СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока с использованием ЭОР. 9 класс. Тема урока: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. 1.     Боговкова Надежда Николаевна
  2. 9 класс
  3. Тема урока: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью.
  4. Цель  урока: Способствовать усвоению понятий кибернетика, управление.
  5. Тип урока: Урок изучения нового материала.

Технологическая карта урока с использованием ЭОР.

Дидактическая структура урока*

 

 

Материально-техническое оснащение  с указанием используемого программного обеспечения

 

 

 

Используемые на уроке образовательные ресурсы

Деятельность на уроке

Формируемые УУД

Учитель

Ученики

Учитель

Ученики

Бумажные

(название учебника, автор, тема, §, № задания; журнал, статья, автор  и т.д.)

Электронные (название ресурса, адрес сайта, портала  (для веб-ресурса)),

формат ресурса, тип ресурса (обучающий, практический, контрольный).

Бумажные

(название учебника, автор, тема, §, № задания; журнал, статья, автор  и т.д.)

Электронные (название ресурса, адрес сайта, портала  (для веб-ресурса)),

формат ресурса, тип ресурса (обучающий, практический, контрольный).

 

 

1.Организационный момент

 

 

 

 

 

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

Записывают тему урока.

Личностные

регулятивные

коммуникативные

2.Изучение нового материала

 

Компьютер

Интернет

Мультимедийный аппарат

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса ФГОС/И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.

1)Презентация “Зарождение и предмет кибернетики 

http://anna-pavlovna.ru/prezentaciya-zarozhdenie-i-predmet-kibernetiki-9-klass

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Кибернетическая схема управления

 http://informslide.ru/upravlenie-i-kibernetika/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Линейные алгоритмы управления 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bea76a4

 

 

Нелинейные алгоритмы управления

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9d6bbf1f-37c1-459f-824e-cce9783b50fe/view/

 

 

 

 

4) Компьютер и управление

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8bfbbcd5-f279-4d18-a8d8-816ead47d451/view/

 

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса ФГОС/И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9d6bbf1f-37c1-459f-824e-cce9783b50fe/view/

 

1). Может ли компьютер заменить человека? Вы уже знакомы с некоторыми областями использования компьютеров. Знаете, что с помощью компьютера можно печатать книги, выполнять чертежи и рисунки; быстро передавать информацию на большие расстояния, создавать компьютерные справочники на любую тему; производить расчеты.             

Существует еще одно важное приложение компьютерной техники — использование компьютеров для управления.

 Рассказать про Н. Винера и его книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». Демонстрация презентации.

Поговорить об управлении вообще. Как управляются живые организмы, управление механизмами. Понятие самоуправляющееся системы (при-мер живой организм).

Для того чтобы было возможно использовать ЭВМ для управления чем – либо необходимо сам процесс управления всесторонне и глубоко изучить. Этим и занимается наука – кибернетика.

Вывод: кибернетика – наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.

 

 

 

2) Демонстрация ЭОР.

Вспомнить, какие учащиеся знают информационные процессы.

 С точки зрения кибернетики, управление – информационный процесс.

Управление - целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, другие –управляемыми.

 Схема управления в простейшем случае, когда имеем только два объекта: один управляющий, другой – управляемый.

Алгоритм управления – последовательность команд управления, выполнение которой приводит к заранее поставленной цели.   

3)   Разбор примеров: телевизор-человек, светофор - машины, человек – собака.

Демонстрация ЭОР.

Задание (устно):

Дополнить приведенный ниже список и указать, какой объект будет управляющим, а какой – управляемым:

А) родители - …

Б) инспектор полиции  - …

В) самолет - …

Г) тренер - …

Д) режиссер - … 

 

 

 

 

 

 

4) Подготовьте ответы на следующие вопросы (с помощью презентации и учебника – с. 46-50):

1. Что такое САУ? 2. Что такое АСУ? 3. Чем отличается АСУ от САУ? 4. Может ли одна система заменить другую? Если да, то приведите примеры.

1)Записывают в тетрадь определение:  Кибернетка – наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)   Записывают определение:       

Управление–целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являюся управляющими, другие-управляемыми.

 

Алгоритм управления – последовательность команд управления, выполнение которой приводит к заранее поставленной цели.

 

 

 

3) Из учебника зарисовывают схемы – обратная и прямая связь (рис.1.1 и 1.2)

Записывают определение:

- прямая связь – это процесс передачи команд управления от управляющего объекта к управляемому;

 

- обратная связь – это процесс передачи информации о состоянии объекта управления управляющему объекту.

 

 

4) Самостоятельно работают с презентацией и/или с  текстом учебника с. 46-50):

 

 

личностные

Регулятивные

Познавательные

Знаково-символические

коммуникативные

Итог урока.

Закрепление материала

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока:

- Что такое “Кибернетика”; предмет и задачи этой науки;

- Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

- Что такое  алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления.

 

     Выставление оценок за активность на уроке.

Отвечают на вопросы

учителя.

 

Коммуникативные

личностные

Знаково-символические

Познавательные

регулятивные

Домашнее задание

 

 

 

 

 

Записывает на доске домашнее задание:

§1-2 Ответы на вопросы)

 

Записывают домашнее задание с доски + дополнительно (*)

Кроссворд по теме: "Управление и алгормы"

http://evgmih2.spb.ru/

Личностные

Знаково-символьные

Познавательные

регулятивные

коммуникативные

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока с использованием ЭОР. 9 класс. Тема урока: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью.»

