СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В чем особенность ФГОС общего образования?

•Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

•Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности: овладеть, способность объяснять, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, различать причины и следствия, планировать и выполнять эксперименты и др. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

В чем особенность ФГОС общего образования? Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности : овладеть, способность объяснять, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, различать причины и следствия, планировать и выполнять эксперименты и др.

В чем особенность ФГОС общего образования?

  • Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
  • Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности : овладеть, способность объяснять, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, различать причины и следствия, планировать и выполнять эксперименты и др.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС   Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Подготовка к уроку Деятельность учителя, работающего по ФГОС Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации Основные этапы урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Организовать деятельность детей: •  по поиску и обработке информации; •  обобщению способов действия; •  постановке учебной задачи и т. д.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Подготовка к уроку

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

Основные этапы урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег.

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Организовать деятельность детей:

•  по поиску и обработке информации;

•  обобщению способов действия;

•  постановке учебной задачи и т. д.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Форма урока Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Преимущественно фронтальная Нестандартное ведение уроков – Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Форма урока

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Преимущественно фронтальная

Нестандартное ведение уроков

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Образовательная среда Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета Создается учителем. Выставки работ обучающихся Результаты обучения Предметные результаты Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). , Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Основная оценка – оценка учителя Создание портфолио Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Образовательная среда

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Результаты обучения

Предметные результаты

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). ,

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Основная оценка – оценка учителя

Создание портфолио

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Формулировки деятельности учителя и обучающихся в технологической карте

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Создает эмоциональный настрой на…

Обосновывают выбор написания…

Формулирует задание…

Приводят примеры.

Напоминает обучающимся, как…

Пишут под диктовку.

Предлагает индивидуальные задания.

Проговаривают по цепочке.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Отвечают на вопросы учителя.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Выполняют задания по карточкам.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Диктует.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Анализируют…

Определяют причины…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Формулируют выводы наблюдений.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?   Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока: Определение темы учебного материала. Определение дидактической цели темы. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Продумывание структуры урока. Обеспеченность урока. Отбор содержания учебного материала. Выбор методов обучения. Выбор форм организации педагогической деятельности Оценка знаний, умений и навыков. Рефлексия урока.  Приступить к разработке технологической карты урока

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

  • Определение темы учебного материала.
  • Определение дидактической цели темы.
  • Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
  • Продумывание структуры урока.
  • Обеспеченность урока.
  • Отбор содержания учебного материала.
  • Выбор методов обучения.
  • Выбор форм организации педагогической деятельности
  • Оценка знаний, умений и навыков.
  • Рефлексия урока.

Приступить к разработке технологической карты урока

Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989) « ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности» ( Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. – Витебск, 2006) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА — форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Является проектом учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата ( Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС http://www.menobr.ru/materials/19/37639/ )

Технологическая карта урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989)

« ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности» ( Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. – Витебск, 2006)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА — форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Является проектом учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата ( Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС http://www.menobr.ru/materials/19/37639/ )

Основания для разработки технологической карты Требования ФГОС: Понимание образовательных результатов не как перечня знаний, умений и навыков, а как формируемых способов деятельности Необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных Понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ изучаемых наук универсальных учебных действий Понимание образовательных результатов не как перечня знаний, умений и навыков, а как формируемых способов деятельности Необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных Понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ изучаемых наук универсальных учебных действий Необходимость планирования учебного процесса, направленного на формирование УУД Структура технологической карты должна фиксировать предполагаемые образовательные результаты

Основания для разработки технологической карты

Требования ФГОС:

  • Понимание образовательных результатов не как перечня знаний, умений и навыков, а как формируемых способов деятельности Необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных Понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ изучаемых наук универсальных учебных действий
  • Понимание образовательных результатов не как перечня знаний, умений и навыков, а как формируемых способов деятельности
  • Необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных
  • Понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ изучаемых наук универсальных учебных действий

Необходимость планирования учебного процесса, направленного на формирование УУД

Структура технологической карты должна фиксировать предполагаемые образовательные результаты

При конструировании технологической карты урока химии следует учитывать:

