СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная - сформировать у учащихся представление о технологии и технике выжигания по дереву, выпиливание и лакирование изделий из дерева».

Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности и точности, развить художественный вкус.

Развивающая – заинтересовать учащихся пирографией, как одним из наиболее распространенных способов художественной отделки древесины. Развивать моторику рук и творческие способности учащихся по декоративно - прикладному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Предмет: Технология

Класс: 5

Учебник (УМК): В. Д. Симоненко. «Технология»

Тип урока: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия)

Тема

Выжигание, выпиливание и лакирование изделий из дерева

Цель

Научить приемам художественной обработки древесины

Задачи

Образовательная - сформировать у учащихся представление о технологии и технике выжигания по дереву, выпиливание и лакирование изделий из дерева».

Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности и точности, развить художественный вкус.

Развивающая – заинтересовать учащихся пирографией, как одним из наиболее распространенных способов художественной отделки древесины. Развивать моторику рук и творческие способности учащихся по декоративно - прикладному искусству.

УУД

Личностные УУД - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

Регулятивные УУД - определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные УУД - умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе;

Познавательные УУД - выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки и отделки поверхностей).

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: понимать, обосновывать и применять операции.

Уметь: 2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Личностные:

Знать: самостоятельно выполнять применяемые операции.

Уметь: 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Метапредметные:

Знать: понимать, обосновывать и применять операции на фанере.

Уметь: рисовать – соблюдение пропорций; чертить - геометрические тела и фигуры (разметка).

Регулятивные УУД:

1. Составить план и последовательность действий.

2. Определить последовательность технологических операций с учетом конечного результата.

3.Способность видеть проблему и готовность ее решать.

Коммуникативные УУД:

1. Уметь слышать, слушать и понимать одноклассников.

2. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Познавательные УУД:

1.Уметь конструировать и моделировать изделие.

2. Выбрать наиболее оптимальные средства и способы решения проектной задачи.

Рефлексивные УУД:

1.Уметь осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности.

2. Уметь представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

3. Объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

Основные понятия

Выжигание, электровыжигатель, лобзик, пилка, выпиловочный столик, надфиль, струбцина, кисть, заготовки, лакирование, лак.

Межпредметные связи

1. ИЗО-эскиз изделия; черчение-чертежи отдельных элементов;

2. Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока (5 кл.)

3.Сила трения. Трение в природе и технике.
4. Закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (кистью, напильниками, абразивной шкуркой).
5. Вред трения: сопротивление при обработке, износ деталей , расход энергии на работу против силы трения.

6. Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей (5 кл.)

Свойства древесины. Виды деформаций изделий из древесины.

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

1. Раздаточный инструмент и материал.

2. Образцы фанеры, заранее изготовленные рамки (40х60 см.), абразивной шкурки, инструменты для выжигания и выпиливания лобзиком, лак, альбомы орнаментов и рисунков, кисточки и готовые изделия украшенные выжигателем.

Форма урока

- Ф – фронтальная;

И – индивидуальная;

П – парная;

- Г – групповая.

Технология

Обучение в сотрудничестве.











Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД (Познавательные УУД,

Коммуникативные УУД,

Организационный момент.

Время: 2 мин.

Основные этапы:

Организационный

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку.

Выдаёт индивидуальные задания к уроку.

Организовать

самоопределение детей к деятельности на уроке.


Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку.


Коммуникативные: - способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Проверка домашнего задания.

Время: 15 мин.

Этапы: Актулизация знаний

Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о прочности соединений.

Рассматривают образцы, обсуждают, выявляют достоинства и недостатки склеивания с точки зрения прочности соединения, функциональности, эстетичности.

Оценивает качество изделий и анализирует ошибки, предлагая детям самим оценить и проанализировать свое изделие.

Оцените качество склеенных вами деталей на предыдущем уроке, проанализируйте характерные допущенные ошибки.


Выдаёт индивидуальные задания к уроку, предлагая детям ответить на вопросы:

"Объясните назначение шлифовальной колодки.

"Как контролируется поверхность после шлифования?

"Самоанализ и самооценка качества склеенных деталей.


Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.


Планируемые результаты были реализованы полностью. Дети свободно ориентировались в материале, предложенные задания выполняли успешно, формулировали задачи.

Коммуникативные:

- осознание своих возможностей.

- умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

- находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.


Изучение нового материала.

Время:18 мин

Этапы: Иллюстративный рассказ с элементами беседы.


Систематизируют имеющиеся у учащихся знания: строение древесины, направление волокон, приёмы разметки, инструмент для разметки.

Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта.

Подготовить учащихся к выполнению практической работы.

1.Иллюстративный рассказ с элементами беседы.

2.Инструктирование о правилах безопасности при выжигании, при выпиливании лобзиком.

