СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка с элементами РКИ (Текст выступления на семинаре)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постараюсь  на примере технологической карты урока русского языка (в соответствии с требованиями ФГОС) показать общие и отличительные признаки урока русского языка и урока с элементами РКИ (русского языка как иностранного). Обращу Ваше внимание на приемы составления и особенности технологической карты урока русского языка и урока с элементами РКИ.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка с элементами РКИ (Текст выступления на семинаре)»

Технологическая карта урока русского языка с элементами РКИ.

Емельянова Е.А.

руководитель структурного подразделения

по научно-методической

и инновационной деятельности

ГБОУ СОШ №157

им. К.А. Керимова.

Почетный работник образования РФ,

Победитель конкурса

«Грант Москвы-2011».


Миграция стала в России привычным явлением, мы знаем, что ежегодно в нашу страну прибывает около миллиона иностранных мигрантов, причем более 60% от их числа – это граждане стран, ранее входивших в состав СССР Трудовые мигранты стали прибывать вместе с семьями, привозить своих детей. Их детям приходиться учиться в обычных российских школах. Проблема языковой адаптации детей мигрантов является одной из наиболее острых в современном российском обществе. Эти дети совсем не знают русского языка или владеют им на элементарном бытовом уровне.

Они вынуждены посещать общеобразовательные российские школы, где преподавание ведется исключительно на русском языке, и сдавать итоговую аттестацию по русскому языку в форме ЕГЭ (несмотря на то, что эта форма контроля знаний рассчитана только на носителей языка, закон предписывает прохождение итоговой аттестации в форме ЕГЭ и иноязычным ученикам).
Учитель русского языка находится сегодня в новых условиях: вводятся новые государственные образовательные стандарты для общеобразовательной школы, выстроенные на компетентностной основе, разрабатываются авторские программы по русскому языку и литературе, рекомендованные к внедрению, в школах введена новая форма итоговой аттестации (ЕГЭ), открываются профильные классы в общеобразовательных школах и т.п. В рамках общего среднего образования появилось многообразие форм обучения (или видов образования): общее, гимназическое, лицейское, кадетское, профессиональное и др. И все перечисленные признаки модернизации образования накладываются на условия полиэтнической школы.

Учитель русского языка полиэтнической школы одновременно (в рамках одного класса) обучает детей различных национальностей.

Далее на примере только одной темы - Глагольные парадигмы- можно проследить сколь различны залоговые и видо-временные формы, как трудно соотнести их учащимся.


Язык

Вид

Время

Залог

Наклонение

Русский

Совершенный и несовершенный

3 времени (настоящее, прошедшее, будущее)

Действительный и страдательный

Изъявительное, условное, повелительное

Азербайджанский

Видовая категория глагола охватывает 6 форм (прикладная, желательная, условная, необходимая, нужная, изъявительная).

В 5 различных грамматических видах (известный, неизвестный, возвратный, взаимно совместный, понудительный).

5 времен глагола (

реальное прошлое,

повествовательное

прошлое,

настоящее,

категорическое

будущее,

некатегорическое

будущее)



Армянский

3 вида действия (совершаемое, совершенное и подлежащее совершению)

3 времени (настоящее, прошедшее, будущее).

Временные формы бывают простые и аналитические, делящиеся на главные составные и вторичные составные

3 залога (действительный, страдательный и средний)

5 наклонений (изъявительное, повелительное, желательное, условное, побудительное)

Таджикский

Настояще-будущее время.

Настоящее определённое, или продолженное, время. Параллельная форма настоящего времени, образуемая при помощи глагола гаштан.

Простое прошедшее время.

Прошедшее длительное время. Основная форма перфекта.

Перфект длительный. Преждепрошедшее время. Преждепрошедший перфект.

Прошедшее определённое время. Перфект определённый. Будущее составное время.

Действительный и страдательный залоги.

Понудительный залог

Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение.

Условно-сослагательное наклонение.

Предположительное наклонение.



Курс методики преподавания русского языка как родного имеет конкретные цели, задачи, содержание, отличные от целей, задач и содержания курса методики преподавания русского языка как иностранного.

Следовательно, возникают вопросы:


  • Чем методика обучения русскому языку как иностранному отличается от методики русского языка как родного?

  • Какие нормативно-методические документы и источники необходимо знать учителю-русисту для эффективной деятельности в полиэтнической школе?

  • Как помочь детям адаптироваться к новой для них школе?

  • Как включить всех детей в процесс общения на уроке?


Сегодня я постараюсь на примере технологической карты урока русского языка (в соответствии с требованиями ФГОС) показать общие и отличительные признаки урока русского языка и урока с элементами РКИ (русского языка как иностранного). Обращу Ваше внимание на приемы составления и особенности технологической карты урока русского языка и урока с элементами РКИ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА -

форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).