  • Изменение педагогической позиции : в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель инициирует деятельность учащихся и является помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности Изменение роли учителя и статуса его деятельности : учитель не транслятор знаний, а тьютор, наставник, помогающим учащимся самостоятельно получать новые знания и достигать образовательных результатов В предметах естественно-математического цикла, в том числе химии , ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Поэтому основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий в процессе обучения химии включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т.д.
  • Изменение педагогической позиции : в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель инициирует деятельность учащихся и является помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности
  • Изменение роли учителя и статуса его деятельности : учитель не транслятор знаний, а тьютор, наставник, помогающим учащимся самостоятельно получать новые знания и достигать образовательных результатов
  • В предметах естественно-математического цикла, в том числе химии , ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Поэтому основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий в процессе обучения химии включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т.д.
В структуре технологической карты урока мы предлагаем выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса: І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо); ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

В структуре технологической карты урока мы предлагаем выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

  • І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
  • ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
  • ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
Структура технологической карты темы Технологическая карта темы Раздел Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение Цели Основное содержание Термины и понятия Личностные  Метапредметные  Образовательные результаты Предметные Информационный материал Интерактивный материал Ресурсы Демонстрации Организация образовательной среды Химический эксперимент Лабораторные опыты Практические работы Расчетные задачи Виртуальный Межпредметные связи Формы работы

Структура технологической карты темы

Технологическая карта темы

Раздел

Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

Цели

Основное содержание

Термины и понятия

Личностные

Метапредметные

Образовательные результаты

Предметные

Информационный материал

Интерактивный материал

Ресурсы

Демонстрации

Организация образовательной среды

Химический эксперимент

Лабораторные опыты

Практические работы

Расчетные задачи

Виртуальный

Межпредметные связи

Формы работы

І. Блок целеполагания 1. Тема урока.

  • Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.
  • Любая человеческая деятельность начинается с определения цели.
  • ЦЕЛЬ – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

На первом этапе   актуализации знаний и фиксации затруднений организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности

Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. (Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983). В нашем случае цель урока определяется: планируемым результатом урока; путями реализации этого плана.
  • Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. (Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983).

В нашем случае цель урока определяется:

  • планируемым результатом урока;
  • путями реализации этого плана.
Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации. Так, например, цель урока химии в 9 классе по теме
  • Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов.
  • Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.
  • Так, например, цель урока химии в 9 классе по теме "Способы получения металлов" может быть сформулирована следующим образом:
  • - изучить основные химические способы получения металлов;
  • - сформировать у учащихся основы научного представления о химическом производстве.
  • Для того, чтобы в тени не остался главный компонент цели, вносим в технологическую карту урока предвосхищение в мышлении результата деятельности, его образ и ещё один компонент целеполагающего блока.
  • Планируемый результат: ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ.
Знания, умения, навыки, наполнив голову, но не дошли до осознания того, во имя чего они нужны личности, приведут к скуке и неудовлетворённости учащегося. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока – личностноформирующая направленность урока. Личностноформирующая направленность урока. Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие личность: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует. Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.
  • Знания, умения, навыки, наполнив голову, но не дошли до осознания того, во имя чего они нужны личности, приведут к скуке и неудовлетворённости учащегося. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока – личностноформирующая направленность урока.
  • Личностноформирующая направленность урока.
  • Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие личность: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.
  • Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.
При изучении определенной темы урока в физике или химии его личностноформирующую направленность можно спроектировать следующим образом: Расширить границы мировоззрения учащихся пониманием роли химии или физики в обеспечении современных технологических процессов. Показать место физической или химической науки в системе ценностей в контексте вопроса о связи науки и производства. В ходе творческой коллективной мыследеятельности высказать предположения о возможностях экологизации производства металлов. Сформировать установку: человек несёт ответственность перед последующими поколениями за результаты своей деятельности.  При изучении химии, физики, например, можно использовать её предметное содержание для трансформации образа мира ребёнка в научную картину мира, формировать научное мировоззрение.
  • При изучении определенной темы урока в физике или химии его личностноформирующую направленность можно спроектировать следующим образом:
  • Расширить границы мировоззрения учащихся пониманием роли химии или физики в обеспечении современных технологических процессов.
  • Показать место физической или химической науки в системе ценностей в контексте вопроса о связи науки и производства.
  • В ходе творческой коллективной мыследеятельности высказать предположения о возможностях экологизации производства металлов.
  • Сформировать установку: человек несёт ответственность перед последующими поколениями за результаты своей деятельности. При изучении химии, физики, например, можно использовать её предметное содержание для трансформации образа мира ребёнка в научную картину мира, формировать научное мировоззрение.
Здесь будет уместным вспомнить классификацию наук: структурировать материю, дать ей количественную и качественную оценку, изучить её исчерпаемость или неисчерпаемость живое как ценность; жизнь как ценность; системность живого мира; здоровье как ценность; человек как субъект жизни, а не как потребитель; И т.д. Всё это ведёт ребёнка к смысложизненному

