СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии «Основания, их классификация и свойства в свете ТЭД»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии для 8 класса в контексте требований ФГОС. Рассматриваются химические свойства оснований, их классификация в свете теории электролитической диссоциации.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии «Основания, их классификация и свойства в свете ТЭД»»

Технологическая карта урока «Основания, их классификация и свойства в свете ТЭД» в 8 классе (базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М. : Дрофа, 2013. – 267 с.)

Автор: учитель химии МАОУ СОШ №3 г. Краснокамска

Кузнецова Елена Ивановна

Тема урока: Основания, их классификация и свойства в свете ТЭД

Цель: углубить представления о возможности познания окружающего мира, изучить классификацию и химические свойства оснований в свете теории ТЭД, выявить причину этих свойств.

Задачи:

Предметные:

- конкретизировать понятия основания;

- обобщить знания о физических и химических свойствах оснований;

- продолжить отрабатывать умения наблюдать и проводить химический эксперимент;

- закрепить навыки в написании реакций в молекулярном и ионном виде, отражающих химические свойства оснований.

Метапредметные:

- осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение эксперимента по изучению химических свойств оснований

- анализировать при групповой работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой информации в символы и схемы;

  • провести контроль, оценку и коррекцию знаний по физическим и химическим свойствам оснований в свете ТЭД;

  • выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Критерии достижения цели урока: обучающиеся

- знают понятие «основания» в свете ТЭД, формулы и классификацию оснований, физические свойства, действие на индикатор;

- химические свойства оснований (взаимодействие с кислотами, кислотными и амфотерными оксидами, амфотерными оксидами, солями, разложение при нагревании), умеют составлять уравнения этих реакций в свете ТЭД;

- проводят химический эксперимент, описывают его и делают выводы;

Тип урока: урок по изучению и закреплению новых знаний и способов деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;

- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;

- дидактический материал для обучающихся – таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, ПСХЭ Д.И.Менделеева

- карточки с заданиями для групповой работы;

- лабораторное оборудование и реактивы: прибор для получения углекислого газа, спиртовка, держалка, пробирки.

Индикаторы. Растворы щелочей: Ca(OH)2. KOH, NaOH, кислоты HCI, H2 SO4, CuSO4 , CO2, Cu(OH)2.

- рефлексивный тест (для рефлексии).

- рабочая тетрадь «Химия 8» Габриеляна О.С.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствие учащихся класса, определяет готовность к уроку


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку на своем рабочем месте

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Какие основные классы неорганических соединений вы знаете?


Учитель создает проблемную ситуацию путем предложения задания:

1. Распределите предложенные вещества по классам: H2S, K2SO3, Ca(OH)2, СO2, H3PO4, Na2O, KOH, CuSO3.

Дайте определение известных классов в свете ТЭД.


2. Из предыдущего задания выберите формулу вещества, которое используется для получения хлорной извести, применяется в строительстве для кладки и штукатурки стен, для побелки деревьев? К какому классу относиться это вещество?

[Ca(OH)2 - класс оснований]


3. Раньше при выполнении штукатурных работ для ускорения затвердевания штукатурки в помещение вносили жаровни с горящими углями. Почему? Можно ли происходящие при этом процессы описать уравнением реакции?


4. С какими из перечисленных в первом задании веществ еще будет реагировать основания? Предлагает высказать свое мнение, помогает осознать затруднения, предлагает составить вопросы и перевести практическую задачу в познавательную.,











   


Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы.


Дают определения основных классов неорганических веществ в свете ТЭД.







Находят формулу вещества, определяют принадлежность к классу оснований






Учащиеся затрудняются с ответом. Высказывают предположения о взаимодействии Ca(OH)2 с углекислым газом.




Предлагают свои варианты и формулируют затруднения, составляют вопросы, ставят задачу.

Познавательные:

Находить информация, анализировать ее, устанавливать причинно-следственные связи.


