Тема | Причастие и деепричастие |
Цели | Образовательные: обеспечить формирование системы знаний о причастии и деепричастии. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности; - регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; - коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы необходимые для организации своей деятельности; - познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, справочных материалах, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы. |
Планируемый результат | Предметные: Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий и причастий, орфограмму «Одна и две –н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», правило постановки знаков препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотах. Уметь находить деепричастия и причастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять причастные и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД) |
Основные понятия | Причастный и деепричастный оборот, пунктограмма Причастие и деепричастие. |
Межпредметные связи | Русский язык. Литература |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Русский язык. 7класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2012. – 223с. Распечатанные разноуровневые задания (карточки), общая таблица Сравнительная характеристика причастий и деепричастий», индивидуальные таблички, рабочие карты для каждого учащегося. |
Организация пространства | Фронтальная работа, самостоятельная индивидуальная работа, парная работа, работа в группе. |
Методы контроля | Устный, письменный, самоконтроль, взаимопроверка |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты Предметные | Планируемые результаты УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин) Цели: Уточнить тип урока; Уточнить тематические рамки; Создать атмосферу сотрудничества; Мотивировать на успешную деятельность | Готовятся к восприятию информации Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради | Целеполагание урока. Уточняет тип урока Уточняет тематические рамки и важность урока для подготовки к контрольной работе. Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания | | | (Коммуникативные УУД) Уметь слушать собеседника |
II Актуализация и проблематизация. Постановка проблемы. Использование технологии проблемного обучения. Цели: Через развивающее задание повторить знания о ранее изученном, сопоставить и сравнить деепричастие и причастие с другими частями речи (5 мин) | Работают в парах Отвечают на вопросы Делают вывод: деепричастие - особая форма глагола, имеющая признаки глагола и наречия. Причастие- особая форма глагола, имеющая признаки глагола и прилагательного. | Инструкция по работе в парах по карточкам Постановка проблемы: чем отличается деепричастие от других частей речи? С какими частями речи есть общее? | Развивающее задание слова из текста заносят в таблицу «Самостоятельные части речи» Использование игровой технологии: Игра «Третий лишний» Учащиеся группируют данные слова на группы по морфологическому признаку. | Организация активной мыслительной деятельности учащихся. Знания об общем категориальном значении деепричастия и причастия. | Познавательные УУД). Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. (Коммуникативные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию (Регулятивные УУД). Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей |
III.Работа по теме урока. Закрепление полученных знаний. Цкль: повторить и систематизировать теоретические знания о деепричастии и причастии через решение развивающих заданий. 1)Фронтальный опрос(4мин) Цели: Повторить сведения о деепричастии, образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида. Повторить сведения о причастии и правописании одной и двух –Н- в суффиксах причастий. | Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, делают записи в рабочей тетради. (вопросы в учебнике на стр. 191 – 192) | Организует фронтальный опрос учащихся | Вопросы: Что называется деепричастием? Назовите грамматические признаки деепричастия. Как образуются деепричастия? От чего зависит выбор гласной в деепричастии? Что называется причастием? Назовите грамматические признаки причастия. | Вспомнили определение деепричастия, его грамматические признаки; образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Установили, от чего зависит выбор гласной в деепричастии. Вспомнили определение причастия, его грамматические признаки, правописание –н-нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. (Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию. . (Регулятивные УУД). Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем . |
2)Осложненный диктант (5мин) Цели: Закрепить умение правильно образовывать деепричастия от глаголов совершенного и несовершенного вида (Парная работа) . | Заполняют таблички «Деепричастия совершенного и несовершенного вида» «Правописание суффиксов страдательных причастий» | Диктует глаголы совершенного и несовершенного вида, причастия с –н,нн- в суффиксах | Заполнение табличек, лежащих на партах у каждого учащегося, поможет закрепить умение правильно определять вид деепричастий. Составление алгоритма действий для правильного написания –н,нн- в суффиксах причастий. | Закрепили умение правильно образовывать деепричастия и определять их вид. Закрепили умение делать выбор для написания –н-нн- в суффиксах причастий. | (Познавательные УУД). Уметь работать с таблицей (Коммуникативные УУД). Уметь составлять задания для партнера. (Регулятивные УУД). Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу. |
