СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока открытия нового знания по обучению грамоте Тема: «Звук [а]. Буквы А, а».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока открытия нового знания по обучению грамоте

Тема: «Звук [а]. Буквы А, а».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока открытия нового знания по обучению грамоте Тема: «Звук [а]. Буквы А, а».»

Технологическая карта урока открытия нового знания по обучению грамоте

Тема: «Звук [а]. Буквы А, а».

 

Класс: 1
Учитель: Каштанова Татьяна Сергеевна
Методист:
УМК: «Перспектива»
Тема урока: звук «а» и буква «А»
Цель темы: познакомить учащихся со звуком [а], буквами Аа
Содержание изучаемой темы, термины и понятия: гласные, согласные звуки, слоги, звук, буква А
Организация пространства: экран, проектор, компьютер, карточки для работы в парах.



Дидактическая структура урока

(время)

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

УУД

 

 

 

 

Самоопределение к деятельности

Проверяю к готовность к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение новой темы.

-Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

Воспринимают на слух информацию, эмоционально настраиваются на обучение.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Мотивация к учебной деятельности

Учитель знакомит детей с миром звуков и букв.

- На нашем первом уроке обучения грамоте мы с вами отправимся в такую страну, где каждый, кто захочет, может научиться читать и писать.

-Как вы думаете, что это за страна? (страна звуков и букв).

-А какие вообще звуки вы знаете? (шум дождя, пение птиц, мяуканье кошки, лай собаки, речь человека).

Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.

-Как вы думаете, какие звуки мы будем изучать на уроке: речевые или неречевые? (речевые)

Слушают и воспринимают информацию, отвечают на вопросы.

Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

логические – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.

Коммуникативные:

Высказывают свое мнение, строят понятные речевые высказывания.

Личностные:

Осознают себя в роли обучающихся, формулируют мотивы достижения поставленной цели.

Актуализация знаний

 Выяснение знаний учащихся при помощи устного опроса.

-На какие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные)

- Как произносятся гласные звуки? (Воздух свободно проходит через рот, не встречает преград).

- Каким знаком на схеме обозначаются гласные звуки? Покажите на доске.

(Один ученик рисует знак на доске)


- Итак, гласные звуки образуются только при помощи голоса.


- Чем отличаются согласные звуки от гласных? (При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту преграды: язык, зубы, губы).

- Согласные звуки образуются при помощи голоса и шума. Какие бывают согласные? (Твёрдые и мягкие)


- Как на схеме обозначаются согласные звуки? (Два ученика рисуют на доске знаки для твёрдых согласных и мягких).


- Как называются части, на которые делятся слова? (Слоги).


- От чего зависит количество слогов в слове? (От количества гласных звуков)


- Что такое ударение? (Выделение голосом одного слога в слове)

 Отвечают на поставленные вопросы.

 Познавательные:

общеучебные

структурирование знаний;


осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;


логические – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);


выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

обмен мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей.

Регулятивные:

осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируются на показ движений учителем.

Личностные:

Личностное самоопределение, осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Открытие нового знания

-Отгадайте загадки:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор .... (Айболит)


Это что за дом такой,

До краёв налит водой?

Хоть без окон, но не мрачен:

Он со всех сторон прозрачен.

В этом домике жильцы

Все — умелые пловцы. (Аквариум)

С какого звука начинаются отгадки? (со звука «а»).

Молодцы!

-Кто-нибудь может озвучить название сегодняшней темы?

-Итак, первый звук, с которым мы познакомимся — это звук [а]. А также мы узнаем, какой буквой пишется этот звук.

Предметы: парта, палка, щётка, марка

-Назовите предмет (парта)

-Есть ли в этом слове звук [а]?

-Какой он? (гласный)

-Прочитайте слоги со звуком [а].

Назовите следующий предмет. (То же самое со следующими словами)

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы.

Познавательные:

общеучебные

осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи;

логические – формируют логические действия анализа, сравнения, установления.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей.

Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Первичное закрепление

 Даю упражнение на нахождении звука [а].

- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

-Скажите, ребята, а звук [а] гласный или согласный? (гласный)

-А как вы это определили? (звук [а] мы можем пропеть).

- Верно. А теперь назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. (Дети приводят примеры: арбуз, аист, …).

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят примеры: палка, собака, …).

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. (Дети приводят примеры: ученица, азбука, …).

А теперь поиграем в игру «Услышь звук»

- Я буду называть слова. Если в этом слове есть звук А в любом месте – вы хлопаете в ладоши, если нет – тишина.

Слова: кот, чАйка, Абрикос, дятел, стул, лисА, бАня, лось, розА, стекло, Артист, пАльмА, сАнки, кАшА.

Знакомлю ребят с буквами Аа.

- Звук [а] обозначается буквой Аа (показываю карточки с буквами Аа).

- Эти буквы печатные. Буква А – заглавная, большая; буква а – строчная, маленькая. Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы, а какие - с маленькой, строчной буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

-Как вы думаете, на что похожа буква А? (на домик, на ракету)

А теперь посмотрим небольшой мультипликационный фильм про букву А.

 Выполняют упражнения, беседуя с учителем участвуют в игре, отвечают на вопросы, пробуют написать буквы, просматривают мультфильм.

 Познавательные:

общеучебные – отличают гласный звук от согласного;

логические – владеют основными логическими действиями (сравнение, анализ, синтез).

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия.

Регулятивные:

действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя;

оценивают выполнение задания (справились или нет).




Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 Даю практическую работу в парах.

-Вы будете работать в парах, составлять схемы слов. Пожалуйста, работайте дружно, сообща.

-Составьте схемы слов:

1 ряд – абрикос, арбуз;

2 ряд – мак, коза;

3 ряд – рак, астра;

Какие цвета будете использовать в схеме? (синий цвет-твёрдые согласные звуки, красный-гласные звуки)

Задание повышенной сложности:

-Сколько звуков [а] произносится в слове коза? Выберите правильный ответ.

1) один звук [а], обозначен буквой а: коз[а]

2) ни одного звука [а]

3) два звука [а], обозначены буквами о, а: к[а]з[а]

 Работают в группах, выполняя практическое задание, затем отвечают на задание повышенной сложности.

 Личностные:

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;


постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;


Познавательные:

Общеучебные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

структурирование знаний;


выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;


рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


Рефлексия. Итоги

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

-Назовите слова на букву А

-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Поднимите зелёные карточки, если вам было все понятно, жёлтые- если было немного не понятно, и красные-кто совсем не понял тему.

Отвечают на вопросы, оценивают себя.

Регулятивные:

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;


Личностные:

понимание значения полученных знаний

Домашнее задание

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!