Методологические позиции:

  • она имеет статус документа;

  • в ней записан весь процесс;

  • указаны операции, их составные части;

  • названы материалы;

  • перечислено оборудование;

  • указаны инструменты;

  • обозначены технологические режимы;

  • рассчитано время;

  • определён квалификационный статус исполнителей.


Структурные компоненты технологической карты урока

  1. блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить)

  2. Инструментальный блок (какими средствами это достижимо)

  3. Блок организационно- деятельностный ( структуризация на действия и операции).


БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

  1. Тема урока

  2. Цель урока

  3. Планируемый результат

  4. Личностно-формирующая направленность урока


Инструментальный блок

  1. Задачи урока

  2. Тип урока

  3. Учебно-методический комплекс


Учебно-методический комплекс

  • источник информации

  • оборудование

  • дидактическое сопровождение

  • материалы для познавательной деятельности ученика


Дидактическое сопровождение

  • Проблемные вопросы;

  • Когнитивные и деятельностные установки;

  • Понятийный аппарат;

  • Логические схемы;

  • Рисунки;

  • Видеозаписи;

  • Индикаторы обратной связи и т.п.


Материалы для познавательной деятельности учеников

  • Уровневые задания;

  • Карточки для самостоятельной работы;

  • Тексты контрольных самостоятельных работ;

  • Технологические карты лабораторных работ;

  • Инструкция по технике безопасности;

  • Задания для выполнения на уроке;

  • Задания для самопроверки;

  • Другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик и т.п.


Организационно- деятельностный блок

  • План урока

  • Диагностика результатов урока

  • Домашнее задание









Далее предлагаю Вашему вниманию структурную схему (таблицу) примерной формы технологической карты урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап урока


2-й этап урока







Этапы (шаги) составления технологической карты:









Специфика урока русского языка с элементами РКИ (русского как иностранного):

Урок русского языка с элементами РКИ имеет свою специфику:

В связи с этим выделим следующие ключевые характеристики урока:

речевая направленность, обучение в условиях, адекватных условиям реальной коммуникации;

функциональность;

ситуативность;

индивидуализация процесса обучения;

мотивированность;



Содержание современного языкового образования и закономерности процесса обучения определяют ряд обязательных требований к уроку:

урок должен предусматривать не только накопление информации, знаний, но и их применение на практике;

урок может и должен быть вариативным по структуре и приемам обучения;

одним из базовых требований к уроку является его научность, т.е. соответствие современному уровню лингводидактической мысли, педагогики, психологии;

важной характеристикой урока - при групповой (коллективной) форме работы учащихся - является индивидуализация обучения - условие, обеспечивающее работу каждого учащегося в доступном темпе, стимулирование способностей и обеспечение учебной перспективы в отношении конкретного учащегося;

урок, как педагогическое "произведение", должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, с четким переходом от одной его части к другой в соответствии с лингводидактической целью и закономерностями процесса обучения (под внутренней структурой урока подразумеваются шаги к достижению цели урока), единой логикой развертывания деятельности педагога и учащихся;

Специфика занятия РКИ:

проявляется в его произвольном планировании, т.е. преподаватель имеет возможность варьировать компоненты урока, определять их последовательность. Так, если педагог придерживается в обучении принципов прямого метода и считает, что учащийся овладевает неродным языком бессознательно, как и родным, то на уроке отсутствует этап введения, презентации материала. Если педагог полагает, что исправление ошибок отрицательно сказывается на обучении, он минимизирует или видоизменяет этап контроля.



Структура урока:

Начало урока лучше связать с фронтальной работой - организационной формой деятельности, в которую включается весь учебный коллектив; это снимает чувство напряжения, позволяет вначале "распределить ответственность" за качество речевой деятельности между учениками. Фонетическая зарядка, короткая беседа вовлекает группу в атмосферу изучаемого языка.

Главные задачи решаются в основной части урока: введение материала - языкового, речевого, его тренировка, закрепление, активизация в устной и письменной речи.

Заключительная часть урока, как правило, связана с подведением итогов работы, разъяснением домашнего задания (цель домашнего задания - углубление и активизация знаний, навыков, умений в ходе самостоятельной работы).

Теперь на примере технологической карты урока русского языка с элементами РКИ я постараюсь продемонстрировать, как вводятся в урок элементы РКИ.







Теперь на конкретном примере урока русского языка по теме: «Род имен существительных» попытаемся определить каким образом введены элементы РКИ:

  1. Форма организации образовательного процесса, в рамках которого строится ситуация.

Урок.

