2) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (4 мин) | Сегодня мы продолжаем изучение темы «Дыхание». В ходе урока мы должны ответить на вопрос: «В чем выражается смысл высказывания великого римского поэта Овидия «Пока дышу-надеюсь»? Как только ребенок рождается, он приветствует мир громким криком. Может он так здоровается? Может и так. Но этот крик имеет и другое, очень важное значение. (слайд1) А какое?
С первым криком расправляются легкие новорожденного, и он начинает дышать. Поэтому все окружающие с нетерпением ждут этого первого крика.
| Учащиеся совместно с учителем ставят задачи, составляют алгоритм действий, определяют форму и порядок ответов. | Регулятивные прогнозирование результата, нахождение и использование различных источников информации; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
5) Этап предъявления нового материала. (15 мин) | Беседа с учащимися Органы дыхания имеют прямую связь с внешним миром, они первыми принимают удары различных вредных факторов внешней среды. Человек вдыхает и выдыхает в одну минуту 5 литров воздуха, в один час – 300 литров, за одни сутки 7200 литров воздуха. Вместе с пылью в воздухе всегда содержатся бактерии, которые оседают на пылинках, как на парашютах. В чистом жилом помещении в 1 куб. метре воздуха их 15-20, на улице до 5000 тыс. Подсчитано, что в 1 куб. метре воздуха школьного класса до начала занятий 2600 микробов, а к концу, их количество достигает 13500. (слайд 3)
2) Болезни органов дыхания Беседа с учащимися (слайд 4) Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной выделяет при разговоре, кашле и чихании. - Сейчас мы послушаем сообщения о болезнях органов дыхания, которые вы приготовили дома. При выступлении товарищей остальным учащимся нужно заполнить таблицу. (слайд 5) 3) Сообщения учащихся о болезнях органов дыхания: Грипп (Слайд 6) вызывается вирусами, относится к капельным инфекциям. Инфекция характеризуется интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Источником является больной человек. Распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе, учебе. Вирусы гриппа постоянно циркулируют среди населения и вызывают подъем заболеваемости ежегодно в зимнее время. Грипп очень опасен своими осложнениями. В период эпидемии для экстренной профилактики применяют оксолиновую мазь, лейкоцитарный интерферон. Острый бронхит (Слайд 8). Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры. Нередко он встречается с трахеитом, ларингитом. К предрасполагающим факторам относятся: переохлаждение, курение, употребление алкоголя. Острый бронхит может возникать также при воздействии физических и химических факторов. Пневмония (Слайд 9) или воспаление легких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита. Симптомы: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится при прохождении рентгена легких. Ангина (Слайд 10) – острое инфекционное заболевание ,характеризующееся воспалением небных миндалин. Возбудители стрепто- и стафилококки. Боль в горле при глотании, повышение температуры тела. Возможны местные (абсцесс) и общие (поражение суставов, сердца, почек и т.д)осложнения. Больной может заразиться через предметы быта (ложку, вилку, чашку), через рукопожатие и т.д. Бывает так, что при попадании микроба в организм человека, инфекция долго не проявляет себя, и только при малейших сбоях иммунитета начинает действовать. До малейшего сбоя иммунитета можно отнести резкую смену погоды, питье холодных напитков, стресс и т.д. Не мало важным фактором способствующим развитию ангины является наличие раздражающих веществ, регулярно попадающих в организм человека, например таких как сигаретный дым, алкоголь, газированные напитки, пыль. Бронхиальная астма (Слайд 11) – достаточно распространенное заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью домашних животных, пухом, лекарствами). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол. Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязненной атмосфере. Заболевание часто сопровождается сухим кашлем и затрудненным выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу. Болезни, вызванные курением (слайд 12) описаны в учебнике. Самостоятельно записываем в таблицу. Воздушная среда жилых помещений загрязняется и другими веществами. В первую очередь следует назвать табачный дым. Поговорим о болезнях, связанных с курением. Туберкулез (слайд 13) – палочка Коха. - Рак легких (Слайд 14, 15) – одно из наиболее распространенных злокачественных новообразований (опухолей). Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними, начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли. - хронический бронхит (Слайд 16) развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается больше 2-х лет. Также хронический бронхит может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью и химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается легочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя, в свою очередь, приводит к нарушению сердечной деятельности. | | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