Физкультминутка. | Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, а теперь я предлагаю взять физкультпаузу. Давайте выполним несколько упражнений на расслабление мышц шеи, плеч, глаз. (Применение здоровьесберегающих технологий) |
3)Работа с разноуровневыми карточками (6 мин) Цели: Проверить уровень усвоения темы «Не с причастиями и деепричастиями» и другими частями речи. | Разноуровневые задания предусматривают самостоятельную работу. | Подготовить разноуровневые задания для каждого ученика. 1)Спиши пословицы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые. 2)Спиши текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. 3)Спиши текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркни как члены предложения причастные и деепричастные обороты. | Работа с разноуровневыми заданиями позволяет осуществить обратную связь со всеми учащимися и проконтролировать уровень усвоения материала. | Закрепили знания о правописании «Не с деепричастиями» и другими частями речи. Закрепили знании я об обособлении причастных и деепричастных оборотов. | (Регулятивные УУД). Уметь выполнять учебные действия в умственной форме. (Познавательные УУД). Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы. |
4) Творческая работа. (3 мин) Использование технологии проблемного обучения. Цели: Повторить сведения о деепричастном и причастном обороте и правилах его употребления и выделения на письме. (Парная работа) | Сочинение-миниатюра на тему «Инструкция по выполнению комплекса физических упражнений» по предложенным словосочетаниям и иллюстрациям стр.128 учебника.( | Задает вопросы: - Какой темой объединены? - Чему учат? ( | Словосочетания: поставив ноги на ширине плеч; согнув руки ; слегка присев; сделав глубокий вдох; выполняя наклоны | Тема труда, поднятая в сочинениях, способствует воспитанию трудолюбия, прилежания, усердия. (Воспитательная) | (Коммуникативные УУД). Уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других. (Регулятивные УУД). Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой) (Познавательные УУД). Уметь находить нужную информацию. |
5) Работа с пунктограммой. (5 мин). Цели: Учить разграничивать причастные и деепричастные обороты, видеть случаи, когда запятые не ставятся. | Один ученик у доски объясняет знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, делает вывод. Второй ученик объясняет случаи, когда запятые не ставятся. | Учитель предлагает сначала одному, затем другому ученику поработать у доски, все остальные выполняют задание в рабочих тетрадях. | Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Ученик, думая и размышляя, готовится к контрольному диктанту. На уроке мы трудились засучив рукава. | | (Познавательные УУД). Правильно определять пунктуационную ситуацию в предложении. Самостоятельно делать выводы. |
6) Игра «Я редактор». Употребление деепричастных оборотов в речи. (6 мин) Использование игровых технологий. Цели: Научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов. | Работают со словарем, находят значение слова «редактор». Коллективная работа по исправлению грамматических ошибок, работают в тетрадях. | Учитель предлагает отредактировать предложения, записать в тетрадях правильный вариант. | Исправление грамматических ошибок в предложениях: Прочитав «Песню про купца Калашникова», мне было грустно. Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, и очень её полюбил. Закрыв книгу, герои надолго остаются в моей памяти. | Учащиеся получают сведения из другой области знаний, что способствует расширению кругозора | (Коммуникативные УУД). Уметь анализировать и исправлять предложения. (Познавательные УУД). Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор. |
IV.Подведение и обсуждение итогов проделанной работы. итогов работы.. Выполнение тестов. (3 мин.) | Обобщают и систематизируют полученную информацию. | Вопрос: -Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор? | В ходе урока использовали разные развивающие задания, повторили и закрепили знания о деепричастии и причастии. | | (Регулятивные УУД). Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»). (Коммуникативные УУД). Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. |
V.Домашнее задание. (1мин.) | Работают с учебником | Дает краткий инструктаж | Упр. 193 или 195 (по выбору) | | (Познавательные УУД). Уметь выбирать решение, обосновывать выбор. |
VI.Рефлексия. (2мин.) | Отвечают на предложенные учителем вопросы | Вопросы: - Что было трудным? - Что вызвало интерес? - Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка? | Общий ответ: «Мы находили причастный и деепричастный оборот в предложениях, исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий, показали, что умеем разграничивать причастные и деепричастные обороты и получили навыки постановки знаков препинания в причастном и деепричастном оборотах. | | (Личностные УУД). Мотивация учебной деятельности,способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. |