Здесь будет уместным вспомнить классификацию наук:

структурировать материю, дать ей количественную и качественную оценку, изучить её исчерпаемость или неисчерпаемость

живое как ценность;

жизнь как ценность;

системность живого мира;

здоровье как ценность;

человек как субъект жизни, а не как потребитель;

И т.д. Всё это ведёт ребёнка к смысложизненному "зачем?".

Биология - наука изучающая процессы жизнеобеспечения

Химия - наука, изучающая более тонкие (молекулярные) процессы превращения веществ

Физика - наука изучающая надмолекулярные, простейшие процессы . З аконы Природы (закон сохранения массы и энергии )

Математика - основа ествествознания

"ум в порядок приводит", является попутчиком и источником формально-логического мышления .

ІІ. Инструментальный блок 5. Задачи урока.

  • Достижение цели урока опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие планируется и рассматривается нами как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако обратим внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
  • ЗАДАЧА – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре. Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер. Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. (Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990).

На втором этапе  Изучение нового материала осуществляется построения проекта выхода из затруднения организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

19

Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество

Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество "ученик – учитель" придёт к достижению цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?" Соответственно, начало выглядит следующим образом:

  • – проверить…
  • – объяснить…
  • – повторить…
  • – научить…
  • – продемонстрировать…
  • – побудить к самостоятельному… и т.п.

Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности.

  • В качестве примера предлагаем задачи урока химии, названного выше:
  • - проинформировать учащихся об основных химических способах получения металлов;
  • - объяснить химическую сущность процесса получения металлов;
  • - сформулировать когнитивно-деятельностные установки для самостоятельного заполнения учащимися обобщающей таблицы в ходе объяснения нового материала и использования её в виде логической схемы;
  • - сформулировать проблемные вопросы, побуждающие учащихся к самостоятельному выявлению причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами веществ (в названной теме – природных соединений металлов), их применением и способами получения;
  • - продолжить формирование навыков составления химических уравнений;
  • - создать педагогические условия для самостоятельного творческого поиска способов решения расчётных задач о химических способах получения металлов, инициировать их самостоятельное составление;
  • - учиться анализировать качественные и количественные характеристики химических уравнений, обозначающих процессы получения металлов, как окислительно-восстановительные;
  • - путём коллективной мыследеятельности спрогнозировать возможные и охарактеризовать известные экологические проблемы металлургического производства.
  • Перечнем задач (действий) будет обусловлена операциональная структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.

6. Тип урока. Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность. Перечислим лишь некоторые из возможной палитры типов урока: лекция, контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная, классический академический урок, нетрадиционный урок, комбинированный урок, олимпиады, тестирование и т.д. Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока – учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами. Поэтому здесь невозможна универсальная схема. Предлагаем примерную структуру этого раздела технологической карты урока.

6. Тип урока.

  • Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность.
  • Перечислим лишь некоторые из возможной палитры типов урока: лекция, контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная, классический академический урок, нетрадиционный урок, комбинированный урок, олимпиады, тестирование и т.д.
  • Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока – учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами. Поэтому здесь невозможна универсальная схема. Предлагаем примерную структуру этого раздела технологической карты урока.
7. Учебно-методический комплекс. Источники информации Оборудование. Дидактическое сопровождение. Материалы для познавательной деятельности ученика. 1) Источники информации: программа дисциплины; план урока; литература для учителя; литература для учеников; учебники; сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.; интернет-сайты; кинофильмы; видеозаписи; аудиозаписи; научная периодическая печать; массовая периодическая печать; учебные телефильмы и т.п.
  • 7. Учебно-методический комплекс.
  • Источники информации
  • Оборудование.
  • Дидактическое сопровождение.
  • Материалы для познавательной деятельности ученика.

