СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Причастие и деепричастие" в 7 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В технологической карте урока представлен урок, соответствующий ФГОС с УУД обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Причастие и деепричастие" в 7 классе.»

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 7 классе в рамках ФГОС

Тема. «Причастие и деепричастие»

Тип урока. Урок повторения, обобщения и систематизации полученных знаний.

Технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технология обучения в сотрудничестве.

Цели урока:

  1. Образовательные: закрепить сведения о причастии и деепричастии, повторить навыки разграничения причастия и деепричастия,

повторить навыки определять причастные и деепричастные обороты.

  1. Развивающие: показать необходимость выделения деепричастных и причастных оборотов в предложении, формировать умения находить обособленные и необособленные члены предложения, способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развивать речь учащихся, мышление, память, коммуникативные навыки общения.

  2. Воспитательная: воспитывать у учащихся любовь к русскому языку, прививать навыки сотрудничества и взаимопомощи, прививать чувство милосердия, сострадания, сочувствия.



Технологическая карта изучения темы



Тема

Причастие и деепричастие


Цели


Образовательные: обеспечить формирование системы знаний о причастии и деепричастии.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

- регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

- коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы необходимые для организации своей деятельности;

- познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, справочных материалах, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий и причастий, орфограмму «Одна и две –н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», правило постановки знаков препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотах.

Уметь находить деепричастия и причастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять причастные и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.


Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности


Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)


Основные понятия

Причастный и деепричастный оборот, пунктограмма

Причастие и деепричастие.

Межпредметные связи

Русский язык. Литература

Ресурсы:

- основные


- дополнительные


Русский язык. 7класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2012. – 223с.


Распечатанные разноуровневые задания (карточки), общая таблица Сравнительная характеристика причастий и деепричастий», индивидуальные таблички, рабочие карты для каждого учащегося.

Организация пространства


Фронтальная работа, самостоятельная индивидуальная работа, парная работа, работа в группе.



Методы контроля

Устный, письменный, самоконтроль, взаимопроверка



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

Цели:

Уточнить тип урока;

Уточнить тематические рамки;

Создать атмосферу сотрудничества;

Мотивировать на успешную деятельность

Готовятся к восприятию информации

Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Записывают тему в тетради

Целеполагание урока. Уточняет тип урока


Уточняет тематические рамки и важность урока для подготовки к контрольной работе.

Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания


(Коммуникативные УУД)

Уметь слушать собеседника

II Актуализация и проблематизация. Постановка проблемы. Использование технологии проблемного обучения.

Цели:

Через развивающее задание повторить знания о ранее изученном, сопоставить и сравнить деепричастие и причастие с другими частями речи

(5 мин)

Работают в парах



Отвечают на вопросы


Делают вывод: деепричастие - особая форма глагола, имеющая признаки глагола и наречия.

Причастие- особая форма глагола, имеющая признаки глагола и прилагательного.

Инструкция по работе в парах по карточкам


Постановка проблемы: чем отличается деепричастие от других частей речи?

С какими частями речи есть общее?

Развивающее задание

слова из текста заносят в таблицу «Самостоятельные части речи»

Использование игровой технологии:

Игра «Третий лишний»


Учащиеся группируют данные слова на группы по морфологическому признаку.

Организация активной мыслительной деятельности учащихся.

Знания об общем категориальном значении деепричастия и причастия.

Познавательные УУД). Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

(Коммуникативные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию


(Регулятивные УУД).

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

III.Работа по теме урока. Закрепление полученных знаний.

Цкль: повторить и систематизировать теоретические знания о деепричастии и причастии через решение развивающих заданий.


1)Фронтальный опрос(4мин)

Цели:

Повторить сведения о деепричастии, образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида. Повторить сведения о причастии и правописании одной и двух –Н- в суффиксах причастий.

Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, делают записи в рабочей тетради.

(вопросы в учебнике на стр. 191 – 192)

Организует фронтальный опрос учащихся

Вопросы:

Что называется деепричастием?

Назовите грамматические признаки деепричастия.

Как образуются деепричастия?

От чего зависит выбор гласной в деепричастии?

Что называется причастием? Назовите грамматические признаки причастия.

Вспомнили определение деепричастия, его грамматические признаки; образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Установили, от чего зависит выбор гласной в деепричастии.

Вспомнили определение причастия, его грамматические признаки, правописание –н-нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.


(Познавательные УУД).

Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

.

(Регулятивные УУД).

Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем .

2)Осложненный диктант (5мин)

Цели:

Закрепить умение правильно образовывать деепричастия от глаголов совершенного и несовершенного вида

(Парная работа) .

Заполняют таблички «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

«Правописание суффиксов страдательных причастий»

Диктует глаголы совершенного и несовершенного вида, причастия с –н,нн- в суффиксах

Заполнение табличек, лежащих на партах у каждого учащегося, поможет закрепить умение правильно определять вид деепричастий.

