Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №59 с.п. Мулино, Володарского района
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: Тепло и холод. Чем и как измеряют температуру из раздела «Изменения в природе и в жизни человека» (Урок № 6)
Учебник: Окружающий мир (О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин), часть 1, учебник с. 35-37, рабочая тетрадь с.59-60.(ОС «Гармония»)
Материал подготовила:
Разнатовская И.А.
учитель начальных классов
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися понятия «температура» и способе её измерения
Задачи:
Образовательные:
– знакомство с устройством и работой жидкостного термометра;
– формирование умений грамотно читать и записывать показания температуры, составлять карточки погоды; ориентироваться в окружающем мире, используя данные прогноза погоды.
Воспитательные:
– воспитание бережного отношения к своему здоровью;
– формирование коммуникативных умений (работать в паре и в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения)
- формирование умений аккуратно пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами.
Развивающие:
– развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, работать с научным текстом), мышления (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать, делать выводы по результатам простых опытов), умение работать с ЭОР;
- развитие умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые метапредметные результаты:
1)Формирование личностных УУД : адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
2)Формирование регулятивных УУД : целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование – составление плана действий( с помощью учителя); самоконтроль - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка(самооценка) - осознание учащимся качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшение уровня усвоения материала;
3)Формирование познавательных УУД: выполнение знаково-символических действий (моделирование) для выделения существенного и структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме; выполнение логических действий - сравнение данных с целью определения общих признаков фонетический анализ и синтез, распознавание объектов, наделённых «выведенными» существенными признаками; построение логической цепи рассуждений с опорой на деформированный текст; выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение.
4)Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание понятное для окружающих; адекватно использовать средства общения при решении коммуникативных задач, работая в группе, в паре.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический, деятельностный.
Необходимое техническое оборудование и образовательные ресурсы:
учебник, рабочая тетрадь (ТПО), карточки с условными обозначениями природных явлений (облачность, осадки, ветер), распечатанные тексты загадок; модель «Лестницы успеха»(у каждого ученика)
лабораторное оборудование: сосуды с горячей, тёплой и холодной водой, различные виды термометров, модель уличного термометра,
компьютер, проектор, интерактивная доска, Интернет, презентация учителя, ЭОРы:
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
11 | Конструктор словарной статьи | Моноформатный, Практический | Интерактивное упражнение на основе материала для составления словарной статьи | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10ff651d-dc64-4281-a7d0-20f7892f6629/dictionaryEntryConstructor.swf |
22 | Путем перетаскивания элементов одежды нужно одеть человечка по погоде | Моноформатный, Практический | Анимационные материалы для конструирования | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4b1236b7-976f-4a63-9608-3855bd681dd4/index_listing.html |
Структура и ход урока:
Этап урока. Время | Название используемых ЭОР | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. | | Проверка готовности класса и оборудования, эмоциональный настрой на урок. | Организация рабочего места. Рефлексия и фиксация эмоционального настроя перед первой ступенькой «лестницы успеха» Приложение 1 | Личностные( формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности) |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | | Организация групповой работы по конструированию карточки погоды для конкретного сезона, на основе изученных природных явлений и условных обозначений: облачность, осадки, ветер. Время года учитель сообщается каждой группе отдельно, предъявляя текст загадки. Приложение 2 | Отгадывают загадку, определяют время года, месяц. Выполняют задание в группе и представляют результат работы. Сравнивают составленные карточки погоды у разных групп, выясняют: возможность совпадения результатов выполнения задания разными группами. | Коммуникативные (участие в учебном диалоге; сотрудничество с товарищами при выполнении заданий: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках и др.) Познавательные ( предварительный анализ и перевод на знаково-символический язык(модель) - построение модели, соотнесение модели с реальностью) |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | | Постановка проблемного вопроса: - 1 группа составляла карточку погоды …лета, а 2 группа для …весны. Времена года разные, а результат…одинаковый. Как такое может происходить? | Отвечают на вопросы | Познавательные( выполнение логических действий) |
Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) | | - Как мы в жизни различаем весну и лето? - Надо ли дополнить карточки погоды, чтобы они чётко соответствовали сезону? Какой информации нам не хватает? Как одним словом можно охарактеризовать степень нагретости воздуха? О чём мы будем говорить сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы Выдвигают гипотезы, формулируют вывод.(Время года определяется не только облачностью, осадками и ветром, но и насколько жарко/тепло/ холодно) | Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) Личностные( представление о границах собственного знания и «незнания» |
Построение проекта выхода из затруднения | Презентация учителя Слайд 2 (Здесь и далее дети работают по ТПО, в презентации приведены соответствующие страницы тетради как образец для учителей, которые не знакомы с учебниками окружающего мира ОС «Гармония» Ученикам эти слайды не демонстрируются) | Организует работу по учебнику: – Давайте посмотрим, подтверждаются ли наши версии. Откройте свои учебники на с. 35. Прочитайте определение термина «температура». – Что скажете? Какие «новые» слова нам встретились в тексте? – Организация практической работы из ТПО №16, с.8. в группах. – Нацеливает учащихся на поиск выхода из сложившейся ситуации. Может ли в одном и том же сосуде вода быть одновременно и прохладной, и горячей? Можно ли точно измерить температуру доверяя своим ощущениям? Кому же верить? | Извлекают информацию из текста и иллюстраций, фиксация определений в громкой речи. Выполнение практической работы из ТПО №16, с.8.в группах. Проверка предположений, фиксация разных мнений. Выдвигают гипотезы о способах выяснения температуры воды. | Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы, извлекать необходимую информацию из учебника, делать выводы по результатам простых опытов) |
Реализация построенного проекта | ЭОР №1 Слайд 3 - гиперссылка на интерактивный конструктор словарной статьи http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10ff651d-dc64-4281-a7d0-20f7892f6629/dictionaryEntryConstructor.swf Презентация учителя слайды 4-7 ЭОР №2 - Слайд 8 гиперссылка на интерактивная игра «Одеваемся по погоде» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4b1236b7-976f-4a63-9608-3855bd681dd4/index_listing.html | – Сравните свои выводы с выводом в учебнике с.36 - Организация конструирования словарной статьи «Термометр» на интерактивной доске (индивидуально) - В каких единицах измерения записывают температуру? Организует работу по учебнику (в парах): – Рассмотрите картинки в учебнике на с.36 и попробуйте выполнить задание в ТПО №17,с. 89 (1 ученик работает с данным материалом в режиме интерактивной доски – результат его работы используется для взаимопроверки) Организация практической работы с моделью термометра сначала под руководством учителя, а потом в парах. - Шкала какого термометра имеет деления только от +34 до +42? - Инструктирует о технике безопасности при использовании ртутного термометра - А зачем нам нужно знать температуру воздуха? Предлагает задание: - А теперь самостоятельно поработайте с ЭОР и постарайтесь правильно ответить на поставленный вопрос: «Как правильно одеть человека?» Наблюдает за работой учащихся, при необходимости оказывает помощь. Возвращает ребят к заполнению карточки погоды( См. начало урока) - Какими данными надо дополнить карточку погоды, чтобы она точно соответствовала заданному сезону. | Делают вывод о необходимости прибора и единиц измерения температуры. Конструируют модель словарной статьи «Термометр» Сравнивают определение в учебнике и определение, полученное учеником в ходе работы с ЭОРом Выполняют задание в парах, делают вывод о разнообразии (слайд5) )термометров. Демонстрация показаний температуры по заданию учителя. Работают в парах: один ученик называет значение температуры, используя различные словесные формулировки, другой демонстрирует соответствующее значение на модели термометра. Внимательное рассматривание термометров и ответ на вопрос. Выполняют задание в парах, делают вывод о роли знаний температуры в жизни человека. Выполняют задание в группах(работа на компьютерах), индивидуально заполняют дневник наблюдений ( ТПО с.61) Вносят изменения в карточку погоды. | Коммуникативные (умение слушать и понимать других, составлять небольшие устные монологические высказывания) Познавательные (предварительный слуховой анализ и перевод на знаково-символический язык - построение модели, соотнесение модели с реальностью) Коммуникативные( организация учебного сотрудничества) Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) Регулятивные(обнаружение отклонений, внесение соответствующих исправлений) |
