СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по биологии "Болезни органов дыхания"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по биологии»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме «Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания»



Учителя биологии МБОУ «СОШ № 73» г. Ижевска, Салтыковой Натальи Николаевны

Класс: 8

Цель




формирование представления об инфекционных заболеваниях, их особенностях и способах лечения. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни.


Задачи.


Образовательная: - расширить представления учащихся об инфекционных

заболеваниях, передающихся через воздух; о значении правильного дыхания;

-формировать у учащихся понятие о жизнедеятельности организма как единого целого; познакомить с факторами риска заболеваний дыхательной системы и профилактикой;

Развивающая: формирование информационной компетенции с помощью компьютерных технологий для получения и обработки информации, расширения кругозора; развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях.

Воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, взаимного доверия, коллективизм; углубить знания о вредном воздействии курения на органы дыхания и организм в целом, показать значимость физического труда и здорового образа жизни для профилактики болезней органов дыхания.


УУД


Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в парах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Основные понятия


Грипп, рак легких, туберкулез, гигиена дыхания, астма,

Межпредметные связи

Химия.

Ресурсы


А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш; Биология 8 класс, М., Вентана-Граф, 2014.,

Таблица «Органы дыхания»; презентация, карточки с заданиями

Формы учебной деятельности

Индивидуальная, групповая

Технология

Развитие критического мышления





Содержание урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Организационный

(1 мин)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока.

Отмечает отсутствующих. Вступительное слово учителя - сообщение темы и целей урока

Слушают, выполняют рекламируемые действия, настраиваются на восприятие материала урока.

Проверяет свою готовность к уроку, концентрирует внимание.



2) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(4 мин)



Сегодня мы продолжаем изучение темы «Дыхание». В ходе урока мы должны ответить на вопрос: «В чем выражается смысл высказывания великого римского поэта Овидия «Пока дышу-надеюсь»?

Как только ребенок рождается, он приветствует мир громким криком. Может он так здоровается? Может и так. Но этот крик имеет и другое, очень важное значение. (слайд1)
А какое?

С первым криком расправляются легкие новорожденного, и он начинает дышать. Поэтому все окружающие с нетерпением ждут этого первого крика.



Учащиеся совместно с учителем ставят задачи, составляют алгоритм действий, определяют форму и порядок ответов.


Регулятивные прогнозирование результата, нахождение и использование различных источников информации; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

3) Актуализации изученного материала модуля (5 мин)




Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю вам вспомнить строение дыхательной системы.


Сейчас вам будет представлен видеофрагмент органов дыхания. Я буду останавливать видео, а вы должны будете назвать органы, которые увидите на экране.

Просмотр видеоматериала с паузами.


Учащиеся называют органы дыхательной системы (трахея, бронхи, лёгкие, альвеолы).



4) Этап построения проблемного вопроса.

(4 мин)

Можно ли прожить без воздуха?

Поговорка «Это нам нужно как воздух» выражает особую потребность организма в воздухе. Великий врач древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». 

Без воздуха человек гибнет через несколько минут, лишь немногие люди могут задерживать дыхание до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти, т.к. в организме нет запаса кислорода для дыхания.
Проблемный вопрос:
Когда человек жалуется на затруднённое дыхание? 
Когда он …..заболел.
( слайд 2  название темы болезни органов дыхания) 

Осмысливают высказывание.



















Познавательные:

работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи

5) Этап предъявления нового материала.

(15 мин)


Беседа с учащимися

 Органы дыхания имеют прямую связь с внешним миром, они первыми принимают удары различных вредных факторов внешней среды. Человек вдыхает и выдыхает в одну минуту 5 литров воздуха, в один час – 300 литров, за одни сутки 7200 литров воздуха. Вместе с пылью в воздухе всегда содержатся бактерии, которые оседают на пылинках, как на парашютах.

В чистом жилом помещении в 1 куб. метре воздуха их 15-20, на улице до 5000 тыс. Подсчитано, что в 1 куб. метре воздуха школьного класса до начала занятий 2600 микробов, а к концу, их количество достигает 13500. (слайд 3)



2)    Болезни органов дыхания

Беседа с учащимися

    (слайд 4) Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной выделяет при разговоре, кашле и чихании.

- Сейчас мы послушаем сообщения о болезнях органов дыхания, которые вы приготовили дома.  При выступлении товарищей остальным учащимся нужно заполнить таблицу. (слайд 5)

3)    Сообщения учащихся о болезнях органов дыхания:

     Грипп  (Слайд 6вызывается вирусами, относится к капельным инфекциям. Инфекция характеризуется интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Источником является больной человек.  Распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе, учебе. Вирусы гриппа постоянно циркулируют среди населения и вызывают подъем заболеваемости ежегодно в зимнее время. Грипп очень опасен своими осложнениями. В период эпидемии для экстренной профилактики применяют оксолиновую мазь, лейкоцитарный интерферон.

     Острый бронхит  (Слайд 8). Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры. Нередко он встречается с трахеитом, ларингитом. К предрасполагающим факторам относятся: переохлаждение, курение, употребление алкоголя. Острый бронхит может возникать также при воздействии физических и химических факторов.

     Пневмония (Слайд 9) или воспаление легких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

         Симптомы: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится при прохождении рентгена легких.

    Ангина  (Слайд 10 – острое инфекционное заболевание ,характеризующееся воспалением небных миндалин. Возбудители стрепто- и стафилококки. Боль в горле при глотании, повышение температуры тела. Возможны местные (абсцесс) и общие (поражение суставов, сердца, почек и т.д)осложнения. Больной может заразиться через предметы быта (ложку, вилку, чашку), через рукопожатие и т.д. Бывает так, что при попадании микроба в организм человека, инфекция долго не проявляет себя, и только при малейших сбоях иммунитета начинает действовать. До малейшего сбоя иммунитета можно отнести резкую смену погоды, питье холодных напитков, стресс и т.д. Не мало важным фактором способствующим развитию ангины является наличие раздражающих веществ, регулярно попадающих в организм человека, например таких как сигаретный дым, алкоголь, газированные напитки, пыль.