Составление алгоритма действий для правильного написания –н,нн- в суффиксах причастий.




Закрепили умение правильно образовывать деепричастия и определять их вид.

Закрепили умение делать выбор для написания –н-нн- в суффиксах причастий.

(Познавательные УУД).

Уметь работать с таблицей

(Коммуникативные УУД).

Уметь составлять задания для партнера.

(Регулятивные УУД).

Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу.

Физкультминутка.

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, а теперь я предлагаю взять физкультпаузу. Давайте выполним несколько упражнений на расслабление мышц шеи, плеч, глаз. (Применение здоровьесберегающих технологий)


3)Работа с разноуровневыми карточками (6 мин)

Цели:

Проверить уровень усвоения темы «Не с причастиями и деепричастиями» и другими частями речи.

Разноуровневые задания предусматривают самостоятельную работу.

Подготовить разноуровневые задания для каждого ученика.

1)Спиши пословицы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые.

2)Спиши текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

3)Спиши текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркни как члены предложения причастные и деепричастные обороты.

Работа с разноуровневыми заданиями позволяет осуществить обратную связь со всеми учащимися и проконтролировать уровень усвоения материала.

Закрепили знания о правописании «Не с деепричастиями» и другими частями речи.

Закрепили знании я об обособлении причастных и деепричастных оборотов.

(Регулятивные УУД).

Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.

(Познавательные УУД).

Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

4) Творческая работа. (3 мин) Использование технологии проблемного обучения.

Цели:

Повторить сведения о деепричастном и причастном обороте и правилах его употребления и выделения на письме.

(Парная работа)

Сочинение-миниатюра на тему «Инструкция по выполнению комплекса физических упражнений» по предложенным словосочетаниям и иллюстрациям стр.128 учебника.(


Задает вопросы:

- Какой темой объединены?

- Чему учат? (

Словосочетания:

поставив ноги на ширине плеч;

согнув руки ;

слегка присев; сделав глубокий вдох;

выполняя наклоны


Тема труда, поднятая в сочинениях, способствует воспитанию трудолюбия, прилежания, усердия. (Воспитательная)

(Коммуникативные УУД). Уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.


(Регулятивные УУД). Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

(Познавательные УУД). Уметь находить нужную информацию.

5) Работа с пунктограммой. (5 мин).

Цели:

Учить разграничивать причастные и деепричастные обороты, видеть случаи, когда запятые не ставятся.

Один ученик у доски объясняет знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, делает вывод. Второй ученик объясняет случаи, когда запятые не ставятся.

Учитель предлагает сначала одному, затем другому ученику поработать у доски, все остальные выполняют задание в рабочих тетрадях.

Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым.

Ученик, думая и размышляя, готовится к контрольному диктанту.

На уроке мы трудились засучив рукава.


(Познавательные УУД).

Правильно определять пунктуационную ситуацию в предложении. Самостоятельно делать выводы.

6) Игра «Я редактор». Употребление деепричастных оборотов в речи. (6 мин) Использование игровых технологий.

Цели:

Научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов.

Работают со словарем, находят значение слова «редактор». Коллективная работа по исправлению грамматических ошибок, работают в тетрадях.

Учитель предлагает отредактировать предложения, записать в тетрадях правильный вариант.

Исправление грамматических ошибок в предложениях:

Прочитав «Песню про купца Калашникова», мне было грустно.

Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, и очень её полюбил.

Закрыв книгу, герои надолго остаются в моей памяти.

Учащиеся получают сведения из другой области знаний, что способствует расширению кругозора

(Коммуникативные УУД).

Уметь анализировать и исправлять предложения.

(Познавательные УУД).

Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.

IV.Подведение и обсуждение итогов проделанной работы. итогов работы..

Выполнение тестов.

(3 мин.)

Обобщают и систематизируют полученную информацию.

Вопрос:

-Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор?

В ходе урока использовали разные развивающие задания, повторили и закрепили знания о деепричастии и причастии.



(Регулятивные УУД). Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).

(Коммуникативные УУД). Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

V.Домашнее задание. (1мин.)

Работают с учебником

Дает краткий инструктаж

Упр. 193 или 195 (по выбору)


(Познавательные УУД).

Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

VI.Рефлексия. (2мин.)

Отвечают на предложенные учителем вопросы

Вопросы:

- Что было трудным?

- Что вызвало интерес?

- Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?

Общий ответ: «Мы находили причастный и деепричастный оборот в предложениях, исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий, показали, что умеем разграничивать причастные и деепричастные обороты и получили навыки постановки знаков препинания в причастном и деепричастном оборотах.


(Личностные УУД). Мотивация учебной деятельности,способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!