1) Источники информации:

  • программа дисциплины;
  • план урока;
  • литература для учителя;
  • литература для учеников;
  • учебники;
  • сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.;
  • интернет-сайты;
  • кинофильмы;
  • видеозаписи;
  • аудиозаписи;
  • научная периодическая печать;
  • массовая периодическая печать;
  • учебные телефильмы и т.п.
2) Оборудование: приборы; технические средства обучения; электронные средства обучения; технические средства обучения аудио; технические средства обучения видео; телевидение; компьютеры; локальная сеть; магнитная доска; карты по истории, географии; препараты по биологии; реактивы по химии; демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.
  • 2) Оборудование:
  • приборы;
  • технические средства обучения;
  • электронные средства обучения;
  • технические средства обучения аудио;
  • технические средства обучения видео;
  • телевидение;
  • компьютеры;
  • локальная сеть;
  • магнитная доска;
  • карты по истории, географии;
  • препараты по биологии;
  • реактивы по химии;
  • демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.
3) Дидактическое сопровождение: проблемные вопросы; когнитивные и деятельностные установки; понятийный аппарат; логические схемы; таблицы (Брадиса по математике, растворимости по химии); карты географические, исторические, контурные; рисунки; видеозаписи; аудиозаписи; фильмы; компьютерные материалы; индикаторы обратной связи и т.п.
  • 3) Дидактическое сопровождение:
  • проблемные вопросы;
  • когнитивные и деятельностные установки;
  • понятийный аппарат;
  • логические схемы;
  • таблицы (Брадиса по математике, растворимости по химии);
  • карты географические, исторические, контурные;
  • рисунки;
  • видеозаписи;
  • аудиозаписи;
  • фильмы;
  • компьютерные материалы;
  • индикаторы обратной связи и т.п.
4) Материалы для познавательной деятельности учеников: уровневые задания; карточки для самостоятельной работы; тексты контрольных самостоятельных работ; технологические карты лабораторных работ; инструкция по технике безопасности; задания для выполнения на уроке; задания для самопроверки; индикаторы для обратной связи (например, цветные карточки или листочки с краткими ответами); другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик (например, раздел учебника, задания из других источников) и т.п.
  • 4) Материалы для познавательной деятельности учеников:
  • уровневые задания;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • тексты контрольных самостоятельных работ;
  • технологические карты лабораторных работ;
  • инструкция по технике безопасности;
  • задания для выполнения на уроке;
  • задания для самопроверки;
  • индикаторы для обратной связи (например, цветные карточки или листочки с краткими ответами);
  • другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик (например, раздел учебника, задания из других источников) и т.п.
Структура технологической карты урока Технологическая карта урока Тема урока Тип урока Деятельность учителя Познавательные  Деятельность учащихся Регулятивные Формируемые УУД Коммуникативные  Личностные

Структура технологической карты урока

Технологическая карта урока

Тема урока

Тип урока

Деятельность учителя

Познавательные

Деятельность учащихся

Регулятивные

Формируемые УУД

Коммуникативные

Личностные

Особо необходимо сказать о когнитивно-деятельностных установках, которые даёт учитель. Призывы

Особо необходимо сказать о когнитивно-деятельностных установках, которые даёт учитель.

