«Человек и литосфера»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока.
Образовательная:
- организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «полезные ископаемые», «топонимика», значение литосферы в жизни планеты и человечества
- знакомство с топонимическим словарем;
- изучение образцов горных пород и полезных ископаемых своей местности;
Развивающая:
- создание условия для развития познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие умений выделять, .описывать, объяснять существенные признаки основных понятий темы;
- развитие умения работать с информацией разного вида;
- развитие умения находить нужную информацию в карте атласа, учебнике на основе этого делать соответствующие выводы:
- развитие умения владения монологической речью; самостоятельно работать со словарем географических названий
Воспитательная:
- воспитание толерантного отношения друг другу, развитие коммуникативных умений
- воспитание чувства любви и интереса к родному краю, к своей Родине;
- воспитание экологического мышления.
Задачи:
- познакомиться с топонимическим словарем
- знать полезные ископаемые своей местности
- научиться находить на карте объекты (из параграфа учебника)
- продолжить работу по формированию ИКТ;
- продолжить формирование умения работать с картой и вести табличные конспекты:
- сравнивать районы по заселенности населения (горные или равнинные).
Планируемые результаты
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом ( в микрогруппе и в коллективе).
Используемые учебники и учебные пособия: учебник географии 5 класс, УМК «Полярная звезда»; карты атласа.
Используемые оборудования: коллекция горных пород; компьютерная и мультимедийная техника.
Смысловые блоки содержания
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Учебные УУД
|
Коммуникативные УУД
|
Личностные УУД
|
Организационно- мотивационный этап урока
|
Создание мотивационной установки
|
Как вы думаете, насколько человек зависим от процессов, происходящих в литосфере? Приведите доказательства своей точки зрения.
Были ли вы очевидцами опасных явлений в литосфере?
|
Высказывают свое мнение, приводят свои доказательства.
Отвечают и называют тему урока.
|
|
|
Формулирование задач урока
|
В каких районах, горных или равнинных, вы любите отдыхать?
Сформулируйте основные задачи урока
|
Рассказывают.
Определяют основные задачи урока и составляют план урока:
- выяснить, каким образом человек связан с литосферой;
Установить, какие элементы литосферы использует человек.
Определить, как взаимодействуют друг с другом человек и литосфера
|
|
Формулируют основные задачи урока
|
2. Процессуально- содержательный этап урока
|
Взаимодействие человека и литосферы.
Полезные ископаемые
Жизнь человека в горах и на равнине.
Отдых в горах и на равнине.
|
Ответьте на вопросы и выполните задания.
Как называются минералы и горные породы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности?
Прочитайте пункт «Полезные ископаемые» (с. 58 учебника). Какими полезными ископаемыми богат наш край?
Выполните задания №1 в рабочей тетради (с.30)
2. Используя текст учебника (с.58-59) и рис. 37, 38 (с.59), определите, чем различается жизнь человека в горах и на равнинах.
3. Расскажите, какие места отдыха и туризма есть в нашей местности? Какие из них чаще всего посещаются туристами? Чем они уникальны?
4. Прочитайте составленные вами дома описание опасных явлений в литосфере, очевидцами которых вы были. Какой вывод можно сделать о взаимодействии человека и литосферы.
|
Отвечают на вопросы, выполняют задания
Высказывают предположения о полезных ископаемых.
Знакомятся с текстом учебника. Отвечают на вопрос и выполняют таблицу «Полезные ископаемые моей местности» в рабочей тетради.
2. Высказывают свои предположения. Равнины отличаются большей заселенностью и освоенностью, они пригодны для хозяйственной деятельности. Горы малоосвоены человеком; жизнь людей в горах сопряжена с различными трудностями: (увеличение физических нагрузок, недостаток кислорода и т.п.)
3. Приводят примеры мест отдыха и туризма. Составляют рассказ.
4. Зачитывают сочинения. Делают вывод о том , как человек и литосфера взаимодействуют друг на друга.
|
|
Осознают взаимосвязь геосфер Земли и человека.
|
Физкульминутка
|
|
|
|
|
Школа географа – следопыта
Практическая работа.
|
1.Какие географические названия встретились вам в теме «Внутреннее строение Земли»? Как вы думаете, с чем связано название тех или иных географических объектов?
2. Какая наука изучает географические названия? Найдите в тексте учебника (с. 61) ее название.
3.Где мы можем найти информацию о происхождении географических названий?
4. Приведите примеры географических названий, в которых используются термины. Информацию представьте в виде таблицы.
|
Перечисляют географические названия. Высказывают предположения о том. Что название географического объекта может быть связано с характерными особенностями местности, где расположен этот объект, именем первооткрывателя и т.д.
2 Определяют название науки: топонимика.
3Высказывают предположения о специальных словарях (топонимических), различных энциклопедиях.
4 Заполняют таблицу на интерактивной доске и в тетради для записей.
|
|
|
Рефлексия деятельности
|
Прием «Закончи фразу».
Для того, чтобы установить взаимосвязь человека и литосферы, мы…. (что сделали, к какому выводу пришли?)
|
Описывают свои действия на уроке: изучили содержание параграфа о полезных ископаемых, жизни человека в горах и на равнинах, местах отдыха и туризма; установили взаимовлияние друг на друга человека и литосферы.
|
|
Анализируют свою деятельность на данном этапе урока.
|
Рефлексия содержательная
|
Прием «Закончи фразу...»
Топонимика позволяет нам…
|
Высказывают свои предположения.
|
|
|
3. Этап закрепления и первичной проверки
|
Первичная проверка знаний
|
Игра «Что это?» На интерактивной доске поочередно демонстрируются различные географические объекты, процессы и явления. Задача учащихся – узнать объект, процесс или явление по внешним признакам или описанию и дать ему название.
-Фотографии образцов горных пород, различных по условиям образования (магматические, метаморфические, осадочные);
- Фотографии образцов полезных ископаемых разных групп (горючие, металлические, неметаллические);
-Фотографии различных форм рельефа;
- Видеофрагменты или описание различных процессов (землетрясение, вулканизм, медленные колебания суши);
- Схема водоворота веществ в земной коре.
Название топонимов нашей обдасти
|
Рассматривают изображения, читают описания. Угадывают географические объекты, процессы, явления.
|
|
Систематизируют полученные знания по теме «Внутреннее строение Земли».
|
1.Рефлексивный этап урока
|
Рефлексия деятельности
|
Прием «Мини- сочинение».
Напишите мини – сочинение на тему «Что мне дало изучение темы «Внутреннее строение Земли?».
Пишут мини – сочинение и сдают учителю.
|
Анализируют свое эмоциональное состояние.
|
Объяснение домашнего задания
|
Обязательное задание
|
1.Выполните задание № 2 в рабочей тетради (с.30-31) задание Школы географа – следопыта (с.31).
2.Оформите топонимический словарь в тетради для записей.
|
|
|
Определяют происхождение названий географических объектов.
|
Дополнительное задание (по желанию и выбору).
|
1.Подготовьте вопросы по теме «Внутреннее строение Земли» (к КВНу или викторине).
2. Сформулируйте правила поведения человека в горах.
3. Составьте схему «Полезные ископаемые моего Ахтубинского района»
|
|
|
Разрабатывают вопросы по изученному материалу.
Формулируют правила поведения человека в горах.
Составьте схему.
|
|