Технологическая карта фрагмента урока литературы в 7 классе по теме «Историческая основа баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов». Восприятие и осмысление баллады».
1.Предмет: литература
2.Класс: 7
3.Автор УМК: Литература 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./под редакцией Г.И. Беленького
4. Тема урока: «Историческая основа баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов». Восприятие и осмысление баллады»
5. Тип урока: урок открытия новых знаний
6. Цель урока: познакомиться с балладой А.К. Толстого «Василий Шибанов»
7. Задачи урока:
1. Образовательные
- углубить представление об особенностях жанра баллады;
-развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас обучающихся;
- совершенствовать выразительное чтение.
2. Развивающие:
-формировать УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- развивать умение формулировать проблему и доказывать свою точку зрения;
- развивать умение опираться на ранее изученный материал, на свой жизненный опыт;
- развивать умение анализировать , сравнивать, обобщать;
- формировать умение определять авторский замысел и выразительно читать произведение;
- развивать творческие, речевые способности учащихся;
- развивать умения применять новые знания;
- развивать внимание;
- формировать логические умения;
3. Воспитательные:
-воспитание интереса к историческому прошлому Родины, любви к ней и готовности к самопожертвованию;
-воспитание ценностного отношения к художественному слову;
- развитие коммуникативных УУД;
-создание благоприятной атмосферы, уважения и сотрудничества;
8. Планируемые результаты:
предметные:
знать: историческую основу баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов»;
уметь: правильно понимать и выражать ее главную мысль, давать оценку прочитанному, выразительно читать балладу «Василий Шибанов».
личностные:
уважительное отношение к слову, воспитание интереса к историческому прошлому, чувств патриотизма и самопожертвования.
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, умение слушать других, логически рассуждать, высказывать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, использовать полученные знания на уроке в жизни.
9. Основные понятия темы:
Баллада, опричнина.
10. Межпредметные связи: история.
11. Особенности методики: применение частично - поискового метода для реализации образовательных целей урока, использование презентации, выразительное чтение баллады.
12. Ресурсы: компьютер, презентация.
Технологическая карта фрагмента урока литературы
№ п/п | Этапы деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Организационный Цель: подготовка ребят к работе на уроке | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. | Проверка д/з. Цель: проверить выразительное чтение отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» | Слушает, дает оценку выразительного чтения обучающихся | Выразительно читают отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» | Умение передать идею поэмы через выразительное чтение (Л). Умение находить контакт с классом (К) |
3. | Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к работе на уроке. | На прошлом уроке мы познакомились с поэмой М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…», в которой отражены особенности исторической эпохи Ивана Грозного и семейного уклада того времени, основанного на нравственных, духовных, религиозных нормах. На сегодняшнем уроке мы также обратимся к этой исторической эпохе, о которой рассказал в балладе «Василий Шибанов» поэт 19 века - А.К. Толстой. -Знакомство с творчеством А.К. Толстого. - Как вы считаете, почему автор в своем творчестве обратился к эпохе правления Ивана Грозного? - Вспомните определение баллады. -Кто из русских поэтов в своем творчестве обращался к жанру баллады? | Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, почему А.К.Толстой обратился к эпохе правления Ивана Грозного, дают определение баллады, называют поэтов, которые обращались к жанру баллады, объясняют популярность жанра. | Умение выражать свои мысли (К), умение опираться на ранее изученный материал, анализировать информацию (П) |
4. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Цель: -включение обучающихся в деятельность; - постановка целей учебной деятельности, создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности. | - О чем пойдет речь на уроке? Давайте сформулируем его тему. -Учитель обобщает ответы обучающихся. - Сегодня на уроке мы расширим знания о балладе, познакомимся с балладой А.К. Толстого «Василий Шибанов», проанализируем ее, дадим свою оценку поступкам героев. | Обучающиеся формулируют тему урока, его цели, задачи. | Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации (П),умение оформлять свои мысли (К) |
5. | Усвоение новых знаний и первичное закрепление. Цель: развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, высказывать свое отношение к прочитанному. | 1.Учитель обобщает полученные обучающимися сведения. 2. Учитель читает балладу А.К. Толстого «Василий Шибанов»; 3.Учитель задает вопросы по балладе «Василий Шибанов»: - Какие черты баллады вы находите в этом произведении? - Какая история рассказана в балладе? - Назовите героев баллады. - Что мы узнаем о князе Курбском? - Можно ли его поведение в Литве считать достойным восхищения? Можно ли понять его чувства? - Как автор относится к Курбскому? - Что задумал Курбский в Литве? - Кто должен вести его послание в Москву? - Что ждало этого человека? Почему вы так думаете? - Каким показан в балладе «Василий Шибанов» царь Иван Грозный? Обратите внимание на поведение московских жителей? Чего они боятся? - Найдите слова и выражения, характеризующие царя. Похож ли Иван Грозный в балладе на Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня…» - Обратимся к образу Василия Шибанова, чьим именем названа баллада. Что о нем можно сказать? - Почему баллада так называется? - Сформулируйте идею баллады «Василий Шибанов». | - Чтение статьи учебника о жизни и творчестве А.К. Толстого; - презентация «Историческая основа баллады «Василий Шибанов»; - обучающиеся слушают чтение баллады учителем; - отвечают на вопросы. | Развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности (К), работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение (Р), поиск информации об исторической основе баллады (П), воспитание чувства патриотизма, самопожертвования (Л) |
Список использованной литературы
УМК: Литература 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./под редакцией Г.И. Беленького
2.Методические советы к учебнику под редакцией Г.И. Беленького «Литература 7 класс. В двух частях»: пособие для учителя
3. А.В. Бокчанина. Продуктивные работы с текстом. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
4. М.М.Бахтин. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Цит. по Dustyattic -http://dustyattic.ru/culture/mmbahtin_af
5. Ю.М.Лотман. Структура художественного текста. М., 1970.
6. Р.Г.Скрынников. Начало опричнины. Л., 1966.
7. Р.Г.Скрынников. Переписка Грозного и Курбского. М. 1973 «Полное собрание русских летописей». М. 1965 «Русская историческая библиотека» Спб., 1914 «Витебская старина», Витебск, 1885 «Послания Ивана Грозного». М. — Л.