СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Почвы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с разнообразием почв России, видами почв Ростовской области. Опыты спочвой на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Почвы России"»

Технологическая карта урока окружающего мира

Учитель: Сопрунова И.П.

Класс:4-г

Тема урока: «Разнообразие почв»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомить учащихся с различными видами почв, их образованием , составом, с природоохранной деятельностью человека, объяснить, почему землю называют кормилицей, повторить сведения о полезных ископаемых;

Метапредметные:

  • воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе, к земле;

  • учить детей видеть взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы;

Личностные:

• формирование положительного отношения к изученному материалу;

• умение давать адекватную самооценку;

• понимание причин личной успешности/не успешности в освоении материала;



Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УУД


1.Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь.

Прежде чем начать урок проверьте, все ли необходимое у вас есть на парте, и нет ли ничего лишнего.



Настраиваются на урок, готовят все необходимое



2.Актуализация знаний

Начнем мы наш урок со сказки. Cейчас ваша одноклассница расскажет вам сказку. Ваша задача прослушать и догадаться,о чем пойдет речь на нашем уроке?



Сказка ли это?



























Что называют волшебной кладовой? Почему?






-Что издавна делает земля – матушка?

-Да не только человека кормит земля. А кого еще?

- Насекомых, птиц, зверей.





-Как можно назвать землю?

- Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет,

20 см – за 5-6 тыс. лет.

О чём это говорит?




В3 классе мы уже знакомились с почвой

Вспомните, что же такое почва?







А что входит в состав почвы?


1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы.

2. . Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов.

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений.

4.Одна из составных частей почвы, которая хорошо удерживает влагу

5. Вещество, необходимое для жизни и развития растений.

6.Вещество, помогающее корням растений дышать.


Слушают сказку





Нет, волшебная кладовая действительно существует




















Отвечают на вопросы





-Земля, почва. Посеешь горсточку зерна, а соберёшь сто горстей.


-Кормит людей, животных. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.




Кормилицей- матушкой.



-О том, что ее надо беречь.


Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения, живут животные и микроорганизмы


Перегной


соли





песок



глина


вода



воздух

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовётся она – почва. Да только она иногда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не класть? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей матушка – земля. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить зёрна с собой с полей и сажать возле жилья. Вот и заколосились первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатый урожай.


Коммуникативные:

умение слушать,

высказывать свои мысли













Регулятивные:

умение настроиться на урок

3.Изучение новой темы

Как вы думаете, одинаковы ли почвы на территории нашей страны?


Русский естествоиспытатель, Василий Васильевич Докучаев, создал науку о почвах - почвоведение.

Он первым составил почвенные карты России, создал научную классификацию почв, принятую во всем мире.


В природе существует большое количество типов почв.


Прочитайте на странице 50 первую часть текста и ответьте на вопрос


- От чего зависит разнообразие почв?


1. В нашей стране большие пространства занимают подзолистые почвы. Они сероватого цвета. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах. Они бедны гумусом и минеральными солями, поэтому малоплодородны.

2. Вот перед вами чернозём. Эти почвы особенно богаты гумусом. Он придаёт им очень тёмный или чёрный цвет. Скапливается влага, создаются условия для гниения. Под действием микроорганизмов остатки растений превращается в перегной, в котором образуются почвенные кислоты, почвы кислые. Эти почвы самые плодородные.

Рассказ учителя об остальных типах почв.

3.Серая лесная почва. Этот вид почвы формируется в лесах, где много влаги.

4.При близком залегании грунтовых вод образуются болотные почвы. Они содержат толстый слой торфа.

5. На севере широкой лентой тянутся светлые тундровые почвы. Они маломощные, кислые, содержат всего 5% перегноя и залегают на небольшую глубину, так как внизу слой вечной мерзлоты. Сверху почвы покрыты слоем торфа. Эти почвы малопродуктивны

6.Для лугов характерны луговые почвы. В них хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

7. Солончаки – это почвы, которые содержат соли и образуют на поверхности солевую корку. Такие почвы не пригодны для выращивания культурных растений. Весной, после таяния снега, в понижениях образуются «мочаки» - участки сырых засоленных колодцев.


Расскажите, какие бывают почвы?


Охрана почв

Что разрушает почву?


В начале урока мы сказали, что почву необходимо беречь, а еще ее нужно удобрять.

Кто знает способы удобрения почвы?

У вас есть огороды или у ваших бабушек, что они делают, чтобы повысить уровень плодородия?



Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие.


Как предотвратить разрушение почв?





А может ли один человек решить экологические проблемы почвы?


Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.


Какие организации вы знаете?

















Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы?







Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы(содержание

в ней песка,глины,количества перегноя и воды), от температуры воздуха)









Учащиеся читают вторую часть текста































Учащиеся перечисляют типы почв.











Вода, ветер, вырубка лесов, строительство дорог, домов, чрезмерное использование ядохимикатов и удобрений.





Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты.


Нет, здесь надо потрудиться всем людям









Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира.


Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев



Познавательные:

умение наблюдать,

сравнивать,

анализировать





Коммуникативные:

развитие речи












Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки












Личностные:

ориентировать на понимание причин личной успешности/

неуспешности

в освоении материала

умение признавать свои ошибки

4.Закрепление

Ответить на вопрос №3 на странице 52

№6

Опыт 1.Определите, как вода передвигается в почве?

– А сейчас узнаем еще одно свойство почвы.

– Вы знаете, что после дождя почва быстро просыхает. Влага, выпавшая на землю, впитывается почвой и уходит вниз. Вода хорошо усваивается корнями растений, и они нормально развиваются. Но бывает, что в течение несколько недель нет дождей, а растения по-прежнему растут и не увядают. Оказывается, вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу вверх.

– Посмотрите опыт.

– возьмем сито, и насыплем в нее сухую почву, поместим в тарелку с водой. Через некоторое время мы увидим, что почва стала влажной до самого верха. Это вода из посуды поднялась вверх и смочила весь слой почвы.

– А сейчас наполним сито камешками и также поставим на тарелку с водой. Сколько бы мы с вами не ждали, камешки, находящиеся сверху, так и останутся сухими. Намокнут лишь те, которые находятся на дне емкости.

– Оказывается у почвы есть капилляры по которым может подняться вода на вверх и это у почвы называется – влагопроницаемостью.

– Как вы думаете это хорошее свойство почвы? (ответы уч-ся)

– Да, но не всегда, поднявшись на поверхность вода может и испариться и почва высохнет.

– Что для этого надо сделать, чтобы этого не произошло? (рыхлить почву)

Опыт №2

Как разные почвы удерживают воду?

Одна из ёмкостей наполнена песчаной почвой, а другая глинистой. Налейте в ёмкость одинаковое количество воды.

Сравните, через какую почву прошло большее количество воды. А какая почва удержала влагу?

На основании опыта определите, на какой почве растения будут лучше расти в засушливое лето, а на какой в дождливое.

Больше чернозёма


Вывод 1.

У почвы есть капилляры по которым может подняться вода на вверх и это у почвы называется – влагопроницаемостью.


Регулятивные:

ставить цель учебной деятельности






5.Рефлексия

Какие бывают почвы?

Почему надо бережно относиться к почвам? Как надо охранять почвы?

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Птице – воздух, рыбе – вода, а человеку – вся земля.

Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.




Предметные:

наблюдать, делать выводы

и использовать их в дальнейшей работе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!