Коммуникативные:

Высказывают и корректируют свое мнение,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.








3

Постановка учебной задачи

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.





















Учащиеся формулируют тему урока, цель задачи: изучить химические свойства класса оснований с помощью химического эксперимента, выявить причину общности этих своств.




Регулятивные:

Определяют цель и проблему деятельности

Коммуникативные: постановка вопросов; излагать и корректировать свое мнение

Познавательные:– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Перед выполнением задания учитель предлагает вспомнить правила техники безопасности при работе с основаниями.

Организует работу по изучению классификации оснований, предлагая заполнить таблицу (Габриелян О.С. Рабочая тетрадь «Химия 8», стр 142, з.1.

Организует работу в группах сменного состава по принципу «Вертушки», предлагает изучить материал, представленный в инструктивных карточках всех групп.

Предлагает провести самостоятельно химические опыты взаимодействия оснований: с индикаторами, с кислотами, кислотными оксидами, солями, разложение нерастворимых оснований при нагревании, используя необходимое оборудование на рабочем столе. Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Помогает сформулировать выводы.




Учащиеся заполняют таблицу, используя материал учебника и рабочую тетрадь по химии


Учащиеся работают в группах сменного состава по принципу «Вертушки», изучают материал, представленный в инструктивных карточках всех групп

(5 групп).

Проводят лабораторные исследования, используя технологические карты, наблюдают за ходом эксперимента, анализируют, обобщают, делают выводы, записывают результаты эксперимента в виде уравнений реакций в свете ТЭД в тетради. Работают с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде. Затем представляют то, чему они научились ребятам других групп







Делают выводы: свойства оснований- это свойство гидроксид ионов, находящихся в их растворах.




Коммуникативные: организовывать работу в группах, излагать свое мнение и понимать позицию другого.

Регулятивные: самостоятельно планируют и осуществляют свою деятельность, работают

в группах, используя технологические карты

Познавательные:

Анализируют, обобщают, делают выводы, представляют информацию в виде уравнений реакций


Личностные: Осваивают новые социальные роли и правила, управляют своей познавательной деятельностью, вырабатывают уважительное отношение к другим мнения своих одноклассников. .




5

Первичное закрепление

Организует отчеты групп о проделанной работе, предложенной в инструктивных карточках.

Руководители групп отчитываются в проделанной работе:

1. действие индикаторов на основания;

2. взаимодействие оснований с кислотами;

3. взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов;

4. взаимодействие щелочей с солями;

5. разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Записывают на доске уравнения реакций в свете ТЭД, делают выводы.

Коммуникативные: представляют отчеты о проделанной работе, аргументируют и подтверждают уравнениями реакций.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: сравнивают, анализируют, делают выводы, представляют информацию.

6

Самостоятельная работа

Организует деятельность по применению новых знаний, используя рабочую тетрадь по химии (Габриелян О.С. Рабочая тетрадь «Химия 8», стр 146, з.9,10).

анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Выполняют задания, используя рабочую тетрадь по химии (Габриелян О.С. Рабочая тетрадь «Химия 8», стр. 146, з.9,10).

Осуществляют самопроверку и оценивают результаты своей работы.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самооценивание своих действий.

7

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Для этого учащимся предлагается методический прием «Рефлексивный тест».

По окончании просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса (это именно те оценки, которые учащиеся поставили за урок учителю).

Учащиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока, заполняя рефлексивный тест:

  • Я узнал (а) много нового;

  • Мне это пригодиться в жизни;

  • На уроке было над чем подумать;

  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы;

  • На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг (а).


Познавательные:

рефлексия

Личностные: смыслообразование, осознавать свои эмоции и оценивать деятельность, выбирать, как поступить и отвечать за свой вывод.

Коммуникативные:

Излагать свое мнения, аргументируя его.

8

Домашнее задание

Формулирует задание, комментируя его по необходимости:

параграф 39, вопросы 3, 5.

Фиксируют задание.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!