СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта фрагмента урока литературы в 7 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая  карта фрагмента урока литературы в  7 классе  по теме  «Историческая основа  баллады  А.К. Толстого   «Василий Шибанов». Восприятие и осмысление баллады».  

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта фрагмента урока литературы в 7 классе»


Технологическая карта фрагмента урока литературы в 7 классе по теме «Историческая основа баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов». Восприятие и осмысление баллады».

1.Предмет: литература

2.Класс: 7

3.Автор УМК: Литература 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./под редакцией Г.И. Беленького

4. Тема урока: «Историческая основа баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов». Восприятие и осмысление баллады»

5. Тип урока: урок открытия новых знаний

6. Цель урока: познакомиться с балладой А.К. Толстого «Василий Шибанов»

7. Задачи урока:

1. Образовательные

- углубить представление об особенностях жанра баллады;

-развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

- обогащать словарный запас обучающихся;

- совершенствовать выразительное чтение.

2. Развивающие:

-формировать УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные);

- развивать умение формулировать проблему и доказывать свою точку зрения;

- развивать умение опираться на ранее изученный материал, на свой жизненный опыт;

- развивать умение анализировать , сравнивать, обобщать;

- формировать умение определять авторский замысел и выразительно читать произведение;

- развивать творческие, речевые способности учащихся;

- развивать умения применять новые знания;

- развивать внимание;

- формировать логические умения;

3. Воспитательные:

-воспитание интереса к историческому прошлому Родины, любви к ней и готовности к самопожертвованию;

-воспитание ценностного отношения к художественному слову;

- развитие коммуникативных УУД;

-создание благоприятной атмосферы, уважения и сотрудничества;

8. Планируемые результаты:

предметные:

знать: историческую основу баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов»;

уметь: правильно понимать и выражать ее главную мысль, давать оценку прочитанному, выразительно читать балладу «Василий Шибанов».

личностные:

уважительное отношение к слову, воспитание интереса к историческому прошлому, чувств патриотизма и самопожертвования.

метапредметные:

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, умение слушать других, логически рассуждать, высказывать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, использовать полученные знания на уроке в жизни.

9. Основные понятия темы:

Баллада, опричнина.

10. Межпредметные связи: история.

11. Особенности методики: применение частично - поискового метода для реализации образовательных целей урока, использование презентации, выразительное чтение баллады.

12. Ресурсы: компьютер, презентация.



Технологическая карта фрагмента урока литературы

№ п/п

Этапы деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный

Цель: подготовка ребят к работе на уроке

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2.

Проверка д/з.

Цель: проверить выразительное чтение отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»

Слушает, дает оценку выразительного чтения обучающихся

Выразительно читают отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»

Умение передать идею поэмы через выразительное чтение (Л).

Умение находить контакт с классом (К)

3.

Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к работе на уроке.

На прошлом уроке мы познакомились с поэмой М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…», в которой отражены особенности исторической эпохи Ивана Грозного и семейного уклада того времени, основанного на нравственных, духовных, религиозных нормах.

На сегодняшнем уроке мы также обратимся к этой исторической эпохе, о которой рассказал в балладе «Василий Шибанов» поэт 19 века - А.К. Толстой.

-Знакомство с творчеством А.К. Толстого.

- Как вы считаете, почему автор в своем творчестве обратился к эпохе правления Ивана Грозного?

- Вспомните определение баллады.

-Кто из русских поэтов в своем творчестве обращался к жанру баллады?

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, почему А.К.Толстой обратился к эпохе правления Ивана Грозного, дают определение баллады, называют поэтов, которые обращались к жанру баллады, объясняют популярность жанра.

Умение выражать свои мысли (К),

умение опираться на ранее изученный материал, анализировать информацию (П)

4.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цель:

-включение обучающихся в деятельность;

- постановка целей учебной деятельности, создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности.

- О чем пойдет речь на уроке? Давайте сформулируем его тему.

-Учитель обобщает ответы обучающихся.

- Сегодня на уроке мы расширим знания о балладе, познакомимся с балладой А.К. Толстого «Василий Шибанов», проанализируем ее, дадим свою оценку поступкам героев.

Обучающиеся формулируют тему урока, его цели, задачи.

Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р).

Формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации ),умение оформлять свои мысли (К)

5.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Цель:

развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, высказывать свое отношение к прочитанному.

1.Учитель обобщает полученные обучающимися сведения.

2. Учитель читает балладу А.К. Толстого «Василий Шибанов»;

3.Учитель задает вопросы по балладе «Василий Шибанов»:

- Какие черты баллады вы находите в этом произведении?

- Какая история рассказана в балладе?

- Назовите героев баллады.

- Что мы узнаем о князе Курбском?

- Можно ли его поведение в Литве считать достойным восхищения? Можно ли понять его чувства?

- Как автор относится к Курбскому?

- Что задумал Курбский в Литве?

- Кто должен вести его послание в Москву?

- Что ждало этого человека? Почему вы так думаете?

- Каким показан в балладе «Василий Шибанов» царь Иван Грозный? Обратите внимание на поведение московских жителей? Чего они боятся?

- Найдите слова и выражения, характеризующие царя. Похож ли Иван Грозный в балладе на Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня…»

- Обратимся к образу Василия Шибанова, чьим именем названа баллада. Что о нем можно сказать?

- Почему баллада так называется?

- Сформулируйте идею баллады «Василий Шибанов».

- Чтение статьи учебника о жизни и творчестве А.К. Толстого;

- презентация «Историческая основа баллады «Василий Шибанов»;

- обучающиеся слушают чтение баллады учителем;

- отвечают на вопросы.

Развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности (К),

работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение (Р), поиск информации об исторической основе баллады (П), воспитание чувства патриотизма, самопожертвования (Л)


















Список использованной литературы

  1. УМК: Литература 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./под редакцией Г.И. Беленького

2.Методические советы к учебнику под редакцией Г.И. Беленького «Литература 7 класс. В двух частях»: пособие для учителя

3. А.В. Бокчанина. Продуктивные работы с текстом. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

4. М.М.Бахтин. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Цит. по Dustyattic -http://dustyattic.ru/culture/mmbahtin_af

5. Ю.М.Лотман. Структура художественного текста. М., 1970.

6. Р.Г.Скрынников. Начало опричнины. Л., 1966.

7. Р.Г.Скрынников. Переписка Грозного и Курбского. М. 1973 «Полное собрание русских летописей». М. 1965 «Русская историческая библиотека» Спб., 1914 «Витебская старина», Витебск, 1885 «Послания Ивана Грозного». М. — Л.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!