Физминутка | | Организует физическую деятельность и релаксацию детей в соответствии с требованиями СанПин (релаксация и стимуляция всех групп мышц) | Выполняют инструкции ответственного ученика. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | | Организует самостоятельную работу по ТПО №20, с.9. (Слайд 9) Наблюдает за работой учащихся, при необходимости оказывает помощь. | Выполняют задание самостоятельно: отмечают правильные ответы к тесту. Взаимопроверка в паре. Фиксация в громкой речи алгоритма определения температуры по термометру. Индивидуально заполняют дневник наблюдений ( ТПО с.61) определяя температуру воздуха по уличному классному термометру. | Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с одноклассником) Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила) |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Презентация учителя: Слайд 10 | Организует игровую деятельность детей. Игра «Футбол». Класс делится на две команды. Учитель предъявляет вопросы. Приложение 3. | Выполняют задание, отвечают на вопросы. Правильный аргументированный ответ на вопрос – гол в ворота соперника. | Коммуникативные (строить понятные для партнёра высказывания, умение обосновывать, доказывать свою точку зрения) |
Включение в систему знаний Применение знаний в нестандартной ситуации Мотивация к самостоятельной деятельности дома | ЭОР №3 Слайд 11 гиперссылка на интерактивный ресурс «Разные температурные шкалы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b131a598-0f85-47ad-9392-246abd8180cb/%5BNNSCH_2-5%5D_%5BIL_SCHK-T-01%5D.swf | Создает нестандартную ситуацию, демонстрирует ЭОР - “Вова находится в Америке. По радио объявили, что на улице 35 градусов. Вова одел теплую куртку и штаны. А как поступил бы ты? - А теперь рассмотрите слайд ЭОР, что необычного заметили? Прочитайте названия температурных шкал? Чьё имя носит шкала, которой пользуются в России? во Франции? В Америке? Прочитайте вопросы, используя динамический ролик, попробуйте правильно решить задачи. Инструкция выполнения домашнего задания по учебнику с. 35-37 Желающие могут: 1) подготовить для ребят задачу-вопрос, используя материал ЭОР «Разные температурные шкалы» 2) подготовить сообщение об учёных: А.Цельсий, Д. Фаренгейт, Р.Реомюр | Рассматривание первого слайда, выяснение «необычности» представленных шкал термометров. Ответы на вопросы учителя. Решение задач, представленных на 1,2, 3 слайдах ЭОР (индивидуально), самопроверка. | Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания по эталону) Познавательные (добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, дополнительную информацию) |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Презентация учителя: Слайд 12 | Организует беседу: – Что узнали нового? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Сможете ли удивить родителей тем, что узнали на уроке? Чем именно? – Кто или что вам помогало справиться? Какое задание особенно понравилось? – Кто доволен сегодня своей работой? Какие «узелочки» нам надо завязать, чтобы ещё лучше понять и запомнить материал урока? («Узелочки» - сделать схемы помощницы и поместить их в папку «Коллектор» в портфолио школьника) | Отвечают на вопросы, отмечают результат урока соответствующим смайликом, заполняя «лестницу успеха» Приложение 1 | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности |
Приложение 1
У Вас на партах «лесенка». У лесенки 5 ступенек. Если вы от урока получили удовлетворение, то нарисуйте улыбающуюся мордочку, если нет – грустную. Если все задания было выполнять легко, «поселите» смайлик на самой верхней ступеньке, если лишь некоторые – на средней ступеньке, если задания показались вам слишком трудными и неинтересными - в самом низу
Приложение 2
Тексты загадок.
В щедром поле колосится 2) Если на деревьях
Золотистая пшеница. Листья пожелтели,
Ягоды в лесу поспели, Если в край далёкий
Пчёлы прячут мёд по кельям. Птицы улетели
Много и тепла, и света, Если небо хмурое
Так бывает только ….. Если дождик льётся-
Это время года … зовётся
3)Что ни сутки, на минутку
День длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Прогоняет зиму прочь.
Использованные ресурсы
Поглазова О.Т. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, часть 1 , 2011г.
Поглазова О.Т. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь № 1, 2011г.
Поглазова О.Т Методические рекомендации к учебникам «Окружающий мир» для 3 класса, 2011 гг
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10ff651d-dc64-4281-a7d0-20f7892f6629/dictionaryEntryConstructor.swf интерактивный конструктор словарной статьи «термометр»
http://files.school-collection.edu.ru/ store/4b1236b7-976f-4a63-9608-3855bd681dd4/index_listing.html интерактивная игра «Одеваемся по погоде»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b131a598-0f85-47ad-9392-246abd8180cb/%5BNNSCH_2-5%5D_%5BIL_SCHK-T-01%5D.swf интерактивный ресурс «Разные температурные шкалы»