Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | – Запустим кораблик бумажный, Пускай он плывет далеко. Урок у нас сегодня важный, Добыть ведь знания – нелегко! | Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. | ок ог оч | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк |
III. Проверка выполнения домашнего задания. Работа в рабочей тетради (№ 103) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Проверяет выполнение домаш- него задания, просматривает записи в рабочих тетрадях | Читают, отвечают на вопросы | Устанавливают правильность выполнения домашнего задания, выявляют пробелы и осуществляют их коррекцию |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | – Сегодня мы познакомимся с новым понятием орфограмма, узнаем, что орфограммы бывают проверяемыми и непроверяемыми | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро- ванную учителем |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Работа со стихотворением. Словарно-орфо-графическая работа. Молоток (упр. 170) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте. О ком говорится в стихотворении? – Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, как вы проверили их написание. Знакомит с правописанием слова «молоток» | Читают, отвечают на вопрос. Списывают слова, вставляют пропущенные буквы. Запоминают написание слова «молоток», записывают его | Осмысленно читают стихотворение, определяют его героя. Объясняют правописание слов, осуществляют их проверку. Владеют умением подбирать проверочные слова |
2. Буквы- орфограммы (упр. 171). Правила. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы (учебник, с. 108, 109) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Организует работу с упражнением. Контролирует его выполнение. Предлагает прочитать правило и объяснить, что такое орфограмма, проверяемые и непроверяемые орфограммы | Записывают предложения, вставляя подходящие по смыслу слова, подчеркивают буквы, написание которых надо запомнить | Владеют умением работать с текстом правила, извлекать из него необходимую информацию. Дополняют предложения по смыслу подходящими словами. Находят словарные слова |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно, Клювиком почистил пух И опять за парту – плюх! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня |
3. Орфографи- ческая задача (упр. 172) | Коллективная, индивидуальная. Словесный, творческий. Задача, беседа, письмо | Предлагает ознакомиться с орфографическими задачами и решить их. – Прочитайте правило. Что такое орфограмма? | Решают орфографические задачи. Работают с правилом. Отвечают на вопросы | Определяют смысл орфографической задачи, коллективно решают задачи. Знакомятся с понятием орфограмма |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Проверяемые и непроверяемые орфограммы (упр. 173) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Прочитайте. Что означает каждое слово? – Запишите слова. Обозначьте в них ударение. Подчеркните орфограммы. Объясните, какую из орфограмм в корне слов можно проверить, а какую надо запомнить. Составьте предложение с одним словом | Объясняют значения слов. Списывают слова, обозначают ударение, подчеркивают орфограммы. Отвечают на вопросы. Составляют предложение | Умеют правильно ставить ударение в словах. Раскрывают лексическое значение слов. Различают орфограммы, которые можно проверить. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чему учились на уроке? – Как вы оцените свою работу на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – Что получилось хорошо? – Над чем следует поработать? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
VIII. Домашнее задание. Правила (учебник, с. 108, 109) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Предлагает дома выучить правило: «Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы» | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
Этапы урока | Формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
действия | умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | – Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. | Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. | во оло оро | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Проверка выполнения домашнего задания. Правила. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы | Фронтальная. Словесный. Рассказ, беседа | Предлагает рассказать выученные дома правила на знание и использование понятий: «орфограмма», «проверяемые и непроверяемые орфограммы» | Рассказывают правила, приводят примеры | Осмысленно вос- производят правило, свободно используют в речи изучаемые понятия | Правило |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | – Сегодня мы продолжим учиться находить проверяемые и непроверяемые орфограммы, распознавать двусложные слова с безударными гласными | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро- ванную учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Проверяемые и непроверяемые орфограммы (упр. 174) | Парная, инди- видуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте. – Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Одной чертой подчеркните в словах проверяемые орфограммы, двумя – непроверяемые орфограммы | Читают. Списывают слова, вставляют пропущенные буквы. Обозначают проверяемые и непроверяемые орфограммы | Объясняют правописание слов, осуществляют их проверку. Владеют умением подбирать проверочные слова. Думают, размышляют, высказывают свое мнение | Упражнение |
2. Двусложные слова (упр. 175) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Организует работу с упраж- нением. Контролирует его выполнение | Выписывают двусложные слова с безударным гласным в первом слоге, подчеркивают орфо-граммы, выделяют основу | Различают в словах слоги, находят двусложные слова с безударным гласным в первом слоге. | Упражнение |
3. Дидактическая игра «Найдите лишнее слово» | Групповая. Практический. Игра | На доске написаны слова: «нос», «носильщик», «носатый», «носик». – Назовите лишнее слово и докажите, почему оно лишнее | – Слово носильщик имеет другой смысл | Анализируют лекси- ческое значение слов, группируют слова по смыслу, исключают слово, имеющее другое значение | Дидактическая игра |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Словарно- орфографическая работа. Работа в рабочей тетради (№ 104). Работа с орфографическим словарем | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо, работа со словарем | – Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные буквы и слова. – Проверьте по орфографическому словарю, правильно ли вы записали словарные слова. Подчеркните изученные орфограммы | Вписывают пропущенные буквы и слова, подчеркивают орфо-граммы. Работают с орфогра- фическим словарем | Различают орфограммы, которые можно проверить и которые надо запомнить. Дополняют предложения по смыслу словами. Владеют умением работать с орфографическим словарем | Письмо, работа со словарем |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… | Заканчивают предло- жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VIII. Домашнее задание | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Предлагает повторить изученные словарные слова | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |
Этапы урока | Формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
действия | умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | – Раз вдохнули, два вдохнули... Хлопнули в ладошки, А теперь садимся рядом, Как в земле картошки! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Фронтальная. | ананас айва | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк |
III. Постановка учебной задачи | Словесный. Сообщение учителя | – Сегодня обобщим знания по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», сможете ответить на вопрос: что я усвоил хорошо, а над чем следует еще поработать?- | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро- ванную учителем |
IV. Контроль и самопроверка знаний. 1. Проверь себя (с. 111). Самостоятельная работа | Индивидуальная. Практический. Письмо, упражнения | Предлагает самостоятельно прочитать и выполнить задания. Контролирует выполнение заданий. Обращает внимание учащихся на допущенные ошибки | Выписывают слова согласно заданию; находят слова, в которых нужно проверить буквы; подбирают проверочные слова к данным | Объясняют правописание слов, осуществляют их проверку. Владеют умением подбирать проверочные слова. |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Материал для физкультминуток содержится в рекомендуемых пособиях | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления |
2. Словарно-орфографическая работа. Дидактическая игра «Закрой окошко» | Групповая, индивидуальная. Словесный, практический. Игра | 1) _дежда, сн_гирь, л_гушка, з_мл_ника, м_лина; 2) н_ябрь, _лф_вит, _ктябрь, п_суда, ж_лтый, к_пуста; 3) изв_ни, сах_р, _нтон_мы, д_ св_дан_я, _сина, с_нон_мы; 4) д_рога, л_пата, яг_да, б_реза, п_дл_жащ_е, ск_зу_м_е; 5) р_сунок, р_с_вать, скор_, быстр_, вет_р | Получают задания по группам – закрыть «окошки» в словах, выполняют задание: вписывают пропущенные буквы в слова | Умеют работать коллективно. Контролируют работу партнеров. Привлекают в игровой ситуации имеющиеся знания о правописании словарных слов |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чем занимались на уроке? – Как вы оцените свою работу на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – Что получилось хорошо? – Над чем следует поработать? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |