Тема: «Звук [а]. Буквы А, а».
Дидактическая структура урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности | Проверяю к готовность к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение новой темы. -Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели. | Воспринимают на слух информацию, эмоционально настраиваются на обучение. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
Мотивация к учебной деятельности | Учитель знакомит детей с миром звуков и букв. - На нашем первом уроке обучения грамоте мы с вами отправимся в такую страну, где каждый, кто захочет, может научиться читать и писать. -Как вы думаете, что это за страна? (страна звуков и букв). -А какие вообще звуки вы знаете? (шум дождя, пение птиц, мяуканье кошки, лай собаки, речь человека). Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми. -Как вы думаете, какие звуки мы будем изучать на уроке: речевые или неречевые? (речевые) | Слушают и воспринимают информацию, отвечают на вопросы. | Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме; логические – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. Коммуникативные: Высказывают свое мнение, строят понятные речевые высказывания. Личностные: Осознают себя в роли обучающихся, формулируют мотивы достижения поставленной цели. |
Актуализация знаний | Выяснение знаний учащихся при помощи устного опроса. -На какие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные) - Как произносятся гласные звуки? (Воздух свободно проходит через рот, не встречает преград). - Каким знаком на схеме обозначаются гласные звуки? Покажите на доске. (Один ученик рисует знак на доске) - Итак, гласные звуки образуются только при помощи голоса. - Чем отличаются согласные звуки от гласных? (При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту преграды: язык, зубы, губы). - Согласные звуки образуются при помощи голоса и шума. Какие бывают согласные? (Твёрдые и мягкие) - Как на схеме обозначаются согласные звуки? (Два ученика рисуют на доске знаки для твёрдых согласных и мягких). - Как называются части, на которые делятся слова? (Слоги). - От чего зависит количество слогов в слове? (От количества гласных звуков) - Что такое ударение? (Выделение голосом одного слога в слове) | Отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; обмен мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей. Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируются на показ движений учителем. Личностные: Личностное самоопределение, осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Открытие нового знания | -Отгадайте загадки: Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор .... (Айболит) Это что за дом такой, До краёв налит водой? Хоть без окон, но не мрачен: Он со всех сторон прозрачен. В этом домике жильцы Все — умелые пловцы. (Аквариум) С какого звука начинаются отгадки? (со звука «а»). Молодцы! -Кто-нибудь может озвучить название сегодняшней темы? -Итак, первый звук, с которым мы познакомимся — это звук [а]. А также мы узнаем, какой буквой пишется этот звук. Предметы: парта, палка, щётка, марка -Назовите предмет (парта) -Есть ли в этом слове звук [а]? -Какой он? (гласный) -Прочитайте слоги со звуком [а]. Назовите следующий предмет. (То же самое со следующими словами) | Отгадывают загадки, отвечают на вопросы. | Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи; логические – формируют логические действия анализа, сравнения, установления. Коммуникативные: обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем. Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
Первичное закрепление | Даю упражнение на нахождении звука [а]. - Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова. -Скажите, ребята, а звук [а] гласный или согласный? (гласный) -А как вы это определили? (звук [а] мы можем пропеть). - Верно. А теперь назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. (Дети приводят примеры: арбуз, аист, …). - Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят примеры: палка, собака, …). - Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. (Дети приводят примеры: ученица, азбука, …). А теперь поиграем в игру «Услышь звук» - Я буду называть слова. Если в этом слове есть звук А в любом месте – вы хлопаете в ладоши, если нет – тишина. Слова: кот, чАйка, Абрикос, дятел, стул, лисА, бАня, лось, розА, стекло, Артист, пАльмА, сАнки, кАшА. Знакомлю ребят с буквами Аа. - Звук [а] обозначается буквой Аа (показываю карточки с буквами Аа). - Эти буквы печатные. Буква А – заглавная, большая; буква а – строчная, маленькая. Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы, а какие - с маленькой, строчной буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах. -Как вы думаете, на что похожа буква А? (на домик, на ракету) А теперь посмотрим небольшой мультипликационный фильм про букву А. | Выполняют упражнения, беседуя с учителем участвуют в игре, отвечают на вопросы, пробуют написать буквы, просматривают мультфильм. | Познавательные: общеучебные – отличают гласный звук от согласного; логические – владеют основными логическими действиями (сравнение, анализ, синтез). Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия. Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя; оценивают выполнение задания (справились или нет).
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Даю практическую работу в парах. -Вы будете работать в парах, составлять схемы слов. Пожалуйста, работайте дружно, сообща. -Составьте схемы слов: 1 ряд – абрикос, арбуз; 2 ряд – мак, коза; 3 ряд – рак, астра; Какие цвета будете использовать в схеме? (синий цвет-твёрдые согласные звуки, красный-гласные звуки) Задание повышенной сложности: -Сколько звуков [а] произносится в слове коза? Выберите правильный ответ. 1) один звук [а], обозначен буквой а: коз[а] 2) ни одного звука [а] 3) два звука [а], обозначены буквами о, а: к[а]з[а] | Работают в группах, выполняя практическое задание, затем отвечают на задание повышенной сложности. | Личностные: смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; Познавательные: Общеучебные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
Рефлексия. Итоги | - С какой буквой познакомились? - Какие звуки она обозначает? -Назовите слова на букву А -Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Поднимите зелёные карточки, если вам было все понятно, жёлтые- если было немного не понятно, и красные-кто совсем не понял тему. | Отвечают на вопросы, оценивают себя. | Регулятивные: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; Личностные: понимание значения полученных знаний |
Домашнее задание | | | |