  1. Боговкова Надежда Николаевна

  2. 9 класс

  3. Тема урока: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью.

  4. Цель урока: Способствовать усвоению понятий кибернетика, управление.

  5. Тип урока: Урок изучения нового материала.

Технологическая карта урока с использованием ЭОР.

Дидактическая структура урока*



Материально-техническое оснащение с указанием используемого программного обеспечения




Используемые на уроке образовательные ресурсы

Деятельность на уроке

Формируемые УУД

Учитель

Ученики

Учитель

Ученики

Бумажные

(название учебника, автор, тема, §, № задания; журнал, статья, автор и т.д.)

Электронные (название ресурса, адрес сайта, портала (для веб-ресурса)),

формат ресурса, тип ресурса (обучающий, практический, контрольный).

Бумажные

(название учебника, автор, тема, §, № задания; журнал, статья, автор и т.д.)

Электронные (название ресурса, адрес сайта, портала (для веб-ресурса)),

формат ресурса, тип ресурса (обучающий, практический, контрольный).



1.Организационный момент






Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

Записывают тему урока.

Личностные

регулятивные

коммуникативные

2.Изучение нового материала


Компьютер

Интернет

Мультимедийный аппарат

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса ФГОС/И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.

1)Презентация “Зарождение и предмет кибернетики

http://anna-pavlovna.ru/prezentaciya-zarozhdenie-i-predmet-kibernetiki-9-klass















































2) Кибернетическая схема управления

 http://informslide.ru/upravlenie-i-kibernetika/





















3) Линейные алгоритмы управления 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bea76a4




Нелинейные алгоритмы управления

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9d6bbf1f-37c1-459f-824e-cce9783b50fe/view/









4) Компьютер и управление

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8bfbbcd5-f279-4d18-a8d8-816ead47d451/view/


Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса ФГОС/И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.









































































































http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9d6bbf1f-37c1-459f-824e-cce9783b50fe/view/


1). Может ли компьютер заменить человека? Вы уже знакомы с некоторыми областями использования компьютеров. Знаете, что с помощью компьютера можно печатать книги, выполнять чертежи и рисунки; быстро передавать информацию на большие расстояния, создавать компьютерные справочники на любую тему; производить расчеты.

Существует еще одно важное приложение компьютерной техники — использование компьютеров для управления.

Рассказать про Н. Винера и его книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». Демонстрация презентации.

Поговорить об управлении вообще. Как управляются живые организмы, управление механизмами. Понятие самоуправляющееся системы (при-мер живой организм).

Для того чтобы было возможно использовать ЭВМ для управления чем – либо необходимо сам процесс управления всесторонне и глубоко изучить. Этим и занимается наука – кибернетика.

Вывод: кибернетика – наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.





2) Демонстрация ЭОР.

Вспомнить, какие учащиеся знают информационные процессы.

С точки зрения кибернетики, управление – информационный процесс.

Управление - целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, другие –управляемыми.

 Схема управления в простейшем случае, когда имеем только два объекта: один управляющий, другой – управляемый.

Алгоритм управления – последовательность команд управления, выполнение которой приводит к заранее поставленной цели.   

3)   Разбор примеров: телевизор-человек, светофор - машины, человек – собака.

Демонстрация ЭОР.

Задание (устно):

Дополнить приведенный ниже список и указать, какой объект будет управляющим, а какой – управляемым:

А) родители - …

Б) инспектор полиции  - …

В) самолет - …

Г) тренер - …

Д) режиссер - … 








4) Подготовьте ответы на следующие вопросы (с помощью презентации и учебника – с. 46-50):

1. Что такое САУ?
2. Что такое АСУ?
3. Чем отличается АСУ от САУ?
4. Может ли одна система заменить другую? Если да, то приведите примеры.

1)Записывают в тетрадь определение:  Кибернетка – наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.


































2)   Записывают определение:       

Управление–целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являюся управляющими, другие-управляемыми.



Алгоритм управления – последовательность команд управления, выполнение которой приводит к заранее поставленной цели.





3) Из учебника зарисовывают схемы – обратная и прямая связь (рис.1.1 и 1.2)

Записывают определение:

- прямая связь – это процесс передачи команд управления от управляющего объекта к управляемому;


- обратная связь – это процесс передачи информации о состоянии объекта управления управляющему объекту.




4) Самостоятельно работают с презентацией и/или с текстом учебника с. 46-50):




личностные

Регулятивные

Познавательные

Знаково-символические

коммуникативные

Итог урока.

Закрепление материала






Подведение итогов урока:

- Что такое “Кибернетика”; предмет и задачи этой науки;

- Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

- Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления.



Выставление оценок за активность на уроке.

Отвечают на вопросы

учителя.


Коммуникативные

личностные

Знаково-символические

Познавательные

регулятивные

Домашнее задание






Записывает на доске домашнее задание:

§1-2 Ответы на вопросы)


Записывают домашнее задание с доски + дополнительно (*)

Кроссворд по теме: "Управление и алгормы"

http://evgmih2.spb.ru/

Личностные

Знаково-символьные

Познавательные

регулятивные

коммуникативные





*Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока.

Столбцы ** и *** заполняются по желанию слушателя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!