  1. Название учебной ситуации. В каком классе организуется ситуация?

РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

5 класс.

  1. Единица содержания.

КАТЕГОРИЯ РОДА.

  1. Схема единицы содержания в соответствии с названным типом содержания.

РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ







ЖЕНСКИЙ РОД

СРЕДНИИЙ РОД

МУЖСКОЙ РОД









  1. Место осваиваемой единицы содержания в системе других единиц типа содержания.

Урок проводился во втором полугодии, 3 учебной четверти 5 класса, в разделе «Морфология».

  1. Схема системы единиц с указанием  в ней места осваиваемой  единицы.

СКЛОНЕНИЕ

ЧИСЛО

РОД







  1. Технология, обеспечивающая освоение единицы содержания.

Технология деятельностного метода обучения.

В структуре урока можно выделить 4 этапа.

I этап:

  • Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала по обобщающей теме.

  • Проблемная ситуация.

IIэтап:

  • Ввод обобщенных понятий «Род имен существительных» и морфологические признаки с использованием таблицы.

  • Поэтапное обобщение сходного морфологического материала.

III этап:

  • Ввод обобщающего алгоритма и образцов рассуждения (устного и графического).

  • Свертывание обобщений на основе главных признаков.

  • Графическая фиксация.



IV этап:

  • Ввод обобщающих и алгоритмизированных упражнений.

  • Ввод упражнений на группировку, классификацию, систематизацию материала.

  • Элементы редактирования текста.

8 . Схема выбранной технологии.

восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия

  1. организационный этап;

  2. этап актуализации субъектного опыта учащихся;

  3. этап изучения новых знаний и способов деятельности;

  4. этап первичной проверки понимания изученного;

  5. этап закрепления изученного;

  6. этап применения изученного;

  7. этап обобщения и систематизации;

  8. этап контроля и самоконтроля;

  9. этап рефлексии.

  10. этап информации о домашнем задании;

  11. этап подведения итогов занятия;



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Примерное время

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация.

Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Все ль на месте,

Все ль в порядке -

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаю всем удачи.

За работу, в добрый час!

1 мин.

Проверяют готовность к уроку.

  1. Актуализация

Какую большую тему мы сейчас изучаем?

Что вы знаете о существительном?

На доске деформированная схема. Учащимся предлагается ее восстановить.







ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ______________

ОБОЗНАЧАЕТ__________________________

ОТВЕЧАЕТ______________________________

ИЗМЕНЯЕТСЯ_____________________________

БЫВАЕТ__________________________________

В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ____________





Имя существительное

  1. Учебная ситуация, приводящая к постановке учебной задачи.

Перед вами слова. Запишите их, распределяя в 3 столбика.

СТОЛ, ЗИМА, ОБЛАКО, ПОЛЕ, БАШНЯ, ДЕЛО, ДЯДЯ, СОЛОМА, ЯБЛОКО, СЕВЕР, УЛИЦА, РИСУНОК, ПОСУДА, ПЛАТОК, МОРЕ, ДЕДУШКА.



  1. Введение в тему.

Проблемная ситуация:

По какому признаку вы распределяли слова в столбики?

Можно ли выделить окончания в каждой из групп?

Какие это окончания?

Какого рода слова в 1 столбике? Во втором? В третьем?





Формулирование темы и цели урока. (Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, сформулируйте тему и цели урока.)

Вспомните, что вы знаете по этой теме.

Что хотите ещё узнать или чему хотите научиться.

3 мин



По родам

Называют окончания.

Определяю родовую принадлежность

Учащиеся высказывают свои точки зрения и приводят доказательства своей правоты.

Как определить род имени существительного?

Давайте попробуем составить алгоритм.



  1. Ставлю существительное в начальную форму (И.П., Ед.ч, Кто?, Что?)

  2. Заменяю местоимением он, она, оно.

  3. Делаю вывод.



Давайте проверим, как работает алгоритм?

Читаю слова.

СРЕДА, БРЕВНО, МЯЧ, ГВОЗДЬ, МОРЕ, ТРОПИНКА, ГОЛУБЬ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, УРОЖАЙ.


Учащиеся последовательно выполняют действия по алгоритму.

Дидактическая игра «Угадай слово». Составьте слова. Определите род.

1 группа

2 группа

3 группа

П---а

В---к

Б---т

М---о

Б---а

З---о

Б---н

В---о

М---а



Задание выполняется по группам

Физкультминутка Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


1 мин

Выполняют движения вместе с учителем.

На доске изображены три вазы. В них нам нужно поставить цветы. А для того, чтобы это сделать, нужно отгадать загадки.

  1. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ПРОВОДЯТ ПРЯМЫЕ ЛИНИИ ИЛИ ИЗМЕРЯЮТ ДЛИНУ.

