосится 2) Если на деревьях

Золотистая пшеница. Листья пожелтели,

Ягоды в лесу поспели, Если в край далёкий

Пчёлы прячут мёд по кельям. Птицы улетели

Много и тепла, и света, Если небо хмурое

Так бывает только ….. Если дождик льётся-

Это время года … зовётся

3)Что ни сутки, на минутку

День длинней, короче ночь.

Потихоньку, полегоньку

Прогоняет зиму прочь.



Использованные ресурсы

  1. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, часть 1 , 2011г.

  2. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь № 1, 2011г.

  3. Поглазова О.Т Методические рекомендации к учебникам «Окружающий мир» для 3 класса, 2011 гг

  4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10ff651d-dc64-4281-a7d0-20f7892f6629/dictionaryEntryConstructor.swf интерактивный конструктор словарной статьи «термометр»

  5. http://files.school-collection.edu.ru/ store/4b1236b7-976f-4a63-9608-3855bd681dd4/index_listing.html интерактивная игра «Одеваемся по погоде»

  6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b131a598-0f85-47ad-9392-246abd8180cb/%5BNNSCH_2-5%5D_%5BIL_SCHK-T-01%5D.swf интерактивный ресурс «Разные температурные шкалы»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!