Тема: Обобщение по разделу «Природа и мы». Тест «Природа и мы».
Цель:
- учить оценивать свои знания, ставить учебные задачи, умения сравнивать и обобщать,
- совершенствовать навыки самостоятельной работы, навыки работы в команде,
- прививать любовь к природе, уважительное отношение к окружающим.
Ход урока.
Орг. момент.
Целеполагание.
Мотивация учебной деятельности.
Обобщение материала по теме «Природа и мы».
Работа в группах.
Конкурс-викторина «Природа и мы»
1. «Найди пару»
Соедини автора и его произведение.
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Выскочка»
А.И.Куприн «Кабан»
В. П. Астафьев «Приемыш»
Е.И.Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»
2. «Назови произведение»
Какое произведение открывает раздел?
В этом произведении сорока лишилась хвоста.
Они приближались гуськом, передний был в пяти шагах от героя.
Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.
Они были разные, но дружба их – крепкой.
Он был приемным, но очень любимым.
3. «Бюро находок»
Узнайте, из каких это произведений.
Норка
Рога
Хвост
Миска
Лодка
Метла
4. «Узнай по описанию»
Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он не торопясь пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник – птица.
Она была маленькая тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди.
Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит.
Ей было тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать.
Веселая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов.
5. «Трудные слова»
Сталактит – это
Яр – это
Сайма – это
Марал – это
Заполошно - это как?
Фестон – это?
Подведение итогов викторины.
Тест
Вариант 1
1.Соедините автора с его произведением:
Д. Н. Мамин - Сибиряк «Выскочка»
А. И. Куприн «Кабан»
В. П. Астафьев «Приёмыш»
Е. И. Чарушин «Стрижонок Скрип»
М. М. Пришвин «Барбос и Жулька»
2.В этом произведении сорока лишилась хвоста
а) «Приёмыш»
б) «Выскочка»
в) «Кабан»
3.Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя
а) «Приёмыш»
б) «Выскочка»
в) «Кабан»
4.Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей
а) «Стрижонок Скрип»
б) «Выскочка»
в) «Кабан»
5.Соедините произведение и предмет:
Норка «Кабан»
Рога «Стрижонок Скрип»
Хвост «Приёмыш»
Миска «Выскочка»
Лодка «Барбос и Жулька»
6.Определи правильное значение слова яр
А)глубокий заросший овраг
Б)яркая вспышка
В)вид птиц
Г)растение
7. Подбери антонимы к словам:
СТРОГИЙ - …………………………………………………………………………
ТРЕВОГА - ……………………………………………………………………………
НАЧАЛЬНИК - ………………………………………………………………………
8. Кто это? Узнай по описанию. Напиши героя, название и автора произведения.
Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагивает и ткнёт кого надо клювом. Начальник птица!...........................................................................................
Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди…………………………………
Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начинает кричать. Да ведь так жалобно кричит………………………………
2 вариант
1.Соедините автора с его произведением:
Д. Н. Мамин - Сибиряк «Выскочка»
А. И. Куприн «Кабан»
В. П. Астафьев «Приёмыш»
Е. И. Чарушин «Стрижонок Скрип»
М. М. Пришвин «Барбос и Жулька»
2. Они были разными, но дружба их – крепкой
а) «Приёмыш»
б) «Выскочка»
в) «Барбос и Жулька»
3. Выскочкой автор называет…
А) собаку
Б) ворону
В) сороку
Г) непослушного ребенка
4. Определи «лишнего» героя
А) Тарас
Б)Соболько
В)Вьюшка
Г)Приемыш
5. Соедините произведение и предмет:
Норка Е. И. Чарушин «Кабан»
Рога В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Хвост Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
Миска М.М.Пришвин «Выскочка»
Лодка А.И.Куприн «Барбос и Жулька»
6. Определи правильное значение слова СТАЛАКТИТ
А) драгоценный камень
Б) имеющий форму сосульки, спускающиеся с потолка пещеры, известковый нарост
В) крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами
7. Подберите синонимы к словам:
МУЧЕНИЕ - …………………………………………………………………………
УКРАДЕННЫЙ - ………………………………………………………………………
БАЛОВСТВО - …………………………………………………………………………
8.Кто это? Узнай по описанию. Напиши героя, название и автора произведения.
Ей было очень тяжело прокормить детей. Но она была хорошая мать…………………………………………………………………
Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок…………………………………………………
Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал, унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов………………………………………………………………………
Самопроверка.
Домашнее задание.
(Проверка ответов на вопросы. Первая команда отвечает на вопрос 2, вторая команда – на вопрос 3 на с.111 ученика)
Итог урока. «Задай вопрос»
Составьте по два интересных вопроса по произведениям данного раздела, задайте их соперникам.
Награждение команды – победительницы.
Рефлексия.
Упражнение «Светофор».