Продумать и выполнить эскиз изделия и представить его.

Выдаёт индивидуальные задания к уроку.

- Выжигание по дереву называется пирографией.

- Устройство электровыжигателя и ручного лобзика, принцип работы.

- Правила техники безопасности при работе с электровыжигателем и ручным лобзиком.


Систематизировать полученные знания.

Планируемые результаты были реализованы полностью. Дети свободно ориентировались в материале, предложенные задания выполняли успешно, формулировали задачи.


Коммуникативные:

- структурирование знаний;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Закрепление нового материала.

Время: 45 мин.

Этапы: Закрепляющий

Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции.

сотрудничают на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

- овладение приемов выжигания.

- овладение правильных приемов установки пилки.

3.Отработка технологического приема выжигания.

- Организует работу пар и групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.

- Учитель демонстрирует приемы работы с электровыжигателем. Затем предлагает учащимся потренироваться в овладении приемами выжигания.

- Учитель демонстрирует, как правильно установить пилку, затем предлагает повторить эти приемы учащимся.






- Правила при выжигании:

Выжигать можно только по сухой древесине.

"Для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро.

"Для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно.

"Начинать выжигание нужно с контурных линий.

"Через 10-15 минут работы электровыжигатель отключают на 2-3 минуты, помещение проветривают.

При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

"включать электровыжигатель только с разрешения учителя;

"периодически при выжигании проветривать помещение;

"не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;

"оберегать руки и одежду от прикосновения пера;

"во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.

- учитель комментирует показ:

"При выпиливании внутренних контуров сделаем отверстие шилом и установим пилку.

"Перемещают лобзик вверх-вниз с легким нажимом.

"Наружный контур опиливают в последнюю очередь.

"Зачищают вырезанные участки заготовки с помощью наждачной шкурки или надфиля.

При лакировании необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

"проветривать помещение;

"не лакировать вблизи нагревательных приборов;

"не нюхать лак во избежание отравления;

"избегать попадания лака на открытые участки тела;

"после работы тщательно вымыть руки с мылом;

"держать лаки (хранить) вдали от открытого огня.


Умение анализировать полученную информацию и применять на практике.

умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе


Учащиеся определили необходимые технологические операции, наметили план действий, выполнили работу, осуществляя самоконтроль, правильно выбрали инструмент и приспособления.



Коммуникативные: - умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

- умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

Контроль.

Время: 3 мин.

Этапы:

- осуществляют самоконтроль выполнения операции выжигания, выпиливания и лакирования.


- Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения возможного брака.

Демонстрирует возможные искажения формы, угла выпиливания.

Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака.


- Сделан неверный выбор инструмента, который может повлечь за собой брак и травмирование.

Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка)

умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе

Учащиеся представляют, выполненные в группах работы сравнивают их, оценивают свою работу и работы членов группы.

Учащиеся определили алгоритм технологической операции, сформулировали вывод о важности декорирования готового изделия.

Коммуникативные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Познавательные:

выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.


Рефлексия.

Время: 7 мин.

Этапы: Рефлексивно-оценочный

Обучающиеся оценили себя и своих одноклассников, аргументируя свои доводы.

Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы бригад. Объясняет о целесообразность работы в бригаде.

- Поздравляет учащихся с первым изделием.

- Фиксирует оценки учащихся.

Предлагает ответить на вопросы:

- Доступно и понятно ли данный способ выжигания, выпиливания и лакирования деталей?

- Где его можно применить?

Соответствует ли изделие их проекту?

Подводит учащихся к выводу о декоративной отделке изделия:

- Можно ли произвести какие-либо работы с изделием, с тем, чтобы оно стало привлекательнее

Цели данного этапа урока были реализованы, т.к. результаты деятельности детей показали принятие нового знания.

Коммуникативные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение

сформулировать алгоритм действия;

Выжигание, выпиливание и лакирование изделий из дерева

Цель: научить учащихся приемам художественной обработки древесины.

Оборудование: электровыжигатель, лобзик, надфиль, струбцина, кисть, лак, заготовки.

  • Ход уроков

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

Учитель. Оцените качество склеенных вами деталей на предыдущем уроке, проанализируйте характерные допущенные ошибки.

"Объясните назначение шлифовальной колодки.

"Как контролируется поверхность после шлифования?

"Самоанализ и самооценка качества склеенных деталей.

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1. Иллюстративный рассказ с элементами беседы.

Учитель. Выжигание - один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

Наилучшими материалами для выжигания являются древесина или фанера. Лучше всего использовать древесину мягких пород (липы, тополя и ольхи).

Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность.

Как и с помощью чего производится шлифовка поверхности? (Предположительные ответы учащихся.)

Вначале переводят на заготовку рисунок через копировальную бумагу.

Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками; можно для этой цели использовать также рисунки из альбомов для выпиливания, из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов.

Очень важно уметь правильно перевести рисунок на древесину. Для этого выбранный рисунок переводят на кальку или папиросную бумагу, а затем копию с помощью копировальной бумаги - на поверхность древесины, предварительно тщательно прошлифованную шкуркой.

При выжигании орнаментов и одинаковых контурных рисунков можно применять шаблоны и трафареты, выпиленные из фанеры или вырезанные из плотной бумаги. Их кладут на хорошо прошлифованную поверхность древесины и обводят карандашом.

Первые пробные рисунки надо выжигать только точками. Нанося точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, можно получить переходы от света к тени, объёмность изображаемых предметов. Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30-35 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была хорошо освещена.

Во время работы в результате обугливания древесины воздух в помещении загрязняется, поэтому помещение время от времени следует проветривать. При выжигании сравнительно быстро утомляется зрение, поэтому через каждые 15-20 минут надо делать небольшие перерывы для отдыха.











Выжигание производится с помощью электровыжигателя. (рис. 40.)

Рабочей частью выжигателя является проволока (как правило, нихром), разогреваемая электрическим током.

Необходимая степень накала устанавливается регулятором.

2. Инструктирование о правилах безопасности при выжигании.

Учитель. Давайте остановимся на основных правилах при выжигании:

Выжигать можно только по сухой древесине.

"Для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро.

"Для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно.

"Начинать выжигание нужно с контурных линий.

"Через 10-15 минут работы электровыжигатель отключают на 2-3 минуты, помещение проветривают.

При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

"включать электровыжигатель только с разрешения учителя;

"периодически при выжигании проветривать помещение;

"не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;

"оберегать руки и одежду от прикосновения пера;

"во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.

3. Отработка технологического приема выжигания.

Учитель демонстрирует приемы работы с электровыжигателем. Затем предлагает учащимся потренироваться в овладении приемами выжигания.

4. Иллюстрированный рассказ "Выпиливание лобзиком из фанеры".

Учитель. Вначале рассмотрим устройство лобзика. (рис. 41.)

Учитель демонстрирует, как правильно установить пилку.

Обратите внимание на наклон зубьев пилки.

Устанавливать пилку можно с помощью эксцентрикового зажима или вручную. ( рис. 42.)

Учитель показывает приемы установки пилки, затем предлагает повторить эти приемы учащимся.

При выпиливании заготовку лучше крепить струбциной к верстаку. (рис. 43.)

Обратите внимание на некоторые особенности при выпиливании (учитель комментирует показ):

"При выпиливании внутренних контуров сделаем отверстие шилом и установим пилку.

"Перемещают лобзик вверх-вниз с легким нажимом.

"Наружный контур опиливают в последнюю очередь.

"Зачищают вырезанные участки заготовки с помощью наждачной шкурки или надфиля.

5. Ознакомление с технологическим приемом лакирования изделий.

Лакирование - это один из способов отделки готовых изделий. Образующаяся пленка при лакировании предохраняет поверхность от влаги и гниения, подчеркивает цвет и текстуру дерева.

Лаки - это однородные прозрачные жидкости без механических примесей; для некоторых лаков (драммарного, пихтового, бальзамно - масляного) допускается слабая опалесценция. После высыхания лаки образуют однородные прозрачные пленки с высоким сцеплением и эластичностью.

Для лакирования древесины можно использовать самые различные лаки - спиртовые, алкидные, нитроцеллюлозные, полиэфирные, полиуретановые.

Желательно, чтобы учитель показал образцы лаков, упаковок, в которых они поступают в розничную продажу.

Нитроцеллюлозные лаки выпускаются глянцевые (НЦ-223 и НЦ-584) и матовые (НЦ-243) в аэрозольных баллонах и в банках (НЦ-218). Лак НЦ-218 наносят тампоном или пипеткой в несколько слоев, каждый слой сушат в течение 1 часа; расход 120 г/м2. Применяется с разбавителями.

Спиртовые лаки несколько уступают нитроцеллюлозным по внешнему виду, кроме того, их очень трудно полировать.

Масляные лаки, хотя и не требуют полирования, но внешний вид образуемых ими покрытий значительно хуже.

Из масляных лаков рекомендуются лаки ПФ-283 (4с) и ГФ-166 (6с). Их наносят в 1-2 слоя кистью или пипеткой; расход 70 г/м2. Каждый слой необходимо сушить в течении 36 часов. Разбавителем служит скипидар.

Из спиртовых лаков лучше всего применять идитольный и шеллачный. Их наносят в 3-4 слоя тампоном, пипеткой или кистью, и каждый слой сушат 30 минут; расход на один слой 25-30 г/м2.