  • Призывы "слушайте внимательно" лишены содержательной конкретности, не обозначают умственных действий, которые необходимо произвести ребёнку. Система познавательных установок и проблемных вопросов является той методической матрицей, которую Фрэнсис Бэкон называл фонарём, освещающим путь познания. Установки могут быть следующего свойства:
  • если слушают объяснение, то что должны услышать;
  • если смотрят учебный фильм, то что должны увидеть;
  • если решается задача – следить за ходом решения учителя или ученика;
  • зафиксировать аргументы, интересные места, новое для себя, непродуктивные попытки решения и т.п.
  • Таким образом, необходимо создать условия, что бы во время просмотра фильма, прослушивания аудиозаписи, работы со схемой объяснения учителем нового материала не просто слушать, а выполнять установочные задания (мысленно или письменно). Письменно – более продуктивно.
В учебно-методический комплекс включаются материалы, содержащие эталоны оценивания знаний, соотнесённые с их соответствующим уровнем. Система оценивания должна быть прозрачной, понятной ученикам: она – один из ведущих стимулов учения, компас для определения азимута в индивидуальном образовательном маршруте, планка уровня притязаний.
  • В учебно-методический комплекс включаются материалы, содержащие эталоны оценивания знаний, соотнесённые с их соответствующим уровнем. Система оценивания должна быть прозрачной, понятной ученикам: она – один из ведущих стимулов учения, компас для определения азимута в индивидуальном образовательном маршруте, планка уровня притязаний.
ІІІ. Организационно-деятельностный блок  8. План урока. Таблица-схема урока, которую мы предлагаем как форму плана, позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока. Этапы урока Продолжительность этапа Действия учителя Материалы УМК Действия учащихся Весь класс Материалы УМК Группа  учеников Материалы УМК Отдельные ученики Материалы УМК На третьем этапе   первичного закрепления проводится выполнение задания; обучающиеся выбирают уровень выполнения (информативный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление задания.

ІІІ. Организационно-деятельностный блок 8. План урока.

  • Таблица-схема урока, которую мы предлагаем как форму плана, позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока.

Этапы урока

Продолжительность этапа

Действия учителя

Материалы УМК

Действия учащихся

Весь класс

Материалы УМК

Группа учеников

Материалы УМК

Отдельные ученики

Материалы УМК

На третьем этапе   первичного закрепления проводится выполнение задания; обучающиеся выбирают уровень выполнения (информативный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление задания.

Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока – свои организационные формы. Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников. Особое внимание необходимо обратить на наличие в схеме графы "обратная связь". Порой этот компонент выносят на конечный этап урока. Но это не правильно. Каждый шаг урока должен быть оснащен способами обратной связи, информирующими учителя о степени продуктивности работы учеников. На каждом этапе урока учитель даёт задание, познавательные, деятельностные, личностноформирующие установки и предлагает сигнализировать о выполнении или невыполнении средствами обратной связи.

Возможностей в создании средств обратной связи море: от традиционных – устный ответ, поднять руку – кто выполнил, записать в тетради, учитель пройдёт – проверит, выборочный опрос, сплошной опрос и т.п. – до самых неожиданных изобретений учителя и самих учеников: ответить на вопрос, поставленный учителем сидящему рядом товарищу, он же, в свою очередь, ответит партнёру, а затем поднимут установленного цвета карточку, информирующую учителя о правильности ответа.

9. Диагностика результатов урока. Учитель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания. На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы.
  • 9. Диагностика результатов урока. Учитель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания.
  • На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы.
10. Домашнее задание. В прошлое ушли скорописью написанные на доске под аккомпанемент пронзительного звонка с урока номер параграфа, перечень страниц и номера задач и заданий. Заявившая о себе значимость самостоятельной работы в получении образования как ответ на вызов современности, требующий самоопределения, самоактуализации и самореализации, должна обнаружить себя в выполнении домашнего задания, где познавательное творчество ребёнка не обуздано взглядом учителя, движением хронометра и социальной ингибицией.  Домашнее задание логически определяется целью урока и результатами урока. Зазор между ними – вот один из пунктов домашнего задания. Но не единственный. Закрепление знаний, умений и выработка навыков – таково предназначение домашнего задания в первую очередь.
  • 10. Домашнее задание. В прошлое ушли скорописью написанные на доске под аккомпанемент пронзительного звонка с урока номер параграфа, перечень страниц и номера задач и заданий. Заявившая о себе значимость самостоятельной работы в получении образования как ответ на вызов современности, требующий самоопределения, самоактуализации и самореализации, должна обнаружить себя в выполнении домашнего задания, где познавательное творчество ребёнка не обуздано взглядом учителя, движением хронометра и социальной ингибицией. Домашнее задание логически определяется целью урока и результатами урока. Зазор между ними – вот один из пунктов домашнего задания. Но не единственный. Закрепление знаний, умений и выработка навыков – таково предназначение домашнего задания в первую очередь.
Познавательные установки, которые предлагает учитель, оглашая домашнее задание: на закрепление знаний; на углубление знаний; на развитие творческого уровня знаний; на выработку умений; на выработку и закрепление навыков. Учитель очерчивает эталоны оценивания уровня выполнения домашнего задания: обязательный; углублённый; творческий. Примерная схема когнитивных установок: что нужно выполнить; почему это нужно выполнить; как это выполнить; для чего нужны эти знания, умения и навыки в жизни и на следующем уроке; какие могут быть сложности; что повторить; на что обратить внимание; какова будет следующая тема урока; кто из одноклассников готов стать консультантом (не для того, чтобы списать, а для того, чтобы объяснить).

