| 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (2 мин) Этап осознанного вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Приветствие. Метод эмоционального погружения. Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок – путешествие. А где мы будем путешествовать, узнаем, отгадав ребус. Графическая модель: Ребус: «Р1А» |
Фронтальная работа: (разгадывают ребус, высказывают свои предположения). | Личностные УУД: положительное отношение к уроку. Коммуникативные УУД: сотрудничество учителя с учеником. Регулятивные УУД: организация рабочего места. |
| 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин) Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Проблемный вопрос: «А что самое главное для путешественника в дороге?» (на экране появляется карта России) Частично-поисковый метод Практическая работа: с картой России. - Давайте найдем эти города, реки, горы и моря на карте. Какое понятие объединяет эти географические названия? Прием: «Слово – магнит» Давайте вместе подберем слова – синонимы к слову Родина | Фронтальная работа: (отвечают на вопрос, высказывают свои предположения). Работа в группах: (на карточках написаны географические названия, дети определяют, что это, отвечают на вопросы, с помощью учителя находят объекты.) Фронтальная работа: (отвечают на вопрос, высказывают свои предположения). (Родина – Россия – Отечество – Русь – Родная сторона) | Личностные УУД: овладение нормами культуры поведения, умение быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог. Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнера, вносить коррективы. |
| 3. Выявление места и причины затруднения. (10 мин) Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Тема урока, постановка задач урока. Работа с учебником: Работа с понятиями Родина, Отечество. (с.4 - 5) Наглядно-иллюстративный метод: показ презентации «Наша Родина – Россия» Эвристическая беседа: - Что изображёно на слайдах? - Как одним словом можно назвать все это? Анализ, обобщение, выводы. | Принятие проблемной ситуации: Самостоятельная формулировка темы и целей урока. Самостоятельная работа с учебником. Просмотр презентации с музыкальным сопровождением. Песня «Хохлома – звезда России» Фронтальная работа: (отвечают на вопрос, высказывают свои предположения). Чтение наизусть стихотворения: «Что мы Родиной зовем?» Выводы дети делают самостоятельно | Личностные УУД: осознание принадлежности к своей большой и малой Родине. Познавательные УУД: постановка проблемы, анализ, сравнение, обобщение, ориентирование в учебнике, понимание информации, представленной в виде текста. Коммуникативные УУД: участие в обсуждении учебной проблемы. |
| 4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания). (5 мин) Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Прием: «Слово – магнит» Работа с понятиями материальный мир, духовный мир. Работа с учебником: - Проверим, совпадает ли наше мнение с мнением автора учебника. Прочитайте. (с. 4 – 5) В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Прием: «Слово – магнит» Работа с понятием традиция. Эвристическая беседа: - Для чего существуют традиции? - Одинаковы ли традиции разных народов? - Почему? | Фронтальная форма работы.
Самостоятельно работают с учебником. Самостоятельно работают с учебником. Фронтальная работа: (отвечают на вопрос, высказывают свои предположения). | Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, ориентирование в учебнике, понимание информации, представленной в виде текста. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности, вносить коррективы. |
| 5.Реализация построенного проекта. (4 мин) Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | - Что относится к культурным традициям различных народов? Давайте разберемся вместе и создадим на доске графическую модель – кластер. Создание кластера. - Какие традиции есть в вашей семье? | Групповая работа: класс делится на группы, дети обсуждают, дополняют, и выбирают нужные понятия. В результате на доске получается графическая модель.
Фронтальная работа: (отвечают на вопрос, высказывают свои предположения). | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание культурных традиций народов России, своей семьи. Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные УУД: учет позиции партнеров по общению, инициативное сотрудничество в отборе информации. Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. |
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин) Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Работа с текстом учебника, используя прием «Инсерт». Ребята сейчас вы будете читать текст и отмечать для себя знаком «+» то, что вы знаете, «-» то, что для вас неизвестно. | Индивидуальная работа: Ученики делают пометки на полях на кальке: «знаю +, не знаю - ». Фронтальная работа: Обсуждение материала, выявление затруднений, если такие есть, пояснения.
| Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее моральный выбор. Познавательные УУД: информационный поиск, анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: умение вносить коррективы. |
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 мин) Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Работа с пословицами: Ребята, выберите пословицы, подходящие к теме урока, продолжи пословицу, вспомните другие пословицы, подходящие к теме урока. Дифференциация по уровню трудности. Выбери пословицы о Родине. Выберите начала пословиц о Родине, продолжите их. Вспомните, какие пословицы о Родине вы знаете? | Самостоятельная дифференцированная работа с последующей самопроверкой: ученики анализируют пословицы, выписывают номера подходящих пословиц. Самопроверка: 1 и 2 группы проводят самопроверку с доски. Фронтальная работа: Проверка работы 3 группы. | Личностные УУД: установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов. Познавательные УУД: умение понимать информацию, представленную в виде текста, смысловое чтение как осмысление цели чтения. Регулятивные УУД: умение самостоятельно организовывать работу, осуществлять самоконтроль. |
| 8. Включение в систему знаний и повторение. (5 мин) Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Ребята, люди во все времена гордились своей Родиной. Слагали о ней пословицы и поговорки, писали стихи, выражали любовь и преданность Родине и народу в музыке. Прослушайте музыкальный фрагмент и подумайте, как можно назвать человека, который предан своему народу и Родине? Работа с музыкальным материалом. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Эвристическая беседа: - Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству? - А какое чувство может испытывать патриот? - Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За что? Словарная работа: Работа с понятиями патриот, гордость. | Фронтальная работа: Эмоциональное восприятие произведения. Фронтальная работа: (отвечают на вопрос, высказывают свои предположения).
Прием – слушание: Работа в группах: класс делится на группы, дети обсуждают, дополняют, и выбирают нужные понятия, проверяют себя. | Личностные УУД: эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные УУД: способность к мобилизации сил, умение сличать способ выбора действия с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. |
| 9. Рефлексия учебной деятельности. (5 мин) Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Подведение итогов: Дети, с какими понятиями мы сегодня работали на уроке? Синквейн «Родина» Сейчас вы попробуете составить синквейн к самому важному понятию - «Родина». Словесный метод – беседа: слово учителя о празднике «День России». Метод – поощрение: Дети получают за работу флажки с надписью «Спасибо за урок»
Домашнее задание: дифференциация по объёму и по уровню творчества: - творческая работа по созданию презентации, написания сочинения, рисования рисунока, заучивание или сочинение собственного стихотворения по теме урока) | Индивидуальная работа: Дети составляют синквейн по заданному алгоритму Фронтальная проверка.
Дети делают выбор, работают с родителями. | Личностные УУД: формирование положительного отношения к своей Родине, народу, его традициям. Познавательные УУД: самостоятельное выполнение творческого задания. Коммуникативные УУД: умение осуществлять способ взаимодействия с родителями. |