Если масляные и спиртовые лаки наносить пипеткой, тогда нужно тщательно разравнивать тампоном поверхность. В этом случае также необходимо наносить лак несколькими слоями (не менее 2-3) и давать очередному слою лака подсохнуть перед нанесением следующего.

Если вам понадобилось самим отлакировать, отполировать или просто окрасить деревянную полочку или стол, то следует поступить следующим образом. Прежде всего необходимо добиться, чтобы поверхность древесины была совершенно ровной и гладкой. Для сглаживания поверхности древесину строгают и шлифуют мелкозернистыми шкурками № 28 или № 40, а затем натирают грубой шерстяной тканью. Чтобы удалить так называемый "ворс" древесины, поверхность при шлифовке несколько раз смачивают теплой водой.

Окрашивают древесину спиртовыми морилками, которые наносят в два слоя тампоном, растирая изделие сначала вдоль волокон древесины, а затем поперек. Окрашенную древесину сушат и шлифуют мелкой шкуркой.

Если древесина крупнопористая, лаковая пленка может "просесть". Чтобы избежать этого, пользуются порозаполняющими составами. В продажу они не поступают - их надо приготовить самим из лака ПФ-283 (4с) (6 %), Уайт-спирита (8 %) и наполнителя -порошкообразного барита или гипса (86 %). Лак смешивают с Уайт-спиритом, затем вводят наполнитель, просеянный через мелкое сито (1600 отверстий на 1 см2), и перемешивают смесь до получения однородной пасты. Если паста слишком густая, ее можно разбавить смесью лака ПФ-283 и Уайт спирита, взятых в соотношении 3:4.

Пор заполнитель наносят на поверхность древесины кистью и втирают его сухой ветошью в поры. Излишки пор заполнителя тщательно удаляют сухой ветошью, чтобы его слой не маскировал естественную текстуру дерева. Пор заполнитель обязательно должен сохнуть в течение двух суток.

Важнейшая операция - грунтование древесины. Специальные грунтовочные составы для древесины в продажу не поступают. Для грунтования рекомендуется использовать олифу (только натуральную). Ее надо тщательно втирать в дерево, повторяя эту операцию два или три раза. После этого к следующей операции можно приступать не ранее, чем через двое суток. Если при втирании олифы или пор заполнителя на древесине поднимается "ворс", поверхность следует еще раз отшлифовать мелкой шкуркой.

После грунтования приступают к лакированию.

Лакирование производят с помощью кисти или тампона. (рис. 44.)

После нанесения лака изделия высушивают горячим или холодным способом.

При лакировании необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

"проветривать помещение;

"не лакировать вблизи нагревательных приборов;

"не нюхать лак во избежание отравления;

"избегать попадания лака на открытые участки тела;

"после работы тщательно вымыть руки с мылом;

"держать лаки (хранить) вдали от открытого огня.

III. Практическая работа.

В качестве подведения итогов по изучению раздела "Технология обработки древесины" учитель предлагает учащимся изготовить небольшой творческий проект, содержащий элементы:

"разметки;

"выжигания;

"лакировки.

Например: изготовление разделочной доски. Технологическую карту учащиеся составляют дифференцированно:

"самостоятельно (высокий уровень овладения технологическими приемами обработки древесины);

"с помощью учителя (средний уровень овладения технологическими приемами обработки древесины).

"Рисунок для выжигания учащиеся выбирают по своему усмотрению.

Работу по изготовлению творческого проекта учащиеся выполняют под руководством учителя с проверкой после каждой технологической операции.

IV. Итог уроков.

Рефлексия. Учащиеся представляют, выполненные в группах работы сравнивают их, оценивают свою работу и работы членов группы.

Учащиеся определили алгоритм технологической операции, сформулировали вывод о важности декорирования готового изделия.









Межпредметные связи:

Изобразительное искусство 1-4 класс, природоведение 1-4 класс, трудовое обучение 1-4 класс.

Литература для учащихся:

Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П., Технология, учебник для учащихся 5 класса

общеобразовательной школы / под редакцией В.Д. Симоненко. - М., Просвещение, 2015.

Литература для учителя:

Бушлева Б.В. Поговорим о воспитанности. - М., Просвещение, 2006.

Коваленко В.И., Куленок В.В. Объекты труда. - М., Просвещение, 2009.

Программа образовательных учреждений. Технология 5-9 классы. - М., Просвещение 2015.

Шпикалова Т.Я. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы.

-М., 2013.

Методическая литература.

Дерендяев К.Л. Поурочные разработки по технологии /вариант для мальчиков 5 класс, ВАКО,2015.

Технология.5 класс (вариант для мальчиков). Поурочные планы по учебнику

«Технология.5 кл.» под ред. В.Д. Симоненко, сост. Т.А. Жданова ИТД «Корифей» 2015.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!