Познавательные установки, которые предлагает учитель, оглашая домашнее задание:

  • на закрепление знаний;
  • на углубление знаний;
  • на развитие творческого уровня знаний;
  • на выработку умений;
  • на выработку и закрепление навыков.
  • Учитель очерчивает эталоны оценивания уровня выполнения домашнего задания:
  • обязательный;
  • углублённый;
  • творческий.

Примерная схема когнитивных установок:

  • что нужно выполнить;
  • почему это нужно выполнить;
  • как это выполнить;
  • для чего нужны эти знания, умения и навыки в жизни и на следующем уроке;
  • какие могут быть сложности;
  • что повторить;
  • на что обратить внимание;
  • какова будет следующая тема урока;
  • кто из одноклассников готов стать консультантом (не для того, чтобы списать, а для того, чтобы объяснить).
Технологическая карта урока с дидактической структурой урока Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Организационный момент Задания, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Проверка домашнего задания. Актуализация ЗУН Планируемые результаты Изучение нового материала Предметные Закрепление нового материала Контроль УУД Рефлексия

Технологическая карта урока с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Организационный момент

Задания, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Проверка домашнего задания. Актуализация ЗУН

Планируемые результаты

Изучение нового материала

Предметные

Закрепление нового материала

Контроль

УУД

Рефлексия

 Технологическая карта с методической структурой урока   Дидактическая структура урока Методическая структура урока Организационный момент Актуализация знаний Методы обучения Форма Изучение нового материала деятельности Методические Закрепление изученного материала приемы и их Средства Подведение итогов содержание Способы обучения Признаки решения дидактических задач Домашнее задание организации деятельности

Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Методы

обучения

Форма

Изучение нового материала

деятельности

Методические

Закрепление изученного материала

приемы и их

Средства

Подведение итогов

содержание

Способы

обучения

Признаки решения дидактических задач

Домашнее задание

организации

деятельности

Технологическая карта урока  Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.  3-х модульная вариативная часть карты  Ход урока Деятельность учащихся Познавательная  Деятельность учителя Осуществляемые действия Коммуникативная Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Регулятивная Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности

Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. 3-х модульная вариативная часть карты

Ход урока

Деятельность учащихся

Познавательная

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Коммуникативная

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Регулятивная

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Технологическая карта урока  Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.  4-х модульная вариативная часть карты Ход урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Познавательная Осуществляемые действия Коммуникативная Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Регулятивная Осуществляемые действия Личностная Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности

Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. 4-х модульная вариативная часть карты

Ход урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Познавательная

Осуществляемые действия

Коммуникативная

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Регулятивная

Осуществляемые действия

Личностная

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Технологическая карта урока  Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.  5 -ти модульная инвариантная часть карты   Ход урока Задание базового уровня Деятельность учащихся  Задание повышенного уровня Познавательная   Осуществляемые действия Коммуникативная Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Регулятивная Формируемые способы деятельности Личностная Осуществляемые действия  Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия  Формируемые способы деятельности

Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. 5 -ти модульная инвариантная часть карты

Ход урока

Задание базового уровня

Деятельность учащихся

Задание повышенного уровня

Познавательная

Осуществляемые действия

Коммуникативная

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Регулятивная

Формируемые способы деятельности

Личностная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Общий вид технологической карты урока,  реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД  Предмет____________________________________________________________  Класс_______________________________________________________________  Автор УМК__________________________________________________________  Тема урока___________________________________________________________  Тип урока____________________________________________________________  Ход урока  Задание базового уровня  Деятельность учащихся  Задание повышенного уровня   Деятельность учителя Познавательная Коммуникативная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности

Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________

Ход урока

Задание базового уровня

Деятельность учащихся

Задание повышенного уровня

Деятельность учителя

Познавательная

Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Пример технологической карты урока

Пример технологической карты урока

Технологическая карта позволит учителю: Выделить формируемые у обучающихся УУД в соответствии с предлагаемыми учебно-познавательными или учебно-практическими задачами Фиксировать личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты в виде формируемых УУД на каждом этапе урока Сделать процесс формирования УУД четким и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности Индивидуализировать процесс проектирования урока за счет вариативности проектируемых элементов

Технологическая карта позволит учителю:

Выделить формируемые у обучающихся УУД в соответствии с предлагаемыми учебно-познавательными или учебно-практическими задачами

Фиксировать личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты в виде формируемых УУД на каждом этапе урока

Сделать процесс формирования УУД четким и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности

Индивидуализировать процесс проектирования урока за счет вариативности проектируемых элементов

Технологическая карта поможет администрации школы: Контролировать реализацию требований ФГОС с точки зрения организации учебного процесса и достижения планируемых образовательных результатов Выявлять результативность деятельности учителя Осуществлять необходимую методическую помощь

Технологическая карта поможет администрации школы:

Контролировать реализацию требований ФГОС с точки зрения организации учебного процесса и достижения планируемых образовательных результатов

Выявлять результативность деятельности учителя

Осуществлять необходимую методическую помощь

В заключение перечислим структурные компоненты и соответствующие им этапы работы над технологической картой урока. Структурные компоненты Этапы работы І. Блок целеполагания. ІІ. Блок инструментальный. Тема урока. Цель урока. Планируемый результат: знания, умения, навыки. Личностноформирующая направленность урока. 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид. ІІІ. Блок организационно-деятельностный. 5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт). Задачи урока. Тип урока. Учебно-методический комплекс. 2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные). 3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. 6. Выбор и интеграция форм работы на уроке: Таблица-схема

В заключение перечислим структурные компоненты и соответствующие им этапы работы над технологической картой урока.

Структурные компоненты

Этапы работы

І. Блок целеполагания.

ІІ. Блок инструментальный.

  • Тема урока.
  • Цель урока.
  • Планируемый результат: знания, умения, навыки.
  • Личностноформирующая направленность урока.

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

ІІІ. Блок организационно-деятельностный.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

  • Задачи урока.
  • Тип урока.
  • Учебно-методический комплекс.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

6. Выбор и интеграция форм работы на уроке:

  • Таблица-схема "План урока".
  • Диагностика результатов урока.
  • Домашнее задание.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

– индивидуальная;

– фронтальная;

– парная;

– групповая.

В ряде работ были представлены результаты по анализу тенденций в планировании учителями урочной деятельности: – популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока; – карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока; – разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

В ряде работ были представлены результаты по анализу тенденций в планировании учителями урочной деятельности:

  • – популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока;
  • – карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
  • – разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.
Обобщение   Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс , обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.   Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Обобщение

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс , обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Практика 2. Задание Разработка технологической карты урока с использованием новых технологий обучения. Выберите тему урока Разработайте для выбранной темы технологическую карту урока Используйте формулу: «В результате проведения занятия учащиеся смогут»: Включите в ожидаемые результаты как количественные так и качественные показатели. Назовите предметные, метапредметные и личностные результаты.   Контроль. Защита проекта. http :// videoinformatika . com / masterTK . html ПО для автоматического составления технологических карт
  • Практика 2.
  • Задание Разработка технологической карты урока с использованием новых технологий обучения.
  • Выберите тему урока
  • Разработайте для выбранной темы технологическую карту урока
  • Используйте формулу: «В результате проведения занятия учащиеся смогут»:
  • Включите в ожидаемые результаты как количественные так и качественные показатели.
  • Назовите предметные, метапредметные и личностные результаты.
  •  
  • Контроль. Защита проекта.
  • http :// videoinformatika . com / masterTK . html ПО для автоматического составления технологических карт


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!