|
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (5 мин) | Заболевания легче предупредить, чем вылечить. Давайте обобщим наши знания и запишем основные методы профилактики заболеваний органов дыхания. (Слайд 17) Важным для укрепления дыхательной системы является умение дышать. Дыхательная гимнастика – мощное средство профилактики заболеваний легких и сердца. При глубоком дыхании сердце подвергается нежному массажу. При нормальном дыхании вдох должен быть короче выдоха. Практическая часть. Дыхательная гимнастика: Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Заставьте ноздри соединяться в момент вдоха. Сделайте 4-6 вдохов подряд. Чем глубже вдох, тем незаметнее выдох. Короткие выдохи через рот, вдох через нос. | Учащиеся перечисляют и записывают в тетрадь методы профилактики - здоровый образ жизни: сбалансированное питание, закаливание (прогулки), физическая активность (физкультура, спорт) - проветривание и уборка помещений - разведение цветов в помещениях - регулярный медосмотр - использование маски при нахождении в местах скопления людей во время эпидемии Усвоили. Делают вывод: правильное дыхание, гигиена дыхания. Физкультминутка | Регулятивные прогнозирование результата, нахождение и использование различных источников информации; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
7)Закрепление полученных знаний (7 мин) | Ролевая игра: Сегодня мы побываем на приёме у врача. Выбрать кто желает быть доктором, посадить за отдельный стол, одежда, рецепты лечения болезни, табличка « Врач терапевт» Выбрать больных, раздать карточки с симптомами болезни. -Вы пришли на приём к врачу. Больной 1: Температуры тела (до 38 °C — 40 °C), озноб, боли вмышцах, головная боль и чувство усталости. Выделения из носа, естьвыраженное чувство сухости в носу и глотке. сухой, напряжённый кашель, сопровождающийся болью за грудиной. Доктор: Уважаемый больной, да у вас грипп: Вам необходимо принимать жаропонижающие, отхаркивающие, и противокашлевых средства, а также витамины, особенно витамин С в больших дозах. Вам необходим покой, достаточное количество жидкости, следует вам изолироваться от здоровых, избегать курения и спиртных напитков. Больной 2: Резкая и сильная, иногда умеренная, боль в горле, особенно при глотании, повышенная температура (39-40 градусов, может доходить до 41 градуса), резкая слабость, головная боль. Доктор: У вас острый тонзиллит (ангина). Назначим лечение: постельный режим, ежечасное полоскание горла раствором соли, а также антибактериальными средствами для борьбы с чрезмерно высокой температурой тела, головной болью, и для смягчения болевых ощущений. В период восстановления - хорошее питание, полноценный сон, избегать контакта со здоровыми людьми, не курить! Больной 3: курильщик со стажем, жалобы на кашель отхождение мокроты, головную боль, одышку, першение в горле. Доктор: хронический бронхит, Лечение: Отказ от курения, флюорография, занятия лечебной физкультурой, дыхательная гимнастика укрепляют дыхательную мускулатуру, прогулки на свежем воздухе. Больной 4: приступообразный кашель, затруднение вдоха, одышка с отхождением небольшого количества мокроты. Доктор: Бронхиальная астма - сегодня очень распространенное заболевание, серьезное, неизлечимое. Астма – типично аллергическая болезнь на пыль, на шерсть животных. Лечение: занятия лечебной физкультурой, дыхательная гимнастика укрепляют дыхательную мускулатуру, способствуют восстановлению нормального механизма дыхания | Учащиеся слушают симптомы пациентов и определяют заболевание. Доктор говорит рекомендации, соответствующие заболеванию. | Регулятивные составление плана и умение оценивать правильность и последовательности выполнения действий Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
|
8) Этап оценочно – рефлексивный этап (3 мин) | Выявить качество усвоения содержания и способов действий, обеспечивает развитие способностей к оценочным действиям, подводит обучающихся к выводу о достижениях цели урока. Теперь, мы возвращаемся к обсуждению проблемного вопроса. В чем выражается смысл высказывания великого римского поэта Овидия «Пока дышу-надеюсь»? А как вы думаете, зачем вам необходимы эти знания? Где вы их сможете применить? (слайд 18) Подведение итогов, комментирует оценки, раздает задания для самостоятельной работы. | Определяют собственные затруднения в деятельности. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. |