     Бронхиальная астма (Слайд 11– достаточно распространенное заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью домашних животных, пухом, лекарствами). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол. Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязненной атмосфере.  Заболевание часто сопровождается сухим кашлем и затрудненным выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.

     Болезни, вызванные курением (слайд 12) описаны в учебнике. Самостоятельно записываем в таблицу.

    Воздушная среда жилых помещений загрязняется и другими веществами. В первую очередь следует назвать табачный дым. Поговорим о болезнях, связанных с курением. Туберкулез (слайд 13) – палочка Коха.

- Рак легких  (Слайд 14, 15) – одно из наиболее распространенных злокачественных новообразований (опухолей). Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними, начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

- хронический бронхит (Слайд 16) развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается больше 2-х лет. Также хронический бронхит может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью и химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается легочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя,  в свою очередь,  приводит к нарушению сердечной деятельности.



Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.




6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

(5 мин)

Заболевания легче предупредить, чем вылечить. Давайте обобщим наши знания и запишем основные методы профилактики заболеваний органов дыхания. (Слайд 17) 

Важным для укрепления дыхательной системы является умение дышать. Дыхательная гимнастика – мощное средство профилактики заболеваний легких и сердца. При глубоком дыхании сердце подвергается нежному массажу. При нормальном дыхании вдох должен быть короче выдоха.

Практическая часть.

Дыхательная гимнастика: Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Заставьте ноздри соединяться в момент вдоха. Сделайте 4-6 вдохов подряд. Чем глубже вдох, тем незаметнее выдох. Короткие выдохи через рот, вдох через нос.


Учащиеся перечисляют и записывают в тетрадь методы профилактики - здоровый образ жизни: сбалансированное питание, закаливание (прогулки), физическая активность (физкультура, спорт)

- проветривание и уборка помещений

- разведение цветов в помещениях

- регулярный медосмотр

- использование маски при нахождении в местах скопления людей во время эпидемии

Усвоили.

Делают вывод: правильное дыхание, гигиена дыхания.


Физкультминутка

Регулятивные прогнозирование результата, нахождение и использование различных источников информации; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

7)Закрепление полученных знаний

(7 мин)

Ролевая игра:

Сегодня мы побываем на приёме у врача.

Выбрать кто желает быть доктором, посадить за отдельный стол, одежда, рецепты лечения болезни, табличка « Врач терапевт»

Выбрать больных, раздать карточки с симптомами болезни.

-Вы пришли на приём к врачу.

Больной 1: Температуры тела (до 38 °C — 40 °C), озноб, боли вмышцах, головная боль и чувство усталости. Выделения из носа, естьвыраженное чувство сухости в носу и глотке. сухой, напряжённый кашель, сопровождающийся болью за грудиной.

Доктор: Уважаемый больной, да у вас грипп: Вам необходимо принимать жаропонижающие, отхаркивающие, и противокашлевых средства, а также витамины, особенно витамин С в больших дозах. Вам необходим покой, достаточное количество жидкости, следует вам изолироваться от здоровых, избегать курения и спиртных напитков.

Больной 2: Резкая и сильная, иногда умеренная, боль в горле, особенно при глотании, повышенная температура (39-40 градусов, может доходить до 41 градуса), резкая слабость, головная боль.

Доктор: У вас острый тонзиллит (ангина). Назначим лечение: постельный режим, ежечасное полоскание горла раствором соли, а также антибактериальными средствами для борьбы с чрезмерно высокой температурой тела, головной болью, и для смягчения болевых ощущений.

В период восстановления - хорошее питание, полноценный сон, избегать контакта со здоровыми людьми, не курить!

Больной 3: курильщик со стажем, жалобы на кашель отхождение мокроты, головную боль, одышку, першение в горле.

Доктор: хронический бронхит,

Лечение: Отказ от курения, флюорография, занятия лечебной физкультурой, дыхательная гимнастика укрепляют дыхательную мускулатуру, прогулки на свежем воздухе.

  Больной 4: приступообразный кашель, затруднение вдоха, одышка с отхождением небольшого количества мокроты.

Доктор: Бронхиальная астма - сегодня очень распространенное заболевание, серьезное, неизлечимое. Астма – типично аллергическая болезнь на пыль, на шерсть животных. Лечение: занятия лечебной физкультурой, дыхательная гимнастика укрепляют дыхательную мускулатуру, способствуют восстановлению нормального механизма дыхания


Учащиеся слушают симптомы пациентов и определяют заболевание. Доктор говорит рекомендации, соответствующие заболеванию.

Регулятивные составление плана и умение оценивать правильность и последовательности выполнения действий

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.




8) Этап оценочно – рефлексивный этап


(3 мин)

Выявить качество усвоения содержания и способов действий, обеспечивает развитие способностей к оценочным действиям, подводит обучающихся к выводу о достижениях цели урока.

Теперь, мы возвращаемся к обсуждению проблемного вопроса. В чем выражается смысл высказывания великого римского поэта Овидия «Пока дышу-надеюсь»? А как вы думаете, зачем вам необходимы эти знания? Где вы их сможете применить? (слайд 18)

Подведение итогов, комментирует оценки, раздает задания для самостоятельной работы.

Определяют собственные затруднения в деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.


9) Домашнее задание.


(1 мин)


Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Изучить параграф 27, (в таблицу записать 1 заболевание органов дыхания, которые мы не обсуждали). (слайд 19)

Фиксируют домашнее задание в дневник.







3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!