  2. Я ЗЕМЛЮ КОПАЛА, НИЧУТЬ НЕ УСТАЛА.

  3. ТО Я В КЛЕТКУ, ТО В ЛИНЕЙКУ, НАПИСАТЬ ВО МНЕ СУМЕЙ-КА.

  4. СОСУД, В КОТОРОМ КИПЯТЯТ ВОДУ И ЗАВАРИВАЮТ ЧАЙ.

  5. ПОМЕЩЕНИЕ, ГДЕ СОЯТ МАШИНЫ.

  6. СЪЕЛ СЛАСТЕНА В ВОСКРЕСЕНЬЕ ВСЕ ВИШНЕВОЕ___.

ЗАГАДКИ МЫ ОТГАДАЛИ, А ТЕПЕРЬ ОПРЕДЕЛИМ РОД ЭТИХ СЛОВ. УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ НАД ВАЗАМИ ЦВЕТЫ СО СЛОВАМИ .

Средний род

Женский род

Мужской род









2 мин

ЛИНЕЙКА, ЛОПАТА, ТЕТРАДЬ, ЧАЙНИК, ГАРАЖ, ВАРЕНЬЕ.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ПИСЬМА.



Недавно я прочитала интересное письмо, которое получила моя соседка – студентка – Оля от друга – студента – иностранца – Майкла.
- Он пишет его на русском языке, где предложения звучат иначе.
- Хотите послушать?
- Хотя не прилично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли (открываю текст – на доске).
- Слушайте внимательно! Письмо Майкла

Здравствуй мой любимая подруга Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгий дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Ваш Майкл.



Что вас рассмешило?
- А может, удивило?
- А что именно Майкл не знает?
- Вы согласны с мнением …?
- Тема урока: «Род имен существительных» (Открываю.)
- Кто хочет помочь Майклу?
- Давайте поможем ему? (Раздаю тексты письма в группы.)



Поправки текста в письме

- В папке с файлами найдите инструкцию №1.

 - Внимательно прочитайте данные предложения письма.
- Выполните задания согласно инструкции. (Учитель наблюдает и по необходимости помогает …)


Читают инструкцию №1:
- Прочитай предложение.
- Подчеркни имена существительные, род которых не знает Майкл.
Исправь ошибки.

Проверка исправленных предложений

- По очереди, каждая группа читает исправленные предложения (с места).
(Учитель исправляет ошибки на доске – в тексте, подчеркивает имя существительное, слушая детей, например: мой подруга.)
- Мы исправили все ошибки Майкла, а теперь прочитаем правильный текст письма.
- Кто желает прочитать?
- А достаточно ли только исправить ошибки Майкла, чтобы грамотно писать?


Читают по цепочке каждая группа.




Читает ученик правильный уже текст письма.
- Нет, недостаточно.

Обобщение по схеме.



Род имен существительных




М.р

Ср.р

Ж.р



оно

она

он





метро

машина

стол






Контроль и взаимопроверка. Учитель предлагает каждому учащемуся выполнить тест «да или нет». См таблицу.№ а

Таблица №а.


Вопросы

+ или -

1

Существительные имеют форму м.р, ж.р., ср.р.

+

2

Пальто –ср.р

+

3

Мороженое –м.р

_


4

Ящик-м.р.

+

5

Картина –ср.р

_




3 мин

Заполняют таблицу №а. Меняются тетрадями. Проверяют по ключу.

Если класс «Сильный». Ключ для проверки предлагаю ученики.

Рефлексия.

А). Развивая рефлексию настроения и эмоционального состояния, использую самый простой вариант (учащиеся получают карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного.



30 сек

Дети работают в оценочных листах:

Выбирают рисунок, который соответствует их настроению. (отмечают знаком +)

Б). Рефлексия содержания учебного материала (прием незаконченного предложения)

Сегодня я узнал…

Теперь я могу…

Урок для меня показался…

Было трудно…

3-5 мин

Учащиеся дописывают предложения.

Постановка домашнего задания.

Из толкового словаря выпишите по 5 слов каждого рода. Составьте с этими словами 3-5 предложений.





1 мин

Записывают задание на дом.



Подведение итогов урока. Выставление оценок.

1 мин



Общее время:









В заключение хотелось бы отметить, что желание детей учить русский язык необходимо поощрять и стимулировать любыми средствами.      

Хорошими помощниками учителя станут педагогика сотрудничества и воспитание успехом, это позволит создать на уроке условия, в которых ребенок будет чувствовать себя спокойно, свободно, испытывать только положительные эмоции, а овладение русским языком для него станет радостью и удовольствием.

Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!