- закрепить навыки в написании реакций в молекулярном и ионном виде, отражающих химические свойства оснований.
- анализировать при групповой работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой информации в символы и схемы;
- знают понятие «основания» в свете ТЭД, формулы и классификацию оснований, физические свойства, действие на индикатор;
- химические свойства оснований (взаимодействие с кислотами, кислотными и амфотерными оксидами, амфотерными оксидами, солями, разложение при нагревании), умеют составлять уравнения этих реакций в свете ТЭД;
- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;
- дидактический материал для обучающихся – таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, ПСХЭ Д.И.Менделеева
Индикаторы. Растворы щелочей: Ca(OH)2. KOH, NaOH, кислоты HCI, H2 SO4, CuSO4 , CO2, Cu(OH)2.
- рефлексивный тест (для рефлексии).
- рабочая тетрадь «Химия 8» Габриеляна О.С.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Приветствие учащихся класса, определяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку на своем рабочем месте | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Какие основные классы неорганических соединений вы знаете? Учитель создает проблемную ситуацию путем предложения задания: 1. Распределите предложенные вещества по классам: H2S, K2SO3, Ca(OH)2, СO2, H3PO4, Na2O, KOH, CuSO3. Дайте определение известных классов в свете ТЭД. 2. Из предыдущего задания выберите формулу вещества, которое используется для получения хлорной извести, применяется в строительстве для кладки и штукатурки стен, для побелки деревьев? К какому классу относиться это вещество? [Ca(OH)2 - класс оснований] 3. Раньше при выполнении штукатурных работ для ускорения затвердевания штукатурки в помещение вносили жаровни с горящими углями. Почему? Можно ли происходящие при этом процессы описать уравнением реакции? 4. С какими из перечисленных в первом задании веществ еще будет реагировать основания? Предлагает высказать свое мнение, помогает осознать затруднения, предлагает составить вопросы и перевести практическую задачу в познавательную., | Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы. Дают определения основных классов неорганических веществ в свете ТЭД. Находят формулу вещества, определяют принадлежность к классу оснований Учащиеся затрудняются с ответом. Высказывают предположения о взаимодействии Ca(OH)2 с углекислым газом. Предлагают свои варианты и формулируют затруднения, составляют вопросы, ставят задачу. | Познавательные: Находить информация, анализировать ее, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Высказывают и корректируют свое мнение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3 | Постановка учебной задачи | Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. | Учащиеся формулируют тему урока, цель задачи: изучить химические свойства класса оснований с помощью химического эксперимента, выявить причину общности этих своств. | Регулятивные: Определяют цель и проблему деятельности Коммуникативные: постановка вопросов; излагать и корректировать свое мнение Познавательные:– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Перед выполнением задания учитель предлагает вспомнить правила техники безопасности при работе с основаниями. Организует работу по изучению классификации оснований, предлагая заполнить таблицу (Габриелян О.С. Рабочая тетрадь «Химия 8», стр 142, з.1. Организует работу в группах сменного состава по принципу «Вертушки», предлагает изучить материал, представленный в инструктивных карточках всех групп. Предлагает провести самостоятельно химические опыты взаимодействия оснований: с индикаторами, с кислотами, кислотными оксидами, солями, разложение нерастворимых оснований при нагревании, используя необходимое оборудование на рабочем столе. Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Помогает сформулировать выводы. | Учащиеся заполняют таблицу, используя материал учебника и рабочую тетрадь по химии Учащиеся работают в группах сменного состава по принципу «Вертушки», изучают материал, представленный в инструктивных карточках всех групп (5 групп). Проводят лабораторные исследования, используя технологические карты, наблюдают за ходом эксперимента, анализируют, обобщают, делают выводы, записывают результаты эксперимента в виде уравнений реакций в свете ТЭД в тетради. Работают с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде. Затем представляют то, чему они научились ребятам других групп Делают выводы: свойства оснований- это свойство гидроксид ионов, находящихся в их растворах. | Коммуникативные: организовывать работу в группах, излагать свое мнение и понимать позицию другого. Регулятивные: самостоятельно планируют и осуществляют свою деятельность, работают в группах, используя технологические карты Познавательные: Анализируют, обобщают, делают выводы, представляют информацию в виде уравнений реакций Личностные: Осваивают новые социальные роли и правила, управляют своей познавательной деятельностью, вырабатывают уважительное отношение к другим мнения своих одноклассников. . |
5 | Первичное закрепление | Организует отчеты групп о проделанной работе, предложенной в инструктивных карточках. | Руководители групп отчитываются в проделанной работе: 1. действие индикаторов на основания; 2. взаимодействие оснований с кислотами; 3. взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов; 4. взаимодействие щелочей с солями; 5. разложение нерастворимых оснований при нагревании. Записывают на доске уравнения реакций в свете ТЭД, делают выводы. | Коммуникативные: представляют отчеты о проделанной работе, аргументируют и подтверждают уравнениями реакций. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: сравнивают, анализируют, делают выводы, представляют информацию. |
6 | Самостоятельная работа | Организует деятельность по применению новых знаний, используя рабочую тетрадь по химии (Габриелян О.С. Рабочая тетрадь «Химия 8», стр 146, з.9,10). анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. | Выполняют задания, используя рабочую тетрадь по химии (Габриелян О.С. Рабочая тетрадь «Химия 8», стр. 146, з.9,10). Осуществляют самопроверку и оценивают результаты своей работы. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; Личностные: самооценивание своих действий. |
7 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Для этого учащимся предлагается методический прием «Рефлексивный тест». По окончании просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса (это именно те оценки, которые учащиеся поставили за урок учителю). | Учащиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока, заполняя рефлексивный тест: Я узнал (а) много нового; Мне это пригодиться в жизни; На уроке было над чем подумать; На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы; На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг (а). | Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование, осознавать свои эмоции и оценивать деятельность, выбирать, как поступить и отвечать за свой вывод. Коммуникативные: Излагать свое мнения, аргументируя его. |
8 | Домашнее задание | Формулирует задание, комментируя его по необходимости: параграф 39, вопросы 3, 5. | Фиксируют задание. | |